План-конспект открытого занятия "Русская матрёшка"
план-конспект урока по технологии

Назарова Елена Александровна

Обучить изготовлению простейшей игрушки-сувенира "Русская матрёшка". Развить познавательную активность и способствовать формированию у детей творческой инициативы и активности - это основная цель и задача данного открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_zanyatiya.russkaya_matryoshka.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово

муниципального района Сызранский Самарской области

План-конспект открытого урока по теме: Изготовление игрушки-сувенира «Русская матрёшка».

Педагог дополнительного образования:

Назарова Елена Александровна.

Место проведения: Учебный кабинет.

Время проведения: 14-15 часов (продолжительность занятия – 45 минут).

Участники: Незнакомые дети, желающие узнать о деятельности кружка, учащиеся творческой группы кружка «Мягкая игрушка своими руками» (девочки 8 – 12 лет).

Цель занятия:

Формирование и развитие у учащихся познавательных мотивов учебной деятельности, творческой инициативы и активности.

Задачи:

Обучающая: Обучить изготовлению простейшей игрушки – сувенира, научить применять полученные знания на практике самостоятельно.

Развивающая: Развить интерес к деятельности объединения, выявить способности детей к шитью, развить внимание, фантазию, воображение, смекалку, память.

Воспитательная: Создать атмосферу непринуждённого общения, воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение к старшим и друг к другу.

Методическое обеспечение занятия:

- Аудиокассеты или диски с записью весёлой музыки, с записью лёгкой

музыки.

- Диск с компьютерной презентацией «Изготовление игрушки-сувенира «Матрешка»

- Методические рекомендации по изготовлению матрешки.

-Карточки с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками.

Оборудование:

- Мультимедийное оборудование.

- Компьютер.

- Магнитофон.

Материалы и инструменты:

- детали кроя сувенира матрешки, иголки, нитки, ножницы, игольницы, синтепон, бязь, кружева, пуговицы, карандаши, акриловые краски, кисточки.

Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практическая работа.

Приёмы: Объяснение, показ, напоминание, самостоятельная работа, помощь, поощрение.

Форма работы: Групповая, индивидуальная.

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Предполагаемый результат учебного занятия:

Формирование у детей первоначальных представлений о деятельности детского объединения, проявление интереса к занятиям.

Эмоционально – положительный настрой.

Знакомство с новыми понятиями (ручной шов «вперёд иголку», шов «назад иголка», петельный обметочный шов, правила техники безопасности, презентация).

Возможность увидеть результат работы уже на первом занятии, игрушка – сувенир, выполненная своими руками .

План проведения занятия.

Организационный этап:

Приветствие, знакомство с детьми. 3 мин.

Подготовительный этап:

Обозначение темы, постановка цели, задач. 1 мин.

Компьютерная презентация. 2 мин.

Основной этап:

Практическое занятие 20 мин.

Конкурс 15 мин.

Итоговый этап:

Обобщение по пройденному материалу. Опрос детей . 2 мин.

Подведение итогов занятия. Мини – выставка. 2 мин.

Ход занятия:

Организационный этап. (3 мин.)

Педагог. Добрый день, ребята! Зовут меня, Назарова Елена Александровна. Я педагог дополнительного образования, веду занятия в кружке «Мягкая игрушка своими руками». Сегодня я предлагаю вам сшить своими руками матрешку, отличный подарок для родных и близких вам людей.

А помогать мне будут девочки из нашего творческого объединения.

Представьтесь, пожалуйста. (Девочки называют свои имена). А теперь каждый из вас скажет, как его зовут.

Ну, вот мы и познакомились! Очень приятно!

Подготовительный этап. (3 мин.)

Педагог. Наша цель сегодня - познакомиться, подружиться, узнать, чем занимаются девочки в нашем кружке, немого поиграть и сшить небольшую игрушку.

Из названия кружка вы наверно поняли, что мы учимся кроить и шить на примере изготовления мягких игрушек. Сначала мы учимся простому, создавая небольшие и незатейливые игрушки. Но постепенно наши задачи усложняются. И по мере освоения изученного материала наши девочки изготавливают интересные, правильно технологически выполненные настоящие мягкие игрушки. Начиная с плоских и полуплоских игрушек, мы заканчиваем объёмными, комбинированными изделиями.

Я думаю, что умение шить всегда может пригодится в жизни. Девочки – будущие женщины, мамы, всегда смогут смастерить что-нибудь для себя и порадовать своих близких.

Обратите внимание на матрешку, которую мы сшили с девочками для вас. Вам нравится? Но, прежде, чем мы начнём шить, я немного расскажу вам об истории создания этой замечательной игрушки.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – точёную буддийскую фигурку мудреца. Эта фигурка оказалась с «сюрпризом»- она раскрывалась на две части. Внутри была спрятана другая фигурка, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Один божок отвечал за успех в деле, другой за хороший урожай, третий защищал от невзгод и т.д. Японцы утверждают, что первым такую игрушку выточил неизвестный русский монах.

А ведь согласно древней легенде, матрёшки были известны значительно раньше. Некоторые древнеиндийские предания относят происхождение этих божественных фигурок к третьему тысячелетию до н.э. и связывают их с древнеиндийской прародиной, располагавшейся на территории современной России. В переводе с древнеиндийского языка имя Матри обозначает мать и является символом материнства, плодородия. Поэтому матрёшка с своим многочисленным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Матрёшка символизирует собой, по сути, семью, да еще состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Видимо, поэтому Матрёшка сразу снискала не только небывалое признание в России, но и любовь.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Каждая из этих матрешек хороша по-своему. Но у всех у них одно общее — все эти игрушки символизируют собой любовь и дружбу, пожелание добра, счастья и благополучия.

Практическое занятие. (20 мин.)

Педагог: - А теперь, ребята, мы с вами сами попробуем смастерить матрёшку. Для начала посмотрим компьютерную презентацию. (Показ слайдов последовательного изготовления сувенира).

Педагог: - Ну, что попробуем? Нам нужно соединить все детали кроя – туловище и голову используя знакомые нам швы.

-А кто из вас, ребята, знает, как нужно обращаться с иголками и ножницами во время работы? Давайте вспомним и запомним. (Раздача детям карточек с правилами техники безопасности при работе с ножницами и иголками: дети по очереди зачитывают):

-Храни иглы и булавки в определённом месте в игольнице.

-Сломанную иглу не бросай, а клади в специально отведённую для этого коробку.

-До и после работы сосчитай количество иголок.

-Не вкалывай иголки и булавки в одежду, в мягкие предметы, занавески и т.д. -Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

-Не отвлекайся во время работы с иглой.

-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

-Передавай ножницы кольцами вперёд.

-Работай ножницами только на своём рабочем месте

Педагог. Девочки – помощницы заранее скроили нам детали матрешки из ткани. А теперь приступаем к работе. У кого возникнут трудности, смело обращайтесь за помощью.

Практическая работа детей по изготовлению игрушки, основные этапы:

- Соединить попарно детали головы с деталями туловища, используя при этом шов «вперед иголка», «назад иголка».

- Сложить получившиеся две детали лицевыми сторонами вовнутрь, сшить.

-Заполнить получившуюся деталь синтепоном.

-Аккуратно пришить заготовленное личико к голове матрешки, используя при этом петельный шов.

-Используя краски, рисуем личико матрешки.

- Пришиваем к голове платочек, а к туловищу – кружево и фартучек.

(Наглядный показ педагогом последовательных действий изготовления игрушки).

Педагог:- Ну вот, наша матрешка готова. Ребята, вы прекрасно поработали! Молодцы! А теперь, пока девочки оформляют выставку ваших поделок, давайте немного отдохнём.

Конкурс. (15 мин.)

Предлагаю разделиться на 2 команды (можно рассчитаться на первый - второй или разделить детей по партам) и посоревноваться в конкурсах. Задания будут несложные. Итак, у нас 2 команды. Придумайте названия своим командам и выберите капитана. (Называются команды).

1 конкурс. Дополни пословицу.

- С миру по нитке – голому,……….. рубаха.

- Длинная нитка – ленивая ………...швея.

- Где тонко, там……………………. .и рвётся.

- Какова пряха – такова на ней…… рубаха.

- Глаза боятся, а руки………………делают.

-Начатое дело доводи……………... до конца.

-Куда иголка, туда и……………… нитка.

-Семь раз отмерь, один раз ………..отрежь.

-Кто шьет да вышивает, тому ……………скучно не бывает.

-По одежке встречают, по уму………. провожают.

-Шей да пори, не будет…………….. скучной поры.

-Иголка, иголочка - ты остра и колка. Не коли мне пальчик, сшей-ка ………………………………………………………………..сарафанчик.

-Не учись безделью, а учись…………………………… рукоделью.

-Не одежда красит человека, а………………………… добрые дела.

2 конкурс “АНАГРАММЫ”.

1) АЗОГОТКВА (заготовка)

2) ИЕЕЛДЗИ (изделие)

3) ОНБЛША (шаблон)

4) ИПЛА (пила)

5) УРАБОНК ( рубанок)

6) ОМОЛОТК (молоток)

7) ПЕРСНАТОК (наперсток)

8) ЦЫНИНОЖ (ножницы)

9) НОЛОКВО (волокно)

10) УФНРТИРУА (фурнитура)

11) ЫВАТКЧА (вытачка)

12) КСАЛКДА (складка)

3 Конкурс “ЗАГАДКИ”.

  1. Кручу – верчу, кручу – верчу!
    Любой шуруп я закручу! (Отвертка)
  2. Я скрепляю и скрепляю
    Без шурупов и винтов (Клей)
  3. Бьют Ермилку, что есть сил по затылку!
    А он не плачет, только ножку глубже прячет! (Гвоздь)
  4. По реке Простыне идет пароход.
    А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг)
  5. Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток)
  6. Стежок за стежком встали рядком. (Строчка)
  7. Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка)
  8. Он похож на телевизор, только во 100 крат умней,
  9. Папе пишет он программы, набирает тексты маме.
    И меня не забывает – весело со мной играет. (Компьютер)
  10. Он с рубанком и пилой, пахнет от него смолой.
  11. Он не слесарь, не маляр. Кто же он такой? (Столяр)
  12. Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток)
  13. Маленькая, остренькая, с хвостиком (Иголка с ниткой)
  14. Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы)

Итоговый этап (4 мин.)

Педагог: - Ребята, понравилось ли вам сегодня на занятии? Что нового вы узнали о нашем кружке? А как вы считаете, достаточно ли одного занятия, чтобы научиться шить красиво и правильно? (Ответы детей).

Я надеюсь, вам тоже захочется научиться всему и продолжить занятия в швейном кружке. Посмотрите на мини – выставку, которую оформили наши помощницы: какие красивые игрушки у вас получились! Ведь вы очень старались и замечательно справились со всем, что мы запланировали. Спасибо вам большое, что вы сегодня пришли, что мы с вами познакомились и подружились. Ну и, конечно, в память о нашей встрече ваши поделки останутся с вами.

Список литературы

1. Русская матрешка // Каштан, Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы : учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 2008

2. Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003
3. Из истории матрешки //Левина, М.С. 365 кукол со всего света. - М.: Рольф, 2010.
4. Русская матрешка // Мурзилка. - 2005. - № 3. - С. 17.
5. Аксюченко, В.Н. Праздник русской матрешки //Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 92.
6. Русская игрушка. - М. : Россия, 2007
7. Из истории матрешки // Семья. - 2011. - № 14. - С. 17.
8. Л. Н. Соловьева «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План-конспект урока. Мастер-класс "Матрёшка"

На  уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения Матрёшки,с различными способами росписи (Загорской, Семёновской,Полхов-Майдана) и по образцу выполняют роспись....

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....