Модифицированная рабочая программа по технологии 10 класс
рабочая программа по технологии (10 класс)

Колосова Виктория Николаевна

Модифицированная рабочая программа по технологии 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка рабочей программы учебного курса

 «Технология. Модифицированный вариант для неделимых классов»

 (10 класс)

Тип программы: программа общего (полного) среднего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Объем учебного времени: 35 часов в год

Форма обучения: очная.

Режим занятия: 1 часа в неделю, учебные занятия по 1 уроку.

Формы контроля: текущий контроль.

Итог: освоение курса технологии за 10 класс.

Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии;
  • подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Статус документа

Рабочая программа по направлению «Технология. Модифицированный вариант для неделимых классов (10класса)» разработана на основании:

- федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 - приказа Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН от 07.06.2005г. №03 – 1263);

 - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.;

Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.

Структура рабочей программы

         Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание тем, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методическое обеспечение, контрольно-измерительные материалы.

Общая характеристика учебного предмета

В 10 классе школьники продолжают знакомиться с технологиями современного производства и сферы услуг. Они развивают и углубляют те компетентности в области технологии, которые они получили при изучении этого предмета в основной школе. Сложность формирования содержания курса для старшей школы состоит в том, что в основной школе у учащихся сложились узко предметные технологические компетентности, относимые больше к видам труда, чем к технологии в общем её понимании. Технология выражает уровень развития техносферы, т. е. всего комплекса артефактов, созданных человеком, и возможность их производства.

Технология — это строго упорядоченная последовательность (алгоритмическое предписание) методов воздействия на материалы, объекты природы, социальной среды, энергию, информацию, предопределённая имеющимися техническими средствами, научными знаниями, квалификацией работников, инфраструктурой. Их совокупность обеспечивает желательные преобразования предметов труда в конечные продукты, обладающие потребительной стоимостью (материальный объект, энергия, информация или нематериальная услуга, выполненное обязательство).

В соответствии с данным определением старшеклассники должны научиться чётко определять технологические цели — обосновывать в выбранной области своей деятельности конкретный желаемый её результат, ориентироваться в основных методах и средствах преобразования материальных и нематериальных предметов труда в конечный продукт, подбирать наиболее рациональные способы и средства для созидательной деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета

 
  В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения результаты изучения техно-логии в 10 классе разделяются на личностные, мета-предметные и предметные.

Личностные результаты освоения выпускником образовательной программы по технологии отражают сформированность:

• общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формам общественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей;

• потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков;

• стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью; бережного отношения к природе;

• готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности.
      Метапредметные результаты освоения выпускником образовательной программы по технологии подразумевают:

• овладение научными методами исследования при освоении технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• умение логично, ясно и точно формулировать и аргументированно излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов;

• умение привлекать изученный в других предметах материал в реализуемые технологии и использовать различные источники информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету;

• умение анализировать конкретные трудовые и жизненные ситуации, различные стратегии решения задач; выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности; самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность;

• коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях;

• начальный опыт, навыки творчества и исследовательской деятельности, публичного представления её результатов, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

Предметными результатами обучения технологии на базовом уровне являются:

• представления о техносфере, роли техники и технологий в прогрессивном развитии общества; социальных и экологических последствиях развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; назначении и устройстве распространённых технологических машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электрических приборов и аппаратов;

• ориентирование в свойствах и способах получения наиболее распространённых природных, искусственных материалов и сырья, продукции сельского хозяйства, используемых в производстве товаров, услуг и продуктов питания; традиционных и новейших технологиях получения и преобразования различных материалов, энергии, информации объектов живой природы и социальной среды;

• дизайнерское (проектное) представление результатов труда и подбор средств труда для осуществления технологического процесса;

• практическая готовность к выполнению технологических операций по оказанию услуги или изготовлению деталей, сборке изделия (наличие соответствующих трудовых знаний, навыков и умений);

 • владение способами проектирования, методами творческой деятельности, технического конструирования и эстетического оформления изделий;

• овладение основными понятиями, терминами черчения и графики; правилами выполнения графической документации; основными экономическими характеристиками трудовой деятельности, экологическими характеристиками технологий;

• самооценка индивидуальных профессиональных способностей и склонностей; ориентирование на рынке труда, услуг профильного общего и профессионального образования. 

Содержание предмета

РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Особенности современного проектирования

Теоретические сведения. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.

Практические работы. Анализ существующего состояния в сфере предполагаемого проектирования, определение потребности, выбор объекта проектирования.

Законы художественного конструирования

Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.

Практические работы. Выполнение теста-опросника для выявления качеств дизайнера

Экспертиза и оценка изделия

Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности.
    Практические работы. Проведение экспертизы ученического рабочего места.

Алгоритм проектирования

Теоретические сведения. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Практические работы. Планирование деятельности по учебному проектированию.

Методы решения творческих задач

Теоретические сведения. Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач.
Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на креативность.

Метод мозговой атаки

Теоретические сведения. Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия.

Практические работы. Решение творческих задач методом мозговой атаки.

Метод обратной мозговой атаки

Теоретические сведения. Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода.
Практические работы. Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки

Метод контрольных вопросов

Теоретические сведения. Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники.
Практические работы. Решение творческих задач методом контрольных вопросов.

Синектика
Теоретические сведения. Синектика. Суть метода. Типы аналогий.
Практические работы. Решение творческих задач методом синектики.

Морфологический анализ

Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода.

Практические работы. Решение творческих задач методом морфологического анализа.

Функционально-стоимостный анализ

Теоретические сведения. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование функционально-стоимостного анализа на производстве.
Практические работы. Решение творческих задач методом ФСА

Метод фокальных объектов

Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Решение творческих задач ассоциативными методами.

Дизайн отвечает потребностям

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.

Практические работы. Дизайн-анализ окружающих предметов с целью выявления возможных вариантов их усовершенствования.

Защита интеллектуальной собственности

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака для своего изобретения.

Мысленное построение нового изделия

 Теоретические сведения. Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план.

Практические работы. Изучение потребительского рынка своего региона.

Научный подход в проектировании изделий

Теоретические сведения. Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи.

Практические работы. Составление бизнес-плана производства проектируемого (или условного) изделия (услуги).

Материализация проекта

Теоретические сведения. Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.

Практические работы. Выполнение предварительного расчёт количества материалов для выполнения проектируемого изделия.

Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства
материалов.
Практические работы. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов для изготовления проектного изделия.

Изучение покупательского спроса

Теоретические сведения. Покупательский спрос. Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

Проектная документация

Теоретические сведения. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта.
Практические работы. Составление резюме и дизайн-спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.

Организация технологического процесса

Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.
Практические работы. Выполнение технологической карты проектного изделия.

Анализ результатов проектной деятельности

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практические работы. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Роль технологии в жизни человека

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.
Практические работы. Подготовка сообщения об интересующем изобретении в области технологии.

Технологические уклады

Теоретические сведения. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

Связь технологий с наукой, техникой и производством

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практические работы. Подготовка сообщения на тему «Техносфера и современный технологический мир»

Энергетика и энергоресурсы

Теоретические сведения. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.

Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации территории школы или ближайшей местности.

Альтернативные источники энергии

Теоретические сведения. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.

Практические работы. Сравнение достоинств и недостатков альтернативных источников электрической энергии.

Технологии индустриального производства

Теоретические сведения. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства.

Практические работы. Выполнение коллективного проекта «Технологические риски и их предупреждения».

Технологии земледелия и растениеводства

Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства.
Практические работы. Составление почвенной карты (части парка, пришкольной территории). Подготовка сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных растений.

Технологии животноводства

Теоретические сведения. Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства.

Практические работы. Подготовка сообщения о правилах составления рациона и кормления сельскохозяйственных животных.

Технологии агропромышленного производства

Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции.
Практические работы. Составление кластеров. Проведение экспериментов.

Технологии лёгкой промышленности

Теоретические сведения. Лёгкая промышленность. Под отрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность.

Практические работы. Подготовка сообщения о техно-логии получения сырья для кожевенно-обувного производства.

Технологии пищевой промышленности 

 Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий.

Автоматизация технологических процессов

Теоретические сведения. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП.
Практические работы. Экскурсия на современное производственное предприятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Разделы и подразделы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила ТБ на уроках технологии

1

Раздел 1. Технология проектирования изделий

2

Особенности современного проектирования

1

3-4

Законы художественного конструирования

1

1

5

Экспертиза и оценка изделия

1

6

Алгоритм проектирования

1

7

Методы решения творческих задач

1

8

Метод мозговой атаки

1

9

Метод обратной мозговой атаки

1

10

Метод контрольных вопросов

1

11

Синектика

1

12

Морфологический анализ

1

13

Функционально-стоимостный анализ

1

14

Метод фокальных объектов

1

15

Дизайн отвечает потребностям

1

16

Защита интеллектуальной собственности

1

17

Мысленное построение нового изделия

1

18

Научный подход в проектировании изделий

1

19

Материализация проекта

1

20

Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования

1

21

Изучение покупательского спроса

1

22

Проектная документация

1

23

Организация технологического процесса

1

24

Анализ результатов проектной деятельности

1

Раздел 2. Технологии в современном мире

25

Роль технологии в жизни человека

1

26

Технологические уклады

1

27

Связь технологий с наукой, техникой и производством

1

28

Энергетика и энергоресурсы

1

29

Альтернативные источники энергии

1

30

Технологии индустриального производства

1

31

Технологии земледелия и растениеводства

1

32

Технологии животноводства

1

33

Технологии агропромышленного производства

1

34

Технологии лёгкой промышленности

1

35

Технологии пищевой промышленности

1

Итого

35

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической   последовательности,    при   этом   допущены    1-2    несущественные    ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка практических работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.

 Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением   технологической   последовательности,   отдельные   операции   выполнены   с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.

Оценка   2 ставится   в   том   случае,   если   учащийся    самостоятельно   не   справился   с   работой, технологическая   последовательность   нарушена,   при   выполнении   операций   допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. 

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу. Во  всех  случаях  оценка  снижается,   если  учащийся  не  соблюдал  требований  правил безопасного труда.

Оценка проверочных работ. Оценка 5 ставится, если учащийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

■        или не более двух недочетов.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

■        не более двух грубых ошибок,

■■    или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
    Оценка 2 ставится, если учащийся:

допустил  число  ошибок  и  недочетов  превосходящее  норму,   при  которой  может  быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.
    Оценка 1 ставится, если учащийся:
  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
    Примечание.

■        Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Работа учителя с одарёнными детьми

1.        При общении с одарёнными детьми от учителя требуется гибкость мышления, профессионализм,
что предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.        Работа на уроке начинается с особого внимания к таким детям и продолжается эта работа в
кружках,   а  так   же   используются   индивидуально-групповые   формы   работы   и   консультации   во
внеурочное время.

3.        Включая в творческий процесс одарённого ученика, создаются проблемные ситуации, пусть не
большие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в
нестандартной ситуации, делать свои умозаключения.

4.        На уроках раздаются  карточки  повышенной трудности  с олимпиадными заданиями  или
упражнениями, требующими нестандартного мышления.

5.        Привлекаются   способные   творчески   мыслящие   ученики   к   сотрудничеству,   предлагая   им
выступать в роли оппонентов.

Класс

Предмет

Программа

Учебник

УМК учителя

УМК ученика

10

Технология

Рабочая программа учебного предмета «Технология 10классы. Модифицированный вариант для неделимого класса»

Технология.10-11 класс– учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Симоненко В.Д. – М.: Вентана – Граф, 2013

1.Сборник нормативных документов. Технология. – М.: Дрофа,2008г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2008г.

3. Тищенко А.Т., Синица Н.В. Технология. Программа. – М.: Вентана – Граф, 2013г.

4. Киселева Е.А., Павлова О.В. Тематическое планирование 5-11 класс (вариант для девочек по программе Симоненко В.Д.) – Волгоград, 2011г.

5. Материал к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программа Симоненко В.Д. 9 класс – Волгоград, 2007

6. Разработка занятий по теме «Делопроизводство и информационные технологии» - Волгоград, 2009

7. Глушкова Э.Ю., Электронное интерактивное приложение. Мастер – класс учителя технологии, 2 диска + методическое пособие. М.: Планета, 2013

1. Задания для подготовки к олимпиадам. Технология. Обслуживающий и технический труд. 5-11 класс.

Календарно-тематическое планирование 10класс Учитель_________________________________

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Основное содержание материала темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Инструментарий оценивания

Школа /класс

Дата

проведения

план

факт

Раздел 1. Технология проектирования изделий

1

Вводное занятие. Правила ТБ на уроках технологии.

1

Правила ТБ. Технология как часть общечеловеческой культуры.

Конспект в тетрадях

2

Особенности современного проектирования

1

Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании

Знакомиться с требованиями к современному проектированию. Знакомиться с понятиями «инновация», «проектное задание», «техническое задание». Знакомиться с качествами, которыми должен обладать проектировщик. Представлять значение эстетического фактора в проектировании

Конспект в тетрадях

3-4

Законы художественного конструирования

2

Эстетика. Единство формы и содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление

Знакомиться с ролью эстетики. Иметь представление о законах гармонии: единстве формы и содержания. Определять качество пропорции, симметричность, динамичность, статичность. Иметь представление о контрасте. Понимать равновесие формы. Подчёркивать особенности формы с помощью цветового оформления. Изучать законы художественного конструирования

Конспект в тетрадях

5

Экспертиза и оценка изделия

1

Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности

Знакомиться со значением и составляющими понятия «потребительские качества товара (услуги)». Знакомиться с критериями оценки потребительских качеств товара. Получать представление о том, что входит в процедуру экспертной оценки объекта и кто её проводит

Конспект в тетрадях

6

Алгоритм проектирования

1

Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта

Представлять, какие этапы включает в себя проектная деятельность. Осуществлять пошаговое планирование проектной деятельности. Получать представление, что включает в себя понятие «алгоритм дизайна». Понимать, какие критерии следует учитывать при разработке банка идей и предложений. Планировать свою деятельность по учебному проектированию

Конспект в тетрадях

7

Методы решения творческих задач

1

Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач

Получать представление о понятиях «творчество», «творческий процесс». Знакомиться с видами творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество).Представлять, что такое изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса. Осваивать методы решения нестандартных задач. Понимать, ка-кие методы решения задач относятся к логическим

Конспект в тетрадях

8

Метод мозговой атаки

1

Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия

Понимать суть метода мозговой атаки. Формулировать цель метода. Приобретать опыт генерации идей. Иметь представление об аналогии, инверсии, фантазии, эмпатии

Конспект в тетрадях

9

Метод обратной мозговой атаки

1

Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода

Осмысливать суть метода обратной мозговой атаки. Иметь представление о цели метода

Конспект в тетрадях

10

Метод контрольных вопросов

1

Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники

Осмысливать суть метода контрольных вопросов. Использовать в практике изобретательской деятельности универсальные опросники

Конспект в тетрадях

11

Синектика

1

Синектика. Суть метода. Типы аналогий

Получать представление о синектике. Представлять, какими качествами должен обладать синектор. Понимать типы аналогий

Конспект в тетрадях

12

Морфологический анализ

1

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода

Получать представление о методах поиска оптимального варианта. Осмысливать суть и применение метода морфологического анализа. Составлять таблицу значимых пара-метров

Конспект в тетрадях

13

Функционально-стоимостный анализ

1

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве

Формировать представление о ФСА как методе экономии. Знакомиться с основными этапами ФСА

Конспект в тетрадях

14

Метод фокальных объектов

1

Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов (МФО), гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение

Понимать способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (методов фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций). Приобретать опыт использования МФО на примере задачи «выбор объекта и цели его усовершенствования»

Конспект в тетрадях

15

Дизайн отвечает потребностям

1

Проектирование как отражение общественной потребности. Взаимосвязь общественных потребностей и проектирования. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды

Рассматривать проектирование как отражение общественной потребности. Понимать влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Формировать представление о рынке товаров и услуг. Производить анализ существующих изделий

Конспект в тетрадях

16

Защита интеллектуальной собственности

1

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания

Понимать сущность понятия «интеллектуальная собственность». Получать представление о том, что может являться объектом интеллектуальной собственности. Знакомиться с понятием «авторское право» и существующими формами защиты авторских прав. Осмысливать, что такое патент и как осуществляется патентование изобретения. Знакомиться с сутью и защитой товарных знаков, знаков обслуживания

Конспект в тетрадях

17

Мысленное построение нового изделия

1

Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план

Осмысливать суть выполнения проекта. Получать представление о постановке
целей и изыскании средств проектирования. Осваивать дизайнерский подход. Знакомиться с составлением бизнес-плана

Конспект в тетрадях

18

Научный подход в проектировании изделий

1

Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представления об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирования. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи

Осмысливать процесс проектирования дизайнером новых изделий. Использовать источники информации. Получать представление об основах взаимозаменяемости. Определять составляющие технологического планирования. Осмысливать суть маркетинга

Конспект в тетрадях

19

Материализация проекта

1

Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов

Формировать представление о необходимости макетирования, моделирования. Осмысливать потребность в изготовлении опытных образцов и проведении испытаний. Определять стоимость проектов

Конспект в тетрадях

20

Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования

1

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Вы-бор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов

Определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа. Формулировать требования к объекту проектирования. Выбирать материал для проектируемого изделия

Конспект в тетрадях

21

Изучение покупательского спроса

1

Покупательский спрос. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя. Выводы

Осмысливать значение покупательского спроса. Рассматривать требования к анкете по изучению покупательского спроса. Проводить анкетирование, делать выводы

Конспект в тетрадях

22

Проектная документация

1

Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта

Получать представление о стандартизации при проектировании. Осмысливать, как составляется проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Использовать компьютер для выполнения проектной документации. Расширять представление о проектной документации: техническом рисунке, чертеже, сборочном чертеже. Выполнять технические рисунки и рабочие чертежи проектируемого изделия. Анализировать технологические карты

Конспект в тетрадях

23

Организация технологического процесса

1

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты

Представлять технологический процесс изготовления нового изделия. Осмысливать суть технологической операции и технологического перехода. Составлять технологическую карту

Конспект в тетрадях

24

Анализ результатов проектной деятельности

1

Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов

Производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия. Проводить испытания изготовленного изделия. Выполнять рецензирование продукта проектирования. Производить презентацию и защиту своего проекта. Анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Конспект в тетрадях

Раздел 2. Технологии в современном мире

25

Роль технологии в жизни человека

1

Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда

Осмысливать, что такое технология и какова её взаимосвязь с общей культурой. Осмысливать основные виды культуры. Понимать значение понятия «технологическая культура», влияние технологий на общественное развитие. Иметь представление о трёх составляющих производственной технологии

Конспект в тетрадях

26

Технологические уклады

1

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения

Получать представление об исторически сложившихся технологических укладах и основных технических достижениях. Осмысливать суть основной технологической задачи

Конспект в тетрадях

27

Связь технологий с наукой, техникой и производством

1

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства

Устанавливать взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства. Представлять роль науки в развитии технологического прогресса. Формировать понятие «наукоемкость производства»

Конспект в тетрадях

28

Энергетика и энергоресурсы

1

Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы

Осмысливать производственные задачи. Знакомиться с энергетикой, тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями, атомными электростанциями. Осмысливать проблемы и перспективы атомной энергетики электростанциями, атомными электростанциями. Осмысливать проблемы и перспективы атомной энергетики

Конспект в тетрадях

29

Альтернативные источники энергии

1

Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия

Знакомиться с альтернативными (нетрадиционными) источниками электрической энергии. Формировать представление о солнечной энергии и солнечных электростанциях. Осмысливать значение энергии ветра, энергии приливов, геотермальной энергии. Сравнивать достоинства и недостатки различных способов получения энергии

Конспект в тетрадях

30

Технологии индустриального производства

1

Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства

Знакомиться с этапом «промышленный переворот». Получать представление о машиностроении, машинах, основных узлах машин и их видах.
Формировать представление об индустриальном производстве, технологии индустриального производства, технологическом процессе индустриального производства. Осмысливать основные направления совершенствования индустриального производства

Конспект в тетрадях

31

Технологии земледелия и растениеводства

1

Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технология растениеводства

Формировать представление о со-временном сельском хозяйстве. Различать отрасли: земледелие и растениеводство. Классифицировать технологии земледелия. Различать отрасли современного растениеводства. Формировать представление о технологии растениеводства

Конспект в тетрадях

32

Технологии животноводства

1

Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства

Знакомиться с животноводством. Осмысливать этапы развития животноводства. Знакомиться с отраслями современного животноводства. Формировать представление о технологическом цикле получения животноводческой продукции. Формировать представление о промышленных технологиях животноводства

Конспект в тетрадях

33

Технологии агропромышленного производства

1

Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции

Формировать представление об агропромышленном комплексе. Знакомиться со структурой отраслей АПК. Осмысливать последовательность выполнения основных этапов техно-логии АПК. Знакомиться с технологией защиты растений. Рассматривать возможные пути реализации сельскохозяйственной продукции. Составлять технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий

Конспект в тетрадях

34

Технологии лёгкой промышленности

1

Лёгкая промышленность. Под-отрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность

Формировать представление о лёгкой промышленности. Знакомиться с под-отраслями лёгкой промышленности. Рассматривать технологию получения текстильных материалов из различного сырья. Готовить сообщение о технологии получения сырья для кожевенно- обувного производства

Конспект в тетрадях

35

Технологии пищевой промышленности

1

Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на раз-личные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности

Формировать представление о современной пищевой промышленности. Выделять группы отраслей пищевой промышленности. Знакомиться с делением групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Формировать представление о способах обработки пищевого сырья. Знакомиться с переработкой продуктов животноводства, с трудовыми операциями по разделке туш животных, формированию полу-фабрикатов и выпуску мясных консервов. Формировать представление о рыб-ной промышленности. Знакомиться с плодоовощной промышленностью. Осмысливать суть технологического цикла в пищевой промышленности

Конспект в тетрадях

итого:

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс (модифицированный вариант).

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (приказ Министерства Образования и На...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...

ПРОГРАММА ПО БАСКЕТБОЛУ «Здоровое поколение» Модифицированная рабочая программа и календарно - тематическое планирование для педагогов дополнительного образования групп общефизической и специально физической подготовки. 25.05.19

Рабочая программа «Здоровое поколение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для педагогов дополнительного обра...

Рабочая программа по технологии 5 класс модифицированный вариант

Рабочая программа содержит пояснительную записку с перечнем формирования универсальных учебных действий, необходимых учащимся 5-го класса в рамках реализации стандартов второго поколения; календарно-т...

Рабочая программа по технологии 6 класс (модифицированный вариант)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (приказ Министерства Обра...

Рабочая программа по технологии 7 класс (модифицированный вариант)

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии (приказ Министерства Обра...