Адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская»
рабочая программа по технологии

Олеся Сергеевна Глебова
  1. Пояснительная записка

Важное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) трудовым и профессиональным навыкам в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» (Далее – Учреждение). С этой целью была разработана адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская» (Далее – Программа).

Программа разработана на основе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.

Федеральный уровень.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  4. Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Постановление главного государственного врача РФ от 18.12.2020 регистрационный номер 61573 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Региональный уровень.

  1. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс                        Санкт-Петербурга».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1282 «О мерах по реализации Закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге».
  5. Распоряжение КСП от 21.04.2017 № 191-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственной услуги в сфере социальной защиты населения, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания».
  6. Распоряжение КСП от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении РИПСО получателя социальных услуг».

В рамках Программы ПСУ предоставляются следующие услуги:

  • Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам.
  • Организация обучения в трудовых мастерских.

Локальными актами, регламентирующими деятельность учреждения.

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения.

Трудовая терапия в учреждении носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии ПСУ состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Трудовая терапия – один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме. Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате – это выявление трудовой ориентации. Воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум.

Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Актуальность программы на сегодняшний день заключается в решении проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.

Отмечая данную проблему, следует обратить внимание на то, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение ПСУ к самостоятельному и общественно – полезному труду.

Общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств инвалида и восстановление нарушенных функций организма.

Ориентировочная трудотерапия проводится при уже сформировавшемся стойком дефекте. На основе выявления склонностей, чёткого медицинского состояния и его дефекта, ПСУ привлекаются к целенаправленному обучению какого-либо вида труда. В процессе занятий тщательно проверяется способность к выполнению тех или иных операций, их функциональные возможности.

Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и индивидуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед ПСУ перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности и создает ситуацию успеха.

В процессе реализации программы в первую очередь учитываются интересы ПСУ, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Цель программы:

  1. создание условий для сохранения физической, психической и социальной активности ПСУ через вовлечение в трудовую деятельность;
  2. создание условий для развития технического и творческого потенциала личности ПСУ;

Задачи программы:

  1. Формировать умения и навыки, необходимые для владения определенных видов сборочных работ;
  2. Формировать потребности трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности;
  3. Обучить ПСУ, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей этапам сборки ручек, пайки и катки бахил;
  4. Организовывать содержательный досуг;
  5. Вовлекать в посильную трудовую занятость;
  6. Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении ПСУ;
  7. Поддержание имеющихся навыков, умений ПСУ.

При комплектовании трудовой группы для сопровождения сборочному делу следует учитывать:

  • Интерес и склонность ПСУ к разному роду работам названного профиля;
  • Особенности психофизического и соматического состояния.

Обучение сборочному делу включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:

  • Обучить выполнять как ручные, так и машинные технологические операции;
  • Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорректировать психофизическое состояние ПСУ;
  • Выработать достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

В процессе трудовой терапии постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у ПСУ. Содержание программы предполагает освоение сборочного дела. Каждая операция состоит из четырех этапов. Трудовая терапия и производственный процесс, который состоит из следующих операций: сбор бахил и сбор ручек.

Первый этап: психолого-педагогическое изучение ПСУ в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими понятий: материал, инструмент, операция (фасовка, лекало, сборка, упаковка, счет, распределение по размеру, цвету, количеству). Формирование у ПСУ первоначальных навыков и умений. ПСУ учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формировать свои.

Второй этап: отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.

Третий этап: закрепление профессионально-трудовых навыков. ПСУ проявляют достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы и производят готовые изделия.

Четвертый этап: формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового производства, сборки бахил и ручек.

Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику ПСУ. При сопровождении ПСУ используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса. Каждый ПСУ имеет свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.

  1. Изготовление бахил (пайка, упаковка)

Первый этап: ознакомление с деталями для спайки и упаковки бахил в сборочный пакет (заготовка, резинка, трафарет-лекало, спаечная машинка, освоение понятие: «бахилы», «операции», «спаечная машинка», «трафарет», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций: одевание полиэтиленовой заготовки на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами в капсулы.

Практическая работа. Показ и обучение: обучение одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, подсчет количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.

Второй этап: упаковка бахил в сборочный пакет.

Практическая работа. Показ и обучение: сворачивание готовой бахилы и упаковка в сборочный пакет, счет количества.

Третий этап: занимают рабочие места за одним столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудование (бахилы для спайки, трафареты, резинки, спаечная машинка).

Для упаковки в капсулы заготавливают готовое изделие бахилы и капсулы.

Четвертый этап: выполнение сборочных работ.

Изделия: заготовочные материалы для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка.

Дополнительные изделия. Сборочные пакеты для упаковки.

Теоретические сведения. Название бахил. Название деталей, операций при сборке бахил.

Оборудование: заготовочный материал для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка, мешки для упаковки.

Практическая работа одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.

  1. Сборка ручек

Первый этап (общий для всех видов сборочных работ):

Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми ПСУ будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция (фасовка, сборка, упаковка, распределение по цвету, размеру, количеству), изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего ПСУ, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Организация рабочего места.

Распределение ПСУ по рабочим местам. Организация рабочего места.

Второй этап: (на примере сборки ручек)

Ознакомление с деталями для сборки ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Освоение понятий: «стикер», «скотч», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций по сборке и упаковке ручек.

Третий этап:

Самостоятельно заготавливают в контейнеры стержни для работы, стволы, колпачки, заглушки пружины. Выполняют работу по образцу, учитывая сборку ручек различного образца и количество для упаковки.

Четвертый этап:

Выполнение сборочных работ (учитывать сборку ручек различного образца и количество для упаковки).

Изделия: стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины.

Дополнительные изделия. Коробки для упаковки (маленькие и большие), пакетики.

Теоретические сведения. Назначение ручек. Названия деталей и операций при сборке ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Производство заготовок для ручек в промышленности.

Оборудование. Стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины, коробочки (пакетики) для упаковки.

Практические работы: Изготовление из предоставленного материала маленьких коробок для упаковки ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.

Умения: определения цвета стволов, соотнесение с цветом стержня, заглушки и колпачки.

  1. Условия реализации Программы.

В данной программе предусмотрено проведение мероприятий для ПСУ в виде презентаций, бесед, показа видеоматериала и прочих форм работы по темам:

  • финансовая грамотность;
  • навыки самопрезентации;
  • противодействие экстремизма и терроризма;
  • воспитание патриотизма.

 

Программа рассчитана на ПСУ от 18 лет и старше, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с разной степенью умственной отсталости и другими психическими заболеваниями.  Наполняемость бригад составляет до 10 человек.

Срок реализации программы 1 год. Лечебно-трудовой процесс проводится 5 раз в неделю не более 4-х часов в день.

Реализация Программы осуществляется через отработку трудовых навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения ПСУ в различные виды трудовой деятельности.

Формы организации трудовой деятельности:

  • индивидуальная (выполнение трудовых поручений);
  • коллективная (общественно полезный и производственный труд через практические занятия, необходимый для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

Методы трудовой терапии:

  • Общеукрепляющий.
  • Восстановительный.
  • Ориентировочный.
  • Словесный.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Практический.
  • Репродуктивный.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • системности и последовательности;
  • учёт индивидуальных особенностей;
  • доступности и посильности;
  • наглядности

 

 

Результативность:

За время проведения программы ПСУ в группе трудотерапии должны приобрести умения и навыки:

  • самообслуживания;
  • ответственности за порученных им задач;
  • развития дружественных отношений в группе;
  • взаимовыручки;
  • трудовые навыки и умения (сборка, складывание, усердие, терпение, умения договариваться с коллегами по цеху, последовательность, логику действий, и т.д.).

Получатели социальных услуг должны уметь:

Высокий уровень:

  1. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе.
  2. Владеть системой элементарных трудовых навыков (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте, анализировать результаты труда).

Средний уровень:

  1. Стараться поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.
  2. Под наблюдением выполнять элементарные трудовые навыки (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте).

Низкий уровень:

  1. Под контролем выполнять элементарные трудовые навыки.

Ожидаемые позитивные результаты.

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению ПСУ своих трудовых обязанностей в совместной деятельности.

В мотивационном компоненте:

  • Потребность в труде;
  • Чувство ответственности за порученное дело;
  • Чувство гордости за свой труд;
  • Увлеченность трудом;
  • Уверенность в своих силах;
  • Любование результатами своего труда;

В содержательном компоненте:

  •    Способность выполнять деятельность определенного рода;
  •    Умение выполнять задания по всем направлениям трудового воспитания;
  •    Способность проявлять творчество и самостоятельность.

В оценочном компоненте:

  •    Способность к самоанализу трудовой деятельности;
  •    Способность к самооценке.

Высокий уровень:

  • уметь приобретать глубокие знания, практические навыки, действенные умения самостоятельной работы, необходимые для полноценной жизни в обществе; развивать в себе способность активного обучения.
  • уметь делать осознанный выбор по выполнению работы, отвечать за свои поступки в коллективе.
  • уметь проявлять самостоятельность, оказывать помощь более слабому;
  • уметь действовать в новых ситуациях;
  • уметь ориентироваться в окружающей обстановке;
  • уметь самостоятельно выполнять правила техники безопасности (Далее – ТБ) при эксплуатации рабочего инвентаря.

Средний уровень:

  • уметь справляться самостоятельно, вовремя обращаться за помощью, поддержкой.
  • уметь самостоятельно включаться в посильную трудовую деятельность.
  • уметь понимать и адекватно определять себя в окружающей ситуации.
  • уметь вырабатывать совместную стратегию взаимодействия в коллективе.
  • уметь соблюдать личную безопасность во время выполняемых заданий (понимания правил ТБ, распознавания объектов, могущих принести вред и др.).

Низкий уровень:

  • включаться в деятельность с помощью сотрудника, не опасаясь неудачи;
  • преодолевать трудности, стремиться к самостоятельному освоению трудовых действий;
  • уметь соблюдать личную безопасность под наблюдением сотрудника.

Для инструктора по труду

  • повышение профессионального уровня.
  • самореализация личностных возможностей.
  • формирование критичности мышления.

 

  1. Тематический план

№ п/п

Наименование раздела. темы

Содержание

Услуги

1

Охрана труда и техника безопасности.

Соблюдения правил пожарной безопасности. Причины возгорания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ, требующих использования электроэнергии. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Эвакуация через выходы из помещения.

 

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

2

Сборка бахил.

Одевания заготовочного материала на трафарет, накладывание резинки, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, укладка в сборочный пакет.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей;

Обучение в трудовых мастерских.

3

Сборка ручек.

Изготовление из предоставленного материала ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей;

Обучение в трудовых мастерских.

4

Воспитательные мероприятия.

Мероприятия, способствующие постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. расширение кругозора.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

5

Общественно полезный труд.

Развитие и формирование хозяйственно-бытовых навыков. Выполнение разовых поручений, уборка мастерских, труд на территории.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

6

Финансовая грамотность.

Формирование умений и компетенций для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Лекция-беседа, презентация.

7

Навыки самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации.

Раскрытие содержания основных компонентов самопрезентации (стратегий, тактик и техник).

Анализ подходов к развитию навыков самопрезентации.

 

Проведение мероприятий по исследованию особенностей самопрезентации у ПСУ и определение связи ее успешности с уровнем развития навыков самопрезентации.

 

8

Противодействие экстремизма и терроризма

Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания.

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического   или религиозного             экстремизма (презентации, дискуссии, лекции и пр.)

9

Воспитание патриотизма

Развитие у ПСУ высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

  1. Проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие патриотических чувств.

 

 

Содержание Программы предполагает ежедневную работу по формированию самообслуживания, привлечению к наведению порядка и уборки на рабочем месте.

Результативность программы состоит в организации трудовой занятости и общественно полезной деятельности ПСУ.

Применение трудотерапии способствует приобретению новых коммуникативных связей, избавляет от чувства изоляции, формирует удовлетворение от трудовых процессов, влечет изменения в сознании ПСУ.

Также, программа предусматривает бережное раскрытие актуальных сегодняшнему дню тем и блоков:

- Финансовая грамотность. Поддержание навыков рационального использования денежных средств, планирование и ведение личного бюджета, а также возможности совершения самостоятельных покупок.

- Навыки самопрезентации. Умение рассказать о себе, составить резюме для реализации трудового потенциала, безопасно презентовать себя в коллективе и поддерживать конструктивные межличностные отношения. Не менее важным является поддержание и развитие адаптивных механизмов ПСУ.

- Противодействие экстремизму и терроризму. Данные явления в разнообразных формах превратились в одну из самых опасных проблем и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика во всех социальных учреждениях.

- Патриотическая направленность. Воспитание любви и уважения к своей стране, сохранение и поддержание исторической памяти на примерах героических событий и личностей. Пропаганда национальных традиций и культуры и повышение качества патриотического воспитания.

Перспективы дальнейшего развития программы

Программа предусматривает свое дальнейшее развитие – расширение социального пространства ПСУ, разработку и реализацию развернутой программы социального проектирования (привлечение к труду).

Перспектива: с учетом потенциальных возможностей ПСУ и имеющегося опыта использования реабилитационной программы доступно обучение следующим рабочим профессиям: сборщик ручек, сборщик бахил.

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от поступления заказов от поставщиков услуг.

Методическое обеспечение программы

В процессе обучающих занятий объединения инструктор по труду должен стремиться к формированию активного трудового участия у ПСУ, к их инициативности, самостоятельности, к бережному отношению к себе и социуму.

Для наиболее успешного обучения и передачи достаточно полной информации, трудовые обучающие занятия необходимо снабдить специальным инвентарем: трафарет-лекало, спаечная машинка, сборочный пакет, скотч, контейнеры для деталей.

Занятия должны быть разнообразными по форме (практическое выполнение, индивидуальные задания, занятие – инструктаж, занятие – экскурсия и пр.).

Чтобы добиться положительных результатов при выполнении программы используются такие методы:

  • Наглядный метод широко используется при сообщении ПСУ новых знаний (образец, личный пример);
  • Словесный метод. Наглядный метод используется в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Объяснение должно быть четким, доступным, эмоциональным (беседа, объяснение, пояснение).
  • Практический метод. Способствует усвоению новых знаний, овладению умениями и навыками. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности.
  • Метод самостоятельной работы. В том случае, когда ПСУ выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны.

Выбор методов и приемов обучения зависит от возраста ПСУ.

В течение года прослеживается уровень усвоения программного материала, проверка знаний:

  • Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
  • Самостоятельное выполнение.

Способ усвоения содержания программы: практический способ (формирование трудовых навыков).

Условия реализации программы.

Для того чтобы успешно обучить ПСУ трудовым навыкам, необходимо иметь светлое просторное помещение, столы, стулья, материально – техническое обеспечение, имеющее практическую значимость: трудовой инвентарь, технические средства.

Точки риска при реализации программы:

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от:

  • Физического и индивидуального состояния здоровья ПСУ;
  • Поступления заказов от поставщиков услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_lpm_22-23.docx54.82 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания «Психоневрологический интернат №3»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

СПб ГБСУСО

«Психоневрологический интернат №3»

Протокол №_______ от ____________

УТВЕРЖДЕНА

приказом № _______ от ____________

Директор СПб ГБСУСО

«Психоневрологический интернат №3»

______________________ / Чеминава Т.В.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

«Трудовая мастерская»

Срок реализации: 1 год

Контингент программы:

люди с ОВЗ от 18 лет и старше

Разработчик(и):

Глебова О.С.

инструктор по труду

Санкт-Петербург

2022

  1. Пояснительная записка

Важное значение в организации реабилитационных мероприятий придается социально–трудовой реабилитации: обучению получателей социальных услуг (Далее – ПСУ) трудовым и профессиональным навыкам в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» (Далее – Учреждение). С этой целью была разработана адаптированная рабочая программа социально-педагогических услуг «Трудовая мастерская» (Далее – Программа).

Программа разработана на основе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.

Федеральный уровень.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  4. Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Постановление главного государственного врача РФ от 18.12.2020 регистрационный номер 61573 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Региональный уровень.

  1. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс                        Санкт-Петербурга».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1282 «О мерах по реализации Закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге».
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге».
  5. Распоряжение КСП от 21.04.2017 № 191-р «Об утверждении отраслевых технологических регламентов оказания государственной услуги в сфере социальной защиты населения, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания».
  6. Распоряжение КСП от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении РИПСО получателя социальных услуг».

В рамках Программы ПСУ предоставляются следующие услуги:

  • Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам.
  • Организация обучения в трудовых мастерских.

Локальными актами, регламентирующими деятельность учреждения.

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения.

Трудовая терапия в учреждении носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии ПСУ состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Трудовая терапия – один из методов терапевтического воздействия, которые применяются в социальной работе для оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья с целью приобретения, восстановления и поддержания навыков трудовой деятельности, снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме. Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологическом интернате – это выявление трудовой ориентации. Воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно – бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум.

Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Хорошо развитая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Актуальность программы на сегодняшний день заключается в решении проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями проводить работу по социально-трудовой реабилитации, которая позволит осознать свое место в обществе, свой социальный статус, испытать чувство самоуважения.

Отмечая данную проблему, следует обратить внимание на то, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение ПСУ к самостоятельному и общественно – полезному труду.

Общеукрепляющая трудотерапия направлена на восстановление физиологической толерантности пациента до определенного уровня.

Восстановительная трудотерапия направлена на профилактику двигательных расстройств инвалида и восстановление нарушенных функций организма.

Ориентировочная трудотерапия проводится при уже сформировавшемся стойком дефекте. На основе выявления склонностей, чёткого медицинского состояния и его дефекта, ПСУ привлекаются к целенаправленному обучению какого-либо вида труда. В процессе занятий тщательно проверяется способность к выполнению тех или иных операций, их функциональные возможности.

Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства.

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и индивидуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед ПСУ перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности и создает ситуацию успеха.

В процессе реализации программы в первую очередь учитываются интересы ПСУ, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Цель программы: 

  1. создание условий для сохранения физической, психической и социальной активности ПСУ через вовлечение в трудовую деятельность;
  2. создание условий для развития технического и творческого потенциала личности ПСУ;

Задачи программы:

  1. Формировать умения и навыки, необходимые для владения определенных видов сборочных работ;
  2. Формировать потребности трудиться и положительную мотивацию к трудовой деятельности;
  3. Обучить ПСУ, с учетом их индивидуальных способностей и возможностей этапам сборки ручек, пайки и катки бахил;
  4. Организовывать содержательный досуг;
  5. Вовлекать в посильную трудовую занятость;
  6. Создать условия для реализации командно-группового метода в обучении ПСУ;
  7. Поддержание имеющихся навыков, умений ПСУ.

При комплектовании трудовой группы для сопровождения сборочному делу следует учитывать:

  • Интерес и склонность ПСУ к разному роду работам названного профиля;
  • Особенности психофизического и соматического состояния.

Обучение сборочному делу включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:

  • Обучить выполнять как ручные, так и машинные технологические операции;
  • Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорректировать психофизическое состояние ПСУ;
  • Выработать достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.

В процессе трудовой терапии постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у ПСУ. Содержание программы предполагает освоение сборочного дела. Каждая операция состоит из четырех этапов. Трудовая терапия и производственный процесс, который состоит из следующих операций: сбор бахил и сбор ручек.

Первый этап: психолого-педагогическое изучение ПСУ в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими понятий: материал, инструмент, операция (фасовка, лекало, сборка, упаковка, счет, распределение по размеру, цвету, количеству). Формирование у ПСУ первоначальных навыков и умений. ПСУ учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формировать свои.

Второй этап: отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.

Третий этап: закрепление профессионально-трудовых навыков. ПСУ проявляют достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы и производят готовые изделия.

Четвертый этап: формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового производства, сборки бахил и ручек.

Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику ПСУ. При сопровождении ПСУ используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса. Каждый ПСУ имеет свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.

  1. Изготовление бахил (пайка, упаковка)

Первый этап: ознакомление с деталями для спайки и упаковки бахил в сборочный пакет (заготовка, резинка, трафарет-лекало, спаечная машинка, освоение понятие: «бахилы», «операции», «спаечная машинка», «трафарет», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций: одевание полиэтиленовой заготовки на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами в капсулы.

Практическая работа. Показ и обучение: обучение одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, подсчет количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.

Второй этап: упаковка бахил в сборочный пакет.

Практическая работа. Показ и обучение: сворачивание готовой бахилы и упаковка в сборочный пакет, счет количества.

Третий этап: занимают рабочие места за одним столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудование (бахилы для спайки, трафареты, резинки, спаечная машинка).

Для упаковки в капсулы заготавливают готовое изделие бахилы и капсулы.

Четвертый этап: выполнение сборочных работ.

Изделия: заготовочные материалы для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка.

Дополнительные изделия. Сборочные пакеты для упаковки.

Теоретические сведения. Название бахил. Название деталей, операций при сборке бахил.

Оборудование: заготовочный материал для бахил, резинки, трафареты, спаечная машинка, мешки для упаковки.

Практическая работа одевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки на трафарет, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, количества, (владение арифметическим счетом) укладка в сборочный пакет.

  1. Сборка ручек

Первый этап (общий для всех видов сборочных работ):

Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми ПСУ будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция (фасовка, сборка, упаковка, распределение по цвету, размеру, количеству), изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего ПСУ, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Организация рабочего места.

Распределение ПСУ по рабочим местам. Организация рабочего места.

Второй этап: (на примере сборки ручек)

Ознакомление с деталями для сборки ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Освоение понятий: «стикер», «скотч», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций по сборке и упаковке ручек.

Третий этап:

Самостоятельно заготавливают в контейнеры стержни для работы, стволы, колпачки, заглушки пружины. Выполняют работу по образцу, учитывая сборку ручек различного образца и количество для упаковки.

Четвертый этап:

Выполнение сборочных работ (учитывать сборку ручек различного образца и количество для упаковки).

Изделия: стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины.

Дополнительные изделия. Коробки для упаковки (маленькие и большие), пакетики.

Теоретические сведения. Назначение ручек. Названия деталей и операций при сборке ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок, пружина). Производство заготовок для ручек в промышленности.

Оборудование. Стержни, стволы, заглушки, колпачки, пружины, коробочки (пакетики) для упаковки.

Практические работы: Изготовление из предоставленного материала маленьких коробок для упаковки ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.

Умения: определения цвета стволов, соотнесение с цветом стержня, заглушки и колпачки.

  1. Условия реализации Программы.

В данной программе предусмотрено проведение мероприятий для ПСУ в виде презентаций, бесед, показа видеоматериала и прочих форм работы по темам:

  • финансовая грамотность;
  • навыки самопрезентации;
  • противодействие экстремизма и терроризма;
  • воспитание патриотизма.

Программа рассчитана на ПСУ от 18 лет и старше, оказавшихся в трудной жизненной ситуации с разной степенью умственной отсталости и другими психическими заболеваниями.  Наполняемость бригад составляет до 10 человек.

Срок реализации программы 1 год. Лечебно-трудовой процесс проводится 5 раз в неделю не более 4-х часов в день.

Реализация Программы осуществляется через отработку трудовых навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения ПСУ в различные виды трудовой деятельности.

Формы организации трудовой деятельности:

  • индивидуальная (выполнение трудовых поручений);
  • коллективная (общественно полезный и производственный труд через практические занятия, необходимый для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

Методы трудовой терапии:

  • Общеукрепляющий.
  • Восстановительный.
  • Ориентировочный.
  • Словесный.
  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Практический.
  • Репродуктивный.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • системности и последовательности;
  • учёт индивидуальных особенностей;
  • доступности и посильности;
  • наглядности

Результативность:

За время проведения программы ПСУ в группе трудотерапии должны приобрести умения и навыки:

  • самообслуживания;
  • ответственности за порученных им задач;
  • развития дружественных отношений в группе;
  • взаимовыручки;
  • трудовые навыки и умения (сборка, складывание, усердие, терпение, умения договариваться с коллегами по цеху, последовательность, логику действий, и т.д.).

Получатели социальных услуг должны уметь:

Высокий уровень:

  1. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе.
  2. Владеть системой элементарных трудовых навыков (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте, анализировать результаты труда).

Средний уровень:

  1. Стараться поддерживать дружеские взаимоотношения в коллективе.
  2. Под наблюдением выполнять элементарные трудовые навыки (сбор ручек, изготовление бахил, наводить порядок на рабочем месте).

Низкий уровень:

  1. Под контролем выполнять элементарные трудовые навыки.

Ожидаемые позитивные результаты.

Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность, которая рассматривается как устойчивая готовность к социально-мотивированному выполнению ПСУ своих трудовых обязанностей в совместной деятельности.

В мотивационном компоненте:

  • Потребность в труде;
  • Чувство ответственности за порученное дело;
  • Чувство гордости за свой труд;
  • Увлеченность трудом;
  • Уверенность в своих силах;
  • Любование результатами своего труда;

В содержательном компоненте:

  •    Способность выполнять деятельность определенного рода;
  •    Умение выполнять задания по всем направлениям трудового воспитания;
  •    Способность проявлять творчество и самостоятельность.

В оценочном компоненте:

  •    Способность к самоанализу трудовой деятельности;
  •    Способность к самооценке.

Высокий уровень:

  • уметь приобретать глубокие знания, практические навыки, действенные умения самостоятельной работы, необходимые для полноценной жизни в обществе; развивать в себе способность активного обучения.
  • уметь делать осознанный выбор по выполнению работы, отвечать за свои поступки в коллективе.
  • уметь проявлять самостоятельность, оказывать помощь более слабому;
  • уметь действовать в новых ситуациях;
  • уметь ориентироваться в окружающей обстановке;
  • уметь самостоятельно выполнять правила техники безопасности (Далее – ТБ) при эксплуатации рабочего инвентаря.

Средний уровень:

  • уметь справляться самостоятельно, вовремя обращаться за помощью, поддержкой.
  • уметь самостоятельно включаться в посильную трудовую деятельность.
  • уметь понимать и адекватно определять себя в окружающей ситуации.
  • уметь вырабатывать совместную стратегию взаимодействия в коллективе.
  • уметь соблюдать личную безопасность во время выполняемых заданий (понимания правил ТБ, распознавания объектов, могущих принести вред и др.).

Низкий уровень:

  • включаться в деятельность с помощью сотрудника, не опасаясь неудачи;
  • преодолевать трудности, стремиться к самостоятельному освоению трудовых действий;
  • уметь соблюдать личную безопасность под наблюдением сотрудника.

Для инструктора по труду

  • повышение профессионального уровня.
  • самореализация личностных возможностей.
  • формирование критичности мышления.

  1. Тематический план

№ п/п

Наименование раздела. темы

Содержание

Услуги

11

Охрана труда и техника безопасности.

Соблюдения правил пожарной безопасности. Причины возгорания в электроустановках и электросети. Обеспечение пожарной безопасности при выполнении работ, требующих использования электроэнергии. Сообщение о пожаре. Правила поведения при пожаре. Эвакуация через выходы из помещения.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

22

Сборка бахил.

Одевания заготовочного материала на трафарет, накладывание резинки, загибка в манжет, спайка на спаечной машинке, съем заготовки с трафарета, укладывание, закатывание бахил парами, укладка в сборочный пакет.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей;

Обучение в трудовых мастерских.

33

Сборка ручек.

Изготовление из предоставленного материала ручек; сбор ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек; наклеивание стикеров и укладка в коробку.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей;

Обучение в трудовых мастерских.

44

Воспитательные мероприятия.

Мероприятия, способствующие постоянному внутреннему росту, развитию и в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. расширение кругозора.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

45

Общественно полезный труд.

Развитие и формирование хозяйственно-бытовых навыков. Выполнение разовых поручений, уборка мастерских, труд на территории.

Мероприятия по использованию трудовых возможностей.

66

Финансовая грамотность.

Формирование умений и компетенций для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Лекция-беседа, презентация.

77

Навыки самопрезентации, грамотного составления резюме, социальной и психологической адаптации.

Раскрытие содержания основных компонентов самопрезентации (стратегий, тактик и техник).

Анализ подходов к развитию навыков самопрезентации.

Проведение мероприятий по исследованию особенностей самопрезентации у ПСУ и определение связи ее успешности с уровнем развития навыков самопрезентации.

88

Противодействие экстремизма и терроризма

Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания.

Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического   или религиозного             экстремизма (презентации, дискуссии, лекции и пр.)

99

Воспитание патриотизма

Развитие у ПСУ высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

  1. Проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие патриотических чувств.

Содержание Программы предполагает ежедневную работу по формированию самообслуживания, привлечению к наведению порядка и уборки на рабочем месте.

Результативность программы состоит в организации трудовой занятости и общественно полезной деятельности ПСУ.

Применение трудотерапии способствует приобретению новых коммуникативных связей, избавляет от чувства изоляции, формирует удовлетворение от трудовых процессов, влечет изменения в сознании ПСУ.

Также, программа предусматривает бережное раскрытие актуальных сегодняшнему дню тем и блоков:

- Финансовая грамотность. Поддержание навыков рационального использования денежных средств, планирование и ведение личного бюджета, а также возможности совершения самостоятельных покупок.

- Навыки самопрезентации. Умение рассказать о себе, составить резюме для реализации трудового потенциала, безопасно презентовать себя в коллективе и поддерживать конструктивные межличностные отношения. Не менее важным является поддержание и развитие адаптивных механизмов ПСУ.

- Противодействие экстремизму и терроризму. Данные явления в разнообразных формах превратились в одну из самых опасных проблем и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика во всех социальных учреждениях.

- Патриотическая направленность. Воспитание любви и уважения к своей стране, сохранение и поддержание исторической памяти на примерах героических событий и личностей. Пропаганда национальных традиций и культуры и повышение качества патриотического воспитания.

Перспективы дальнейшего развития программы

Программа предусматривает свое дальнейшее развитие – расширение социального пространства ПСУ, разработку и реализацию развернутой программы социального проектирования (привлечение к труду).

Перспектива: с учетом потенциальных возможностей ПСУ и имеющегося опыта использования реабилитационной программы доступно обучение следующим рабочим профессиям: сборщик ручек, сборщик бахил.

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от поступления заказов от поставщиков услуг.

Методическое обеспечение программы

В процессе обучающих занятий объединения инструктор по труду должен стремиться к формированию активного трудового участия у ПСУ, к их инициативности, самостоятельности, к бережному отношению к себе и социуму.

Для наиболее успешного обучения и передачи достаточно полной информации, трудовые обучающие занятия необходимо снабдить специальным инвентарем: трафарет-лекало, спаечная машинка, сборочный пакет, скотч, контейнеры для деталей.

Занятия должны быть разнообразными по форме (практическое выполнение, индивидуальные задания, занятие – инструктаж, занятие – экскурсия и пр.).

Чтобы добиться положительных результатов при выполнении программы используются такие методы:

  • Наглядный метод широко используется при сообщении ПСУ новых знаний (образец, личный пример);
  • Словесный метод. Наглядный метод используется в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Объяснение должно быть четким, доступным, эмоциональным (беседа, объяснение, пояснение).
  • Практический метод. Способствует усвоению новых знаний, овладению умениями и навыками. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности.
  • Метод самостоятельной работы. В том случае, когда ПСУ выполняют свою деятельность без непосредственного руководства со стороны.

Выбор методов и приемов обучения зависит от возраста ПСУ.

В течение года прослеживается уровень усвоения программного материала, проверка знаний:

  • Устный опрос (индивидуальный, фронтальный).
  • Самостоятельное выполнение.

Способ усвоения содержания программы: практический способ (формирование трудовых навыков).

Условия реализации программы.

Для того чтобы успешно обучить ПСУ трудовым навыкам, необходимо иметь светлое просторное помещение, столы, стулья, материально – техническое обеспечение, имеющее практическую значимость: трудовой инвентарь, технические средства.

Точки риска при реализации программы:

В течение текущего года в программе возможны коррективы и изменения в зависимости от:

  • Физического и индивидуального состояния здоровья ПСУ;
  • Поступления заказов от поставщиков услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету трудовое обучение для 7 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "трудовое обучение" основного общего образования (для обучающихся с нанарушением слуха) для 7 класса....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение. Компьютерные технологии." 8 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Трудовое обучение. Компьютерные технологии." основного общего образования (для обучающихся с нарушением слуха) 8 класс....

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Школа безопасности"

Программа адресована учащимся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации 1учебный  год. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Наполняемость групп до 1...

Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по подготовке воспитанниц к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка»

Аннотация к программе реабилитационной деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни «Молодая хозяюшка» Воспитанники нередко попадают в весьма трудную жизненную...

Дополнительная рабочая программа социально –педагогической направленности по нравственно-этическому воспитанию девочек «Юная леди»

Аннотация к рабочей программе кружка «Юная леди»Свежее лицо, блестящие волосы, ухоженные руки и ногти, сияющие радостью жизни глаза – все это может и должно быть достоянием каждой де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Я кадет»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   социально-педагогической направленности«Я кадет»...

Рабочая программа социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития"

Рабочая пр ограмма социально-педагогической направленности "Клуб интеллектуального развития" предназначена для педагогов дополнительного образования....