Тех.карта урока. "Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани" 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс)
Технологическая карта урока 5 класс
Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок 38, входит в раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов . |
Тип урока: урок открытия нового знания |
Педагогические технологии: · проблемно-диалогическое обучение; · деятельностно-поисковое обучение; · здоровьесберегающее обучение |
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. |
Методы: объяснительно - демонстрационный; репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала. |
Цель урока: Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства. Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе | |
ФИО учителя: Балихаева Зинаида Климентьевна, МАОУ Лингвистическая гимназия № 33 г.Улан-Удэ | |
Предмет: Технология | |
Тема урока: «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани» | |
Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок 38, входит в раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов . | |
Тип урока: урок открытия нового знания | |
Педагогические технологии: ∙ проблемно-диалогическое обучение; ∙ деятельностно-поисковое обучение; ∙ здоровьесберегающее обучение | |
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. | |
Методы: объяснительно - демонстрационный; репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала. | |
Цель урока: Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства. Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону | |
Задачи: - образовательные: сформировать знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити. - развивающие: способствовать развитию умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити, логического мышления; - воспитательные: пробуждать интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе (планировать работу, совместно оценивать результат работы). | |
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие) | Учебник, материалы ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа. |
ЭОР | |
План урока: | 1 Мотивация к учебной деятельности 2 Актуализация знаний 3 Выявление места и причины затруднения, целеполагание 4 Построение проекта выхода из затруднения 5 Реализация построенного проекта 5.1 Физминутка 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторения 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке 9.1 Домашнее задание |
Планируемые результаты: | Предметные: знает виды и свойства текстильных волокон, прядильного и ткацкого производствах, способы определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити, определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон. Личностные УУД: –проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами; –понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности. Метапредметные УУД: Познавательные УУД – строит сообщения в устной форме, осуществляет практическую деятельность, представленную в учебнике; – проводит сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД – задает вопросы, делает выводы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; – оценивает действия партнера и соотносит со своей точкой зрения; Регулятивные УУД – принимает и сохраняет учебную задачу, работает с технологическими картами, ориентируется на страницах учебника; – контролирует и оценивает свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Решаемые проблемы | Как классифицируют текстильные волокна? Из каких растений получают волокна и ткани? Каковы способы получения тканей из волокон растительного происхождения? |
Основные понятия и термины | Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; отбеливание, крашение, печатание |
Ход урока
Этапы урока | Предп олагае мое время (в мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия |
1. Мотивация (самоопределен ие) к учебной деятельности | 1 мин | Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне | Приветствует учеников: -Здравствуйте, ребята! Организационный момент. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| 2мин | Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений | Отсроченная догадка: -В начальных классах вы знакомились с различными тканями. Вспомните, из чего изготавливают ткань, все ли ткани одинаковы? А что мы знаем о производстве текстильных материалов? | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы |
3. Выявление места и причины затруднения,целеполагание
| 2мин | Цель: обсуждение затруднения
| -Почему возникли затруднения? -Чего мы ещё не знаем? - Сформулируйте тему нашего урока Что мы научимся сегодня определять? 1. научатся определять долевую нить в ткани; 2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани; 3. научатся определять прочность окраски ткани | Формулируют тему и цель урока: «Текстильные материалы. Производство ткани» Цель: научиться определять и сравнивать свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон | ||
4.Построение проекта выхода из затруднения | 5 мин | Цель: создание проекта будущих учебных действий | Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 120). Просмотр мультимедийной презентации Рассказ о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с.120) с показом видеоурока на платформе РЭШ | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду Познавательные УУД – строит сообщения в устной форме, осуществляет практическую деятельность, представленную в учебнике |
5.Реализация построенного проекта | 4мин | Выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково) | Исследовательское задание - Разделите кусочек ткани на ниточки. - Сделайте вывод, что такое ткань Наблюдает, советует, учебной задачи; Руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод | Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод | Индивидуальная или парная | Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную |
6. .Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 8 мин | Закрепление с проговариванием нового знания | Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с.126). Просмотр мультимедийной презентации Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 126) с показом видеоурока на платформе РЭШ | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
2 мин | Физкультминутка | Провожу физкультминутку -Ребята, вижу, вы устали, давайте ответим на вопросы с элементами физ-ры. Я вам задам вопросы, если из Задаваемых утверждений Будет «верно» -поднимайте руки над головой и хлопайте, если «неверно»- приседайте. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| 8мин мин | Осознание учеником того, что он уже умеет Лабораторная работа
Лабораторная работа | Проверяю организацию рабочего места. Повторяем правила техники безопасности Определение направления долевой нити в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место
Выполняют задание .
Выполняют задание самостоятельно, затем сверяются с данным образцом, выполняют взаимопроверку | Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке |
8.Включение в систему знаний и повторения | 5 мин | Выявление границ применимости нового знании | Лабораторная работа Сравнительный анализ прочности окраски тканей Контролирую правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание по новому, выработанному проекту, объясняют и аргументируют свои действия. | Индивидуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | 5 мин | Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: 1) -Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2)- На каких станках вырабатывают пряжу? 3) -Перечислите виды волокон. 4) -Назовите нити, из которых состоит ткань. 5)- Что находится по краям ткани, для чего она служит? 6) -По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? -Что запомнилось на уроке? Что понравилось? -Какую цель вы ставили перед собой? - Достигли ли вы цели? - Оцените свою работу на уроке: -Поднимите правую руку те, кто научиться определять и сравнивать свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон? -Поднимите левую руку те, кто научился определять в ткани долевые нити и лицевую сторону? -Замечательно. Мы сегодня хорошо поработали. -Спасибо вам за работу. Ставит оценки в журнал. | Рассматривают итоги лабораторных работ, отвечают на вопросы. Делают выводы. оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям | Фронтальная | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Предметные: определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон |
9.1. Домашнее задание | 3 мин | Организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей, формирование и развитие УУД | - А вот домашнее задание выберите сами: Задание 1 Узнайте в магазине «Ткани» названия хлопчатобумажных тканей и запишите их в тетрадь. Определите их сходство и различия по внешнему виду. Задание 2 Подготовьте сообщение об экохлопке. Свой рассказ сопроводите мультимедийной презентацией -Урок окончен, всем спасибо. До свидания! | Записывают домашнее задание. Осуществляют уборку рабочих мест. | Индивидуальная | Личностные УУД: -проявляет учебно-познавательный интерес к предметно-исследовательской деятельности –понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности. |
Самоанализ урока технологии в 5 классе, Учитель технологии Балихаева З.К.
Тема урока: «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани» | |
Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в Раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов | |
Тип урока: урок открытия нового знания | |
Педагогические технологии: ∙ проблемно-диалогическое обучение; ∙ деятельностно-поисковое обучение; ∙ здоровьесберегающее обучение | |
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. | |
Цель урока: Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства. Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону | |
Задачи: - образовательные: сформировать знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити. - развивающие: способствовать развитию умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити, логического мышления; - воспитательные: пробуждать интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе (планировать работу, совместно оценивать результат работы). | |
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и УМП) | Учебник, материалы ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа. |
ЭОР | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7565/start/314393/ ; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7566/start/289285/ |
План урока: | 1 Мотивация к учебной деятельности 2 Актуализация знаний 3 Выявление места и причины затруднения, целеполагание 4 Построение проекта выхода из затруднения 5 Реализация построенного проекта 5.1 Физминутка 6. Первичное закрепление. 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторения 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке 9.1 Домашнее задание |
Планируемые результаты: | Предметные: знает виды и свойства текстильных волокон, прядильного и ткацкого производствах, способы определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити, определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон. Личностные УУД: –проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами; –понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности. Метапредметные УУД: Познавательные УУД – строит сообщения в устной форме, осуществляет практическую деятельность, представленную в учебнике; – проводит сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД – задает вопросы, делает выводы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; – оценивает действия партнера и соотносит со своей точкой зрения; Регулятивные УУД – принимает и сохраняет учебную задачу, работает с технологическими картами, ориентируется на страницах учебника; – контролирует и оценивает свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Анализ структуры и организации урока
Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. Учитель применил педагогические технологии:
∙ проблемно-диалогического обучения;
∙ деятельностно-поискового обучения;
∙ здоровьесберегающее обучение.
На уроке использовались методы обучения: демонстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
На каждом этапе время распределено рационально. Содержание урока соответствует требованиям ФГОС к программе по предмету «Технология».
На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были подготовлены наглядные материалы: Мультимедийная презентация, ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа. На уроке была создана проблемная ситуация. Использовались различные методы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.
Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности позволило не привести к переутомлению учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с интересом.
Дифференцированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Домашнее задание дано на выбор ученика, направлено на организацию домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей, формирование и развитие УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....
Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"
Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....
Презентация к занятию по основам материаловедения для 5 класса "Получение пряжи и тканей. Классификация тканей по волокнистому составу"
Презентация к первому занятию по изучению раздела "Основы материаловедения" в 5 классе. На занятии изучаются процессы прядения, ткачества и отделки материалов, даются краткие сведения истори...
Клеевые материалы. Основные свойства клеев. 10 класс
Цель: ознакомиться с клеевыми материалами и основными свойствами клеев.Задачи:Образовательные:· дать понятие о клеевых материалах ...
Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"
Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г....
Урок технологии в 7 классе "Свойства текстильных материалов. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств"
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; научить школьниц определять свойства и состав материал...
Рабочая программа для 5 класса ( 2024 г ).Технологическая карта урока «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани». Самоанализ урока
Программа по технологии для 5 класса построена по модульному принципу.Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий до...