статья "Экологическое просвещение и воспитание школьников на уроках технологии"
методическая разработка по технологии (7 класс)

Ирьянова Оксана Вячеславовна

В статье затронуты аспекты организации работы по экологическому просвещению и воспитанию школьников на уроках технологии. Формирование у учащихся технологической культуры, культуры природопользования. Рассматриваются экологические знания  и способы деятельности, использование на занятия отхлдов производтва.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

      «Центр образования №44 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Адрес: г.Тула, Одоевское шоссе, 106                                                        тел./факс: 39-27-59

                                    Статья

                              на тему:

 «Экологическое просвещение и воспитание        школьников на урока технологии»

                                               Подготовила

                                                                          учитель технологии

                                                                          Ирьянова Оксана Вячеславовна

   

                                                                       Достойны похвалы и восхищенья

Проспекты, парки, реки и пруды.

Красиво! Только всюду к сожаленью,

Видны цивилизации следы.

Пустая банка из-под «пепси-колы»

Забыта под сиреневым кустом,

И целлофан летает возле школы,

В пруду плывет бутылка кверху дном.

Наверное, не надо ждать подмоги,

Чтоб мир остался цел и невредим.

Горшки должны, ведь, обжигать не боги,

Да, и Гринпис не справится один.

Вступая в 21 век, понять пора:

Где наведет порядок человек,

Там миром будет править Красота.

(«Оглянись вокруг» Т.М. Корольков)

      За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, хищническое отношение к природным богатствам и нерациональное их использование ведут к нарушению экологического равновесия. Нависшая над человечеством реальная угроза природных катаклизмов настойчиво требует отказа от потребительского варварского подхода к природе. Отживает свой век идея ее неисчерпаемости, возможности покорения, пренебрежения законами динамики и устойчивости природных систем.

       Формирование экологического мышления и отношения к окружающей среде и природе как ее части не может происходить стихийно. В решении этой важнейшей задачи приоритетная роль принадлежит школе.

       Современное школьное экологическое образование междисциплинарно,  поскольку в рамках какого-нибудь одного предмета его нельзя осуществить в полной мере. Однако возможности раскрытия элементов экологии не одинаково у разных учебных дисциплин, у «Технологии» они достаточно велики, так как их содержание включает не только научные и практические аспекты экологического образования, но и нравственно-эстетические, мировоззренческие, причем этот предмет может стать базой формирования ответственного отношения учащихся к природе родного края, что служит важнейшим элементом экологического воспитания школьников.

        Экологические знания и умения – важный компонент современного общего образования. Они включены как обязательные в учебные программы образовательной области «Технология», целью которой является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, формирование образованной, культурной, образованной, творческой, инициативной, предприимчивой и здоровой личности, готовой к активному участию в жизни семьи, общества, в организации и работе трудовых коллективов.

         Содержание экологической составляющей каждого из изучаемых в ней учебных курсов призвано способствовать воспитанию у школьников бережного, заботливого отношения к природе и природным ресурсам, к своему здоровью и здоровью окружающих, формированию связанной с этим активной жизненной позиции. Важно не только знать противоречия развития общественного производства, возникающие при удовлетворении потребности людей, и связанные с этим экологические проблемы, но и пути, методы и средства их решения.

        Свой значимый вклад в работу по экологическому просвещению и воспитанию учащихся призваны вносить и учителя технологии, знакомящие учащихся с разносторонней преобразовательной деятельностью людей. Экологическая проблематика должна найти отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе как колыбели человечества, которая несет ответственность за ее охрану и рациональное использование ограниченных природных ресурсов. Концентрируя эти задачи, я стремлюсь включать экологические сведения в рассмотрение на своих уроках, формировать у школьников культуру природопользования.

         Организуя работу по экологическому просвещению и воспитанию на уроках технологии учитель должен стремиться решать следующие задачи:

  1. Сформировать технологическую культуру.
  2. Так организовать изложение изучаемого материала (технологических сведений), чтобы включить в них экологические вопросы.
  3. По возможности использовать на занятиях отходы производства.
  4. Обращать внимание на применение ресурсосберегающих технологий.

Требования к экологической грамотности и воспитанности выпускников общеобразовательной школы можно представить в категориях «знать» и «уметь».

     Учащиеся должны знать:

- фундаментальные понятия социальной экологии (природа человека, труд, окружающая среда, здоровье, природные ресурсы, деятельность людей как экологический фактор среды);

- способы экономии материалов;

- возможности переработки отходов.

     Учащиеся должны уметь:

- использовать знания о способах охраны окружающей среды, бережно относится к природе, трудовой деятельности и к быту;

- по-хозяйски относится к школьному имуществу, электроэнергии;

- участвовать посильно в природоохранной деятельности;

- принимать и выполнять экологические решения в реальных ситуациях.

     В предлагаемых ниже методических рекомендациях я стремилась учесть особенности и возможности изучения экологического материала по предмету «Технология» в 5-9 классах.

           Экологические знания и способы деятельности

Здесь следует рассмотреть следующие вопросы:

5 класс 

Экологические проблемы природы, общества, человека. Способы их решения.

Негативные последствия трудовой деятельности на окружающую среду и здоровье человека.

Экология жилого дома.

Влияние электромагнитных полей на здоровье человека.

6 класс

Саморегуляция экологических систем.

Влияние промышленного и сельскохозяйственного производства на экологию водоемов.

Способы очистки сточных вод (механические, химические, биологические).

Влияние экологического состояния водоема на количество и качество рыбы.

Определение качества воды.

7 класс

Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, ядохимикатами, пестицидами, радионуклидами и т.п.

Их влияние на качество пищевых продуктов.

Пищевые цепи.

Добавки к пищевым продуктам (наполнители, консерванты и др.).

Производство экологически чистых продуктов.

    Рекомендуемые темы регионального компонента по экологическому просвещению:

5 класс Экологические проблемы г. Тулы и Тульской области

6 класс Экология воды в Тульской области. Влияние промышленности и      сельского хозяйства на экологию водоемов нашего города и области.

7 класс Заводы г. Тулы и Тульской области, их влияние на экологию. Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства.

       

        При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов. Кулинария.» рекомендуется рассмотреть вопросы здорового образа жизни, «культуры питания» (умеренность, сбалансированность, четырехразовый прием пищи, разнообразие, биологическая полноценность) – тема урока «Физиология питания».

         В 5 классе при изучении темы «Блюда из сырых и вареных овощей» необходимо обратить внимание на:

- влияние экологии окружающий среды на качество овощей,

- определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях,

- качество воды, способы ее очистки, экономия воды,

- снижение количества нитратов путем специальной кулинарной обработки,

- выращивание экологически чистой продукции.

         В 6 классе при изучении темы «Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря» рекомендуется рассмотреть негативное влияние вредных веществ, содержащихся в синтетических моющих и чистящих средствах, на здоровье человека и возможности его снижения, напомнить о безопасных препаратах, таких как мыло, питьевая сода, соль, уксус, мел, аммиак, зубная паста, бура, горчичный порошок, порошок глины.

        Тема «Приготовление обеда в походных условиях». Здесь следует сообщить о важности чистоты воды для приготовления пищи. Рассказать о круговороте воды в биосфере, о загрязнении природных вод и их источник (нефть и нефтепродукты, токсичные синтетические вещества, тяжелые металлы,, радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с полей, стоки животноводческих ферм)

- обеззараживание и очистка воды,

- соблюдение мер противопожарной безопасности,

- экологические мероприятия, индикаторы загрязнения окружающей среды.

         Решая экологические задачи в процессе изучения темы «Интерьер жилого дома» в 5-9 классах учитель особое внимание уделяет экологическим способам деятельности, а также обращает внимание учащихся на соблюдение определенных норм в быту.

         В 5 классе по данной теме раскрываются следующие вопросы:

- санитарное состояние кухни, наличие вентиляции, применение воздухоочистителей;

- меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

         Уместно также рассказать о влиянии выбора цвета на настроение и самочувствие человека. К примеру, известно, что обилие красного цвета вызывает головную боль, быстро приводит к утомлению. Еще в большей степени вызывает утомление и сонливость темные тона, серые и черные цвета. Белый цвет тоже может утомлять, а вот зеленый успокаивает. Оранжевый создает ощущение благополучия, вызывает веселье и способствует пищеварению. Голубой дает ощущение прохлады, действуя успокаивающе на нервную систему (особенно благоприятен он для людей с повышенной нервной возбудимостью). А вот фиолетовый цвет не столько успокаивает, сколько расслабляет психику.

            В 6 классе при изучении этой же темы необходимо обсудить с учащимися влияние на самочувствие уютного, комфортного обустройства жилого помещения: планировку, освещение, цветовую гамму, отделочные материалы и правильное размещение мебели и бытовых приборов. Так, при установке телевизора следует учесть, что расстояние между ним и зрителем должно быть в 6-8 раз больше ширины экрана. Захламленность помещения ведет к нарушению циркуляции воздуха, освещенности, появлению сырости, развитию вредных бытовых насекомых и т.д.

            Для того, чтобы создать комфорт в квартире или доме, необходимо подумать, каким будет освещение. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление снижается общая работоспособность. Следует учитывать и влияние солнечной радиации, имеющей огромное физиологическое, бактерицидное, санитарно-гигиеническое значение. Минимальное отношение площади окон и площади помещения – не менее 1:8. Загрязненные стекла, особенно при двойном остеклении снижают естественную освещенность до 50-70%.

       Важно обсудить:

- экологические требования, предъявляемые к современным отделочным материалам,

        Например:

    первое – покрытие пола в жилище может быть самым разным – деревянные покрашенные, плиты, паркет, древесно-стружечные (плита ДСП), древесноволокнистые (плита ДВП), мрамор, кафель, линолеум, ковровое покрытие, ковры. Каким покрытиям отдать предпочтение? Установлено, что экологически чистые – натуральные материалы (дерево, мрамор);

     второе – стены наших домов – чаще бетонные или кирпичные – внутри помещений могут быть покрыты бумажными обоями, краской разного типа и т.п. Наиболее безопасно- обои.

         Что же собой представляет «экологически чистая» мебель? Мебель выполненная из натуральных материалов – например, дерева, но не ДСП, пропитанной химически опасными для здоровья человека наполнителями (формальдегид и фенол).

          Народная мудрость гласит «Зеленое царство- лучшее лекарство».

В 7 классе при изучении раздела «Растениеводство» рассматриваются следующие вопросы:

- влияние комнатных растений на микроклимат помещения, на здоровье и работоспособность человека, проблема чистого воздуха.

Можно сообщить о том, что изучено бактерицидное действие около 90 видов комнатных растений: пеларгония душистая (герань), хлорофитум, фикус упругий, мирт, крассула (толстянка), сансевиерия (щучий хвост), нефролепис возвышенный и др. Подтверждать свой рассказ научными данными. Например, хлорофитум хорошо очищает комнатный воздух. Американский ученый Билл Вильвертон, много лет изучавший комнатные растения, отметил: «По каким-то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы с феноменальной скоростью и очищает воздух лучше, чем некоторые технические устройства. Особенно «неравнодушен» хлорофитум к окислам азота, тяжелым металлам. Причем чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. 4-5 экземпляров этого растения на 10 кв. м помещения способны очистить воздух от различных примесей на 70-80%.

     Раздел «Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов.»

       Учащиеся 5-9 классов должны знать об экологическом направлении в дизайне одежды, использовании различных материалов.

        В дизайне одежды экологические проблемы решаются путем отказа от синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье человека. Синтетику предлагается заменить естественными материалами – льном, хлопком, шерстью, шелком. Однако, синтетические материалы имеют право на существование, если обладают свойствами натуральных (например, водо- и ветрозащитные, воздухопроницаемые «дышащие» ткани).

         Дизайн одежды занимается проблемой использования отходов, повторного использования сырья (применение переработанных отходов, продление срока жизни бывшей в употреблении одежды). В Японии, например, широко поставлена переработка старой одежды в текстильное волокно, из которого изготавливают новые высококачетвенные вещи.

         На практических занятиях по данному разделу, например, при раскрое ткани, все остатки не выбрасываются, а остаются для выполнения различных изделий на уроках внеурочной деятельности или проектных работах. Так это может быть изготовление косметички в технике лоскутного шитья «пицца» и многое другое.

         Необходимо познакомить учащихся с экологизацией производства тканей и швейных материалов – это «щадящие» ресурсосбережение, разработка безвредных и безотходных технологий. Так, например, один из путей решения проблемы безопасной для окружающей среды технологии окраски ткани – это обращение к традиционным растительным красителям.

         При выполнении творческих проектов 5-9 кл. учащиеся обязательно дают экологическую  оценку выполненному изделию. Я называю это экологической экспертизой.

         Ребятам необходимо ответить на два вопроса:

  1. Опишите, какое влияние на окружающую среду оказывает технология изготовления вашего изделия.
  2. Какое влияние на здоровье человека оказывает ваше изделие.

        Следует отметить, что экологическое просвещение и воспитание на уроках технологии – это научно-методическое направление, раскрывающее вопросы сохранения физических и психологических возможностей в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой и обеспечивающее усвоение этой информации учащимися.

        Итак, обучение необходимо строить таким образом, чтобы дети не просто запоминали правила, а формировали их сами на основе пройденного материала. Не дает эффекта «лозунговый» подход в обучении («Береги, люби!» и т.п.). Чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осмыслить их, понять их значение.

        Экологическое просвещение, в первую очередь, направлено на формирование активной жизненной позиции. Оно помогает убедить учащихся в том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону свое окружение. С этих позиций большое значение имеет посильная практическая деятельность детей в поисках объектов для природоохранной работы и ее успешного выполнения.

 

 

           

               

 

             

                       

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников на уроках технологии

Экологически чистые продукты играют важную роль в  рационе питания человека, особенно школьника. Рациональное питание - основа здорового растущего организма ребёнка. На уроках технологии, при изу...

Программа по этнографическому воспитанию школьников на уроках технологии для 5 класса

Программа разработана в ходе экспериментальной работы на основе общеобразовательной программы по технологии, рекомендованной Главным управлением развития общего среднего образования Министерства...

Формирование эстетического воспитания школьников на уроках технологии посредством декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество -  мощный стимул для интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей....

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»...

Нравственное воспитание школьников на уроках технологии.

В данной статье рассказывается о некоторых приемах нравственного воспитания на уроках технологии....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках технологии

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской шк...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках технологии как cредство реализации ФГОС. (Доклад для педсовета)

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках технологии  как cредство реализации  ФГОС. (Доклад для педсовета)...