Технологическая карта к открытому уроку по технологии по ФГОС на тему: "Технология построения семейного бюджета" 8 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год). Семейный бюджет — это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц. Существуют два вида семейного бюджета: совместный и раздельный. Совместный семейный бюджет— это когда все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи. Раздельный— это каждый имеет свой кошелек (счет в банке), каждый распоряжается деньгами по своему усмотрению, общие расходы (еда, проживание, дети) делятся или поровну, или пропорционально уровню заработка членов семьи. Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих: учет,контроль и планирование. Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_2_tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_po_fgos.odt35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта   открытого урока

Учитель:            Хатагова  Фатима Таймуразовна  (МБОУ СОШ № 40 г.Владикавказа)

Предмет:            Технология.

Класс:                 8

Автор УМК:       В.Д. Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров

Раздел:                Бюджет семьи

Тема урока:        Технология построения семейного бюджета

Тип урока:          Урок открытия новых знаний

Оборудование:  Учебник, иллюстративный материал, карты самооценки

           Цели урока -  планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей, создание условий для формирования  грамотности: умений рассчитывать доходы и расходы, составлять семейный бюджет.:

Вид формируемых универсальных учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

понимать и уметь объяснять значение основных терминов, изученных на уроке: расходы, доходы, обязательные, необязательные, регулярные, нерегулярные, бюджет, сбалансированный, дефицитный, профицитный

различать типы семейного бюджета, составлять семейный бюджет, рассчитывая доходы и расходы семьи, понимание, обоснованное применение

Познавательные

извлекать и анализировать информацию

перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные

планировать свою деятельность под руководством учителя.

оценивать свою работу и работу одноклассников, планировать работу

Коммуникативные

уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, обсуждать разные точки зрения

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Личностные

Осознавать необходимость планирования семейного бюджета, критически оценивать свои действия и поступки.

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм с помощью учителя, осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оганизацион-ный этап

  • 3 минуты

1.Создание условий  для внутренней потребности включения в деятельность; настроить  учащихся на работу по предмету

Фронталь-ная

1.Приветствует учащихся

2.Проверяет  списочный  состав класса

3.Санкционирует  подготовку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку

1.Приветствуют учителя

2.Староста класса пофамильно сообщает количество отсутствующих на уроке

3.Выполняют  подготовку к уроку

Личностные УУД:

- овладевать установками, нормами и пра-вилами научной организации умственного и физического труда

Мотивационный   этап

  • 3 минут

1.Формировать личностный мотив учения.

2. Организо-вать самостоя-тельную постановку цели

Беседа

Фронталь-ная

1.Актуализация знаний учащихся.

2.Формулирует проблему и знакомит с задачами урока:

- узнать, что такое семейный бюджет; научиться различать типы семейного бюджета; научиться рассчитывать доходы и расходы

1.Отвечают на поставленные вопросы:

формулируют тему урока, цель, проговаривают задачи.

2.Определяют тему урока

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следст-венные связи;

Регулятивные УУД: 

- управление своей познавательной деятельностью

Коммуникативные УУД:- слушать других, умение вступать в диалог

Личностные УУД:

 - формировать познавательный интерес к предмет-ной деятельности;

- осознавать необхо-димость в новых знаниях и их использовании в жизни

Этап Актуализации

  • 14 минут

1.Организовать поиск решения проблемы

2.Актуализация знаний

Исследо-вание

Фронталь-ная

1.Предлагает  предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы

(Приложение 1)

2.Знакомит с основными терминами: расходы, доходы, бюджет. Организует работу по заполнению таблиц «Расходы», «Доходы» на примере данной семьи.  

Учащимся предлагается прослушать текст, выполнить задания и ответить на вопросы. (Приложение 2)

1.Используют  текст учебника и анализируют его 

§ 2 стр. 10 – 13,

§ 3  стр. 14 – 21

 

2.Делают записи в тетрадь

 

Познавательные УУД:- искать, выделять и анализировать необходимую информацию 

Коммуникативные УУД:- формулировать собственное мнение

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Акселеративная пауза

5 минут

Создание условий для применения полученных знаний и умений в ситуации из реальной жизни

Диалог

Фронтальная

Предлагает обсуждение в классе( темы дискуссий):

1.Нужно ли жертвовать личными расходами в ущерб общесемейным расходам?

2. Модно ли жить в долг или нужно всегда иметь сбережения?

3. Что делать, если доходы вашей семьи не позволяют приобрести новый телефон?

Высказывают свою точку зрения и отстаивают свою позицию

Познавательные УУД:- осознанное построение выводов

Коммуникативные УУД:- умение отстаивать свою позицию, приводя веские аргументы

Регулятивные УУД:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Самостоятельный  этап

  • 15 минут

1.Умение применять знания самостоятельно

Объяснительно-иллю-стративный, практи-ческий

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Предлагает   учащимся работу в группах. Задачи группы:

составить семейный бюджет, определить к какому типу относится данный бюджет.

(Приложение 3)

1.Выполняют задание.

2.Оценивают работу в группах.

Познавательные УУД:- осознанное построение выводов

Коммуникативные  УУД: - умение отстаивать свою позицию

Личностные УУД:

- осуществление самостоятельного контроля

Рефлексивно-оценочный этап

  • 5 минут

1.Проверка и самооценка результатов своей деятельности на уроке

Метод «незакон-ченных высказы-ваний»

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и оценивает результаты выполненной практической работы

2.Предлагает заполнить карты самооценки (Приложение 4)

3. Предлагает закончить фразы:

  «Я сегодня узнала……»

  « Я сегодня научилась….»

4.Предлагает детям самостоятельно сформулировать домашнее задание.

1.Слушают учителя

2.Проговаривают возникшие сложности

3. Дают ответы на сформу-лированное начало фраз

4.Делают записи в дневник

Регулятивные УУД:

- анализировать способы построе-ния бюджета

Коммуникативные  УУД:- осуществлять учебное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

 

                                                                           Ресурсный материал к уроку

Семейный бюждет — финансовый план, который учитывает и сопостовляет все доходы и расходы семьи за определенный период (месяц, год).  Семейный бюджет  это план регулирования семейных доходов и расходов, составляемый, как правило, на один месяц.

Существуют два вида семейного бюджета: совместный и раздельный.

Совместный семейный бюджет— это когда все доходы членов семьи складываются в один кошелек и из него тратятся на нужды семьи.

Раздельный— это каждый имеет свой кошелек (счет в банке), каждый распоряжается деньгами по своему усмотрению, общие расходы (еда, проживание, дети) делятся или поровну, или пропорционально уровню заработка членов семьи.

Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих: учет,контроль и планирование.

Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу.

Контроль необходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится семья в данный момент.

Планирование помогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям — питание, проживание, обучение, одежда, транспорт.

Источники доходов семьи

Доходы семьи –это денежные средства, которые семья получает от других лиц или организаций.

Источники доходов семьи– это то, от чего или откуда семья получает деньги.

Источники доходов семьи

Доходы семьи

1. Труд

Заработная плата

2. Предпринимательская деятельность

Прибыль

3. Владение природными ресурсами

Рента

4. Владение имуществом

Арендная плата

5. Свободные денежные средства

Капитал

6. Государственные и другие выплаты

Пособия на детей, по безработице и инвалидности, пенсии, стипендии и др.

Основные статьи расходов

Первая статья вашего бюджета – Накопления (или формирование семейного капитала).

Вторая статья семейного бюджета – Питание

Транспорт- помните, что расходы на транспорт это расходы не только ваших средств, но и вашего времени.

Личные расходы

По этой статье расходов семейного бюджета трудно что-то рекомендовать. Только самому человеку известно насколько и в каких количествах он нуждается в абонементах фитнес-центров, походах в ресторан, билетах в кино и так далее.

Расходы на детей

Когда ящики с игрушками ломятся от избытка – это еще не показатель, что ребенок доволен и счастлив. Куда важнее для него время с родителями. А избыток игрушек можно пустить на семейную благотворительность.

Расходы на коммунальные услуги, хозяйственные нужды, связь и прочее – это более менее постоянные величины. Поэтому они нуждаются в учете, но нет необходимости в их детализации и постоянном контроле.

                                                                         Личный располагаемый доход

Располагаемый личный доход - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами (РЛД).

В основе располагаемого личного дохода лежит национальный доход:

РЛД = НД - прибыли корпораций + дивиденды по акциям частных лиц - налоги (прямые) + трансфертные платежи (социальные выплаты).

Прибыль корпораций, будучи частью национального дохода, распадается на три части:

1.налоги на прибыль корпораций, которые идут в доход государства, – следовательно, эта часть прибыли корпораций не может войти в РЛД;

2. не распределенная прибыль – часть прибыли корпораций, остающаяся в их распоряжении и предназначенная для расширения производства, то есть для прироста инвестиций;

3. оставшаяся прибыль может быть выплачена собственникам акций в виде дивидендов. Собственниками акций могут быть частные лица (домашние хозяйства) и фирмы. В располагаемый личный доход входят дивиденды, полученные только частными лицами.

Если не принимать во внимание существование государства, а также пренебречь тем фактом, что корпорации выплачивают домашним хозяйствам в виде дивидендов только часть прибыли, то между национальным доходом и располагаемым личным доходом разницы нет.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход– доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение.

Реальный доход - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Доход является конечной целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективным и мощным стимулом его повседневной деятельности.

Доход -  есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеют в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающую в непосредственное распоряжение рыночного субъекта.

Сбережения населения. Сбережения – это не используемая на текущее потребление часть дохода.

Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. С одной стороны, сбережения являются важнейшим показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения. С другой стороны, сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования и кредитования хозяйства. Личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и не финансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.

Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц(страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователяили застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

  •     Страхование жизни.   Страхование от несчастных случаев и болезней.    Медицинское страхование.

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:

  • Страхование имущества;    Страхование ответственности;     Страхование предпринимательских рисков;
  • Страхование финансовых рисков.

Страхование имущества включает:

  • Страхование имущества предприятий и организаций;    Страхование имущества граждан;
  • Транспортное страхование (средств транспорта и грузов);
  • Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования под отрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования.

Приложение 1

      Приведем пример одной семьи, где проживает 5 человек с  Дмитрием.  Дмитрий очень хоител, чтобы родители купили ему компьютер. Но семья не располагала свободными денежными средствами на покупку компьютера Дмитрию. Мама Дмитрия решила собрать свою семью и обсудить этот вопрос.

«Доходы» семьи за месяц состоят из:

Заработной платы  мамы  — 30 000 рублей

Заработной платы папы —    50 000 рублей

Пенсия бабушки  - 13000 рублей

_________________________

Итого:  93 000 рублей.

Расходы:

Продукты – 35 000 рублей.

Оплата обедов – 1 500 рублей.

Коммунальные платежи  - 4500 рублей.

Оплата за детский сад – 2000 рублей.

Расходы на лекарства  – 1 000 рублей

Мобильная связь и интернет – 1500 рублей

Проезд на общественном транспорте –  2 000 рублей.

Кружки  – 3 000 рублей

Кино, игрушки – 3 000 рублей

Расходы на  покупку непродовольственных товаров  -  5000 рублей

___________________________________________

Итого:  58500  рублей.

Мама  из числа 93 000 отняла  число  58 500, и получилось  (34500).

Дмитрий подумал, что можно купить   компьютер. Но мама сказала, что из этих денег, так как это наши сбережения, их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты.   Тогда по подсказке мамы, Дмитрий согласился на планшет, который стоит 15 000 рублей. А остальные 19 000 рублей отнесли в банк.

Приложение 2

Задание №1. Заполните таблицу «Доходы семьи»

Регулярные доходы семьи

Нерегулярные доходы семьи

Задание №2. Заполните таблицу «Расходы семьи»

Обязательные расходы семьи

Необязательные (непредвиденные) расходы семьи

Неразумные (лишние) расходы семьи

Приложение 3

Задание №3.   1 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья   Ивановых

     Семья состоит из семи человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – ученица 5 класса и два сына – учащиеся 8 и 10 классов. В текущем месяце дедушка в купил шуруповерт, заплатив за него  15 000 рублей.

  Дедушкина пенсия составляет 23 000 рублей, а бабушкина 12 000 рублей. В конце месяца папа, получив зарплату  45 000 рублей, заплатил за свет, воду, газ и отопление 11 000 рублей. А мама, получив зарплату 32 000 рублей,  купила  бытовую химию на 8 000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 37 000 рублей. В начале месяца у мамы порвались сапоги и она купила новые за 10 000 рублей.  Дети попросили часть денег на подарки: внучка - новую куклу за 1500 рублей и платье за 2000 рублей, младший внук – новую компьютерную игру за 2 500 рублей, а старший внук попросил денег на телефон, интернет и кинотеатр в размере 2000 рублей. Также  семья в текущем месяце потратила 2000 рублей на сотовую связь.

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Итого:

Итого:

Тип бюджета:

Задание №3. 2 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья   Петровых

    Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама и два сына, младший – ученик 9 класса, старший – студент экономического  института. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию в размере 12 000 рублей каждый. Старший сын сдал сессию на отлично и получил стипендию 15 000 рублей. На эти деньги он купил кроссовки и куртку себе и младшему брату. Папа, получив зарплату 60 000 рублей, заплатил за коммунальные услуги 12 000 рублей. Мама после своей зарплаты (25 000 руб.) купила бытовой химии на 5000 рублей и проездные билеты на автобус на 2000 рублей. В середине месяца бабушка продала саженцы на 3000 рублей. Ещё за этот месяц семья потратила 33 000 рублей на продукты питания, 2 300 рублей на телефон и интернет.

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Итого:

Итого:

Тип бюджета:

        Задание №3.        3 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья   Андреевых

    Семья состоит из шести человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь – выпускница 9 класса, сын – ученик 7 класса. Дедушка и бабушка получают одинаковую пенсию по 15 000 рублей. Зарплата папы составляет 28 000 рублей, а мама получает 20 000 рублей. Но в этом месяце мама и папа   сверх зарплаты получили  премию в размере 10 000 рублей. После получки мама  заплатила  за свет, воду, газ и отопление 15 000 рублей. В текущем месяце на продукты питания семья потратила 35 000 рублей, на бытовую химию – 4000 рублей, на сотовую связь и интернет – 3 000 рублей и на проездные билеты – 2000 рублей.

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Итого:

Итого:

Тип бюджета:

Задание №3. 4 группа

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Семья Дмитриевых

     Семья состоит из пяти человек: бабушка, папа, мама и две дочери – ученицы 7 и 6 классов. Папа зарабатывает 35 000 рублей и в этом месяце, занимаясь частным извозом, он заработал ещё 5 000 рублей. Однако 8 000 рублей он потратил на автозапчасти, 3 000 рублей - на бензин и 2 000 рублей составил штраф за превышение скорости. Бабушка получает пенсию в размере 10 000 рублей. И на день рождение старшей внучке она купила сотовый телефон, который стоит 8 000 рублей. Мамина зарплата составляет 15 000 рублей. Из общих денег мама оплатила коммунальные услуги – 12 000 рублей, телефон и интернет – 2000 рублей. В этом месяце на продукты питания семья потратила 25 000 рублей, на бытовую химию – 3 000 рублей. А ещё в текущем месяце девочки несколько раз ходили в кинотеатр и потратили 2 000 рублей.

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Регулярные

Нерегулярные

Обязательные

Итого:

Итого:

Тип бюджета:

Приложение 4

Карта самооценки

Выполнение задания

Полностью (2б)

С ошибкой (1б)

Талица доходов

Таблица расходов

Расчет бюджета семьи, определение типа бюджета

Игра «Расшифруй символ»

верно расшифровал – 1 балл

Итого баллов:

Оценка:

 6-7 баллов – «5»

4-5 баллов – «4»

2-3 баллов – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к открытому уроку в 8 классе "Экология и окружающая среда"

Технологическая крта к открытому уроку по английскому языку в 8 классе по теме "Экология и окружающая среда"...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Технологическая карта для открытого урока в 4 классе.

План–конспект открытого урока по физической культуреМБОУ СОШ №10Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс: 5Дата проведения: 8.04.15г.Учитель: Холод В.С.Цели: Развитие двигательных качеств: в...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

Использование технологической карты в современном уроке по технологии в рамках реализации ФГОС

В статье представлен опыт работы учителей технологии по составлению плана-конспекта современного урока с технологической картой в условиях внедрения ФГОС основного общего образования....

Технологическая карта к открытому уроку по теме "Дробные выражения" 6 класс

Формирование способности учащихся к новому способу действия....

Технологические карты к открытым урокам в ФГОС классах (К школьному и кожунному этапам конкурса "Учитель года - 2017")

Разработка технолоических карт  к урокам английского языка кардинально отличается от ординарных поурочных планов....