Рабочая программа предмета труд (технология) 5 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)
Аннотация к рабочей программе Технология ФГОС 5 класс.
Базовый уровень.
Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами курса технологии являются:
-овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в области «Технологии»;
-овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
-формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
-формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программ, когнитивных инструментов и технологий;
-развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Место предмета «Технологии» в учебном плане. Общее число часов, отведённых для изучения технологии 5-9 класс – 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание предмета построено по модульному принципу. Инвариантные модули:
«Производство и технология», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов», «Робототехника. Электротехника», «Компьютерная графика. Черчение», «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности».
Тематическое планирование учебного предмета «Технология» для учащихся 5 классов предполагает вариативность прохождения учебного материала. С учётом оснащённости учебных мастерских выбор варианта изучения производится по подгруппам 1 и 2.
Вариант 1 направлен на более подробное изучение тем по технологии обработки текстильных материалов и пищевых продуктов. Вариант 2 направлен на более подробное изучение тем по технологии обработки древесины, металлов, пластмасс и искусственных материалов. В 5 классе обучение формируется в 2 подгруппах с учетом выбора интересов обучающихся.
В рабочей программе изложены планируемые результаты освоения программы: личностные, метапредметные и предметные результаты; общая характеристика учебного предмета: содержание учебного предмета, тематическое планирование по подгруппам.
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Технология» 2023 года, программы для предметной линии учебников «Технология» для 5 -9 классов авторов Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, в соответствии с Учебным планом школы на 2023-2024 учебный год.
В рабочей программе предложены УМК для обучающихся, контрольно-измерительные материалы и тематическое планирование.
Срок реализации данной программы 1 год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1002.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета труд «технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Технология» 2023 года, программы для предметной линии учебников «Технология» для 5—9 классов авторов Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев, в соответствии с Учебным планом МАОУ СОШ 4 на 2023-2024 учебный год.
Цель предмета «Технология». Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления.
Задачами курса технологии являются:
- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в области «Технологии»;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;
- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программ, когнитивных инструментов и технологий;
- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Место предмета «Технологии» в учебном плане
Общее число часов, отведённых для изучения технологии, – 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование учебного предмета «Технология» для учащихся 5–7 классов предполагает вариативность прохождения учебного материала. С учётом оснащённости учебных мастерских выбор варианта изучения производится по группам 1 и 2.
Вариант 1 - направлен на более подробное изучение тем по технологии обработки текстильных материалов и пищевых продуктов.
Вариант 2 - направлен на более подробное изучение тем по технологии обработки древесины, металлов, пластмасс и искусственных материалов.
В 5 классах обучение формируется в 2 группах с учетом выбора интересов обучающихся.
Распределения часов по инвариантным модулям. Таблица 1.
Модули | Количество часов по классам | |
5 класс | ||
Подгруппы | 1 подгруппа | 2 подгруппа |
Инвариантные модули | 68 | |
Производство и технологии | 6 | |
Компьютерная графика, черчение | 8 | |
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов | 38 | |
-Технологии обработки конструкционных материалов. | 12 | 24 |
-Технологии обработки пищевых продуктов. | 10 | 6 |
-Технологии обработки текстильных материалов | 16 | 8 |
Робототехника. Электротехника. | 8 | |
Технологии творческой, проектной деятельности. | 8 | |
3D-моделирование, прототипирование, макетирование | – | |
Всего | 68 | |
УМК учебного предмета для педагога и обучающихся.
- 5 класс: Е.С. Глозман, О.А. Кожина, Технология: 5 класс. - М.: Просвещение, 2023
- Технология. Робототехника. 5-6 класс Д. Г. Копосов - М.: Просвещение, 2022
- Методическое пособие для учителя к предметной линии учебников по технологии Е. С. Глозмана, О. А. Кожиной, Ю. Л. Хотунцева и др., 2-е издание, переработанное.– Москва.: Просвещение,2023
Формы организации обучения. Ведущими формами учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является: проектная деятельность, учебные задания, практические работы, лабораторно-практические работы, тесты, защита проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль 1 «Производство и технологии» 5 КЛАСС
Технологии вокруг нас. Потребности человека. Преобразующая деятельность человека и технологии. Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность.
Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей. Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы. Материальные технологии. Технологический процесс.
Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности
человека. Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и другие. Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация. Какие бывают профессии.
Модуль 2 «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 КЛАСС
Технологии обработки конструкционных материалов. Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные технологии. Использование древесины человеком (история и современность). Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной. Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины. Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование древесины. Народные промыслы по обработке древесины. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины».
Технологии обработки пищевых продуктов. Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида. Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей, круп. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение качества продуктов, правила хранения продуктов. Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда, инструменты, приспособления для обработки пищевых продуктов, приготовления блюд. Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и пищевых отходов. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека».
Технологии обработки текстильных материалов. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества готового изделия. Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы. Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые). Профессии, связанные со швейным производством. Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви, прихватка, лоскутное шитьё). Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке изделия. Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов».
Модуль 3 «Робототехника. Электротехника» 5 КЛАСС
Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота. Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и назначение. Взаимосвязь конструкции робота и выполняемой им функции. Робототехнический конструктор и комплектующие. Чтение схем. Сборка роботизированной конструкции по готовой схеме. Базовые принципы программирования. Визуальный язык для программирования простых робототехнических систем.
Модуль 4 «Компьютерная графика. Черчение» 5 КЛАСС
Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации (графических изображений). Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты. Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое). Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки). Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). Чтение чертежа.
Модуль 5 «Технологии проектной и исследовательской деятельности» 5 КЛАСС
Этапы проектной деятельности. Проектирование материального продукта.
Технологии изготовления проектного продукта.
Презентация и оценка результатов проектной деятельности.
Практические работы. Изготовление проекта.
Подготовка пояснительной записки. Проведение презентации(защиты) проекта
Метапредметные связи учебного предмета.
В курсе технологии осуществляется реализация межпредметных связей:
- с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
- с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях;
- с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и «Животноводство»;
- с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
- с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов;
- с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»;
- с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и технологии»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты: организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии».
К концу обучения в 5 классе:
называть и характеризовать технологии;
называть и характеризовать потребности человека;
называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы;
сравнивать и анализировать свойства материалов;
классифицировать технику, описывать назначение техники;
объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира;
характеризовать предметы труда в различных видах материального производства;
использовать метод мозгового штурма, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и другие методы; использовать метод учебного проектирования, выполнять учебные проекты; назвать и характеризовать профессии.
Предметные результаты модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
К концу обучения в 5 классе:
самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать её в проектной деятельности; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы; использовать средства и инструменты информационно-коммуникационных технологий для решения прикладных учебно-познавательных задач;
называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и применение; называть народные промыслы по обработке древесины; характеризовать свойства конструкционных материалов; выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств, технологий обработки, инструментов и приспособлений; называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов; выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления; исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород деревьев; знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей; приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие максимально сохранять их пищевую ценность; называть и выполнять технологии первичной обработки овощей, круп; называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп; называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели;
называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их, описывать основные этапы производства; анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ; подготавливать швейную машину к работе с учётом безопасных правил её эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки); выполнять последовательность изготовления швейных изделий, осуществлять контроль качества; характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять социальное значение групп профессий.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника»
К концу обучения в 5 классе:
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать основные законы робототехники; называть и характеризовать назначение деталей робототехнического конструктора; характеризовать составные части роботов, датчики в современных робототехнических системах; получить опыт моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора; применять навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора; владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение»
К концу обучения в 5 классе:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки); называть и применять чертёжные инструменты; читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).
Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности»
К концу обучения в 5 классе:
определять цель и задачи проектной деятельности; называть этапы выполнения проекта.
выполнять творческий проект; оформлять пояснительную записку к творческому проекту; составлять электронную презентацию проекта; составлять доклад для защиты творческого проекта; защищать творческий проект.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование 5 класс. Таблица 2.
№ | Модуль/ тема программы | Кол-во часов (подгруппы 1/2) | Электронные учебно-методические материалы | Воспитательный компонент |
1 | Модуль «Производство и технологии» | 6 | ||
Введение в технологию. Преобразующая деятельность человека и технологии. Современные и перспективные технологии. Практическая работы. Составление классификации потребностей семьи. Сбор информации о предприятиях моего региона и профессиях людей, которые на них работают. Современные и перспективные технологии. Промышленные и производственные технологии. Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами. Использование композиционных материалов в машиностроении. Практическая работа. Предприятия моего региона. | 6/6 | Российская электронная школа (РЭШ) Разработки уроков 5 класс https://resh.edu.ru/subject/8/5/ | -патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; -формирование понимания причин, перспектив и последствий развития техники и технологий на данном этапе технологического развития общества; -формирование технологической культуры; -формирование основ экологической культуры. | |
2 | Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» | 38 | ||
Технологии обработки конструкционных материалов. Столярно-механическая мастерская. Характеристика дерева. Пиломатериалы и искусственные древесные и древесные материалы. Технологический процесс конструирования и изготовления изделий из древесины. Разметка, пиление и зачистка заготовок из древесины. Строгание, сверление и соединение заготовок из древесины. Слесарно-механическая мастерская. Разметка заготовок. Приёмы работы с проволокой. Приёмы работы с тонколистовыми металлами и искусственными материалами. Устройство сверлильных станков. Приёмы работы на настольном сверлильном станке. Технологический процесс сборки деталей. Практические работы. Определение пород и пороков древесины. Приёмы закрепления заготовок на столярном верстаке. Пиление заготовок. Конструирование и изготовление хозяйственной лопаточки. Строгание заготовки для хозяйственной лопаточки. Изготовление изделия из древесины. | 12/24 | РЭШ Разработки уроков 5 класс по главе технологии обработки конструкционных материалов | -формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни; -формирование владения безопасными приемами работы с ручным и электрифицированным бытовым инструментом; -развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через технологию групповой работы; - осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; | |
Технологии получения и преобразования текстильных материалов. Текстильные волокна. Производство ткани. Инструменты и оборудование для обработки текстильных материалов. Выполнение ручных работ. Швейные машины. Устройство и работа бытовой швейной машины. Практические работы: Определение в ткани направления нитей основы и утка. Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей. Выполнение работ ручными стежками и строчками. Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение образцов машинных швов. | 16/8 | РЭШ Разработки уроков 5 класс по главе технологии получения и преобразования текстильных материалов https://resh.edu.ru/subject/8/5/ | -формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни; трудовое воспитание: -уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); эстетическое воспитание: -умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; -воспитание бережного отношения к окружающей среде | |
Технологии обработки пищевых продуктов Основы рационального питания. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены. Основные сведения о пищевых продуктах. Культура потребления пищи. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Технология приготовления блюд из яиц. Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей. Практические работы. Сервировка стола. Приготовление блюд из яиц к завтраку. Приготовление блюд из овощей. Лабораторно-практические работы. Определение доброкачественности яиц. Определение качества овощей и зелени органолептическим методом. | 10/6 | РЭШ Разработки уроков 5 класс по главе технологии обработки пищевых продуктов https://resh.edu.ru/subject/8/5/ ЭР. Домашние задания. Основное общее образование. Технология», 5-8 класс, https://hw.lecta.ru/?utm_source=prosvet&utm_medium=prosvru&utm_campaign=digital_prosvru | -формирование сквозных технологических компетенции, необходимых для организации собственной жизни; -формирование безопасных приемов первичной и тепловой обработки продуктов питания; -формирование умений применять принципы бережливого отношения к продуктам и материалам, включая принципы организации рабочего места; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку через технологию групповой работы. | |
3 | Модуль «Компьютерная графика, черчение» | 8ч | ||
Способы представления визуальной и графической информации. Графическое представление технической информации. Основы компьютерной графики. Основы дизайна Практические работы. Выполнение элементарных эскизов, схем, в том числе с использованием программного обеспечения графических редакторов. | 8/8 | Инструменты графического редактора. Sweet Home 3D
| ценности научного познания и практической деятельности: - осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки; -способность планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность | |
4 | Модуль «Робототехника» | 8 | ||
Введение в робототехнику. Устройство роботов. Конструирование робототехнических устройств. Практические работы. Сборка модели робота из деталей конструктора (по образцу). Презентация готовой модели робота. | 8/8 | Дистанционный видеокурс «Уроки робототехники», уровень 1: https://lektorium.tv/newrobotics-1 Дистанционный видеокурс «Уроки робототехники», уровень 2: https://lektorium.tv/newrobotics |
| |
5 | Модуль «Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности» | 8 | ||
Этапы проектной деятельности. Проектирование материального продукта. Технологии изготовления проектного продукта. Презентация и оценка результатов проектной деятельности. Практические работы. Изготовление проекта. Подготовка пояснительной записки. Проведение презентации(защиты) проекта | 8/8 | РЭШ Разработки уроков 5 класс https://resh.edu.ru/subject/8/5/ РЕШ Видеоуроки https://resh.edu.ru/subject/lesson/1131/ | -формирование навыков обработки информации, извлечение информации из первичных источников;
развитие готовности к самостоятельным действиям и ответственности за качество своей деятельности. | |
Всего за год: | 68 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценочный инструментарий 5 класс.
Личностные результаты. Грамоты за участие в олимпиадах, творческих конкурсах собирают в своё портфолио «Мои достижения в освоении технологии».
Предметные результаты.
Нормы оценок учащихся по устному опросу.
«5» - полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» - не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» - почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок при выполнении графических заданий и лабораторно-практических работ.
«5» - творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
«4» - правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
«3» -допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
«2» -не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Проверка и оценка практической работы учащихся.
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Метапредметные результаты.
Оценивание теста учащихся.
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта учащихся.
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия).
3. Технологические критерии (соответствие документации).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование).
6. Экологические критерии (экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (использование дополнительной информации).
Оценочный материал с использованием электронных цифровых программ.
Тест. Модуль «Технологии производства и обработки пищевых продуктов»
Тема. Технологии тепловой обработки овощей.
Ссылка https://resh.edu.ru/subject/lesson/7578/train/314460/
Тест. Модуль « Технология и производство»
Тема. Классификация производств и технологий
Ссылка. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7558/train/314305/
Оценочный материал. Модуль «Технология и производство» 5 класс.
Проверочная работа по технологии 5 класс
Задание № 1. (1 балл) Из предложенных рисунков выберите тот, на котором изображён 3D-принтер.
Задание № 2. (1балл) Станция московского метро «Новослободская» украшена витражами, сделанными
По эскизам художника Павла Корина. Витражи изготавливали в специальных мастерских, которые
Располагались в Риге. Большую часть композиции занимает рисунок из различных цветов, растений и звёзд.
В верхней части шести витражей вставлены небольшие медальоны с изображением людей различных
профессий. Рассмотрите предложенный фрагмент витража.
Определите, представитель какой профессии на нём изображён.
а) врач
б) блогер
в) агроном
г) инженер
д) писатель
е) музыкант
ж) строитель
з) художник
и) энергетик
Задание № 3. (1 балл) Рассмотрите приведенный рисунок. Определите, какая сельско-
хозяйственная культура изображена на нём.
а) киви
б) банан
в) груша
г) кокос
д) слива
е) яблоко
ж) ананас
з) виноград
Задание № 4. (2 балла).
Серёжа выпилил из фанеры толщиной 15 мм деталь (см. чертёж детали).
Чертёж детали
На чертеже размеры указаны в миллиметрах. Определите объём данной детали в кубических сантиметрах. В ответ запишите только число.
Задание № 5. (2 балла) Для подарка Даша решила собрать набор из одной синей ручки, одного простого карандаша, одного ластика и одной линейки. После просмотра ассортимента интернет- магазина Даша выбрала следующие вещи (см. таблицу покупок).
Таблица покупок
№ | Название | Цена в руб. за 1 шт. |
1 | Ручка шариковая синяя | 65 |
2 | Карандаш чѐрнографитный Эко НВ заточенный | 17 |
3 | Ластик каучуковый прямоугольный | 17 |
4 | Линейка 30см пластиковая | 28 |
Определите, сколько будут стоить два таких набора. Ответ дайте в рублях. В ответ запишите только число.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Ручной труд" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности разработана в 2017 году учителем Е. Н. Гамольской и используется в ГБОУ ...

Рабочая программа по труду (технологии) 5-9 классы
Рабочая программа по труду составлена на основе ФГОС основного общего образования......
Рабочие программы по труду (технологии) 2024-2025
рабочие программы по Труду (технологии) 5-9 кл....

Рабочая программа по труду (технологии) 5-9кл. 2024-2025 уч.год. (конструктор)
Рабочая программа по труду (технологии) 5-9кл. 2024-2025 уч.год. (конструктор)...

Рабочая программа по труду (технологии) 5-9 класс
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, тех...
- Мне нравится (1)







