Тех.карта урока. "Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани" 5 класс
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Технологическая карта урока 5 класс

Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок 38, входит в раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов .

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии:

·  проблемно-диалогическое обучение;

·  деятельностно-поисковое обучение;

·  здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы:

объяснительно - демонстрационный; репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Цель урока:

Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства.

Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

ФИО учителя: Балихаева Зинаида Климентьевна, МАОУ Лингвистическая гимназия № 33 г.Улан-Удэ

Предмет: Технология

Тема урока: «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани»

Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок 38, входит в раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов .

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии:

  проблемно-диалогическое обучение;

  деятельностно-поисковое обучение;

  здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы:

объяснительно - демонстрационный; репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично –поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Цель урока:

Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства.

Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону  

Задачи:

- образовательные: сформировать знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити.

- развивающие: способствовать развитию умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити, логического мышления;

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при

фронтальной работе, индивидуальной работе (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Ресурсы 

(материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие)

Учебник, материалы ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа.

ЭОР

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7565/start/314393/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7566/start/289285/

План урока:

1 Мотивация к учебной деятельности

2 Актуализация знаний

3 Выявление места и причины затруднения, целеполагание

4 Построение проекта выхода из затруднения

5 Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

9.1 Домашнее задание

Планируемые результаты:

Предметные: знает виды  и свойства текстильных волокон, прядильного  и ткацкого производствах, способы определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити, определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон.

Личностные УУД: 

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалуинтерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами;

понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

– строит сообщения в устной форме, осуществляет  практическую деятельность, представленную в учебнике;

 проводит сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

задает вопросы, делает выводы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; 

 оценивает  действия партнера и соотносит со своей точкой зрения;

Регулятивные УУД 

–  принимает и сохраняет учебную задачу, работает с технологическими картами, ориентируется на страницах учебника;

  контролирует  и оценивает  свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Решаемые проблемы

Как классифицируют текстильные волокна? Из каких растений получают волокна и ткани? Каковы способы получения тканей из волокон растительного происхождения?

Основные понятия и термины

Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; отбеливание, крашение, печатание

Ход урока

 

Этапы урока

Предп

олагае

мое

время

мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

 

Универсальные учебные действия

1.  Мотивация

(самоопределен

ие) к учебной

деятельности

1 мин

Включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Приветствует учеников:

-Здравствуйте, ребята!

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2. Актуализация знаний и фиксирование

индивидуального затруднения

в пробном действии.

 

 

2мин

Повторение изученного

материала, необходимого

для “открытия нового знания” и выявление затруднений

Отсроченная догадка:

-В начальных классах вы знакомились с различными тканями. Вспомните, из чего изготавливают ткань, все ли ткани одинаковы? А что мы  знаем  о производстве текстильных материалов?

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

 3. Выявление места и причины затруднения,целеполагание

 

 

 

 

 

2мин

Цель: обсуждение затруднения

 

-Почему возникли затруднения?

-Чего мы ещё не знаем?

- Сформулируйте тему нашего урока

Что мы научимся сегодня определять?

1. научатся определять долевую нить в ткани;

2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3. научатся определять прочность окраски ткани

Формулируют тему и

цель урока: «Текстильные материалы. Производство ткани»

Цель: научиться определять и сравнивать свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон

4.Построение

проекта выхода

из затруднения

5 мин

Цель: создание проекта будущих учебных действий

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 120). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказ о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с.120) с показом видеоурока на платформе РЭШ

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями

Фронтальная

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Познавательные УУД

– строит сообщения в устной форме, осуществляет  практическую деятельность, представленную в учебнике

5.Реализация

построенного

проекта

 4мин

Выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково)

Исследовательское задание

- Разделите кусочек

ткани на ниточки.

- Сделайте вывод, что

такое ткань

Наблюдает, советует, учебной задачи;

Руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод

Индивидуальная или парная

Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

6. .Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8 мин

Закрепление с проговариванием  нового знания

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с.126). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 126) с показом видеоурока на платформе РЭШ

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации.

Рассматривают образцы нитей, ткани.

Делятся впечатлениями

 Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

2 мин

Физкультминутка

Провожу физкультминутку

-Ребята, вижу, вы устали, давайте

ответим на вопросы с элементами физ-ры.

Я вам задам вопросы, если из

Задаваемых утверждений

Будет «верно» -поднимайте руки над головой и

хлопайте,

если «неверно»- приседайте.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8мин мин

Осознание учеником того, что он уже умеет

 Лабораторная работа

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

Проверяю организацию рабочего места. Повторяем правила  техники безопасности

Определение направления долевой нити в ткани

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

.

 

 Выполняют задание

самостоятельно, затем

сверяются с данным

образцом, выполняют

взаимопроверку

Индивидуальная

 

Индивидуальная 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке

8.Включение в

систему знаний

и повторения

5 мин

Выявление границ применимости нового знании

Лабораторная работа

Сравнительный анализ прочности окраски тканей

Контролирую правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе

Выполняют задание по

новому,

выработанному

проекту, объясняют и

аргументируют

свои

действия.

Индивидуальная

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения, обучающихся на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

5 мин

Осознание обучающимися

своей учебной деятельности,

самооценка результатов

своей деятельности и всего класса.

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1) -Как называется процесс получения ткани из пряжи?

2)- На каких станках вырабатывают пряжу?

3) -Перечислите виды волокон.

4) -Назовите нити, из которых состоит ткань.

5)- Что находится по краям ткани, для чего она служит?

6) -По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях?

-Что запомнилось на уроке? Что понравилось?

-Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Оцените свою работу на уроке:

-Поднимите правую руку те, кто научиться определять и сравнивать свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон?

-Поднимите левую руку те, кто научился  определять в ткани долевые нити и лицевую сторону?

-Замечательно. Мы сегодня хорошо поработали.

-Спасибо вам за работу.

Ставит оценки в журнал.

Рассматривают итоги лабораторных работ, отвечают на вопросы.

Делают выводы.

оценивают свою работу и работу

своих одноклассников

по заданным критериям

Фронтальная

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Предметные: определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон

 9.1. Домашнее задание

3 мин

Организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей, формирование и развитие УУД

- А вот домашнее задание выберите сами:

Задание 1

Узнайте в магазине «Ткани» названия хлопчатобумажных тканей и запишите их в тетрадь. Определите их сходство и различия по внешнему виду.

Задание 2

Подготовьте сообщение об экохлопке. Свой рассказ сопроводите мультимедийной презентацией

-Урок окончен, всем спасибо. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Осуществляют уборку рабочих мест.

Индивидуальная

Личностные УУД: 

-проявляет учебно-познавательный интерес к предметно-исследовательской деятельности 

понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности.

Самоанализ урока технологии в 5 классе, Учитель технологии Балихаева З.К.

Тема урока: «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани»

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в Раздел 3 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», тема: 3.7 Технологии обработки текстильных материалов 

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии:

  проблемно-диалогическое обучение;

  деятельностно-поисковое обучение;

  здоровьесберегающее обучение

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Цель урока:

Содержательная – познакомиться с технологией изготовления ткани; узнать его свойства.

Деятельностная – развивать умение определять в ткани долевые нити и лицевую сторону  

Задачи:

- образовательные: сформировать знания о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити.

- развивающие: способствовать развитию умения определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направления долевой нити, логического мышления;

- воспитательные: пробуждать интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, активность, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и УМП)

Учебник, материалы ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа.

ЭОР

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7565/start/314393/   ;  https://resh.edu.ru/subject/lesson/7566/start/289285/

План урока:

1 Мотивация к учебной деятельности

2 Актуализация знаний

3 Выявление места и причины затруднения, целеполагание

4 Построение проекта выхода из затруднения

5 Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6. Первичное закрепление.

  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

8. Включение в систему знаний и повторения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

9.1 Домашнее задание

Планируемые результаты:

Предметные: знает  виды  и свойства текстильных волокон, прядильного  и ткацкого производствах, способы определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити, определяет и сравнивает свойства текстильных материалов из х/б и льняных волокон.

 Личностные УУД: 

–проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами;

–понимает значение предметно-практической деятельности в жизни, понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

– строит сообщения в устной форме, осуществляет  практическую деятельность, представленную в учебнике;

– проводит сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

– задает вопросы, делает выводы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; 

– оценивает  действия партнера и соотносит со своей точкой зрения;

Регулятивные УУД

–  принимает и сохраняет учебную задачу, работает с технологическими картами, ориентируется на страницах учебника;

–  контролирует  и оценивает  свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Анализ структуры и организации урока

Тип урока - урок открытия нового знания. Структура урока соответствует его целям. Урок построен на основе деятельностного метода. Учитель применил  педагогические технологии:

  проблемно-диалогического обучения;

  деятельностно-поискового обучения;

  здоровьесберегающее обучение.

На уроке использовались методы обучения: демонстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

На каждом этапе время распределено рационально. Содержание урока соответствует требованиям ФГОС к программе по предмету «Технология».

На протяжении всего урока просматривается доступность изложения материала, полнота. Для более легкого усвоения учебного материала для ребят были  подготовлены наглядные материалы: Мультимедийная презентация, ЭОР, модели проектных швейных работ, модель ткацкого станка, коллекция тканей, коллекция волокон хлопка и льна, образцы тканей, лупа. На уроке была создана проблемная ситуация. Использовались различные методы работы: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Контроль на уроке осуществлялся при помощи: самоконтроля, взаимоконтроля, ученик-учитель. Использование чередования различных видов деятельности позволило не привести к переутомлению учащихся. На уроке учащиеся работали активно, с  интересом.

Дифференцированный подход к каждому ученику позволил выявить возможные затруднения и способы их ликвидации. План урока был реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Домашнее задание дано на выбор ученика, направлено на организацию домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей, формирование и развитие УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по теме"Химические свойства кислот" 8 класс

Методическая разработка урока химии в  8 классе по теме «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации полученных знаний....

Технологическая карта урока по теме "Основное свойство дроби 5 класс"

Данная технологическая карта педназначеня для учащихся 5-х классов. Она поможет учителю в проведении урока....

Презентация к занятию по основам материаловедения для 5 класса "Получение пряжи и тканей. Классификация тканей по волокнистому составу"

Презентация к первому занятию по изучению раздела "Основы материаловедения" в 5 классе. На занятии изучаются процессы прядения, ткачества и отделки материалов, даются краткие сведения истори...

Клеевые материалы. Основные свойства клеев. 10 класс

Цель: ознакомиться с клеевыми материалами и основными свойствами клеев.Задачи:Образовательные:·         дать понятие о клеевых материалах ...

Технологическая карта урока по теме "Получение, свойства и применение алкенов"

Технологическая карта разработана для проведения урока по химии в 10 классе по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г....

Урок технологии в 7 классе "Свойства текстильных материалов. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств"

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; научить школьниц определять свойства и состав материал...

Рабочая программа для 5 класса ( 2024 г ).Технологическая карта урока «Текстильные материалы, получение свойств. Производство ткани». Самоанализ урока

Программа по технологии для 5 класса построена по модульному принципу.Модульная программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей) обеспечивает материал, позволяющий до...