Внеклассное мероприятие по технологии «ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»
классный час (5 класс)

Мартышевская Людмила Владимировна

Внеклассное мероприятие, которым можно завершить изучение темы "Кулинария" в 5 классе. Можно использовать для проведения классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_otdyha.docx35.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мартышевская Л.В.  Внеклассное мероприятие «За чашкой чая»

Внеклассное мероприятие по технологии

 «ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ»

для 5-х классов

                                                                                       Мартышевская Л.В.,

учитель технологии МОУ ООШ №3  г. Камешково

Цели: расширять представление детей о культурной традиции - чаепитии; развивать  познавательные способности детей; формировать положительную оценку таких человеческих качеств, как доброжелательность, дружелюбие, гостеприимство; побуждать детей к участию в совместных конкурсах; развивать творческие способности.

Предварительная работа с детьми:

  1. За 1-2 недели до мероприятия предложить детям поискать материал о чае, чайной церемонии; подобрать частушки по теме; найти репродукции картин художников, где было  бы отражено чаепитие;
  2. Поручить художникам из числа детей подготовить на плакатах высказывания, пословицы и поговорки о чае и чаепитии;
  3. Найти, договориться и принести на праздник самовары (с помощью родителей);
  4. Подготовить с помощью родителей угощение к чаепитию (печенье, конфеты, варенье и т. д.)
  5. Собрать коллекцию чайных пачек ( с разными сортами чая).

Оформление:

  1. На стенах висят пословицы и поговорки о чае, чайной церемонии:

     Чай не пил – какая сила, чай попил – совсем устал.

    Выпей чайку – забудешь тоску;

    Пей чай – удовольствие получай;

    С самоварчиком-буяном чай важнее и беседа веселее;

2. Репродукции картин В.Г. Перова «За чаем», Н.П. Рябушкина «Чаепитие»;

3. Плакаты с высказываниями: «Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор» (Н. Гоголь);  «Чай – мой любимый напиток. Других не признаю» (долгожитель, 120 лет, Ш. Муслимов);

4. Столы: с самоварами (в центре), чайными чашками и угощением – для участников праздника;

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок «Учёные – о чае»:

- Историк;

- Химик ;

- Биолог;

- Географ;

- Филолог;

- Врач;

- Кулинар;

3.   Игра-соревнование «»

4.   Чаепитие.

5.   Подведение итогов (рефлексия)

Х О Д   М Е Р О П Р И Я Т И Я

Ведущий: Установить, в какой стране родилась поговорка «Чай не пьёшь – откуда силу берешь?!», практически не возможно.  В том или ином варианте она бытует во всех странах, где люди пьют чай. Но любопытно другое: только чай снискал себе мировую славу бодрящего напитка. Его пьют всюду. Чай обладает целебными свойствами. Помогает излечиться от многих болезней.

Посмотрите по сторонам: художники изобразили чайную церемонию на своих картинах; ученые, поэты, путешественники «говорят» о целебных свойствах чая; вы видите также выставку чая, выпускаемого у нас и привезенного отовсюду.

Дадим слово историкам.

(Все участники сидят за столами, во время выступления просто встают и поворачиваются так, чтобы их видели все).

Историк 1.

Чайный напиток упоминается в китайских рукописях, которые относятся к 2700 г. до н.э., но культивировать чай начали только в IV веке нашей эры. Первые посадки были осуществлены монахами-буддистами, и чай вошел в культуру буддийских монастырей.

Историк 2.

Секрет выращивания и переработки чайного листа охранялся, как секрет фарфора, поэтому до середины XIX века Китай был единственным в мире производителем и поставщиком чая. Монополия рухнула, когда один англичанин сумел похитить семена чая и узнал технологию переработки. В шестидесятых годах девятнадцатого столетия на чайном рынке у Китая появился первый серьёзный конкурент – британская Индия, а чуть позднее на этот рынок пришли Япония и Цейлон.

Историк 3.

В России чайный  напиток употребляется с 1638 года, когда монгольский Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу 4 пуда чайного листа.

А в 1847 году в Батумском крае была предпринята первая попытка культивировать чайный куст. Промышленник Соловцов заложил небольшую чайную плантацию.

С 1903 года, когда все черноморское побережье от Сочи до Трапезунда можно было назвать чайным районом, ведет своё летоисчисление русский или краснодарский чай.

Ведущий:   А теперь своей информацией поделятся с нами химики и биологи.

Химик 1.

Чай изучается на протяжении многих веков. Однако только в последние десятилетия сложилась сравнительно полная картина о его химическом составе. Сейчас мы знаем о шести основных частях чая: это дубильные вещества, эфирные масла, аминокислоты, пигменты,  витамины и алкалоиды. В комплексе все они и делают чайный напиток не только своеобразным на вкус, но и оказывающим оздоравливающее действие на человеческий организм.

Химик 2.

Что же входит в состав чая, пусть и в малых дозах?

Это минеральные вещества: соли железа, магний, марганец, натрий и микроэлементы: фтор, йод, медь, золото.

Смолистые вещества и органические кислоты: щавелевая, лимонная, янтарная, пировиноградная и др.

В чае присутствуют многие витамины: каротин или провитамин А, витамин В1 и В2, витамин С и Р.

Биолог 1.

Чайный куст – это многолетнее вечнозеленое растение, выращиваемое в районах с теплым, влажным климатом. Для получения чая используют его почки и листья. Из всех сортов чая самый распространенный – черный. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая.

Зеленый чай отличается нежным ароматом, напоминающим запах свежего сена, и достаточной терпкостью.

Биолог 2.

Кроме черного и зеленого есть сорта красного и желтого (или белого) чая.  Все виды чайной заварки изготавливают из листьев одного и того же растения – чая. В основе их различий лежат биохимические процессы, то есть разные виды обработки чайного листа.

Ведущий: Наступила очередь выступить географам и филологам.

Географ .

Типы чая различают ещё и по странам, где их производят: индийский, цейлонский, японский, грузинский, краснодарский (Россия). Единственной страной, которая выпускает все известные типы и разновидности чая, в том числе красные и желтые, является Китай. Чайная промышленность других стран выпускает один, реже два типа чая – черный и зеленый.

Филолог . В Европе этот напиток имеет два названия: на Западе – «ти», на Востоке «чай». Объясняется это тем, что в Европу чай пришел из Китая двумя путями: русские познакомились с ним через Северный Китай и приняли название на северокитайском диалекте «ча-е», трансформировав в более удобное фонетическое слово «чай»; европейцы Запада получили чай из Южного Китая и соответственно приняли название на южнокитайском диалекте – «ти»

Ведущий: А врач и кулинар расскажут о пользе чая и его правильном приготовлении.

Врач 1.

Мы видим, что чай – настоящая сокровищница полезных для человека веществ. Недаром с давних времен его считают волшебным, лечебным напитком.

Влияние чая на нервную систему человека признавалось учеными с древнейших времен. Благодаря кофеину чайный напиток снимает головную боль, прогоняет сон, уменьшает усталость и придает бодрость. Чай поднимает дух, улучшает настроение. Недаром издавна люди ведут деловые и дипломатические переговоры за чаем.

Врач 2.

Чай способен помогать при некоторых заболеваниях:

- очень крепкий и горячий чай с молоком – противоядие при отравлении алкоголем, наркотиками, некоторыми лекарствами;

- горячий, крепкий чай с лимоном или медом – помогает при простуде (как потогонное средство);

- сок свежего чайного листа или растертый в порошок сухой чай могут служить смягчающим средством при небольших ожогах;

- жевание сухого зеленого чая помогает при тошноте во время морских прогулок (при морской болезни).

Кулинар 1.

Чтобы приготовить вкусный ароматный чай, необходимо иметь два чайника: один – для кипячения воды, второй для заваривания (желательно фарфоровый). Перед приготовлением чайник для заварки следует обдать кипятком, после чего засыпать в него определенное количество чая. Обычная доза – 1 чайная ложка на 1 чашку напитка. Заливают чай кипятком сначала на одну треть объема чайника.  Заварке надо дать настояться 5-8 минут, а потом долить кипятку до полного объема заварочного чайника.

Кулинар 2.

В современном мире чай пьют практически везде. Появляются новые рецепты применения чая: уже поступили в продажу чайная газированная вода и охлажденный чай в бутылках; чайное мороженное и чайный бараний суп.

А в Японии теперь чай предпочитают не пить, а есть! Красные и зеленые чаи в виде измельченной крошки добавляют ко всевозможным пищевым продуктам – от хлеба до конфет. Например, в Токио большой популярностью пользуется ресторан французской кухни, где обязательный компонент каждого блюда – сушеные чайные листья.

Кулинар 3.

Как же пить чай, чтобы получить от него максимум удовольствия и пользы?

В Индии и на Цейлоне предпочитают чай с молоком, а также с лимоном и сахаром. В Иране и Турции вместо сахара употребляют изюм, инжир и миндаль. Нередко здесь сдабривают настой чая имбирём, сладким перцем, корицей и другими пряностями.

В Японии пьют чай без всяких примесей и закусок, часто, по нескольку раз в день, но маленькими порциями.

В Европе в чай почти повсюду добавляют сахар, но, как правило, не очень много.

Кулинар 1.

Англичане очень любят чай. Идет ли важное заседание или кипит срочная работа – англичанин всегда в строго определенное время прервется, чтобы выпить чашку чая с молоком или сливками.

В России издавна пили чай со всевозможными сладостями, печениями, крендельками, пирогами, сушками, вареньем. Сейчас многие употребляют этот напиток с конфетами, пирожными, а иногда и просто с бутербродами.

Кулинар 2.

Доводилось ли вам в походе или загородной прогулке попить лесного, пахнущего дымком чайку? Чайку, заваренного брусничными почками или липовым цветом, ягодами земляники, малины или листьями черной смородины?

Не только вкусен, но и полезен лесной чай. Недаром народная медицина широко использует всевозможные травяные отвары.

Исполнение частушек. Перед гостями выходят дети: девочки - в сарафанах и кокошниках, мальчики – в косоворотках и фуражках.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю.

Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём так и пенится!

Погляди-ка на себя,

Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинок!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки,

Значит письма пишут вам!

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Конкурсная программа:

Желающие поиграть делятся на две команды.

1 задание.  Название команды, её девиз.

Дать командам названия, придумать девиз (3-4 мин.)

Представить свои команды. Например: «Чаинка»

2 задание.  «Почаёвничаем»

Необходимо сервировать стол к чаю ( на отдельном столе стоят наборы посуды для каждой команды).

              3 задание. «С миру по нитке»

Команды по очереди произносят пословицы и поговорки о чае и чаепитии. Побеждает та команда, которая  больше назовёт пословиц и поговорок.

Пример: Пей чай, не вдавайся в печаль.

Чай пьешь – до ста лет доживешь.

Где есть чай, там и под елью рай.

С чая лиха не бывает!

Чаем на Руси никто не подавился!

Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

Чай не пил – какая сила, чай попил – совсем устал.

В хорошей посуде и чай вкуснее.

В городе чай – гостям угощенье, в деревне – себе наслажденье.

Коль чаем угощают, значит, уважают.

На Руси один зарок, кроме всякой пищи: утром – чай, в обед чаек, вечером – чаище.

4 задание.  Конкурс пантомим.

Вспомним анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что, на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, на рыбалку…».

Информация была передана, но до адресата не дошла.

Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли источника информации. Передавать информацию они будут с помощью мимики и жестов.

Капитанам необходимо получить задания. На подготовку командам дается 3 минуты.

Задания конкурса – изобразить мимикой и жестами:

- налить чай в чашку и подать гостю;

- вымыть чашку и вытереть её полотенцем;

- накрыть стол для чаепития;

- налить воду в чайник из крана и поставить его на плиту.

Заключение

Ведущий: Всем победителям – медали,

                  А остальные проиграли?!

Предполагается ответ,  

Что проигравших нет как нет.

 Приглашаем всех к чаепитию.

Литература:

  1. Праздники в средней школе /авт.-сост. А.М. Мельникова. – Волгоград: Учитель. 2004.
  2. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.

http://www.playroom.ru/content/view/1558/18/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"

Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....

Конспект внеклассного мероприятия к презентации "За чашкой чая"

Из истории чаепитий и русского гостеприимства «За чашкой чая»....

План-конспект внеклассного мероприятия по технологии "Игра "Поле чудес" по разделу "Технологи я обработки древесины

При остановке барабана на секторе приз можно выбрать приз или продолжать игру. После получения приза игрок выбывает из игры....

Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»

Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...

Внеклассное мероприятие по технологии "В лабиринтах технологии"

Внеклассное мероприятие "В лабиринтах технологии". 7 класс...