Инструктажи по технике безопасности
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

инструктажи по технике безопасности  на уроках технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводный инструктаж

для обучающихся в учебных мастерских

(раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»)

1. Общие положения

1.1. Настоящий вводный инструктаж разработан в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в редакции от 8 декабря 2020 года, Письмом Минобрнауки России № 12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иными нормативно-правовыми актами, Правилами внутреннего распорядка обучающихся общеобразовательной организации.

1.2. К занятиям по технологии в учебных мастерских допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и усвоившие основные требования безопасного выполнению работ с рабочими инструментами, станками и другим используемым учебным оборудованием и электроприборами.

1.3. Данный инструктаж составлен для обучающихся в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий обучения на уроках технологии при изучении раздела «Технологии обработки конструкционных материалов», а также на дополнительных занятиях по технологии в общеобразовательной организации.

1.4. Проведение вводного инструктажа в учебной мастерской регистрируют в журнале инструктажа обучающихся по технике безопасности с подписью инструктируемого и инструктирующего. Дата регистрации инструктажа в специальном журнале должна совпадать с записью о проведении данных инструктажей в классном журнале.

1.5. Инструктаж проводится с обучающимися в учебной мастерской на первом занятии в начале учебного года, а также с вновь прибывшими обучающимися школы в течение учебного года. Учителю технологии вводный инструктаж рекомендуется проводить с использованием современных технических и демонстрационных средств обучения, а также наглядных учебных пособий.

1.6. Соблюдение требований настоящего инструктажа обязательно для всех обучающихся, занимающихся в учебной мастерской общеобразовательной организации.

2. Общие требования безопасности в учебных мастерских

2.1. Обучающиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из учебной мастерской общеобразовательной организации.

2.2. Каждый школьник должен соблюдать правила личной гигиены и требования санитарных норм, поддерживать своё рабочее место в чистоте, соблюдать порядок проведения работ (изготовления изделий с использованием инструментов, станков и т.д.).

2.3. Обучающиеся должны строго соблюдать требования инструкций по правилам безопасности труда при работе на станках по обработке древесины и металла, при использовании тисков, различных инструментов и иного оборудования и приспособлений.

2.4. Школьники проходят первичные инструктажи на рабочем месте перед осуществлением работ с новым для них оборудованием и инструментами, при изучении новой темы, овладевают навыками безопасного выполнения работ в учебной мастерской, обучаются правильному, безопасному обращению с оборудованием (станками, верстаками, тисками, инструментами и т.д).

2.5. Обучающиеся не должны прикасаться к кабелям питания электрооборудования и электроприборов, подходить к электрическому щитку, что является зоной особой опасности (напряжение 220 В).

2.6. В процессе занятий в учебной мастерской могут иметь место вредные и опасные факторы:

  • травмирование при неаккуратном обращении с рабочим инструментом, тисками, станками, иным оборудованием и приспособлениями, включая травмы рук вращающимися частями станков, попадание волос на вращающиеся части оборудования, ранение рук во время обработки детали и неправильной работе с резцом, поражение частями плохо склеенной, косослойной и суковатой древесины, травмы ног при падении инструмента и заготовок;
  • травмирование вследствие пренебрежения использования индивидуальных средств защиты, отсутствия защитных экранов на оборудовании;
  • поражение органов зрения стружкой при работе с металлами, засорение глаз древесной пылью при отсутствии защитных экранов, защитных очков;
  • ожоги рук при касании нагретых частей обрабатываемых деталей, фрезы, сверла;
  • поражение электрическим током при работе с электроприборами, электрооборудованием и электроинструментами;
  • возникновение пожара в случае несоблюдения требований пожарной безопасности, поломки электрооборудования и электроинструмента;
  • нарушение осанки, искривление позвоночника при сидении в неправильной позе;
  • нарушение остроты зрения при недостаточном освещении в учебной мастерской;
  • попадание древесной пыли в дыхательные пути при работе по обработке древесины без индивидуальных средств защиты.

2.7. При нахождении в учебной мастерской необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности, быть информированными о местах расположения первичных средств пожаротушения, соблюдать правила обращения с электроинструментом, электрооборудованием и электроприборами.

2.8. Во время работ в учебной мастерской для защиты обучающихся должны, в зависимости от типа опасности, применяться следующие индивидуальные средства защиты:

  • хлопчатобумажный халат (фартук с нарукавниками);
  • головной убор (берет);
  • защитные очки;
  • рукавицы комбинированные;
  • диэлектрические коврики.

Станки, электроприборы должны быть заземлены.

2.9. Обучающимся запрещается без разрешения учителя подходить к установленному в учебной мастерской оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы и кабели питания.

2.10. Запрещается загромождать в школьной мастерской проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы, верстаки и стулья.

2.11. Запрещается без разрешения учителя технологии осуществлять включение и работу со станками, электроприборами, электроинструментом, проводить работы, не имеющие отношения к теме урока.

2.12. Не вносить и не выносить из учебной мастерской, без указания учителя, любые инструменты и приспособления, комплектующие и материалы, электроприборы. 

2.13. При ухудшении самочувствия или неисправности оборудования, инструмента и приспособлений, при получении травмы необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю технологии.

3. Требования безопасности перед началом работы в учебной мастерской

3.1. Перед началом занятий обучающиеся готовятся к уроку, надевают халаты (фартуки с нарукавниками) и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты, спрятать волосы под головной убор.

3.2. Входить в мастерскую только с разрешения учителя, портфели и сумки необходимо расположить так, чтобы они не загромождали проходы.

3.3. Запрещается обучающимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, собственные инструменты.

3.4. Перед началом урока необходимо вымыть руки, проверить санитарное состояние своего рабочего места, удостовериться, нет ли на рабочем месте посторонних вещей, предметов, инструментов, материалов и мусора.

3.5. Требования к обучающимся перед работой в учебной мастерской:

  • входить в кабинет только после разрешения учителя;
  • не включать самостоятельно электроосвещение, станки, электроприборы;
  • не использовать без разрешения учителя технологии инструменты, тиски, приспособления;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятию.

3.6. Перед началом каждой новой темы, обучающийся внимательно прослушивает инструктаж по безопасным методам и приемам выполнения работы и изучает правила, описывающие работу: при работе с инструментом, электроинструментом, тисками и приспособлениями; при работе, связанной с обработкой древесины и металла на станках.

3.7. Проверить исправность ручного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия выполнены из сухой древесины без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе;
  • рукоятки молотков должны быть гладкие, без трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму;
  • рукоятки напильников, шаберов, ножовок имеют специальные стягивающие металлические бандажные кольца;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть - прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов, на рабочей части нет повреждений;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев.

3.8. Перед началом выполнения работ необходимо проверить заготовку на отсутствие сучков и трещин, проверить работу станка или электроинструмента на холостом ходу. При обнаружении любых неисправностей сообщить учителю.

3.9. При работе с электроприборами, электроинструментами и станками необходимо убедиться в наличии диэлектрического коврика под ногами.

3.10. Инструменты, заготовки и приспособления необходимо размещать таким образом, чтобы исключить их падение.

3.11. Приступать к работе в учебной мастерской разрешается после выполнения подготовительных мероприятий, устранения всех недостатков и с разрешения учителя технологии.

4. Требования безопасности для обучающихся во время работы в учебной мастерской

4.1. Пребывание школьников в учебной мастерской школы может осуществляться только с разрешения учителя. Все работы должны проводиться при личном присутствии в кабинете учителя технологии.

4.2. На занятиях в учебной мастерской обучающиеся должны быть внимательны, дисциплинированы, осторожны, не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

4.3. На уроках технологии в мастерской обучающиеся выполняют виды работ согласно тематического планирования и программы. В подготовительной части урока дети получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и методах безопасного выполнения работы.

4.4. При выполнении работ в учебной мастерской обучающимся необходимо в обязательном порядке использовать индивидуальные средства защиты (халат или фартук с нарукавниками, берет), в соответствии с видами работ использовать защитные очки, диэлектрические коврики, рукавицы для предохранения рук от повреждений.

4.5. В течение урока ученики должны придерживаться следующих правил:

  • начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;
  • соблюдать правила безопасности труда и техники безопасности при работе с ручным инструментом и электроинструментом, электроприборами, в особенности со станками;
  • работать только за своим рабочим местом, менять и покидать рабочее место можно только с разрешения учителя;
  • не выполнять действия и работы на станках, с электроприборами и инструментами несоответствующие теме урока и без разрешения учителя;
  • соблюдать правила и нормы поведения, внимательность;
  • если к ученику обращается учитель, то следует приостановить выполнение работы;
  • не отвлекать работающих одноклассников;
  • соблюдать правила поведения в учебной мастерской;
  • передвигаться в помещении мастерской следует спокойно, не толкая друг друга;
  • без разрешения учителя не включать станки, не брать инструменты, не выключать свет.

4.6. Обучающимся запрещается:

  • прикасаться к розеткам, кабелям питания и токоведущим частям оборудования;
  • включать станки, электроинструменты и электроприборы без разрешения учителя;
  • выполнять работы на станках в случае их неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • нарушать требования учителя, правила охраны труда и пожарной безопасности в учебной мастерской;
  • класть на станки бумагу, тряпки и другие посторонние предметы;
  • сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками (следует использовать веник или щетку и совок);
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники, пусковые кнопки и другие выключатели тока;
  • помещать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов отведен отдельный ящик);
  • находиться в учебной мастерской в отсутствии учителя;
  • шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других школьников;
  • толкать друг друга, бросать различные предметы, заготовки и инструмент друг в друга;
  • передавать отвертки, сверла, зубила, стамески, фрезы и другие острые инструменты и детали острыми концами к принимающему лицу;
  • хлопать дверью.

4.7. Прочно закреплять обрабатываемую деталь или заготовку в тисках при ручной обработке, выполнение работы только исправным и хорошо заточенным инструментом.

4.8. При работе с режущими инструментами соблюдать максимальную осторожность с целью недопущения порезов, попадания инфекции в раны.

4.9. Не использовать при выполнении задания сломанный или поврежденный инструмент.

4.10. Не использовать инструменты не по прямому назначению, запрещено направлять острые части на других школьников или бросать инструменты.

4.11. Перед включением станков и электроинструмента следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

4.12. Категорически запрещается включать станки и электроинструменты мокрыми или влажными руками.

4.13. Общие требования безопасности при работе на станках:

  • не наклонять голову близко к станку;
  • не облокачиваться, не класть локти и не опираться на станок;
  • не передавать и не принимать предметы через станок, который работает;
  • не замерять деталь, которая обрабатывается, во время работы станка;
  • во время работы станка не открывать и не снимать защитные ограждения и предохранительные устройства; 
  • не класть на станок детали и инструмент;
  • чистить и убирать стружку со станка только после выключения и полной его остановки;
  • не проверять рукой чистоту поверхности обрабатываемой детали при работающем станке;
  • не поддерживать и не ловить рукой отрезанную деталь;
  • не останавливать станок, тормозя рукой деталь;
  • не отходить от станка, не отключив его;

4.14. В случае отключения тока в сети необходимо оперативно отключить станок.

4.15. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования и электроинструментов.

4.16. Необходимо быть особенно осторожными при выполнении работ на оборудовании (станок, электроинструмент) с наличием вращающихся элементов и узлов.

4.17. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей фрезы, сверла, обрабатываемой детали. Просмотреть инструктаж http://ohrana-tryda.com/node/3097

4.18. Запрещается самостоятельно устранять любые неисправности используемого инструмента, станков и электроприборов.

4.19. Рабочее место следует содержать в чистоте, инструменты класть на место, не загромождать рабочее место и проходы материалами, заготовками, деталями и отходами. 

4.20. Нахождение на рабочем месте предметов, инструментов, деталей и заготовок, не требующихся для выполнения работы, запрещается. 

4.21. Не допускать скапливания опилок, стружки, промасленной ветоши на своем рабочем месте. Мусор вовремя убирать, используя щетку и совок. 

4.22. Выполнять задания необходимо аккуратно, соблюдая порядок проведения работ и выполняя требования безопасности труда, соблюдать тишину и порядок, выполнять требования учителя.

4.23. При получении травмы или плохом самочувствии немедленно сообщить учителю технологии.

4.24. Обо всех неполадках в работе станочного оборудования, верстаков и станков, ручных инструментов и электроинструментов, электроприборов необходимо ставить в известность учителя.

4.25. Выполнять работу необходимо согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.

4.26. При возникновении в учебной мастерской во время работы аварийной ситуации, не допускать паники и действовать по указанию учителя.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При возникновении аварийной ситуации в учебной мастерской срочно сообщить учителю и действовать по его указанию.

5.2. При обнаружении неисправности в работе станка, электроприбора или электроинструмента, повышенном его нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить его и сообщить об этом учителю технологии.

5.3. Не собирать стружку незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.

5.4. При внезапном заболевании, получении травмы, либо плохом самочувствии, сообщить учителю технологии.

5.5. При получении травмы обучающимся, сообщить учителю и, при необходимости, помочь ему вызвать медицинского работника общеобразовательного учреждения для оказания медицинской помощи пострадавшему.

5.6. В случае возникновения аварийной ситуации, создающей угрозу для жизни и здоровья, обучающиеся должны быть готовы организованно, без паники, быстро покинуть учебную мастерскую под руководством педагога.

6. Требования безопасности по окончании занятий в учебной мастерской

6.1. Выключить станок, электроприбор, электроинструмент.

6.2. Сдать учителю технологии заготовки или незаконченные изделия.

6.3. Разложить инструменты в правильном порядке, проверить их и сдать учителю.

6.4. Убрать свое рабочее место. Уборка стружек, обрезков, пыли с оборудования производится только с помощью крючков, щеток, сметок и т.п. при выключенном оборудовании. Без применения указанных приспособлений уборка запрещается.

6.5. Привести себя в надлежащий вид, вымыть руки с мылом, снять спецодежду, сдать защитные очки.

6.6. Не выносить из учебной мастерской инструменты, детали и заготовки, сверла, фрезы, гвозди, шурупы и т.д.

6.7. Покидать помещение школьной мастерской можно только с разрешения учителя и спокойным шагом.

6.8. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы в учебной мастерской, сообщить учителю технологии.

Вводный инструктаж разработал:            ______________ /_______________________/



Предварительный просмотр:

Инструкция

по охране труда в столярной мастерской

 

1. Общие требования охраны труда в столярной мастерской

1.1. Настоящая инструкция по охране труда распространяется на всех работников общеобразовательных заведений (учителей технологии, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования и т.д.), занимающихся с обучающимися в столярной мастерской.

1.2. Самостоятельно работать в столярной мастерской разрешается лицам:

  • 18-ти лет и старше, прошедшим обязательный периодический медосмотр и не имеющим медицинских противопоказаний для работы в данной мастерской;
  • имеющим высшее или среднее специальное образование;
  • прошедшим вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением III группы допуска;
  • которые прошли ознакомление с инструкциями по использованию станков и механизмов, которыми оснащена мастерская, с данной инструкцией в рамках предмета технологии.

1.3. Учитель столярной мастерской должен придерживаться Правил внутреннего трудового распорядка и Режима работы общеобразовательной организации. График работы в столярной мастерской устанавливается расписанием занятий школы, утвержденных директором общеобразовательной организации.

1.4. К опасным факторам при работе в столярной мастерской относятся:

  • физические - опасное напряжение в электрической сети; движущиеся и вращающиеся части станков; острые края, заусенцы на поверхностях инструмента, приспособлений и оборудования; заусенцы, сколы заготовок; шум; вибрация; повышение температуры поверхностей оборудования; вентиляционная система; режущие, пилящие, колющие приспособления и инструменты;
  • химические - пыль;
  • психофизиологические - напряженность внимания.

1.5. Работая в столярной мастерской, необходимо пользоваться следующей спецодеждой и индивидуальными средствами защиты: 

- халатом из хлопчатобумажной ткани;

- рукавицами комбинированными;

- защитными очками.

1.6. О любых без исключения неисправностях электрической проводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и повреждениях оконных стекол, работник столярной мастерской должен срочно поставить в известность инженера или ответственного по охране труда и заместителя директора по АХР, а при их отсутствии – дежурного администратора, зафиксировать неисправность в журнале заявок.

1.7. Станки должны иметь в обязательном порядке защитные ограждения.

1.8. Рабочие места и зоны должны иметь необходимое освещение. Свет не должен слепить глаза, воспроизводить блики.

1.9. При смене пилы, сверла и прочих рабочих частей, очистки станков, уборки рабочих мест следует пользоваться специальными приспособлениями (ключ, крючок, лопата, щетка, скребок и т.п.).

1.10. Столярная мастерская должны быть снабжена первичными противопожарными средствами: огнетушителями -  химическим пенным, углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

1.11. Для оказания первой помощи в общедоступном месте должна находиться полностью укомплектованная медицинская аптечка.

1.12. В столярной мастерской на видном месте должны быть размещены инструкции по технике безопасности для школьников.

1.13. Запрещено хранение любого оборудования на шкафах.

1.14. В начале каждого учебного года следует проводить с учениками инструктаж (отдельным уроком) по охране труда с регистрацией в соответствующем журнале. Перед сменой вида работ с использованием новых станков и инструментов нужно провести с учениками новый инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

1.15. В случае получения травмы школьником учитель технологии в столярной мастерской должен оказать ему первую помощь и срочно сообщить о случившемся дежурному администратору и школьной медсестре.

1.16. В случае несоблюдения кем-либо из учеников техники безопасности со всеми учащимися следует провести внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности с его регистрацией в соответствующем журнале регистрации инструктажей с учащимися.

1.17. Окна кабинета не должны иметь защитных решеток, либо должны иметь распашные решетки, ключи от которых следует хранить в доступном месте.

1.18. За любое нарушение настоящей инструкции, учитель технологии несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы в столярной мастерской

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду и проверить наличие средств индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки, коврики диэлектрические).

2.2. Провести осмотр рабочего места, убрать лишние и не нужные предметы, уделив особое внимание достаточности освещения, наличию ограждений вращающихся частей станков.

2.3. Осмотреть станки, оборудование и механизмы, а также убедиться:

  • в открытости доступа к пусковым устройствам;
  • в исправности электрического оборудования и заземления, пусковых и блокировочных устройств путем кратковременного их включения;
  • в эффективности работы тормозных устройств;
  • в наличии ограждений, их исправности и надежности креплений;
  • в исправности инструмента;
  • в исправности приспособлений для обработки деталей;
  • в исправности пусковых устройств путем непродолжительного включения.

2.4. Удостовериться в исправной работе вентиляции и эффективности отсоса стружек.

2.5. Удостовериться в наличии и исправности всех имеющихся ограждений.

2.6. Тщательно проверить работу станков на холостом ходу.

2.7. Особое внимание необходимо уделить исправности электрической проводки, подключенной к местам работы учеников.

2.8. Провести осмотр исправности сантехники, мебели, целостности оконных стекол.

2.9. Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, без углублений и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

2.10. Проверить исправность тисков и убедиться в следующем:

  • подвижные части тисков передвигаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в нужном положении;
  • на рукоятке тисков нет забоин и заусенцев;
  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное выкручивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон закругления для предотвращения защемления рук.

2.11. Проверить исправность ручного столярного инструмента и удостовериться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, немного выпуклую поверхность без скоса, сколов, углублений, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента для нанесения ударов изготовлены из сухой древесины плотных лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность при работе;
  • рукоятки молотков и другого инструмента для нанесения ударов должны быть гладкими, без трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму;
  • свободный конец рукоятки немного толще во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;
  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям самих молотков. Клинья для закрепления молотка изготовлены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);
  • рукоятки напильников, стамесок стянуты металлическими бандажными кольцами;
  • отвертки имеют только исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть – ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.12. Если обнаружены неисправности оборудования, станков, инструментов учителя технологии в столярной мастерской должен срочно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в журнале регистрации заявок.

2.13. Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть необходимо встать на диэлектрический коврик, если половое покрытие выполнено из токопроводящего материала.

2.14. Запрещено включать оборудование, станки и механизмы столярной мастерской в электросеть мокрыми и влажными руками.

2.15. Проконтролировать наличие у учеников спецодежды (халатов, беретов).

2.16. Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов обязательно ознакомить учащихся с правилами использования оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

2.17. Перед каждым занятием по технологии необходимо проводить инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнале.

2.18. Строго запретить ученикам приступать к работе, в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в настоящем разделе инструкции требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в этом разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования охраны труда во время работы в столярной мастерской

3.1. Выполняя работы, следует соблюдать данную инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. Наличие напряжения в сети проверять с помощью специального указателя напряжения.

3.3. Контролировать исправность работы станков, оборудования и приспособлений, целостность изоляции и заземления.

3.4. Учитель технологии в столярной мастерской должен обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учеников;
  • контроль над расположением рабочего инструмента на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы не допустить возможность его скатывания или падения;
  • использование защитных очков учениками во время работы инструментом ударного действия и на станках;
  • выполнение работы только исправным, хорошо заточенным инструментом;
  • контроль над исправностью и качеством заточки рабочего инструмента школьников;
  • применение при работе лучковой пилы с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим достаточное его натяжение;
  • использование направителя для опоры полотна инструмента при запиливании используемого материала ножовкой;
  • выполнение технологических операций (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) на верстаке в положенных местах, применяя специальные упоры и приспособления;
  • очистку стругов инструмента (рубанка, фуганка, и. т.п.) от стружки с помощью деревянных клиньев и ни в коем случае не руками;
  • соблюдение учениками требований необходимых инструкций по технике безопасности на уроках технологии в столярной мастерской, работы с применением станков, механизмов и инструментов;
  • соблюдение действующих гигиенических требований на рабочих местах учащихся общеобразовательной организации;
  • соблюдение установленных режимом занятия перерывов в работе, выполнение рекомендованной физкультурной зарядки с учетом возрастных особенностей учащихся.

3.5. Во время работы в столярной мастерской категорически запрещается:

  • переключать электрические разъемы, если включено питание оборудования;
  • касаться проводов и других токоведущих частей, которые находятся под напряжением;
  • работать в столярной мастерской на станках, оборудовании и механизмах, если они неисправны, искрят, нарушена изоляция и заземление;
  • закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;
  • скапливать посторонние предметы на рабочих местах;
  • самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование, станки и механизмы;
  • оставлять без контроля включенное оборудование, станки и приспособления;
  • сдувать стружку и опилки со станков или убирать их руками;
  • делать уборку над и под работающим оборудованием или не далеко от движущихся механизмов;
  • располагать посторонние предметы на электрооборудовании;
  • вытирать рубильники и другие выключатели электричества влажной тряпкой;
  • заходить и протягивать руки за ограждения как работающего, так и бездействующего в настоящий момент оборудования столярной мастерской;
  • собирать в одну емкость тряпки, отходы древесины, стружку, бумагу и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должна иметься отдельная емкость);
  • пользоваться инструментом и оборудованием в других целей;
  • оставлять учеников в столярной мастерской без контроля и присмотра.

3.6. Использовать ионизаторы воздуха разрешается только во время перерывов в работе и при полном отсутствии людей в помещении столярной мастерской.

3.7. Открывая окна, следует следить за отсутствием сквозняков, которые могут повлечь за собой повреждение стекол.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийных ситуаций в столярной мастерской (замыкания электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), способных повлечь за собой травмы и (или) отравление учащихся, учитель технологии столярной мастерской должен, по возможности, отключить неисправное оборудование, без промедления вывести из помещения учеников школы согласно схеме эвакуации, соблюдая при этом порядок; поставить в известность инженера охраны труда и заместителя директора по АХР, а при их отсутствии – дежурного администратора и директора общеобразовательной организации.

4.2. При наличии пострадавших среди школьников заведующий столярной мастерской обязан оказать первую помощь пострадавшему и обратиться к медсестре общеобразовательной организации.

4.3. Если обнаружен обрыв проводов электропитания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков, механизмов и тестовых сигналов, указывающих на их неисправность, срочно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учениками и отключить полностью электропитание.

4.4. При перегреве двигателей станков следует остановить их и дать им охладиться. Охлаждение двигателя станка водой или снегом категорически запрещено.

4.5. При обрыве зубьев пилы немедленно прекратить работу станка.

4.6. При поражении учеников электрическим током принять меры по их освобождению от действия электричества отключив электропитание, оказать пострадавшим первую помощь, обратиться к медсестре школы, при необходимости, вызвать «скорую помощь».

4.7. При возгорании используемого оборудования отключить питание, учителю технологии сообщить в пожарную часть и директору учебного заведения (при отсутствии – иному должностному лицу), затем приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. Требования охраны труда по окончании работы в столярной мастерской

5.1. После окончания работы учитель технологии в столярной мастерской обязан:

  • отключить электропитание в последовательности, указанной в инструкциях по эксплуатации оборудования, станков и инструментов с учетом характера выполняемых работ;
  • приводя в порядок рабочие места учеников, учитель должен обеспечить отключение всех токоведущих устройств и проконтролировать этот процесс;
  • обеспечить организованный выход учащихся из столярной мастерской;
  • убрать в специально отведенное место инструменты и заготовки.
  • убрать в специально отведенное место средства индивидуальной защиты.

5.2. Тщательно проветрить помещение столярной мастерской;

5.3. Выключить все освещение, вентиляцию, перекрыть воду, закрыть все окна.

5.4. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон сообщить об этом заместителю директора по АХР, а при его отсутствии – дежурному администратору общеобразовательной организации и зафиксировать запись в журнале заявок.

6. Заключительные положения инструкции

6.1. Проверка и пересмотр приведенной инструкции по технике безопасности в столярной мастерской проводятся не реже одного раза в 5 лет.

6.2. Инструкция пересматривается досрочно если:

  • пересмотрены межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда http://ohrana-tryda.com/node/576
  • изменены условия труда в столярной мастерской школы;
  • внедряется новое оборудование, станки и (или) технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по охране труда субъектов РФ или органов Федеральной инспекции труда.

6.3. Если на протяжении 5 лет со дня утверждения (введения в действие) данной инструкции условия труда не меняются, то действие инструкции продлевается еще на 5 лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений, дополнений и пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного (инженера) по охране труда общеобразовательной организации.

Инструкцию разработал:                                  ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____202__г.                                             ______________ /_______________________/



Предварительный просмотр:

Инструкция

по охране труда в слесарной мастерской

 

1. Общие требования охраны труда в слесарной мастерской

1.1. Действие данной инструкции распространяется на всех работников общеобразовательной организации, проводящих занятия с учениками в помещении слесарной мастерской (инструктора по труду, учителей технологии, педагогов дополнительного образования и т.д.).

1.2. К самостоятельной работе в слесарной мастерской могут быть допущены лица:

  • не моложе 18 лет, которые прошли обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний по его результатам для работы в слесарной мастерской;
  • имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование в этой области;
  • прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности, проверку знаний правил и норм по охране труда с присвоением III группы допуска по электробезопасности;
  • ознакомившиеся с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которые расположены в помещении слесарной мастерской, настоящей инструкцией.

1.3. Учитель технологии в слесарной мастерской обязан неукоснительно соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим работы школы. График работы определяется расписанием занятий, утвержденным директором общеобразовательной организации.

1.4. Опасными факторами, которые могут причинить вред здоровью педагога в слесарной мастерской, являются:

  • физические факторы (высокое напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях металлических заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; неисправная система вентиляции; неаккуратное обращение с режущими, пилящими, колющими инструментами и деталями);
  • химические факторы (пыль; вредные химические вещества, выделяющиеся при обработке металлов);
  • психофизиологические факторы (напряжение внимания и снижение его концентрации).

1.5. При выполнении работ в слесарной мастерской следует использовать следующую специальную одежду и индивидуальные средства защиты: 

- халат хлопчатобумажный;

- рукавицы комбинированные;

- очки защитные.

1.6. Обо всех обнаруженных неисправностях электропроводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол учитель в слесарной мастерской должен незамедлительно сообщить заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору школы, сделать запись в журнале заявок для дальнейшего проведения ремонта.

1.7. Слесарная мастерская должна быть обеспечена следующими первичными средствами пожаротушения для устранения возгораний: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

1.8. Для оказания первой помощи получившим травмы в легкодоступном месте должна находиться обновляемая медицинская аптечка.

1.9. В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для обучающихся. Возле каждого станка следует размещать выдержку из производственной инструкции по работе на данном виде оборудования.

1.10. Недопустимо хранить любое оборудование на шкафах слесарной мастерской. 

1.11. В начале каждого учебного года следует проводить с обучающимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.
Далее в течение года перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов, необходимо проводить с обучающимися инструктаж по технике безопасности о работе на данных видах станков с записью в соответствующем журнале регистрации инструктажей обучающихся.

1.12. В случае получения травмы школьником в слесарной мастерской, учитель технологии обязан немедленно оказать первую помощь, обратиться к медицинской сестре школы, сообщить о произошедшем случае директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).

1.13. При возникновении несоблюдения требований техники безопасности кем-либо из учеников со всеми обучающимися обязательно проводится внеплановый инструктаж, с его регистрацией в соответствующем журнале инструктажей.

1.14. Все окна слесарной мастерской либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

1.15. За несоблюдение или уклонение от выполнения требований данной инструкции, учитель технологии несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.


2. Требования охраны труда перед началом работы в слесарной мастерской

2.1. Перед началом работы в слесарной мастерской следует надеть специальную одежду и проверить на отсутствие видимых повреждений средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки, коврики диэлектрические).

2.2. Осмотреть свое рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, особо обратив внимание на достаточность освещения, наличие на положенных местах ограждений вращающихся частей станков и механизмов.

2.3. Убедиться в отсутствии внешних повреждений станков, оборудования и механизмов, наличие и исправность тумблеров, переключателей и т.п.

2.4. Оценить целостность крышек электрических розеток и выключателей, электрических вилок и подводящего электрического кабеля.

2.5. Убедиться в наличии и отсутствии повреждений заземляющих проводников корпусов станков, оборудования.

2.6. Пристальное внимание следует обратить на исправность рабочих мест обучающихся.

2.7. Проверить (визуальным осмотром) исправность сантехнического оборудования, мебели, целостность оконных стекол.

2.8. Проверить, как оборудованы верстаки: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, должны отсутствовать выбоины и заусенцы. Убедиться в целостности защитных экранов, проверить соответствуют ли они требованиям безопасности (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

2.9. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;
  • подвижные части тисков перемещаются легко, без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом для работы положении;
  • на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы;
  • тиски оборудованы устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для защиты рук от возможного защемления.

2.10. Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия выполнены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе;
  • рукоятки молотков должны быть гладкие, без трещин, иметь по всей длине в сечении овальную форму;
  • к свободному концу рукоятка молотка должна быть несколько утолщенная, чтобы предотвратить выпадение ее из руки при взмахах и ударах инструментом;
  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);
  • рукоятки напильников, шаберов, ножовок имеют специальные стягивающие металлические бандажные кольца;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть - прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов; на рабочей части нет повреждений, длина инструмента должна быть не менее 150 мм; средняя часть зубила имеет овальное или многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная часть – форму усеченного конуса;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь никаких дефектов в виде трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев;
  • ручные рычажные ножницы следует надежно закреплять на специальной стойке, в любой части ножей категорически не допускается наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно соприкасаются.

2.11. В случае обнаружения дефектов или неисправности оборудования, станков, инструментов учитель технологии, работающий в слесарной мастерской, обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и зафиксировать соответствующую запись в журнале заявок.

2.12. Перед включением станков в электрическую сеть следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

2.13. Категорически запрещается включать оборудование, станки в электрическую сеть мокрыми или влажными руками.

2.14. Перед началом выполнения работ необходимо проконтролировать наличие у обучающихся спецодежды.

2.15. Перед началом работ в слесарной мастерской с каждым видом оборудования, станками, приспособлениями и инструментами необходимо ознакомить обучающихся с правилами их эксплуатации, безопасными правилами выполнения работ, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

2.16. Перед каждым занятием следует обязательно проводить инструктаж с учениками по технике безопасности и охране труда с соответствующей записью в журнал регистрации инструктажей.

2.17. В случае обнаружения несоответствия рабочих мест обучающихся школы установленным в данном разделе инструкции требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия необходимо категорически запретить школьникам приступать к выполнению работы.


3. Требования охраны труда во время работы в слесарной мастерской

3.1. Во время работы необходимо неукоснительно соблюдать требования настоящей инструкции, правила эксплуатации оборудования, станков и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. Уровень напряжения в сети проверять только исправным указателем напряжения.

3.3. Необходимо следить за исправной работой всех станков, оборудования, механизмов, целостностью изоляции и заземления.

3.4. Учитель технологии, работающий в слесарной мастерской, обязан обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учеников;
  • контроль расположения рабочего инструмента на рабочих местах школьников, чтобы обеспечить отсутствие возможности его скатывания или падения;
  • применение защитных очков учениками при работе с инструментом ударного действия и на станках;
  • контроль прочного закрепления обучающимися обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;
  • выполнение работы только исправным и хорошо заточенным инструментом;
  • контроль исправности и качества заточки рабочего инструмента обучающихся;
  • контроль правильности регулировки натяжения ножовочного полотна;
  • строгое соблюдение школьниками требований соответствующих инструкций по технике безопасности на занятиях по технологии, при работе с использованием различных станков, механизмов и инструментов в слесарной мастерской;
  • соблюдение требований и норм техники безопасности на рабочих местах учеников; 
  • соблюдение установленных в школе режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение учениками рекомендованных физических упражнений с учетом их возрастных особенностей.

3.5. Во время работы в слесарной мастерской строго запрещается:

  • производить переключения электрических разъемов при включенном питании;
  • прикасаться к проводам и другим токоведущим частям, находящимся под напряжением;
  • выполнять работы на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • производить резку, правку листового металла без применения рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов или стружкой;
  • накрывать оборудование, станки и механизмы бумагой, тряпками и другими посторонними предметами;
  • допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах;
  • осуществлять самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;
  • оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;
  • сдувать оставшуюся стружку со станков или убирать ее руками (следует использовать веник или щетку и совок);
  • очищать поверхности с применением кислот и щелочей;
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • оставлять на электрооборудовании и нагревательных устройствах посторонние предметы;
  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;
  • заходить и просовывать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;
  • собирать вместе в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен отдельный ящик);
  • использовать инструмент и станки не по прямому назначению;
  • оставлять учеников в помещении слесарной мастерской без присмотра.

3.6. При открывании окон необходимо проследить, чтобы не возникало сквозняков, которые могут вызвать повреждения стекол (разбитие, появление трещин).


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электрической проводки, прорыв водопроводных труб и отопительной системы, задымление, возгорание и т.п.), которые могут привести к получению травм обучающимися, учитель технологии слесарной мастерской обязан отключить неисправное оборудование и немедленно вывести из мастерской всех обучающихся. В этом случае школьники выходят из мастерской по маршруту утвержденной схемы эвакуации, соблюдая при этом порядок. О факте аварийной ситуации необходимо сообщить специалисту по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и директору учебного заведения.

4.2. При обнаружении обрыва проводов электропитания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, ощущения запаха гари, возникновения посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов, появления тестовых сигналов, сообщающих об их неисправности, следует немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы всеми обучающимися и отключить электросеть.

4.3. При возникновении перегрева двигателей станков необходимо срочно остановить их и дать им возможность остыть. Охлаждать двигатель с помощью воды или снега строго запрещено.

4.4. При поражении школьников электрическим током необходимо принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, оказать потерпевшим первую помощь и обратиться к медицинской сестре, при необходимости, вызвать «скорую помощь». В случае наличия пострадавших от других факторов среди обучающихся школы работник слесарной мастерской также обязан оказать первую помощь и обратиться к школьной медицинской сестре.

4.5. При возникновении возгорания оборудования необходимо отключить электропитание, эвакуировать обучающихся из слесарной мастерской, сообщить в пожарную охрану по телефону 101 и директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу), после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.


5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить электропитание станков и электроинструментов в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации, учитывая характер выполняемых работ.

5.2. Проконтролировать процесс наведение порядка школьниками на своих рабочих местах.

5.3. Принять инструменты, заготовки, материалы от обучающихся и сложить их в места хранения.

5.4. Принять от обучающихся и расположить в отведенное место индивидуальные средства защиты.

5.5. Обеспечить организованный выход обучающихся из помещения слесарной мастерской.

5.6. Тщательно проветрить помещение мастерской, выключить вентиляцию.

5.7. Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна и дверь.

5.8. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков, нарушения целостности окон следует проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в журнале заявок.


6. Заключительные положения инструкции

6.1. Проверка и пересмотр настоящей инструкции по охране труда в слесарной мастерской должны осуществляться не реже одного раза в 5 лет.

6.2. Инструкцию следует досрочно пересмотреть в следующих случаях:

  • при пересмотре или внесении изменений в межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
  • при изменении условий труда в слесарной мастерской;
  • при внедрении новой техники и (или) технологий работы в мастерской;
  • по результатам анализа материалов расследования произошедших аварий в слесарной мастерской, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов Федеральной инспекции труда http://ohrana-tryda.com/node/577

6.3. В случае, если в течение 5 лет со дня утверждения инструкции условия труда в слесарной мастерской не менялись, действие данной инструкции автоматически продлевается на следующие 5 лет.

6.4. Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений в настоящую инструкцию по охране труда, а также её пересмотр возлагается на ответственного по охране труда (инженера по ОТ) общеобразовательной организации.

Инструкцию разработал:                                  ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____202__г.                                             ______________ /_______________________/



Предварительный просмотр:

Инструкция

по охране труда при проведении занятий в учебных мастерских

1. Общие требования охраны труда в учебных мастерских

1.1. Занятия в учебных мастерских разрешено посещать обучающимся с 5 класса, которые прошли надлежащий медицинский осмотр и были проинструктированы по охране труда.

К преподаванию допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. Во время уроков технологии обучающиеся не должны нарушать правила поведения, а также должны соблюдать расписание учебных занятий, предписанные режимы труда и отдыха, требования настоящей инструкции.

1.3. Учителя технологии в учебных мастерских обязаны обучать школьников правильному, безопасному обращению с оборудованием (станками, верстаками, тисками и т. д), которое находится в мастерских. Необходимо научить обучающихся выполнять работу безопасно, следуя инструкциям по охране труда и технике безопасности, научить безопасным приемам работы.

1.4. В ходе занятий по технологии в учебных мастерских возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

  • при неправильном положении сидя, возможны нарушения осанки, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • недостаточное количество света в учебной мастерской может привести к снижению зрения;
  • поражение электрическим током при проблемах с электрооборудованием в учебной мастерской;
  • высока вероятность получения травмы при отсутствии ограждения во время работы на станках, неполадок электрооборудования, беспорядка на рабочем столе;
  • травмы рук вращающимися частями станков;
  • опасность попадания волос на вращающиеся части оборудования;
  • поражение органов зрения стружкой при работе с металлами;
  • травма подвижной платформой продольно-строгального станка или ползуном;
  • ранение рук во время обработки детали;
  • повреждение рук при неправильной работе с резцом;
  • поражение частями плохо склеенной, косослойной, суковатой древесины;
  • возможны травмы опасные для органов зрения: ожоги, засорения;
  • травмы ног тяжелым инструментом.

1.5. В ходе занятий по технологии необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, быть информированными о местах расположения первичных средств тушения пожара.

1.6. Ответственность за выполнение правил техники безопасности во время работы в школьных учебных мастерских несут учителя технологии.

1.7. Без прохождения медицинского осмотра обучающиеся не могут быть допущены к работе в учебной мастерской школы.

1.8. Обучающиеся в учебной мастерской должны иметь средства индивидуальной защиты:

- халат хлопчатобумажный (фартук с нарукавниками);

- головной убор (берет);

- рукавицы комбинированные;

- очки защитные.

1.9. В учебной мастерской должна находиться укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой помощи, выписаны телефоны ближайшего медицинского учреждения и пожарной службы.

1.10. Для контроля температурного режима в помещении учебной мастерской должен висеть комнатный термометр.

1.11. Обучение обучающихся предмету технологии в учебной мастерской должно проходить в строгом соответствии с образовательной программой общеобразовательной организации.

1.12. Рабочие места в учебных мастерских организуются в соответствии с требованиями охраны труда и техники безопасности.

1.13. Проведение занятий для обучающихся в помещениях учебных мастерских школы разрешается при соблюдении всех норм и требований охраны труда для учебных мастерских общеобразовательной организации.

1.14. Учитель технологии информирует обучающихся о следующем:

  • проходы в мастерской не должны загромождаться сумками и портфелями;
  • во время проведения урока технологии и на перемене необходимо соблюдать правила поведения и внутреннего распорядка;
  • передвигаться в помещении мастерской необходимо спокойно и не толкая друг друга;
  • не рекомендуется подходить к открытым окнам и открывать фрамуги;
  • нельзя прикасаться к электрооборудованию, самостоятельно включать станки, брать инструменты, выключать свет;
  • запрещается хлопать дверью;
  • запрещается обучающимся приносить острые, колющие и другие опасные для жизни и здоровья предметы и вещества;
  • в учебной мастерской необходимо соблюдать осторожность при пользовании инструментом, при работе на станках;
  • при несчастном случае пострадавший или очевидец должен немедленно сообщить учителю технологии, который уведомит об этом администрацию общеобразовательной организации.

1.15. Обучающиеся во время занятий, а также учитель технологии должны быть одеты в спецодежду. Допуск учителей и обучающихся к работе без спецодежды и защитных приспособлений не разрешен.

1.16. Обучающиеся, выполняющие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др., должны быть в специальных защитных очках из оргстекла для предохранения от разлетающихся осколков, а также в рабочих рукавицах (или перчатках) для предохранения рук от повреждения.

1.17. Учитель технологии должен следить за выполнением учениками в учебных мастерских указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также контролировать должный уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

1.18. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место, соблюдать инструкции по охране труда и правила поведения.

1.19. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда в учебных мастерских привлекаются к ответственности, со всем классом проводится внеплановый инструктаж по охране труда и беседа с педагогом.

2. Требования охраны труда перед началом занятий

Учитель технологии должен:

2.1. Включить освещение в учебной мастерской, убедиться в исправной работе осветительных приборов. Освещенность в помещении должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных.

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования: светильники должны быть надежно прикреплены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь повреждений, а также оголенных контактов.

2.3. Убедиться в рациональной расстановке мебели в мастерской:

- рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, расположить возле входа;

- классная доска и место учителя должны быть хорошо видны с любого рабочего места;

- расстояние между слесарными верстаками должно быть около 80 см., а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.; от станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.;

- расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см., а между рядами - не менее 70 см.;

- в столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов;

- токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены;

- заточный станок устанавливается дальше от других станков.

2.4. Соблюдать санитарное состояние кабинета технологии, убедиться в целостности стекол в окнах и проветрить кабинет.

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в учебной мастерской около 18-20°С.

2.6. Обучающиеся в учебных мастерских должны:

- правильно надеть спецодежду;

- застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемочкой;

- спрятать волосы под головной убор (берет, косынку, завязанную без свисающих концов);

- убрать все лишнее с рабочих мест;

- соблюдать требования инструкций по охране труда перед началом работы на станках.


3. Требования охраны труда во время занятий в учебных мастерских

3.1. Обучающимся с проблемами органов слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Обучающимся с проблемой органов зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами (верстаками).

3.2. Не рекомендуется расставлять цветы на подоконниках в учебной мастерской, чтобы не препятствовать прохождению света.

3.3. Не загромождать окна предметами.

3.4. Заготовки, отходы и другие материалы не должны находиться на рабочем столе и в проходах, если они не требуются для работы.

3.5. Учитель технологии должен:

 а) выдать обучающимся исправные инструменты;

 б) следить за тем, чтобы инструмент был правильно заточен;

 в) контролировать выполнение работы.

3.6. Инструмент должен храниться в специальных отделениях мебели, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией станка, - внутри него.

3.7. Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии между осями. Ширина верстака не менее 0,75 м. Для защиты обучающихся от осколков необходимо установить щиты (с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

3.8. Обучающиеся, допускаемые к работе, ремонту, затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструктированы и ознакомлены с инструкцией. Работы проводятся под наблюдением учителя технологии.

3.9. Молотки, кувалды и другие инструменты должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, без заусениц, выбоин, трещин, снабжены прочными рукоятками.
Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам.

3.10. На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, и других инструментов должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать инструменту. Работа с неисправными инструментами запрещается.

3.11. При работах зубилом и подобными инструментами должны применяться специальные очки для защиты глаз. Учителя технологии должны следить за их обязательным применением.

3.12. Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно и хорошо заточены. Ручки пил должны быть гладко зачищены, хорошо закреплены.

3.13. Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки. Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно закреплены к деревянным колодкам и не должны иметь повреждений.

3.14. При ручной работе с древесиной и металлом обучающимся необходимо соблюдать:

- инструкцию по охране труда при ручной обработке древесины;

- инструкцию по охране труда при ручной обработке металла.

3.15. Станки, электрические приборы, должны быть безопасны и иметь заземление.

3.16. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка светильников, а окна в помещении учебной мастерской должны быть вымыты.

3.17. При открывании окон необходимо фиксировать рамы в открытом положении. При открывании фрамуг обязательно использовать ограничители.

Не вставать на подоконник – это опасно.

3.18. Перед работой на станках необходимо пройти целевой инструктаж и ознакомиться с инструкцией работы на конкретном станке.

4. Требования техники безопасности в аварийных ситуациях

Учитель в учебной мастерской должен:

4.1. В случае пожара задействовать пожарную сигнализацию, эвакуировать обучающихся из помещения учебной мастерской согласно плану эвакуации, отключить электропитание кабинета, сообщить в пожарную службу по телефону 101 и директору общеобразовательной организации (при отсутствии – иному должностному лицу), по возможности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

4.2. При прорыве системы отопления вывести обучающихся из учебной мастерской, постараться устранить неполадки и вызвать мастера.

4.3. При травмировании безотлагательно оказать первую помощь пострадавшему, поставить в известность администрацию школы, отправить пострадавшего в медицинский пункт школы, при необходимости вызвать «скорую помощь».

4.4. Неисправный станок должен быть немедленно выключен, администрация общеобразовательной организации должна быть поставлена в известность.

4.5. При поражении электрическим током немедленно отключить электричество, оказать первую помощь, отправить пострадавшего в медицинский пункт школы, при необходимости вызвать «скорую помощь».

Обучающиеся в учебных мастерских должны:

4.6. В случае плохого самочувствия сообщить об этом учителю технологии;

4.7. В нестандартной, аварийной ситуации ученики должны сохранять спокойствие и четко выполнять указания учителя технологии.


5. Требование охраны труда по окончании занятий в учебных мастерских

Обучающиеся должны:

5.1. Отдать учителю технологии остатки материала или незаконченные изделия.

5.2. Разложить инструменты в правильном порядке и проверить их, перед сдачей учителю. http://ohrana-tryda.com/node/561

5.3. Пользуясь специальной щеткой, убрать свое рабочее место.

5.4. Привести себя в надлежащий вид, снять спецодежду, сдать защитные очки.

Учитель технологии обязан:

5.5. Привести станки и оборудование в нерабочее положение, отключить электропитание.

5.6. Навести порядок в учебной мастерской, убрать все инструменты и заготовки в отведенные места хранения.

5.7. Проветрить помещение учебной мастерской.

5.8. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

5.9. Закрыть все окна, выключить вентиляцию и освещение.

Инструкцию разработал:                                  ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____202__г.                                             ______________ /_______________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖАПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ...

Урок №1: "Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе"

Тема урока: "Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе" Первый урок в 5 классе....

Инструктаж по технике безопасности на уроках химии

Инструкция по технике безопасности на уроках химии...

ЖУРНАЛ регистрации инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом с учащимися и воспитанниками

Инструкция по заполнению журнала.  Журнал необходимо заполнять, согласно нормативно-правовых актов и законов по охране труда и правил по технике безопасности, соблюдая данную инструкци...

Инструктажи по технике безопасности №1 Безопасность на дороге и транспорте

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности./Сайрус/...

Инструктажи по технике безопасности №3 Безопасность при общении с животными

За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться./Уинстон Черчилль/...

Инструктажи по технике безопасности №8 Правила безопасности на льду

Только те средства по обеспечению безопасности хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих и от вашей собственной энергии./Николо Макиавелли/...