Конспект урока "Технологические операции при изготовлении изделия
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Федорова Татьяна Владимировна

в конспекте описан ход урока, действия учителя, ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_fedorova_t.v.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. А.И. Герцена

муниципального образования Тимашевский район

ХIV ВСЕРОССИЙСКИЙ  КОНКУРС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

автор:  

Федорова Татьяна Владимировна,

учитель технологии МБОУ СОШ №1

город Тимашевск Краснодарского края

2023 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока

Предмет: Технология           Класс: 7            Урок 38              Число 7.02.2023

Учебник (УМК): А. Т. Тищенко, Н. В. Синица,  Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2020

Раздел 5.  «Материальные технологии» (28 ч)

Вариант Б: Технологии изготовления текстильных изделий

Тема: Технологические операции изготовления швейных изделий. 

Практическая работа: технология изготовления обтачного шва.

Цель урока: изготовить чехол для ножниц, применяя на практике технологию обтачного шва. Задачи: 

  • отработать навыки обтачного шва;
  • способствовать формированию новых знаний, умений, навыков при выполнении краевого обтачного шва;
  • развитие умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий и контролировать ход работы. Коррекция внимания, мышления и мелкой моторики рук;  
  • прививать навыки культуры труда и творческий подход к решению практических задач;        
  • развивать самостоятельность мышления, вербальное воображение, сенсорную культуру.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Оборудование и материалы: швейная машина, утюг, гладильная доска, ножницы, карандаш, нитки, иглы, булавки; 2 лоскута 20*20см., технологическая  карты, учебник ТЕХНОЛОГИЯ 7 класс А. Т. Тищенко, Н. В. Синица.

ИКТ: мультимедийное сопровождение, интерактивная рабочая тетрадь skysmart, документ-камера.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (Урок практических работ).

Методы: словесно-наглядный, метод проблемных вопросов; частично-поисковый, творческая практическая работа.

Формы: фронтальный опрос, работа в парах, малых группах, индивидуальная практическая работа.    

Планируемые результаты

Предметные: Следят за правильностью выполнения образца  и соблюдением правил  техники безопасности. Изготовить чехол для ножниц. Проводить влажно-тепловую обработку. Выполнять правила безопасной работы при работе с тканью.

Регулятивные: Управление своей деятельностью на уроке, совместная деятельность учителя и учащихся, развитие у себя таких качеств, как терпение добросовестность самоконтроль.

Познавательные: Совместные (парные)  и индивидуальные действия, выполняемые под руководством учителя, формирование культуры труда.

Коммуникативные: Навыки сотрудничества: совместные действия, выполняемые под руководством учителя, взаимоуважение  и взаимоконтроль.

Личностные: Развитие познавательной активности, формирование графической и технологической грамотности учащихся, пространственного и креативного мышления, овладение правилами  культуры общения, умение  достигать поставленной цели и применять знания в  повседневной  жизни.

Организационная структура урока

Цели и задачи.

Методы, формы работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

УУД

Элементы здоровьесберегающей технологии

Фронтальная беседа

Мотивация учебной деятельности

Раздать карточки разного цвета при входе в кабинет для разделения на группы по 4-5 человек. Выбор старшего группы.

Организационно-мотивационный (3 мин)

Подготовка дежурными рабочих мест. Подготовка учащихся к занятию.

Получение сведений об отсутствующих.

Формирование осанки.

-Ребята! Вышли из-за парт, встали ровно, расправили плечи, Садитесь, держа ровно спину, как настоящие леди.

Психологически настраивает учащихся на урок

- Я рада видеть вас, пусть этот день принесет нам радость от общения друг с другом. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг улыбки.

Все мы знаем, что на различные праздники принято дарить …...

- А вы любите получать подарки?

- Кому нравится делать подарки? Что вы чувствуете в этот момент?

- Дарите ли вы подарки своими руками или покупные?

- Какими знаниями, умениями  надо обладать, чтобы изготовить подарок своими руками?

- У вас на столе лежат лоскутки ткани, как вы думаете,  можно ли из них изготовить подарок?

- Ваши предположения, чем же мы будем на уроке с вами заниматься?

- Объясните смысл пословицы «Хорошая работа два века живет» Слайд 1

- Чтобы сшить качественно изделие, что нам для этого надо знать?

Готовятся к уроку

Выправляют осанку

Улыбаются друг другу

Отвечают на вопросы

Личностные:   самоорганизация; умение излагать свои мысли, способность к рассуждению;

 Регулятивные: проявлять познавательную инициативность;

Познавательные: умение анализировать, выделять главное; умение осознанно строить речевое высказывание;

 Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

Словесно-проблемный и частично-поисковый метод

наглядный метод (презентация)

Фронтальная

Элементы здоровьесберегающей технологии (смена деятельности)

(5мин)

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд 2. Что объединяет эти предметы одежды? Ответ: (обработаны обтачным  швом).

- А в чем заключается технология обработки обтачным швом?

- Давайте вспомним, какие по назначению бывают швы?

  Работа в Интерактивной рабочей тетради skysmart. Задание  машинные швы №7

Давайте распределим швы согласно их назначению. Кто желает ответить?

Вспомнили. Повторили.

А теперь мы «разыграем пятерку» . Кто быстрее напишет ответ на вопрос в тетради, получит 5

Слайд  3   - КАКОЙ ШОВ ЛИШНИЙ? ПОЧЕМУ? (Кто первый правильно выполнит, получает 5)  ответ: обтачной, краевой

- К какой группе относится обтачной шов?

-  А, что еще можно изготовить, применяя обтачной шов?

Слайд  4  

- Можно ли изготовить сувенир на подарок, используя технологию обтачного шва?

- Предложите ваши варианты подарка выполненные обтачным швом.

ответы учащихся

работа на платформе skysmart

ответы учащихся

Запись ответов в тетрадь

ответы и рассуждения учащихся

Личностные:   самоорганизация; умение излагать свои мысли, способность к рассуждению;

 

Регулятивные: проявлять познавательную инициативность;

Познавательные: умение анализировать, выделять главное; умение осознанно строить речевое высказывание;

 

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

Создание проблемной

ситуации

фронтальная

групповая

Мотивация учебной деятельности

Метод проблемных вопросов

Постановка учебной задачи (4 мин)

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

- Давайте подумаем, какая будет у нас с вами тема урока?  

Тема урока: Технологические операции изготовления швейных изделий. Применение на практике обтачного шва.

Мы с вами продолжаем учиться функциональной грамотности, то есть применять знания на практике. Но, чтобы определить  какой подарок и для кого мы будем выполнять на практической работе  -  мы разгадаем анаграмму.

РАБОТА В ГРУППЕ.  У вас на столе лежат цветные карточки с буквами. Каждой группе необходимо составит слово, а потом мы вместе определим  объект практической работы.

ЧЕХОЛ, НОЖНИЦЫ, ОБТАЧНОЙ ШОВ, ПЕРВОКЛАШКИ

- давайте посмотрим, что у нас получилось?

2. Подведение к теме и формулировка цели.

- Какая будет практическая работа? Что будем шить? Для кого? Каким швом?

- Какую поставим цель? (применение на практике обтачного шва)

                ПЛАН

  • Познакомиться… с технологией обработки изготовления чехла
  • Научиться… работать по технологической карте, экономно использовать материал
  • Развивать… моторику рук, глазомер, культуру труда

Выдвигают предположения. Предлагают свои варианты.

Участвуют в формулировке темы урока и постановке целей.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование целей.

Коммуникативные: выслушивание мнения других, умение вступать в диалог, строить понятные для партнеров высказывания.

Регулятивные: целеполагание: определять  и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, планировать ход действий;

Личностные:  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

мозговой штурм;

работа в парах,

наглядный метод (презентация)

словесные

Открытие нового знания (5мин)

РАБОТА В ПАРАХ. Раздать карточки по изготовлению чехла

Задание: необходимо составить алгоритм последовательности действий по изготовлению чехла для ножниц.

- Посмотрите на чехол. Из каких деталей он состоит? Одинаковы ли эти детали? Из какой ткани сшит чехол? Какие положительные свойства этой ткани? Какие инструменты и оборудование необходимо? Чем можно украсить? Какую фурнитуру можно использовать?

- Давайте составим последовательность наших действий. С чего начнем?

Но перед тем как преступить к изготовлению чехла, мы с вами повторим правила техники безопасности на уроке технологии.

Какие вы правила знаете при работе с ножницами, на швейной машине, с утюгом, иглами?

Работают с карточками

Отвечают на вопросы по очереди

Участвуют в повторении т/б

Познавательные: творческий подход.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с другими учащимися и учителем

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностные:  умение понимать смысл поставленной задачи,

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из технологической карты

Элемент здоровьесберегающей технологии

Физминутка (1мин)

Встали, потянулись, повернулись и друг другу улыбнулись.

Делают разминку

Воплощение идеи в реальность.

творчески-воспроизводящие

(практическая работа)

наглядные, словесные

индивидуальная

Элементы здоровьесберегающей технологии

Практическая работа (18мин)

- Сейчас каждый из вас сам попробует сделать чехол на подарок первокласснику.

Работа по технологической карте  «Изготовление чехла для ножниц» . использование документ- камеры.

Вводный инструктаж (алгоритм действия)

  1. Обвести лекало
  2. Стачать срезы, оставить не зашитым …
  3. Вырезать детали
  4. Сделать надсечки
  5. Вывернуть на лицевую сторону
  6. Выправить швы.
  7. Приутюжить.
  8. Зашить отверстие потайным швом.  (на втором уроке).
  9. Декорировать. ВТО. (на втором уроке).

Текущий инструктаж:

1. Проговаривание алгоритма действия

2. Контроль за выполнением действия.

Охрана здоровья – соблюдение т/б, культуры труда, осанка за выполнением работы.

3. Выявление типовых ошибок

4. Индивидуальна помощь

5. Сличение своего изделия с эталоном

6. Взаимопомощь. Взаимоконтроль.

Критерии качества обработки обтачного шва

  • Строчки строго по контуру.
  • Ширина шва 5 мм.
  • Качество выправления канта.
  • ВТО.

Заключительный инструктаж

1. Подведение итогов

2. Уборка рабочего места

Работают с тканью, с ручными инструментами и с электрооборудованием - на швейной машине, с утюгом.

Познавательные: творческий подход.

Регулятивные: Управление своей деятельностью на уроке,

совместная деятельность учителя и учащихся,

развитие у себя таких качеств, как терпение добросовестность

самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопощь.

Коммуникативные: умение договариваться.

Личностные: умение воспринимать речь учителя, одноклассников.

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

Оценка учащимися своих работ.

Словесные

Наглядные

Интерактивные

Фронтальная

Обобщающая беседа.

Закрепление и осознание. Систематизация знаний (3мин)

Работа на платформе  skysmart, задание №11

- Как называется профессия человека, изображённого на картинке… портной. А, что это за профессия?

- Как вы думаете, есть ли  роботы,  которые шьют одежду?

Слайд  8. Это интересно. Машины способны разрезать материалы и складывать одежду. Однако шить так же ровно и быстро, как люди, они пока не могут. Роботизированная швейная линия представляет собой производственные линии, которые объединяют швейные машины со сложными сенсорами.

- Над какой темой мы с вами сегодня работали?

- Как называют шов, который использовали для пошива чехла?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли ли мы поставленной цели?

Подвести итог. Дети себе дают самооценку как справились. Выставление оценок за практическую групповую работу с учетом вклада работы каждого учащегося.

ответы учащихся

Познавательные: выявлять

допущенные ошибки и

обосновывать способы их исправления обосновывать

Личностные: умение

провести самооценку и

организовать взаимооценку

Коммуникативные: вступать в диалог..

Регулятивные: подводить итог своей практической деятельности.  анализировать собственную работу.

Оценивание учащихся

словесные

фронтальная

 Рефлексия деятельности (1мин)

Подведём итог урока.

- Какие трудности возникали на уроке?

- Я могу похвалить себя за …...

- Я могу похвалить одноклассников за …

- Пригодятся ли вам в будущем полученные на уроке знания?

Формирование компетентности в сфере рефлексивных умений отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи.

На втором уроке мы будем декорировать чехол. Уборка рабочих мест

Пояснительная записка к уроку технологии в 7 классе

Автор: Федорова Татьяна Владимировна, учитель технологии МБОУ СОШ №1,  г.Тимашевск

Тема: Технологические операции изготовления швейных изделий.

Практическая работа: технология изготовления обтачного шва.

Характеристика класса 7А: По списку 18 девочек. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом, дети находят общий язык друг с другом, отношения между ними доброжелательные. Большинство ребят обладает способностью сосредоточиться, сконцентрировать внимание на достаточно длительное время, умением точно выполнять инструкции учителя. Одноклассники умеют оценивать деятельность своих товарищей. Среди учащихся преобладают кинестетики и визуалы, с левополушарным типом мышления. У большинства учащихся класса сформировано умение регулировать своё поведение в различных ситуациях,  организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой работу. Большинство учеников имеют отличные и хорошие оценки.  

Программа: А. Т. Тищенко, Н. В. Синица,  Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2020

Учебник: А. Т. Тищенко, Н. В. Синица,  Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2020

В учебном плане на изучение технологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год. Предлагаемый урок  рассчитан на один час аудиторного занятия (40 минут).

Этот урок нацелен на формирование функциональной грамотности при выполнении обтачного шва для изготовлении чехла для ножниц. Ребята учились применять на практике изученные машинные швы.

Главная цель урока - создание условий для включения каждого ученика в деятельность, развитие навыков самостоятельной работы и навыков самоорганизации.  

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия. На всех стадиях урока формируются познавательные и регулятивные УУД.

На данном уроке сочетаются различные методы: интерактивные, наглядная презентация и демонстрация эталона, беседа, практическая работа, метод самостоятельной работы, под руководством учителя. Выбранные методы позволяют реализовать цели личностно-ориентированного обучения на данном уроке.

На уроке использованы формы работы в группах, парах и индивидуальная работа. Смена методов  на уроке активизирует познавательную деятельность учащихся. Все предложенные формы работы посильны для учащихся, разнообразны, интересны, способствуют изучению, повторению и закреплению материала. Работа на учебной платформе skysmart позволяет поддержать умственную активность учащихся.

Результаты: ребята научились применять на практике обтачной шов при изготовлении подарка в виде чехла для ножниц. Цели, поставленные в начале урока, достигнуты. Большая часть девочек (12 человек) с работой справилась на отлично, остальные получили четверку за урок.

Рефлексия показала, что всем девочкам урок понравился, результатом они довольны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Ознакомление учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Презентация к материалу....

Конспект интегрированного урока "Последовательность изготовления плечевых изделий"

Учебные дисциплины «Технология изготовления швейных изделий», «Материаловедение», «Оборудование», «Основы конструирования одежды».Тема урока:  «Последовательность изготовления плечевых изделий».Ц...

Конспект занятия по изготовлению изделия из соленого теста "Чудо - ягода брусника!"

Данное занятие разработано для учащихся младшего школьного возраста, а также для воспитанников старших групп ДОУ. На нем дети знакомятся с флорой родного края, его разнообразием. В ходе занятия р...

Конспект занятия по изготовлению изделия о мотивам жостовского промысла

Конспект занятия вляется вторым приложением к практическим рекомендация по развитию творческих способностей детей....

Конспект урока по технологии "Изготовление и декорирование проектного изделия" (6 класс)

Конспект урока технологии для неделимых 6 классов (ФГОС)Тема урока: Изготовление и декорирование проектного изделия.Тип урока: комбинированныйВид урока: урок практикумОборудование: Инструкци...

Конспект по технологии. УМК "Школа России". Тема: «Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон», 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон»Изделие: птица из помпона Цели деятельности учителя: ...