Конспект урока 9 класс. Отделка изделия из древесины
план-конспект урока по технологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по труду
(столярное дело)
для 9 класса по теме.
«Отделка изделий из древесины»
г. Курск 2023 год
Тема урока: «Отделка изделий из древесины».
Цели урока:
обучающие:
- научить учащихся разбираться в отделочных материалах,
коррекционная:
- коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное представление
развивающая:
- стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
воспитательная:
- трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.
Инструменты и оборудование:
- Лакокрасочный материал в ассортименте.
- Мультимедийная аппаратура.
Наглядные пособия:
- Методическая литература.
- Лакокрасочный материал в ассортименте.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка Домашнего задания (физминутка).
- Объяснение новой темы (физминутка).
- Анализ работы учащихся, подведение итогов.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
- Повторение пройденного материала:
Какие виды отделки вам известны?
Зачем нужна прозрачная отделка?
Не прозрачная отделка, что скрывает?
ФИЗМИНУТКА
А ТЕПЕРЬ, РЕБЯТА, ВСТАЛИ!
БЫСТРО РУКИ ВВЕРХ ПОДНЯЛИ,
В СТОРОНЫ, ВПЕРЕД, НАЗАД,
ПОВЕРНУЛИСЬ ВПРАВО, ВЛЕВО,
ТИХО СЕЛИ, ВНОВЬ ЗА ДЕЛО
- Объяснение нового материала
На уроках технического труда мы с вами встречались с основными видами отделки древесины. Назовите их? (Ответ: прозрачная и непрозрачная)
Назовите материалы, которые используют в школьных мастерских для прозрачной и непрозрачной отделок, с которыми мы встречались ?
(Ответ: масляная краска, лаки: спиртовые, масляные и нитролаки, шпаклёвка.)
Современные отделочные материалы предназначены для окончательной отделки изделий из древесины с целью защиты от воздействия окружающей среды, повреждений, для того чтобы придать изделию эстетический вид.
В зависимости от назначения отделочных материалов их разделяют на три группы
1. Для подготовки поверхности древесины к отделке;
2. Для нанесения на подготовленную поверхность древесины;
3. Для отделки лакокрасочного покрытия.
В первую группу входят следующие отделочные материалы: грунтовки, шпатлёвки, красители и др.
Грунтовки служат основой под краску. В столярно-мебельном производстве используют нитроцеллюлозные (НЦ), полиэфирные (ПЭ), нитрокарбитные (НК) и акриловые (АК) грунтовки. Для изделий, которые используются в условиях с повышенной влажностью или изготовленных из ДВП и ДСП, используют грунтовку водно-дисперсионную акриловую ВД-АК-02. Она без запаха, экологически чистая и взрывобезопасна.
Шпаклёвки бывают густые (для местного шпатлевания) и жидкие (для сплошного шпатлевания). На предприятиях выпускают шпаклёвки белого цвета, а также под цвет древесины сосны, дуба, ольхи, ореха.
В качестве красителей используют натуральные и синтетические красящие вещества
Они хорошо растворяются в воде и окрашивают древесину. Из натуральных красителей чаще всего используют морилку.
Ко второй группе отделочных материалов относятся
лаки спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные (нитролаки), алкидные и другие.
Масляные лаки высыхают в течение 24 часов. Сушка нитролаков происходит в течение 10 – 15 минут. Они бывают прозрачные и имитирующие.
Наиболее широко используются лаки алкидные. Бесцветный водно-дисперсионный алкидный лак марки ВД-АК-1043 защищает изделия от плесневых, грибков и мхов. Этот лак имеет 75 оттенков, разводится водой и сохнет 1 час. Лак алкидный для внутренних и внешних работ имеет более 60 оттенков. Он высыхает за сутки.
Краски после высыхания образуют непрозрачную однородную плёнку. Чаще всего применяют масляные и водно-дисперсионные краски.
Масляные краски
выпускают готовыми к применению. Время высыхания – 24 часа. Широко используются краски МА-15 и МА-25, они имеют свыше 20 цветов
Водно-дисперсионные краски
предназначены для высококачественной окраски изделий. Среди них краска ВД-АК-1038 моющая для интерьеров помещений, ВД-АК-1034 для изделий для древесины и другие. Высыхают они за 1 час.
ФИЗМИНУТКА
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Эмали образуют после высыхания непрозрачную блестящую или матовую плёнку. В зависимости от лака, на основе которого она изготовлена, эмали бывают масляные, спиртовые, нитроцеллюлозные и специального назначения. Для отделки изделий в школьных мастерских широко применяют эмали глянцевые и матовые марок ПФ
а также алкидные. Первые из них высыхают за 24 часа. Они имеют более 20 цветов. Алкидные эмали выделяются износостойкостью и меньшим временем высыхания – 15 часов.
К третьей группе отделочных материалов относятся полировочные (полироли) и шлифовальные пасты
Все они служат для получения глянцевой поверхности лакокрасочного покрытия.
- Анализ работы учащихся, подведение итогов
Закрепление нового материала.
Вопросы к классу:
1.В чём сущность технологической операции «отделка древесины»?
2. Назовите основные группы отделочных материалов по назначению?
3. Какие красители вы знаете?
4. В чём разница межу грунтовками и шпаклёвками?
5. Перечислите известные вам виды лаков и красок.
6. Для чего используются полироли и шлифовальные пасты?
Самостоятельная практическая работа
Вводный инструктаж:
-сообщение названия практической работы;
-разъяснение задач практической работы;
-ознакомление с объектом труда (образцом);
-ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
-ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
-предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
-инструктаж по технике безопасности.
Проверка усвоения содержания практической работы, технологии изготовления изделия
Проверка усвоения правил безопасности труда, организации рабочего места
Лабораторно-практическая работа. Ознакомление с видами отделочных материалов
1.Получите у учителя задание об изучении конкретного вида отделочных материалов.
2.Изучите назначение и технологию работы с данными материалами.
3.Результаты работы запишите в тетрадь.
Заключительный инструктаж
Рефлексия:
- На уроке я работал
активно / пассивно
- Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
- Урок для меня показался
коротким / длинным
- За урок я
устал / не устал
- Моё настроение
стало лучше / стало хуже
Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.
Благодарю всех за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Конспект урока по ФГОС по теме «Отделка изделий из древесины»
Конспект урока по теме «Отделка изделий из древесины» составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта дл учащихся 5 классов...

Конспект урока "Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)"
Конспект урока по технологии в 5 классе на тему: Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник) Цель урока:Содействовать формированию знаний по конструированию с ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция ...

Конспект урока по теме:"Отделка изделий из древесины" 5 класс
Цель урока: ознакомить обучающихся с отделкой изделий из древесины (тонированием и лакированием), правилами нанесения на поверхностьморилки и лака; научить обучающихся выполнять отделку изделий из дре...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины»
Научить учащихся разбираться в отделочных материалах.Коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное предст...


