Методическая разработка занятия на тему: «Изготовление макета шатровой мельницы»
план-конспект занятия по технологии (5, 6 класс)

Никольников Андрей Викторович

В данном материале подробно представлено занятие по изготовлению макета шатровой мельницы с поэтапными фотограифями и технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_zanyatiya.docx294.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия на тему:

 «Изготовление макета шатровой мельницы»

                                                                                                     

                                                                                                        Выполнил:    

 учитель технологии

 Никольников

 Андрей Викторович  

г. Железногорск

2019 год

Цель:

-развитие интереса обучающихся к народной культуре и традициям через изготовление макета мельницы- шатровки;

- знакомство обучающихся  с  историей  возникновения первых мельниц на Руси;

- обучение изготовлению своими руками макета деревянной мельницы-шатровки.

Задачи:

- познакомить с  историей  возникновения первых мельниц на Руси;

- узнать  разновидности мельниц;

- построить макет мельницы - шатровки своими руками;

-развивать художественный вкус, содействовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка;

-развивать глазомер и умение работать с древесиной;

-развивать стремление к самостоятельному творчеству;

-формировать навыки работы при изготовлении шатровой мельницы;

-воспитывать аккуратность, усидчивость и настойчивость в достижении цели.

Материалы и инструменты:

лист фанеры , заготовки из древесины сосны, клей столярный, карандаш, угольник, электродрель, сверлильные коронки, сверло ø6 мм, шило, ручной лобзик.

Формы работы:

-индивидуальные: подбор материала, демонстрация образца изделия, самостоятельная работа над изделием;

-коллективная: фронтальный показ последовательности выполнения изделия, объяснение, обсуждение.

Методы работы:

-информационные: история возникновения мельниц на Руси, демонстрация образца и последовательности выполнения работы;

-практические;

-Управление деятельностью обучающихся.

План и содержание занятия:

1.Организационный этап: приветствие и сообщение темы занятия.

2.Аннотация: информация об истории мельницы, демонстрация образца и определение последовательности выполнения работ.

3.Подготовка рабочего места, повторение правил техники безопасности.

4.Подбор материала для выполнения макета.

5.Выполнение творческого задания. Практическая часть работы.

6.Подведение итогов.

Результаты:

-оценка усвоения полученной информации, навыков и умений, полученных в процессе работы;

-интерес обучающихся не только к результатам, но и к процессу выполнения макета;

-проявление активности каждого обучающегося;

-анализ индивидуальной и коллективной работы.

Основная часть (содержание занятия):

1. Тема занятия: «Изготовление макета шатровой мельницы».

2. Из истории.

    В России к хлебу всегда относились бережно и с любовью, крошки хлеба после семейной трапезы сбросить со стола на пол считалось большим грехом и святотатством. Мельница во все времена ассоциировалась с запахом свежего хлеба.  Правда, путь к ней был достаточно долгим.

    Первыми инструментами для измельчения зерна в муку были каменная ступка и пестик. Позже человек стал использовать ручные жернова в виде двух круглых камней с отверстием посередине.

   Верхний круг двигался относительно нижнего, и, регулируя зазор между ними, можно было добиться разной тонкости помола.  Такой способ был малопроизводительным  и  крайне трудоемким. В XVII в., наряду с ручными жерновами и ручными колесными мельницами, были распространены  славянские мельницы, где жернова вращались с помощью домашних животных.

   И лишь после этого человек научился использовать энергию воды и ветра. Появились первые водяные и ветряные мельницы. По некоторым данным водяные мельницы появились за много веков до нашей эры в Китае, Индии, а первые ветряки появились в Персии за шестьсот лет до Рождества Христова.

  На Руси мельницы появились в конце XV- середине XVII веков. Кроме мукомольных  были красильные, масляные, горчичные и пильные мельницы. В России было 60 тысяч водяных мельниц и 200 тысяч ветряных. Сейчас уже трудно сказать, в каком году и в каком месте появилась у нас первая мельница. Лишь из карты Владимирской губернии, 1784 года, видно, сколько было мельниц в уездах. Они действовали не только в деревнях, но и в городах.

Во всём многообразии ветряных мельниц можно выделить два типа конструкций – «столбовки» и «шатровки».

Шатровая мельница.                                                      Столбовая  мельница.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/6dz/xoz_post/xpm12.jpg                                  http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/6dz/xoz_post/xpm4.jpg

 Различаются они тем, как выполнена поворотная часть мельницы. Дело в том, что ветер, приводящий крылья мельницы в движение меняет направление и для того, чтобы его «ловить» мельницу надо поворачивать. Так в «столбовках» амбар мельницы (помещение, где мелется мука) поворачивается целиком. Для этого его водружали на врытый в землю столб. Опорой служили дополнительные столбы или рама.   В «шатровках» вращалась  только верхняя часть амбара.

Мельники на Руси считались «знатцами», т. е. людьми, обладавшими  тайными знаниями, недоступными обычным людям. Мельник был фигурой неприкасаемой, его почитали и боялись, приписывали ему даже колдовские способности и магические знания, с помощью которых он якобы вызывает ветер при безветрии. На мельнице в ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень. Шел обмен новостями, разгорались хозяйственные дискуссии. В старину все мельницы строились из дерева. 

Страной, где еще помнят и чтят мельницы, является Голландия. Сегодня мельниц там чуть более девяти сотен. Каждой из них присвоено своё имя, часто забавное: «Железный кабан», «Корова», «Толстяк», «Старый заяц» и др. Главное назначение мельниц в этой стране – откачка воды. Изрядная часть Голландии расположена ниже уровня моря и отделена от него дамбой. Но дожди заполняют низины. И если мельницы остановятся, хоть  на день, одна восьмая страны будет затоплена.

 3.Технологическая карта

№ п/п

Операция

Технологический рисунок

Оборудование и инструменты

1

Разметить 2 боковые стены мельницы на листе фанеры 3 мм

линейка, карандаш

2

Разметить переднюю и заднюю стены мельницы на листе фанеры 3 мм, наметить центры для оси лопастей мельницы

линейка, карандаш, угольник

3

Разметить крышу мельницы состоящую из 2-х прямоугольников на фанере     3 мм

линейка, карандаш

4

Разметить 4  лопасти мельницы на фанере     3 мм

линейка, карандаш

5

Разметить основание из фанеры 16 мм

линейка, карандаш

6

Разметить колесо привода на сосновой доске

линейка, карандаш, циркуль

7

Разметить 4 фиксирующих шайбы из фанеры 3 мм для лопастей мельницы

линейка, карандаш, циркуль

8

Выпилить по контуру, отшлифовать, снять фаску со всех деталей

верстак, электролобзик , коронки, дрель,шлифовальный диск, шлифовальная шкурка

9

Изготовить ось для лопастей и ручку для приводного колеса

дрель, приспособление для изготовления шкантов

10

Собрать мельницу

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0002.jpg

 столярный клей

11

Отделка мельницы

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0002.jpg

лак

4. Организация рабочего места.

На рабочем месте должны быть лист фанеры , заготовки из древесины сосны, клей столярный, карандаш, угольник, шило, ручной лобзик. Преред началом работы необходимо напомнить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

5.Изготовление макета.        

   Для начала необходимо выбрать наиболее подходящий вариант мельницы-шатровки, чтобы работать над ее макетом.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8926.JPG
C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8925.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8931.JPG

Далее необходимо выполнить разметку на материале.

Выпиливаем детали по контуру.

 C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8933.JPG

Вот что у нас получается.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8936.JPG             C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8936.JPGC:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8939.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8940.JPG

Выпиливаем дно будущей мельницы и обрабатываем детали механизма вращения лопастей ветряка.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8929.JPG  C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8924.JPG  C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8934.JPG

Такие детали получаем после обработки материала.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8938.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8941 - копия.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8942.JPG

Теперь приступаем к склеиванию деталей макета с помощью столярного клея.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8943.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8944.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8945.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8946.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8947.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8948.JPG

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8949.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8950.JPG C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8951.JPG

После высыхания клея покрываем макет мельницы-шатровки прозрачным акриловым лаком. Этот лак практически не имеет запаха и не токсичен, что исключает вдыхание вредных паров. Содержащихся в других лаках.

C:\Users\user\Desktop\фото к проекту\IMG_8952.JPG

  Подведение итогов занятия.

1.Взаимопроверка между обучающимися.

Обучающиеся оценивают работы друг друга и анализируют их.

2.Беседа по теме занятия.

-Какие виды мукомольных мельниц вам известны?

-В чем различия между мельницами «шатровкой» и «столбовкой»?

-Какие мельницы помимо мукомольных встречались на Руси?

-В какой стране до сих пор чтят мельницы? Почему?

-Какие трудности возникли при изготовлении макета? С чем они связаны?

-Понравилось ли вам занятие? Почему?

Результат занятия.

Если, благодаря полученной информации из истории ветряных мельниц, обучающиеся увлеклись процессом работы, если испытания показали, что клеевые соединения  достаточно прочные и механизм движения работает без изъянов, если обучающиеся увлеклись изготовлением макета мельницы, если в процессе работы они старались слушать рекомендации педагога и помогать друг другу, то изготовленное изделие «мельница» соответствует всем предъявленным требованиям и результат занятия можно считать положительным. 

Положительные стороны:

  • материалы доступны;
  • технология изготовления посильна;
  • изделие безопасно в использовании;
  • качество изделия хорошее;
  • таких изделий в магазине нет.

Отрицательные стороны:

  • производство получилось не безотходным;
  • имеются пороки, присущие древесине.

Список используемой литературы:

1. Яковлев И.И. Орлова Ю.Д. Резьба по дереву. - М.: Искусство, 1991.

2. Гасарчук Д.М. Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. - М.: Харвест, 2003.

3. Матвеева Т.А.Мозаика и резьба по дереву. - М.: Современное слово ,1978.

4. Дитрих Лорман архивы. Ветряная мельница от восточного типа к западному, Том 77, № 1 (1995)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Разработка занятия по теме «Изготовление сувенира-игрушки «Грибы»

Занятия разработано с учетом дифференцированного подхода. Основным видом данного занятия стала практическая работа по точению сувенира-игрушки «Гриб»....

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка мастер-класса. Тема: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».

Мастер-класс: «Изготовление простых моделей самолетов из бумаги».Работа предназначена для детей от 7 лет и старше, педагогов и родителей.Назначение: украшение интерьера, подарок для родных и близких, ...

Методическая разработка занятия по теме:«Изготовление бус в технике фелтинга (сухое валяние)»

Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок &nda...

Методическая разработка занятия по теме «Изготовление модели самолёта из картона с катапультой».

Данная тема изучается в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный техник» в разделе «Юный авиамоделист (основы авиа моделирования) ».Изготовление модели  самол...

Методическая разработка занятия по самостоятельному изготовлению световозвращающих устройств (внедрение в учебно-воспитательный процесс) 5 класс

Автор: учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ №6 г.ИпатовоСтавропольский крайДацунова Татьяна Ивановна...