Урок "Экологическая мораль".zip
учебно-методический материал по технологии

Урок разработан для учащихся 6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_ekologicheskaya_moral.zip1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»

Цели урока:

  1. образовательная
  1. дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали;
  2. раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания;
  3. дать понятие экологической культуры.
  1. развивающая
  1. прививать качества экологической культуры и экологической морали.
  1. воспитательная
  1. воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.

Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиа проектор, иллюстрационные и видеоматериал, цифровые образовательные ресурсы

Тип урока: теоретический

Ход урока:

  1. Организация учащихся.
  2. Повторение материала предыдущего урока.

Слушание докладов (сообщений, презентаций) учащихся об использовании альтернативного источника энергии.

  1. Сообщение нового материала.

--- Скажите, Как вы понимаете идею академика В. И. Вернадского о том, что Земля – это живой организм?

--- Ребята, во многом выживание и сохранение планеты, как живого организма зависит от сознательной гражданской позиции каждого человека, лично от каждого из нас! В наших поступках, поведении, хозяйственной деятельности мы должны руководствоваться моральными принципами, которые способствуют сохранению и оздоровлению окружающей среды. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире».На уроке вы узнаете причины возникновения нового современного экологического сознания, сущность и характерные черты экологического сознания, понятие экологической культуры.  Слайд 1

Учитель, учащиеся: Работа с тетрадью + доска:

В тетрадях записывается число и тема урока

---При условии сохранения (и повышения) темпов промышленного производства прогноз дальнейшего развития жизни на Земле неутешителен. Слайда 2

---Чтобы избежать трагических последствий своей хозяйственной деятельности люди должны встать на путь экологически устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях  устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий.

Создавая новый двигатель для автомобиля, самолета, корабля, конструктор обязан подумать и о чистоте воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отходы, — не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты и, помня о живой природе, стараться использовать возможности альтернативного земледелия.

Развитие экологии в последние десятилетия идет ускоренными и оживленными темпами в связи с увеличением техногенной нагрузки на окружающую среду и с ее промышленное загрязнение. Экологическая сознательность должна стать непременным атрибутом мышления современного человека, ведь неоспоримым является тот факт, что плохая экология напрямую влияет на здоровье, качество и продолжительность жизни всех живых существ на земле, включая и человека.

   Природа — источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух — священная обязанность каждого человека.

Слайд         Экологическое сознание -  совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Слайд       Характеристика экологического сознания:

1      Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же, как составная часть Природы.

2      Человек воспринимает природу как лишенный всякой само ценности объект воздействия или же, как равноправный субъект взаимодействия.

3       Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным .

Сегодня всё активнее формируется неэгоцентрическое мировоззрение, проявляющееся в экологическом сознании и экологической морали, для которых характерны:

  • ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;
  • восприятие природных объектов как полноправных партнеров в общей жизнедеятельности;
  • стремление к балансу во взаимодействии человека с окружающей средой;
  •  способность ограничивать свои потребительские аппетиты при пользовании «дарами» природы и забота о сохранении жизни на планете Земля.

Что же такое мораль?

Слайд   Мораль – это неписанные законы поведения, это долг, ответственность и наконец, совесть. Нормы морали в виде представлений показывают человеку, как он должен жить и поступать.

Поэтому, чтобы сохранить жизнь на планете, так важно выработать новые нормы морали – экологические.

Слайд    Основные положения биосферной этики и морали

     Следует создавать естественные вещества и материалы, которые обычны биосфере и разлагаются микроорганизмами

Слайд   Не должен повышаться радиационный уровень биосферы, выбрасываться в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности

СлайдЧеловечество не должно добавлять в собственную среду обитания электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.

Слайд   Не следует растрачивать основной «капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.

Слайд   Нельзя уничтожать и разрушать минералы,

виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического равновесия,
но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы.Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетарно-космического процесса.

Слайд   Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы – луга, леса, болота, озера и т.д., где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы.

Вы можете сформулировать принципы экологической морали?

Слайд       Вывод:

Принципы экологической морали

- уважай все живое, и человека тоже;

- уважай природу в любом ее проявлении;

- уважай космос и его устройство.

 2017 год – год Экологии

Обратить внимание учащихся на то, что объектом их проектирования может быть и экологическая тематика. Показать пример экологического проекта.  

  1. Закрепление нового материала.

В целях первичного осмысления и закрепления материала провести с учащимися беседу с использованием следующих вопросов:

  1. Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?
  2. Что такое экологическая культура?
  3. Какие идеи воплощает экологическая мораль?
  4. Что такое экологическое сознание? Как оно проявляется в повседневной жизни?

Физминутка.  (упражнение: нужно "поздороваться" руками за спиной. Для этого правую руку закидываем за плечо, а левую ведем ей на встречу снизу от бедра. Если руки здороваются, то осанка у ребенка в норме, если, пальчики даже не встречаются, то стоит обратить на осанку особое внимание.
Еще одно упражнение: дети встают, не отрывая ступней от пола, тянутся затылком "к солнышку". Опять же это полезно для позвоночника.)

5.Практическая работа. «Почему проблему отходов
можно считать экологической?» (работа в группах)

Проблема отходов и способов избавления от них стала одной из серьезных проблем современных городов! Постараемся найти ответы  на следующие вопросы:

  1. чем нас не устраивают свалки?
  2. как  сократить количество отходов?
  3. специалисты по переработке отходов.
  4. основные принципы и меры по решению проблемы бытовых отходов.
  5. Что может сделать каждый из нас для решения проблемы бытовых отходов?.

Заключительное слово учителя: Теперь, ребята, вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

 Подведение итогов.

Выставление оценок. Комментарий оценок группам. Учитель сообщает группам свой вывод о глубине и полноте ответов, о качестве знаний учащихся.

7.Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня разбирали?

- В какой форме проходил наш урок?

-     Что бы вы хотели теперь сделать по-другому? Что и как вы теперь хотите изменить в своем поведении?

Учитель:  И как говорит известный телеведущий А. Малахов “Берегите себя, своих близких” и так хочется добавить “Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” (из “Экологического манифеста”).

В качестве домашнего задания ученикам предлагается убрать мусор вокруг своего дома и прочитать подраздел «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире» в параграфе «Природоохранные технологии» (13 стр.96-104)