Развитие функциональной грамотности на уроках технологии
статья по технологии

Пронина Татьяна Алексеевна

Мотериал для реализации на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gram.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности на уроках технологии

Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.  (1957 г. ЮНЕСКО).

Функциональная грамотность — способность человека, общества вступать в отношениях внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.

Основные формы функциональной грамотности — это:

  • компьютерная грамотность,
  • информационная грамотность,
  • коммуникативная грамотность,
  • общественно-политическая грамотность,
  • бытовая грамотность, общая грамотность,
  • грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях,
  • грамотность при овладении иностранными языками,
  • умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии,  
  • способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения,
  • способность учиться на протяжении всей жизни.

Многие думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.

Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.

Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:

– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;

– умеющего нести ответственность за принятые решения;

– способного быть ответственным за себя и своих близких;

– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;

 – обладающего различными компетенциями в разных областях;

– умеющего нестандартно решать задачи;

– легко адаптирующегося в социуме;

 – умеющего искать общие решения и компромиссы;

 – хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющего современными информационными технологиями.

Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:

Планирование и организация.

На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Обсуждаются идеи для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.

Практический

Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение результативно мыслить и работать с информацией. Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность

Итогово-аналитический

Презентация проекта. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов, на основе имеющихся данных. Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность. Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы); Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Развитие функциональной грамотности на уроках математики.Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информацио...

Развитие функциональной грамотности на уроках технологии

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном вых...

«Развитие функциональной грамотности на уроках технологии»

Статья из опыта работы, посвященная вопросам организации занятий по формированию функциональной грамотности на уроках тенологии. Рассматриваются условия формирования функциональной грамотности на...

Развитие функциональной грамотности на уроках технологии

Взгляды на различные процессы в обществе устаревают. Научно - технический прогресс связан с развитием различных технологий. Поэтому овладение технологической культурой признаётся во всём мире одной из...

Материалы для развития функциональной грамотности на уроках технологии.

Материалы для развития функциональной грамотностина уроках технологииТема: Народные промыслы России и Татарстана.7 классЧто такое ремесло? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)Что такое промысел...