Использование инструкционных карт при организации самостоятельной работы.
методическая разработка по технологии

Волкова Наталья Владимировна

Самостоятельная работа обучающихся на уроках технологии представлена лабораторно-практическими видами работ. Невозможно научить учеников шить, кроить,  пользуясь только приемами теоретической работы. Очень важно правильно организовать практическую работу на уроке, в т. ч. и самостоятельную работу обучающихся по выполнению того или иного задания. Главную роль здесь играет инструктирование. Оно может быть письменным и устным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_instruktsionnyh_kart.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

РМЦ

Использование инструкционных карт при организации самостоятельной работы.

Выполнила :

учитель ПТО

высшей квалификационной категории

Волкова Н.В.

Использование инструкционных карт при организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся на уроках технологии представлена лабораторно-практическими видами работ. Невозможно научить учеников шить, кроить,  пользуясь только приемами теоретической работы. Очень важно правильно организовать практическую работу на уроке, в т. ч. и самостоятельную работу обучающихся по выполнению того или иного задания. Главную роль здесь играет инструктирование. Оно может быть письменным и устным. Предпочтение отдается письменному инструктированию. Оно обеспечивает грамотность, точность и  ясность  изложения учебного материала. Письменно-графическая форма инструктажа представлена инструкционными картами. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, повышению их инициативы и самостоятельности, расширяют возможности учителя по учету индивидуальных способностей учеников, помогают более рациональному использованию учебного времени.  Инструкционной картой ученик может пользоваться по мере необходимости, независимо от деятельности других обучающихся, его работа становится более самостоятельной и активной. По инструкционной карте учителю легче контролировать выполнение задания. Хочется отметить, что современные учебники по швейному делу содержат подробные инструкционные карты по всем темам.

 Инструкционные карты представляют собой план изготовления изделия, который отражает те предметные образцы, которые расположены между кроем и законченным изделием и каждый образец соответствует технологической операции. Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с обучающимися.

Инструкционные карты также как предметно-технологические,  разработаны на все изделия, предусмотренные программой   с пятого по девятый  класс,  и используются  на различных этапах урока. 

Инструкционные карты по технологии имеют несколько преимуществ. Во-первых, они облегчают процесс выполнения работы, так как содержат подробные инструкции и показывают последовательность действий. Во-вторых, они помогают избежать ошибок и неучтенных моментов, так как все этапы работы прописываются заранее.

Инструкционная карта раскрывает изучаемую операцию с двух позиций: «что делать» и «как делать». Главное в инструкционной карте - «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу раздела карты - «порядок выполнения упражнений». В этом и состоит сложность разработки инструкционных карт. Инструктивные указания и пояснения в карте необходимо формулировать четко, сжато, максимально доходчиво, наглядно, но в то же время полно по содержанию.

Структура инструкционных карт

Инструкционные карты должны содержать следующие элементы: вводную, технологическую, аналитическую, графическую и заключительную части.

В вводной части указывается тема занятия, его цель, перечисляется необходимое оборудование.

Технологическая часть содержит указания по практическому выполнению задания, последовательности операций, объясняет приемы их выполнения.

Информационная часть содержит необходимые сведения познавательного характера, исходные данные для выполнения задания, качественные и количественные показатели сырья, полуфабрикатов, используемых в работе, а также требования к готовому изделию.

Аналитическая часть представляет собой задания по самостоятельному анализу и обобщению результатов выполненной работы. Это могут быть контрольные вопросы, упражнения по переработке материалов и т. д.

Графическая часть содержит вспомогательный материал: рисунки, чертежи, фотографии. Графическая часть может играть ведущую роль, когда без нее невозможно понимание технологической или информационной части. Но в этом случае графическая часть не может рассматриваться как самостоятельная, она только поясняет и дополняет другие части.

Методика работы с инструкционными картами

Инструкционные карты на уроках могут быть использованы только как дополнение к устному инструктажу. Для достижения положительных результатов в работе с применением инструкционных карт необходима предварительная теоретическая и практическая подготовка обучающихся. Инструкционными картами целесообразно пользоваться только в том случае, когда ученикам понятны теоретические вопросы, относящиеся к выполнению задания, и известны приемы трудовых действий. Поэтому картами рекомендуется пользоваться на уроках, начиная с пятого класса.

Уже в пятом классе при изучении машинных швов даются первые инструкционные карты. Изготавливаются они на отдельную операцию или на всё изделие полностью. На данном этапе карта обязательно должна содержать не только графический материал, но и натуральный образец выполняемой операции.

Во время практической работы дети учатся работать по алгоритму. Учитель следит за выполнением работы и при обнаружении ошибок, своевременно направляет действия учеников в нужном направлении. 

Работа с инструкционной или технологической картой имеет несколько этапов:

  1. вводный инструктаж (анализ задания и условия его выполнения);
  2. подготовка к работе (оборудование, инструменты, материалы и др.);
  3. демонстрация приемов работы;
  4. выполнение задания с применением инструкционных карт;
  5. текущий инструктаж;
  6. разбор результатов работы обучающихся, типичных ошибок, их причин. 

В процессе обучения могут использоваться карты индивидуального(когда каждому выдается задание )  и общего пользования(инструкционная карта может быть выведена на экран).

Можно ли обучать без инструкционных карт?

 Конечно, можно. Но при наличии инструкционной карты качество обучения выше. Наличие карт повышает оперативность инструктирования учащихся, особенно на первых порах освоения новых для них трудовых приемов, способов, видов работ. 

Почему в обучение я использую инструкционные карты?

Основная цель использования инструкционной карты – упростить процесс обучения и выполнения практической работы, разбивая ее на более мелкие и понятные этапы.

Применение карт вырабатывает умение видеть отдельные операции, представлять изделие в различных стадиях его изготовления.

 По картам проводится объяснение нового материала, а затем и опрос учащихся.

Карты помогают обучающимся освоить последовательность операций, выполняемых при пошиве изделия, они помогают при обучении учащихся планированию.

Наглядный материал стимулирует речь учащихся, они более четко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе

Где умение читать инструкционные карты может пригодится в будущем обучающимся?

Примером инструкционных карт может служить схема подключения бытовой техники, сборки мебели и тд.

При участии в профессиональном конкурсе «Абелимпикс» - практическое задание задание выполняли согласно инструкционной карте. При выполнении практической работы во время  итоговой аттестации обучающиеся работают с инструкционными картами.

Заключение

Использование предметной наглядности в виде предметных, предметно-технологических, инструкционных карт стимулируют обучение. У детей более точно дифференцируются ощущения, достигается полнота их представлений о данном изделии.  

Все упражнения с предметно-технологическими картами развивают ориентировочные и планирующие умения. Учащиеся разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии, умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них формируются навыки и умения самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...

Инструкционно- технологические карты, как средство организации самостоятельной работы учащихся

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно- технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении....

Проведение практических работ по химии с использованием инструкционных карт.

Для проведения практических работ по химии в 9 классе учителем разработаны инструкционные карты, позволяющие активизировать и направлять деятельность учащихся. Такие пошаговые инструкции позволяют дет...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»

Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...

Использование приложений Google в организации самостоятельной работы обучающихся при выполнении домашних заданий

В настоящей разработке речь пойдет об использовании приложений Google при организации самоподготовки обучающихся к рубежной и итоговой аттестации по естественнонаучным предметам в рамках курса «...