Как написать проект?
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Правосудова Ольга Валерьевна

Конспект урока для 8класса. На уроке мы продолжаем учиться выполнять проект. В рамках практической работы учимся создавать технологическую карту для изготовления русской народной куклы "домашняя Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx562.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии " Как написать проект? "

Цель урока:

- формировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.

Задачи:

- закрепить знания о технике изготовления народных изделий из текстиля.

- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и отстаивать свое мнение.

- формировать умения работать  с информацией, обрабатывать и представлять полученный результат.

- воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия:

объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическими материалами, демонстрация) ;

поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.

МТО урока: презентация, технологическая карта, шаблоны работы по методике «Зеркало прогрессивных преобразований», .образец куклы Домашняя Масленица

Ход урока.

1. Оргмомент.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Организация рабочего места.

Включение всех учащихся в деловой ритм.

2. Повторение

Мы продолжаем учиться выполнять проекты. Сегодня вы начнете работу еще над одним проектом. Практико ориентированным проектом (на уроках технологии в основном выполняются такой вид проектов).

Я предлагаю вспомнить с чего начинается работа над любым проектом?

Можно сказать, что проект – это 6 «П»

1- Проблема

2- Поиск информации

3- Проектирование

4-Продукт

5- Портфолио

6- Презентация

С чего начинается проект?

1. С проблемы, которую необходимо решить 

2. У проблемы есть Причины

3. У проекта есть Цель и задачи 

4. Решить задачу помогут Мероприятия

5. Для реализации мероприятий необходимы Ресурсы

6. По итогам реализации проекта необходимо создать Продукт

7. Для оценки проекта необходимы  Критерии эффективности реализации проекта 

8. В заключении определить Риски и перспективы реализации проекта.

2.  Работа по методике «Зеркало прогрессивных преобразований»

Сейчас мы с вами проработаем только некоторые наиболее трудные этапы создания проекта. Для этого мы воспользуемся методикой «Зеркало прогрессивных преобразований». В чем ее суть? Давайте выяснять! (сл. Методика «Зеркало…»)

Эта методика помогает для решения проектных задач.
Представляю вашему вниманию алгоритм работы с данной методики:

1шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 

2шаг:   Выявите   и   запишите   основные      причины   ее   возникновения   (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

 
1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 
3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 

4 шаг: Причины становятся задачами. 

У вас на партах лежат шаблоны работы по данной методике. Мы будем заполнять этот шаблон по ходу моих пояснений.  Работаем парами (небольшими группами)

Вот и закончилась зима, но это только по календарю, а на улице все равно еще холодно и лежит снег….. Наши предки в это время тоже с нетерпением ждали тепла и даже совершали обряды, чтоб быстрей наступила весна. Эти обряды дошли до наших времен в виде народных праздников и традиций. Какой традиционный праздник проводов зимы вы знаете? А какому народу этот праздник относится? Что вы знаете об этом празднике, хотели бы узнать больше? Вот так начинается работа над проектом. У нас с Вами уже есть некая проблема. Давайте ее более четко сформулируем и запишем в шаблон.

Например: Мы мало знаем о традициях и праздниках славянских народов, практически ничего об обрядовых куклах. Сейчас наступила Масленичная неделя, интересно узнать почему именно в это время проходит этот праздник. Почему он так называется? Для чего на Масленицу делают чучело и сжигают его. Какие еще обряды сопровождают этот праздник?

Можно попросить записать интересующие вопросы в тетрадь, что бы потом еще раз их озвучить для дальнейшей работы над проектом.

Теперь выясним причины, создающие эту проблему, формулировка начинается с «Не…» или «Нет»

Например:

  1. Родители не рассказывают о народных традициях.
  2. Не передаются знания бабушками, более старшим поколением
  3. Нет интереса у детей к народным праздникам и традициям.
  4. Не проводят таких праздников в школе, городе.
  5. Не умеем делать народных кукол не знаем для чего они нужны.

Все это можно назвать ситуацией минус.

Теперь мы преобразуем ситуацию «Минус» в ситуацию «Плюс»

Для этого из проблемы со знаком минус делаем цель проекта со знаком плюс.

Узнать о традициях славянских народов встречи весны. Обряды и символы Масленицы. Выполнить куклу, традиционную  для праздника Масленицы.

Из причин со знаком минус делаем задачи со знаком плюс.

  1. Расспросить родителей, бабушек о русских традициях, которые они знают.
  2. Найти другие источники информации о празднике Масленица.
  3. Выяснить какие символы есть у этого праздника и какие обряды и для чего проводят на Масленицу.
  4. Научится делать народную куклу Масленицу.

Вот мы с вами и выполнили наиболее трудные части проекта. Надеюсь, что теперь вам не составит большого труда сформулировать проблему и поставить цель для любого другого проекта.

3. Практическая работа «Создание технологической карты для изготовления куклы «Домашняя Масленица»

Мы с вами выполним еще одну самую интересную и любимую рукодельницами часть проекта «Практическую часть» Сегодня я вас научу делать традиционную куколку праздника Масленица - домашнюю Масленицу из лоскутов. Но мы выполняем не просто практическую работу, а практическую часть проекта, поэтому вам надо не только сделать куклу своими руками, а еще и создать технологическую карту для того чтобы вашим проектом могли воспользоваться и другие люди. Какой технологической картой удобнее пользоваться? Где есть словестное описание, подробный фоторяд или видеоинструкция?

Какую технологическую карту вам по силам выполнить? Предлагаю создать подробный фоторяд для технологической карты.

У вас у всех есть современные телефоны с хорошими камерами. Надо выполнить только некоторые условия фотосъемки:

  • Изображение должно быть четким на подходящем фоне.
  • Не должно быть лишних предметов в кадре.
  • Изображение каждого шага работы по центру.
  • Соблюдена четкая последовательность фото в соответствии с технологией выполнения.
  • Все фото лучше смотрятся, когда они одного размера, не маленькие и не очень

большие.

  • У готовой технологической карты должно быть название.

Во время изготовления куклы будете делать фото каждого этапа, а дома создадите свою технологическую карту (это домашнее задание).

Сегодня мы будем пользоваться готовой технологической картой (приложение 4)

Прежде чем приступить к работе, все - таки немного истории:

На Масленицу кроме большой обрядовой куклы, которую сжигали в последний день Масленичной недели, делали и куколок для дома. Они так и назывались «Домашняя Масленица». Их делали из лыка, лоскутов ткани, из ниток.

Тряпичных кукол обычно делали на Масленицу для детей. Целый год ребенок мог играть с такой куклой, а потом самостоятельно бросал ее в костер в Прощенное Воскресенье. Считалось, что это избавит малыша от всех болезней минувшего года. 

Сегодня мы сделаем именно такую куклу.

Тряпичная кукла Масленица.

Тряпичных кукол обычно делали на Масленицу для детей. Целый год ребенок мог играть с такой куклой, а потом самостоятельно бросал ее в костер в Прощенное Воскресенье. Считалось, что это избавит малыша от всех болезней минувшего года. 

Материалы.

Вам понадобится:

  • 1 лоскут белой ткани для головы 20х20 см
  •  2 лоскута белой ткани для рук 10х12 см
  •  2 лоскута цветной ткани с растительным орнаментом для юбки 20х20 см
  • 1 треугольный лоскут красной ткани для косынки с длинной стороной 22 см
  • комочек ваты, ветоши или синтепона для головы
  • клубок красных ниток, лучше шерстяных

Технология изготовления

  1. Подготовьте все необходимое для куклы. Край ткани подшивать не нужно, просто немного его обтрепите, вытащив несколько ниточек.
  2. Кусочек ваты или ветоши разместите посередине лоскута, из которого будете делать голову.
  3. Сформируйте голову куклы и плотно закрепите ее ниткой. Все складки ткани уберите на затылок, чтобы лицо у вашей Масленицы получилось гладким и ровным.
  4. Лоскуты для рук сверните уголком и скрутите.
  5. Примотайте ниткой руки к уже готовой голове так, чтобы они были направлены вверх.
  6. Лоскуты для юбки сложите вдвое по диагонали и разместите так, как показано на картинке, чтобы завернуть юбку Масленицы по солнцу.
  7. Нижний лоскут юбки загните к центру.
  8. Верхний лоскут юбки загните вниз и вокруг куклы слева направо.
  9. Теперь оставшийся край нижнего лоскута еще раз загните к центру.
  10. И второй край верхнего лоскута также загните вниз, но уже за спиной куклы. Примотайте юбку нитками и хорошо закрепите.
  11. Наденьте Масленице косынку, завязав ее спереди на один узел.

Ваша тряпичная кукла готова!

Последовательность выполнения куклы

Домашняя Масленица (из лоскутов)

Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.

Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.

Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.Делаем куклу Масленица своими руками.

Веселой Вам Масленицы, дорогие рукодельницы!

Подведение итога

В конце нашего урока мне хотелось бы узнать, какие этапы проекта у вас вызывают наибольшую трудность?

Сегодняшний урок помог ли вам решить для себя трудные вопросы?

Продолжите фразу: мне на уроке удалось… или самым интересным было…

Сегодня на уроке мы проработали только некоторые этапы проекта. Надеюсь, что вы сможете применить полученные знания для создания других не менее интересных проектов. На следующих уроках мы продолжим работу над этим проектом. Как он будет развиваться и в каком направлении будет зависеть от вас – создателей этой работы.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы

В процессе выполнения проекта может быть достигнуто следующее:

 была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;

 освоена технология выполнения;

 изготовлены образцы;

 проведены мастер-классы для учащихся 2 – 4 классов;

 подготовлены куклы для реализации на школьной ярмарке.

Веселой вам Масленицы, дорогие рукоделницы!

Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение" (в помощь 9-класснику)

Данная презентация поможет 9-класснику написать сочинение-рассуждение (С2.2.)...

как написать отзыв

Примерный план написания отзыва (материал для учащихся)...

Как написать сочинение? Описание игрушки.

1 урок-подготовка к написанию сочинения-описания предмета 2 урок- сочинениеСМ.презентацию к уроку...

Сотрудничество с театром в рамках совместного проектa "Школа-театр"

В этом году в театре "Зазеркалье" проходит Одиннадцатый Всероссийский фестиваль театрального исскуства для детей "Арлекин" По традиции наши педагоги и учащиеся примают активное участие в программе фес...

Что такое реферат и как правильно его написать.Что такое доклад и как правильно его написать.

в статье рассказывается о том, как правильно написать реферат и доклад....