Докладна тему: «Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».
материал по технологии

Докладна тему:

«Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

            Докладна тему:

«Развитие познавательного интереса и творчества на уроках технологии».

                                                                       Учитель технологии:

                                                             Манетин Александр Никонорович

                                     Родоманово,  2019 год.

Творчество как необходимый компонент развития личности

     «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

А.С. Макаренко.

 Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания

       Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.

    Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание. Поворот школ к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности.

   Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно - ориентированное образование. Всякое обучение есть создание условий для развития личности.

    Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств.

Личностно - ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.

     Принцип дифференцированного образовательного процесса способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

     Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

     Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

  • построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;
  • обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;
  • только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е.
  • в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.   

     Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.       Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

     Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.


                 Структура творческого процесса

     В отдельных видах творчества структура творческого процесса обладает своими особенностями. Ограничимся рассмотрением её на примере научного и технического творчества.

Все еще встречается представление, ограничивающее научное творчество нахождением решения проблемы. Но в этом случае не учтено само начало творческого процесса, начало его развертывания. Осознание потребности, постановка и формулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Идеальное, как центральное звено творческого процесса, рождается под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.

Итак, структура творческого процесса является довольно сложной. Для характеристики этапов (или фаз) научного творчества приведем несколько близких друг к другу трактовок.

Д. Маккиннон выделяет пять этапов:

1) накопление знаний, навыков и умений для четкого формулирования проблемы;

2) этап «сосредоточения усилий», который иногда приводит к решению проблемы, а иногда вызывает усталость и разочарование;

3) уход от проблемы, переключение на другие занятия; этот этап называют периодом инкубации;

4) озарение, или «инсайт»;

5) верификация.

     А.М. Селезнев выделяет в творческом процессе следующие фазы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования;

2) сбор информации и выбор методологии исследования;

1) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи;

2) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления;

3) оформление полученных научных данных в логически стройную систему.

       По мнению И. Тейлора  творческий процесс имеет этапы:

1) формулирования проблемы;

2) трансформации, когда проблема трансформируется с помощью метафоры, аналогии, «реверсирования» и т.д.;

3) внедрения и использования творческого продукта, т.е. преобразования какой-то части окружающей среды.

      Что касается технического творчества, то оно имеет следующие звенья: раскрытие технического противоречия, формулировку технической задачи, выработку технической идеи, создание идеальной модели, материализацию идеального образа, отработку и внедрение работоспособного технического объекта, его дальнейшее совершенствование.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий

Статья Стимулирование познавательного интереса школьников через использование информационных технологий...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы"

Доклад на тему "Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках химии через индивидуальные и коллективные формы работы" на школьном методическом объединении естественно-математическог...

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»

Статья по теме «Технология развития познавательного интереса у обучающихся на уроках Истории через систему разноуровневых творческих заданий»...