Программа клуба "Репортер"
рабочая программа по внеклассной работе (8,9,10 класс) по теме

Нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д. Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
В предложенной программе освещены организационно-педагогические основы обучения, формы и методы работы, даны содержание программы и учебно-тематический план. рассчитана программа на 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Programma_Reporter.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР МОУ «СОШ №12 ЗАТО ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»  

                         З.А.МАШИНА

Программа работы клуба

«Репортер»

Руководитель: учитель русского языка
и литературы высшей категории
Тиунова Ольга Николаевна

2009 – 2010 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий.
            А нужна ли периодическая печать в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д.
          Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

           Коллектив клуба «Репортер» представляет собой добровольную группу учащихся, интересующихся профессией журналиста.

            Программа клуба «Репортер» основана на программе «Азбука журналистики»/ авторы: Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю. и др.

Цели и задачи

Цель: сформировать систему начальных знаний, умений и навыков журналиста и создать условия для самоопределения, самовыражения и самореализации учащихся.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

  1. создать условия для погружения школьников в информационное и образовательное пространство, формируемое программой «Репортер»;
  2. сформировать навыки работы с информацией;
  3. развить творческие способности учащихся;
  4. развить коммуникативные качества личности.

Организационно - педагогические основы обучения

            Программа рассчитана на 1 год обучения по двум направлениям: «Юный корреспондент» и «Видеовзгляд».
          В процессе обучения участники проекта делятся на рабочие группы:

  1. корреспонденты – сбор информации.
  2. художники-фотографы - предоставление необходимого графического материала для газеты.
  3. редакторы – подготовка материалов, контроль работы корреспондентов, отсев ненужной информации.
  4. корректоры – корректируют
  5. операторы – проведение видеосъемки.
  6. монтажеры – монтаж и обработка видеоматериалов.
  7. сценаристы – подготовка сценариев к разделам газеты.
  8. дикторы – представление информации в эфире.


          Дети получают начальные знания, умения и навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, печатаясь в периодической школьной прессе, создавая  видеоновости,  развивают свои творческие и коммуникативные способности, осваивают первичные навыки работы с текстом на компьютере, с видеокамерой и работы видеомонтажа.
         Возраст школьников – 14 – 16 лет (учащиеся 8 – 11 классов).
         Нагрузка – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа). Занятия проходят по двум смежным направлениям. По каждому направлению работают 5 – 7 человек            (участники групп взаимозаменяемы).
         

Формы и методы работы

          Для сообщения основных знаний по профессии журналиста применяется классно-урочная система обучения с лекциями, беседами, практическими занятиями. Важную роль играет постоянная практическая обработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от  умения написать материал до умения получить конечный продукт социального значения.

        Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике. Применяются такие формы работы, как социологические опросы, создание базы данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).

       Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются тренинги общения, упражнения в развитии актерского мастерства, экскурсии.

Содержание программы

  1. Теория.
  1. Профессия – журналист. Этика поведения журналиста. Понятие информации. Виды СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе информации. Экскурсия в редакцию газеты «Шиханские новости».
  2. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати за прошедший год. Источники информации.
  3. Формат и объем издания. Название, оформление. Роль и функции фотоиллюстраций и рисунков.
  4. Информационные, публицистические, сатирические жанры. «Язык» видеоновостей.
  5. Тема репортажа: что будет интересным? Как расположить к себе людей? Методы поиска и сбора информации.
  6. Популярность. «Секреты» успеха: победы и неудачи (подведение итогов).

  1. Практика.
  1. Анализ видов информации. Анализ средств массовой информации. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word,  Microsoft Office Publisher, Pinnacle studio plus, Fotoshop и др.)
  2. Сбор информации для очередного выпуска газеты «Включайся» и первого выпуска школьных видеоновостей.
  3. Составление сценария (раскадровки) для первого выпуска школьных видеоновостей. Заголовок, его функции.
  4. Самостоятельное оформление статьи в газету и запись видеоматериала.
  5. Анализ заметок, репортажей в периодической печати. Фоторепортаж на заданную тему.
  6. Хроника и художественная видеосъёмка: особенности жанра.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

«Юный корреспондент»

«Видеовзгляд»

Журналистика как вид деятельности и профессия. Диагностика.

2

Рубрики газет (анализ газет, традиционные рубрики). Школьная пресса (анализ первого года  выхода газеты «Включайся»).

2

Современные СМИ. Анализ школьных видеопроектов.
Обсуждение  проекта школьных видеоновостей.

4

Экскурсия в редакцию газеты «Шиханские новости»

2

Компьютерная верстка текста

8

Информационные жанры (хроника, заметка, открытое письмо).

4

Как найти тему.
Событие, факт, современность, актуальность, злободневность.

4

«Школьная волна»
Информационный блок «Школьные вести»: структура, содержание.

4

Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты.

4

Информационные жанры (интервью, репортаж).

4

Социологический опрос на страницах школьной прессы

2

2

«Школа мастерства»
работа с компьютерными программами по редактированию фотоматериалов

8

«Школа мастерства»
работа с компьютерными программами по редактированию видеоматериалов

8

Познавательный блок «Что? Откуда? Почему?»  и воспитательный блок  «Школьная беседка»

4

Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты.

2

Публицистические жанры (письмо, очерк).

2

Публицистические жанры (статья, эссе).

2

«Музыка в эфире». Особенности  создания музыкальных клипов.

4

Сюжетное и композиционное оформление материала, зависимость от жанра.

4

4

Особенности освещения в прессе школьных мероприятий разной направленности

4

Самостоятельный сбор информации на заданную тему.

4

Сатирические жанры (фельетон, пародия, эпиграмма).

4

Создание материала определенного жанра.

4

Заголовок.
Соответствие заголовка содержанию, теме, направленности материала.

4

Язык газеты, его специфика.
Особенности газетного слова. Информативный язык. Функция убеждения в публицистике.

8

Особенности работы тележурналистов.

8

Фоторепортаж. Особенности жанра.

4

Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты.

4

Создание заставок к снятому материалу. Выбор названия.

2

«Школа мастерства»
«Снимается кино» (первые опыты)

4

Самостоятельное оформление своей статьи или своего репортажа. Макет газеты.

4

Итоговое занятие.
Анализ своих работ, опубликованных в прессе и отснятых на видеокамеру.

2

ИТОГО

136 часов

Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. особенности профессии журналиста, об этике поведения, о его правах и обязанностях;
  2. виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  3. структуру текста (заголовок, смысловые части);
  4. основные жанры журналистики;
  5. принципы оформления материала.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать источники информации;
  2. набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
  3. находить источники информации;
  4. составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, тексты для выступления перед камерой;
  5. написать газетную статью, отснять репортаж;
  6. составлять фоторепортаж.

Методическое обеспечение работы клуба

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, принтер, проектор, экран. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата и видеокамеры. Необходимы также бумага, краска для принтера.

Литература и

  1. Мирошниченко М. Азбука журналиста. – Волгоград, 2003 г.
  2. Свой голос. Каким быть пресс-центру детских и юношеских организаций. – Екатеринбург, 1992 г.
  3. Программа предпрофильной подготовки. Азбука журналистики./ авторы Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю.