Индивидуальный проект на тему: " Техногенные катастрофы"
проект по технологии (10 класс)
В проекте проводилось исследование на тему причины возникновения техногенных катастроф. После сравнений катастроф удалось выявить причину и рассказать о последствиях. Как предмет практической значимости было принято решение создать небольшую таблицу наиболее известных катастроф произошедших за последнее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vylozhit_na_sayt.zip | 1022.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа им. И.Г.Петровкого г.Севска
Индивидульный проект
Тема: Техногенные катастрофы
Выполнил:
Ученик 10 класса
Турков Николай Николаевич
Руководитель проекта:
Бегунова Галина Анатольевна
Работа допущена к защите «___» _____________2021г.
Подпись руководителя проекта ______________(_____________)
Севск 2021
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основопологающего и проблемных вопросов учебной темы | 22 сентября 2020 года | 22 сентября 2020 года | |
Планирование | Формулировка задач,которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; определение последовательности и сроков работ | 6 октября 2020 года | 6 октября 2020 года | |
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | 26 января 2021 года | 26 января 2021 года | |
Оформление записки,и др. | 15 декабря-9 февраля 2021 года | 15 декабря-9 февраля 2021 года | ||
Итог | Достигнутый результат | |||
Оформление | ||||
Защита |
Паспорт проекта
Название проета: Техногенные катастрофы
Руководитель проекта: Бегунова Галина Анатольевна
Автор проекта: Турков Николай Николаевич
Учебная дисциплина: ОБЖ
Тип проекта: Исследовательский
Цель работы: Выявить особенности техногенных катастроф произошедших за последние 40 лет
Задачи работы:
1.Собрать материал по затронутой проблеме;
2. Установить причины этих катастроф
3. Изучить особенности катастроф
4. Ознакомить одноклассников с результатами исследования;
Вопрос проекта: Выявить причины и особенности техногенных катастоф
Краткое содержание прокта: В проекте рассматриваются причины и особенности катастроф
Результаты проекта (продукт): Статья посвященная дню Гражданской обороны РФ
Реализация проекта (для 10 класса): Проведение информативного классного часа посвященного дню Гражданской обороны РФ
Оглавление
Приложение 1. Таблица «Классификация техногенных катастроф» 15
Введение На заре человечества людям угрожали опасности природных явлений, но впоследствии творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих опасностей. На рубеже 21 века все больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало более разнообразным и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Количество ЧС за последние 20 лет выросло в 2 раза. А это значит, что растет число жертв и материальный ущерб.
Актуальность
Происхождение опасностей может быть различным - природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные. Но меня больше интересуют техногенные катастрофы, потому что их создает сам человек и он же может их не допустить.
На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объемами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь.
Цели:
- Узнать природу техногенных катастроф, назвать их причины, последствия и влияние на нашу жизнь.
Задачи:
- Найти источники по крупным техногенным катастрофам,
- Объяснить их причины и последствия.
- Рассказать об экологических проблемах
Основными причинами всех техногенных катастроф являются:
- человеческий фактор;
- обученность человека;
- отношение человека к работе;
- трудовая дисциплина
Объект исследования: Техногенные аварии на предприятиях
Методы исследования:
Изучение и обобщение литературы
Анализ информации
Практическая значимость:
Практическая значимось проекта состоит в сборе и систематизации информации,проведение классного часа посвященному авариям и причинам их возникновения
Теоритическая часть
2.1 История техногенных катастроф
Чернобыльская катастрофа, которая произошла в 1986 году в городе Припять, Украина, вошла в историю как самая страшная ядерная катастрофа всех времён.
Чернобыльская катастрофа была самой страшной ядерной и радиационной катастрофой всех времен. Катастрофа произошла с 25 апреля 1986 года по 26 апреля 1986 года на атомной электростанции, расположенной в Припяти, Украина, которая в то время была частью Советского Союза.
Чернобыльская АЭС имела четыре реактора, каждый из которых мог производить до тысячи мегаватт электроэнергии. 25 апреля 1986 года было запланировано снижение мощности реакторов. Однако именно в это время электростанция общего назначения отключилась без предупреждения. При повторном сборе энергии четвертый реактор в Чернобыле экспоненциально увеличил мощность, что привело к его взрыву, в результате чего взорвалось примерно 50 тонн радиоактивного материала.
37 человек напрямую погибли от взрыва. Тем не менее, трудно определить точные потери в результате чернобыльской аварии, так как многие жертвы произошли в результате радиоактивного загрязнения.
Катастрофа привела к выбросу около 5% радиоактивного материала, который присутствует в атмосфере, что привело к расселению жителей Чернобыля. Радиоактивность может быть обнаружена на всём европейском континенте. Радиоактивность вызвала перемещение почти полумиллиона человек из их домов.
Припять сейчас заброшенный город, который находится примерно в 104 километрах к северу от Киева, столицы Украины. Ядерный реактор в настоящее время покрыт большим куполом из бетона и стали, чтобы предотвратить утечку радиации. Несмотря на продолжающуюся радиацию, сегодня туристы могут посетить город-призрак Припять, так как есть несколько компаний, которые проводят экскурсии.
2.2 Крупнейшая катастрофа на Байконуре в 1960 году
В истории космонавтики немало трагических страниц. 24 октября 1960 года, за полгода до триумфального полета Юрия Гагарина, испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур привели к аварии с многочисленными человеческими жертвами. На Западе ее окрестили «Катастрофой Неделина».
Интенсивная работа в области космической техники шла одновременно на территории двух крупнейших мировых держав – СССР и США. В стремлении «догнать и перегнать Америку» 17 декабря 1956 года было принято правительственное постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16».
Ракета создавалась с применением высококипящих токсичных компонентов. Правительство требовало, чтобы работа над ней шла ускоренными темпами. Несмотря на то, что специальная комиссия отметила ряд недостатков проекта, он был принят. Первоначально испытания были назначены на июнь 1961 года, но в связи с обострением международной обстановки (речь идет о так называемом «Берлинском кризисе») их перенесли на четвертый квартал 1960 года.
В итоге первый запуск назначили на 23 октября – чтобы успеть осуществить его к очередной годовщине Октябрьской революции. Испытания должны были состояться на полигоне Тюратам (это позднее ему было присвоено название «Байконур»). Руководил ими заместитель министра обороны СССР Главком РВСН Главный маршал артиллерии М. И.
Неделин, техническим руководителем был назначен Главный конструктор ОКБ-586 М.К. Янгель.
В процессе подготовки к пуску произошел подрыв пиромембраны магистралей горючего 1-й ступени в результате короткого замыкания. Дефект устранили, заменив токораспределитель и пиропатроны отсечных клапанов двигателя 1-й ступени. Хотя существовала вероятность и других недоработок, пуск решили далее не откладывать, поскольку ракета могла находится на старте не более суток.
На стартовой площадке на момент пуска находилось около 250 человек, в том числе сам Неделин. 24 октября
около 18:45 объявили 30-минутную готовность и начали выставление в ноль программного токораспределителя. На этом этапе произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Были разрушены баки первой ступени, что привело к взрыву компонентов ракетного топлива.
В пламени погибли все, кто находился вблизи стартового стола. Среди них были маршал Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник А.И. Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Е.И. Осташев и Р.М. Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586 Л.А. Берлин и В.А. Концевой, заместитель главного конструктора ОКБ-456 Г.Ф. Фирсов, главный конструктор ОКБ-692 Б.М. Коноплев.
По разным данным, погибших было от 74 до 126 человек. Десятки людей получили раны и ожоги. Чудом спасся М.К. Янгель, отлучившийся на время в курилку. Именно он сразу же после случившегося отправил телефонограмму в Кремль.
Вскоре к 41-й площадке, где проходили испытания Р-16, стянулись медики и пожарные. Выживших отправили по госпиталям, трупы складывали в специальном помещении. Впоследствии многих оказалось крайне сложно опознать, так как тела были обезображены до неузнаваемости. От Неделина, например, остались только оплавленная звезда Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва наручные часы и маршальский погон… Коноплева удалось опознать лишь по росту – он был самым высоким из присутствовавших на площадке.
Уже в ночь на 25 октября на полигон расследовать причины катастрофы вылетела правительственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым. В результате расследования основной причиной аварии было признано грубое нарушение мер безопасности. Но никто так и не понес за это наказания, поскольку лица, ответственные за технику безопасности и разработку системы управления, тоже погибли при взрыве. Не пострадал и Янгель, за которого, несмотря на натянутые отношения, вступился сам Главный конструктор С.П. Королев. «Это могло случиться и у меня — новая техника…», - сказал он Хрущеву.
Данные о катастрофе были засекречены. Что касается Неделина, то объявили, что он якобы трагически погиб в авиакатастрофе. Родным и близким погибших рекомендовали молчать о трагедии. Даже хоронить жертв старались скрытно…
Хотя в зарубежную прессу информация, разумеется, все равно просочилась. В Советском же Союзе первая публикация о трагедии на Байконуре вышла лишь уже во время перестройки – в 1989 году в журнале «Огонек». Эта катастрофа стала самой крупной в истории ракетной техники.
2.3 Другие катастофы
В современной России.
2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская произошёл взрыв метана, который разошёлся по 17454 м горных выработок, из которых были повреждены 1200 м. Катастрофа унесла жизни 67 человек.
12 августа 2000 года — гибель атомной подлодки «Курск» , произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — погибла атомная подводная лодка к-141 «Курск». По главной версии, на крейсере взорвалась торпеда
19 марта 2007 года — взрыв метана на шахте «Ульяновская» под Новокузнецком стала крупнейшей катастрофой в горнодобывающей отрасли в истории России. Взрыв метана и угольной пыли произошёл 19 марта 2007 года около 14:30. Жертвами стали 110 человек. Шахту «Ульяновская» начали строить в августе 1999 года, а открыли 7 октября 2002 года.
17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция — Саяно-Шушенская — была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.
2.4. Предупреждение техногенных катастроф
Действия при оповещении о радиационной аварии.
Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф). Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств. При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ¼ часть таблетки (0,04 г). При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну-две капли.
Действия при химической аварии.
При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросите. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.
Действия при пожарах и взрывах.
Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:
- на промышленных объектах;
- на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
- на транспорте;
- в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
- в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
2.5 Результаты исследования техногенных катастроф
Рисунок 1. Какие техногенные катастрофы Вы знаете?
Рисунок 2.Хотели бы Вы знать как вести себя при возникновении техногенных катастроф?
12
Рисунок 3. Знаете ли вы как действовать при возникновении техногенных катастроф?
13
В качестве вывода я могу заявить: что большинство учеников знают основную информацию о техногенных катастрофах, и это облегчает задачу как ознакомить окружающих с данной темой.
2.6 Заключение
Продолжающийся рост количества и доли используемых в промышленности пожаро-, взрыво-, химически опасных технологий, обязывает обратить внимание вопросам природно-техногенной безопасности в государстве.
В настоящее время в России насчитывается огромное количество производственных объектов, которые относятся к потенциально опасным (вероятным).
По данным монографии «Безопасность России» на территории Российской Федерации в настоящее время функционирует около 100 тысяч потенциально-опасных предприятий и объектов, в том числе около 2300 ядерно- и радиационно-опасных, 3500 химически опасных, 70 уникальных инженерных комплексов, включающих плотины и дамбы, более 150 предприятий чёрной и цветной металлургии и около 30 тысяч потенциально опасных объектов транспортного комплекса. В эксплуатации находится более 240 тысяч километров магистральных трубопроводов и почти такая же протяжённость внутрипромысловых трубопроводов.
Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что многие потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на 60-70%. Это относится в первую очередь к объектам энергетики, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, газовой промышленности. В критическом состоянии находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, особенно системы теплоснабжения и водоразводящей сети.
Обеспечение защиты населения и территорий РФ от ЧС, в том числе и от техногенных катастроф, является одной из важнейших задач государственной политики в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.
К сожалению, многие стихийные бедствия предотвратить невозможно в принципе, а вероятность крупных промышленных аварий и катастроф имеет конечную величину и, судя по мировой статистике, частота крупных аварий, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами и значительным ущербом для окружающей природной среды, имеет тенденцию к возрастанию.
Если учесть тот факт, что в большинстве случаев причиной техногенных катастроф является человеческий фактор, то понятно значение роли уроков БЖ в жизни человека.
Приложение 1. Таблица «Классификация техногенных катастроф»
Вид техногенной катастрофы | Опасные события |
Транспортные аварии (катастрофы) | Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов |
Пожары, взрывы, угроза взрывов | Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов) |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ | Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ | Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла |
Аварии с выбросом (угрозой вы-броса) радиоактивных веществ | Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников |
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ | Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ |
Гидродинамические аварии | Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях |
Внезапное обрушение зданий, сооружений | Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций |
Аварии на электроэнергетических системах | Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий, выход из строя транспортных электроконтактных сетей |
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения | Аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ, аварии на тепловых сетях (система горячего водоснабжения) в холодное время, аварии в системах снабжения населения питьевой водой, аварии на коммунальных газопроводах |
Аварии на промышленных очистных сооружениях | Аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ |
Приложение 2. Статья на тему: «День гражданской обороны России»
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о Местной Противовоздушной Обороне (МПВО), с которого и началось создание системы Гражданской обороны страны. С тех пор гражданская оборона прошла несколько этапов своего развития. Впервые месяцы войны в формирования МПВО было привлечено почти всё трудоспособное население страны. К весне 1942 года практически каждый второй житель станы был обучен действиям в условиях возможного нападения противника.
МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб трудился, постоянно рискуя своей жизнью. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий. Всего за годы Великой Отечественной войны формированиями МПВО было обезврежено более 400 тыс. авиабомб и 3,5 млн. артиллерийских боеприпасов.
В период «холодной» войны, с возникновением угрозы применения потенциальным противником ядерного оружия и других современных средств массового поражения, потребовалось создать принципиально новую систему оборонных мероприятий по защите населения и объектов экономики от поражающих факторов вновь изобретённого оружия.
15 июля 1961 г. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона преобразована в гражданскую оборону. Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения.
В наше время, когда усложняются технологические процессы, на производстве применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, когда происходят катастрофы и стихийные бедствия, значительно возросла социально-экономическая значимость гражданской обороны.
Уроки чернобыльской катастрофы и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Она становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Все это, естественно, не могло не отразиться на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. Силы гражданской обороны, существующие с прошлого века, сохранены по сегодняшний день и представляют собой современные спасательные центры, а также организации гражданской обороны, научно-исследовательские институты, учебные заведения и территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Как и прежде, среди приоритетов гражданской обороны, в первую очередь, остаётся обеспечение безопасности населения. А пожарно-спасательные подразделения, оперативные службы, отвечающие за безопасность граждан, продолжают работать в режиме постоянной боевой готовности.
Успешно развивается система оповещения населения, которая представляет собой сеть информационных центров, светодиодных экранов, плазменных панелей и устройств типа «бегущая строка». Они устанавливаются на улицах и пунктах информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - торговых комплексах, стадионах, учебных заведениях, дворцах спорта и др.
Но не стоит забывать, что гражданская оборона является всенародным делом. Жители должны быть готовы к любым чрезвычайным ситуациям, знать, как правильно действовать, куда идти и как оказать необходимую помощь себе, своим близким или пострадавшему человеку. Поэтому подготовка населения к осуществлению задач гражданской обороны складываются из целого комплекса мероприятий. Наиболее важными из них, направленными непосредственно на защиту населения, являются обучение населения мерам защиты и оказанию само- и взаимопомощи, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Хотя эти мероприятия далеко не исчерпывают всей деятельности гражданской обороны по подготовке населения к защите от угроз военного и мирного времени, они составляют ее основное содержание. Территориальными органами МЧС России постоянно проводятся учения по гражданской обороне в школах, учреждениях, объектах экономики и предприятиях, и организуются они повсеместно, в самых отдаленных сёлах, районах и городах.
Огромный материальный, технический и человеческий ресурс гражданской обороны в настоящее время содержится не только для решения гипотетических задач военного времени, но и активно используется в нашей повседневной жизни. В условиях современной реальности работа гражданской обороны, как и прежде, продолжает оставаться актуальной, а по некоторым направлениям приобретают еще большую значимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-познавательный индивидуальный проект по теме "Рейтинг мобильных приложений"
В своей работе «Рейтинг мобильных приложений», автор выясняет историю мобильного интернета, мобильных приложений, анализирует основные виды мобильных приложений, рейтинги мобильных приложе...
Исследовательский индивидуальный проект по теме "Мой край в координатах"
В своей работе «Мой край в координатах», автор изучает историю координат и историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на основе краеведческого материала, проводит...
Индивидуальные проекты по теме "Население России". 8 класс
Индивидуальные практикоориентированные среднесрочные проекты выполняются на фоне изучения раздела "Население России". За основу берутся данные из родословной, составленной в результате долго...
Индивидуальный проект на тему: " Техногенные катастрофы"
В проекте проводилось исследование на тему причины возникновения техногенных катастроф. После сравнений катастроф удалось выявить причину и рассказать о последствиях. Как предмет практической значимос...
Итоговый индивидуальный проект на тему "Мифология в народном творчестве Великобритании"
Многие учащиеся в школе изучают английский язык. Мы знаем, как составлять тексты, используем многие времена, учим формы глаголов и многое другое. Но более комплексное и полное изучение языка невозможн...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Секрет популярности Гарри Поттера»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТна тему: «Секрет популярности Гарри Поттера»...
Индивидуальный проект по теме: "Изменение климата Курской области за последние 20 лет" 10 класс 2021
Одним из важнейших компонентов, определяющих экономический потенциал Курской области, является климатический ресурсы. В зависимости от географического расположения и рельефа подстилающей поверхности п...