Статья "Формирование технологической культуры обучающихся на основе метода проектов."
статья по технологии (7 класс)
Статья раскрывает процесс формирования технологической культуры у обучающихся на уроках труда (технологии) посредством проектной деятельности.
Технологическая культура - культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование технологической культуры обучающихся
на основе метода проектов.
Высокая скорость развития производства, появление новых технологий обуславливают быстрое устаревание знаний. Сегодня уже важно быть не столько современным, сколько уметь предвидеть те изменения, которые произойдут завтра.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (утверждены Приказом Минпросвещения России от N 287), предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать: 1) …формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда.
Мышление, ориентированное в будущее, должно стать основой формирования технологической культуры, в целях успешной социализации выпускника школы.
Технологическая культура - культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.
Включает в себя:
- Знания, умения, навыки.
- Эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности.
- Готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.
Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что человек выполняет в обществе различные социальные роли:
культура труда,
графическая культура,
культура дизайна,
информационная культура,
предпринимательская культура,
культура человеческих отношений,
экологическая культура,
культура дома,
потребительская культура,
и проектная культура.
Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.
Мною была разработана рабочая тетрадь по написанию проектов. Здесь мы можем наглядно проследить взаимосвязь формирования граней технологической культуры (выделено красным) по мере изготовления творческого проекта (на примере пошива юбки).
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
Необходимо ответить на вопросы:
Почему выбрана эта тема?
Какую проблему она решает?
Для кого предназначен ваш проект?
Сформулировать задачу.
Сформулируйте свое обоснование и запишите его, выполнив аккуратно технический рисунок или эскиз проекта.
Проектная культура (умение формулировать проблему, находить творческие пути ее решения; умение излагать идею и участвовать в дискуссии; умение планировать работу, анализировать результаты своей работы).
Культура дома (создание семейного уюта; умение выполнять различные домашние работы, оптимизировать расходы; вести здоровый образ жизни).
Примерные темы:
«Воскресный завтрак для всей семьи», «Воскресный обед», «Праздничный сладкий стол», «Наряд для завтрака», «Аксессуары спицами или крючком», «Юбка», «Интерьер кухни-столовой», «Интерьер комнаты подростка», «Умный дом» и т.д.
2. Исследование проекта.
Необходимо подготовить доклад на тему, используя схему «Анализ изделия»
Анализ изделия
Что было? | Что есть? | Что надо сделать? |
Эволюция юбки как предмета одежды | Современные тенденции | Требования, предъявляемые к изготавливаемому изделию |
Информационная культура (умение находить, анализировать и доступно излагать необходимую информацию; владение ПК: набор и редактирование текста, создание простых рисунков, использование электронной почты и Internet).
3. Разработка идей, вариантов. Выбор оптимального варианта проекта.
Предложите несколько моделей изделия, например:
Модель №1. Юбка прямая, узкой формы. На переднем и заднем полотнищах по две вытачки. Застёжка на тесьму-молнию в левом боковом шве. Верхний срез юбки обработан притачным поясом.
Модель №2 ………………………………………………………
Модель №3 ……………………………………………………….
Выберите оптимальный вариант проекта, аргументируя свое решение ответами на вопросы:
1. Сможете ли вы самостоятельно выполнить необходимые чертежи для данного изделия?
2. Обладаете ли вы умениями и навыками, которые необходимы для выполнения данной работы?
3. Сможете ли приобрести за свой счет необходимый материал для изготовления данного изделия?
После описания моделей продолжите словами:
После анализа альтернативных вариантов проекта я выбираю вариант…
Культура дизайна (способность выбирать оригинальные идеи; подбирать цвета и формы; оформление).
4. Чертеж проекта.
Постройте чертеж юбки в соответствии с выбранной моделью.
Графическая культура (умения выражать средствами графики идеи, намерения, проекты; читать и выполнять чертежи, технические рисунки, наглядные графические пособия с соблюдением ГОСТ, ЕСКД).
5. Необходимые материалы, инструменты, приспособления, оборудование.
Укажите, какую ткань вы выбрали и почему. Перечислите необходимые для изготовления данного изделия инструменты, приспособления, оборудование. Какая фурнитура вам понадобится.
Культура труда (организация рабочего места и спланированность выполнения работ; соблюдение ПТБ и личной гигиены; владение различными способами обработки материалов, энергии и информации).
6. Технологическая последовательность изготовления.
Приведите технологическую последовательность изготовления юбки в зависимости от модели, например:
Cнятие мерок
Выполнение чертежа юбки, моделирование в соответствии с выбранной моделью.
Изготовление выкройки.
Подготовка ткани к раскрою и выполнение раскроя юбки.
Подготовка деталей кроя к сметыванию.
Подготовка юбки к примерке.
Проведение примерки. Исправление дефектов.
Обработка вытачек.
Обработка боковых срезов.
Обработка застежки в боковом шве юбки тесьмой-молнией.
Обработка пояса, обработка верхнего среза юбки притачным поясом.
Обработка нижнего среза юбки.
Обработка петли и пришивание пуговицы.
Культура человеческих отношений (соблюдение правил этики в общении с одноклассниками, с учителями; тактичность, дисциплинированность, культура одежды).
Культура труда (организация рабочего места и спланированность выполнения работ; соблюдение ПТБ и личной гигиены; владение различными способами обработки материалов, энергии и информации).
Экологическая культура (бережное отношение к природе и здоровью человека; умение оценить загрязнение окружающей среды; соблюдение экологических требований на уроках технологии).
7. Расчет себестоимости изделия.
Наименование | количество | Цена за единицу измерения руб./шт., м. | Стоимость, руб. |
Итого: |
Предпринимательская культура (готовность к предпринимательской деятельности; умение определять себестоимость продукции и рассчитывать затраты и прибыль, составлять бизнес-план, руководить коллективом; умение анализировать и осуществлять рекламу).
8. Оценка и самооценка проделанной работы.
Оценка изделия – это краткое описание его проверки на соответствие функциональным требованиям, а также изложение того, какие проблемы решались в процессе проектирования и каких результатов достигли
Потребительская культура (владение законом «О защите прав потребителей»; умение охарактеризовать товар по его символам, товарным знакам, штрих-коду; нести разумные расходы).
Таким образом, благодаря методу проектов, мы развиваем данные грани и можем судить о сформированности технологической культуры в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

Статья "Развитие навыков самостоятельности на основе методов проекта и исследования в технологии личностно-ориентированного обучения"
Развитие навыков самостоятельности обучающихся является необходимым условием и частью учебного процесса, так как только в самопознании можно использовать различные формы, мето...
[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов
Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов: мини - творческие задания для младших школьников"
Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использование, разработку, исследование, проект...

Педагогическая диагностика уровня освоения дополнительной общеобразовательной обучающимися: нормативные основы, методы, инструментарий, обработка и интерпретация результатов.
Данная презентация разработана для использования в системе повышения квалификации педагогических работников стстемы дополнительного образования детей, в контексте внедрения Профессионального стандарта...

«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта»
«Способы дифференциации обучающихся при использовании метода проекта» мастер класс...

Статья «Содержание и организация обучения школьников технологии на основе метода проектов»
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Логика ...