Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»
классный час по теме

Шевченко Нина Васильевна

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoocenka.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможно стей, качеств и места среди людей.

 Задачи: Уяснение сущности понятия «самооценка». Выявление школьниками собственных противоречий и проблем на пути к обретению адекватной самооценки.

Моделирование действий по осуществлению реальной само оценки.

Форма проведения: проблемный диалог.

Этап подготовки.

Формирование вопросов для обсуждения:

  1. Как вы понимаете, что такое самооценка?
  2. Почему оценивать себя - это важно?
  3. Считаешь ли ты, что твоя собственная оценка самого себя сов падает с мнением окружающих?
  4. В чем опасность: а) заниженной; б) завышенной самооценок?
  5. Мнение кого о самом себе ты считаешь наиболее значимым?
  6. Как повысить самооценку?

Формирование банка проблемных ситуаций.

Разработка совместно с учащимися ситуативных заданий и под готовка диагностических материалов в поддержку процесса модели рования их действий по осуществлению реальной оценки своих воз можностей.

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Этап проведения

Классный руководитель: Ребята! Когда в начале учеб ного года мы планировали темы нашего общения на классных часах, всех очень заинтересовала проблема самооценки. Все согласились с тем, что оценивать себя реально - очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой. Сегодня разговор мы проведем в режиме диалога. Диалог означает право всех вас, высказывать мнение, не соглашаться, разумеется, приводя при этом аргументы. Предлагаю принять правила нашего общения. Я озвучиваю первое из них, ос тальные формулируете вы.

Возможные варианты: «Мнение каждого должно быть услы шано», «Не перебивай!», «Не будь агрессивным», «Укладывайся в минуту», «Критикуешь - предлагай», «Не спеши с выводами».

Этап первый. Диагностика.

Классный руководитель: Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним - «ключ» для самооценки результата).

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).

10.        Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получив шуюся сумму.

Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думает ся, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способно сти к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоя тельство с помощью друзей и близких.

От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюб ленности.

Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и набе ритесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Классный руководитель: Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы долж ны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске).

  1. Как и из чего складывается уверенность человека в себе?
  2. Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверен ные?
  3. Как это может отразиться на жизненном успехе?
  4. Это предмет нашего сегодняшнего общения.

Этап второй. Определение понятия.

Классный руководитель: Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона».

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о се бе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимо сти», «Это - палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это спо соб защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

Классный руководитель: Спасибо, суждения очень ин тересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно форми рует на доске схему):                

                                      Самом себе

                                                 Самооценка -

Месте среди людей         это мнение                   Своих возможностях и

                                                       человека о        качествах

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружаю щими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успе хам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой само оценкой - «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Предлагаю ситуативную игру.

 Вы объединяетесь «четверками» и через пять минут представляете короткий сюжет (в виде сценки, мо нолога или диалога) на тему, которую я предложу или вы выберете сами. Например, ученик получил «двойку» по предмету, разбил стек ло, подрался с одноклассниками и был замечен, его вызывал директор , и др. Нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека с той или иной самооценкой (для каждой группы - один вариант: с завышенной, заниженной или реаль но соответствующей ситуации).

 Представление сюжетов сопровожда ется обменом мнений.

Комментарий классного руководителя. Как видим, людей с за ниженной самооценкой обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность, растерян ность, а то и паника при любых неожиданностях. С такими людьми трудно, они ненадежны, их обычно недолюбливают. «Непризнанные гении» тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других. Так что задача каждого привести самооценку к нормальному уровню.

Этап третий. Выявление проблем.

Классный руководитель: А теперь обратимся к обсуж дению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнени ем окружающих. Предлагаю задание, которое называется «Портрет». Работаем парами. Суть задания заключается в следующем. Вам пред стоит в течение пяти минут написать на листе бумаги словесный портрет своего соседа по парте. Можно использовать, например, толь ко прилагательные. Портрет должен представить читающему ответ на вопросы: «Кто он?» и «Какой он?» Постарайтесь быть объективными, не «лейте елей», но и не сводите счеты.

Возможный вариант представления результата: «Способный, но ленивый; скорее оптимист, чем пессимист; большой фантазер и меч татель; не всегда держит слово; обидчив, но не мстителен; увлекается многим, но быстро «остывает»; не трус, но не может себя защитить».

Классный руководитель: А теперь я прошу сидящих рядом обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Поскольку времени на это немного, размышление можно продолжить дома. При этом помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной истиной. Час то то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выраже нием нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это пойме те, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.

Ученик: Мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг
другу. А ведь слово может окрылить, либо сильно ранить. Готовясь к
классному часу, мы нашли интересное мнение психологов (В.Д. Еремее вой, Т.П. Хризман), которые предлагают набор слов-обращений, которые
могут повысить самооценку тех, кому они адресованы. Вот они, поду

майте, часто ли вы их употребляете (раздает небольшие листки с тек стом на каждый стол):

Молодец!                                             Прекрасное начало!

                                                Ты- просто чудо!

Хорошо!

Удивительно!        Ты на верном пути.

Гораздо лучше, чем я ожидал.        Здорово!

Лучше, чем все, кого я знаю.        Ты в этом разобрался.

Великолепно!        Ты ловко это делаешь.

Прекрасно!        Это как раз то, что нужно.        

Грандиозно!        Ух!!!

Незабываемо!        Поздравляю.

Сказано здорово - просто и ясно.        | Я тобой горжусь.

Классный руководитель: А теперь попытаемся выяс нить причины низкой самооценки, что очень типично для взрослею щих подростков. Снова объединяемся парами и поработаем с табли цей (раздает на каждый стол карточки с таблицами, в них заполнена только левая графа, в приведенной таблице - один из вариантов за полнения правой графы учащимися). Вам предстоит заполнить пра вую графу таблицы. (Время регламентируется в зависимости от воз раста и возможностей аудитории ребят).

Классный руководитель: Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и все то, что мы испытываем в жизни. Если мы предпочитаем думать, что жизнь одинока и нас никто не любит, то именно это мы и получим в жизни. Вспомните хотя бы замечательных актеров Б. Стрейзанд, В. Басова, И. Чурикову. Они некрасивы, но они поверили в свой талант, и их полюбил весь мир. Нытье, вечное брюз жание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. Я про шу вас подумать на досуге, что следует изменить в себе, чтобы пове рить в себя, повысить свою самооценку.

Четвертый этап. Самооценка и перспектива жизни.

Классный руководитель: А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит продумать и предста вить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведет к успеху и исполнению мечты. Как и любой девиз, это должна быть ко роткая, но емкая фраза, в которой заключен ваш рецепт раскрытия, собственной индивидуальности, рецепт на основе реальной самооцен ки. Время на работу - 5 минут, потом девизы озвучиваются.

Возможные варианты: «Только успех!», «Я - лучший, и у меня все получится!», «Не пищать!», «Что бы ни случилось, мечта сбудется!»

Классный руководитель: Итак, мы поняли, что реаль ная самооценка - это очень важно. Каждый из вас уникален и прекра сен. Вы пришли в этот мир, чтобы украсить его и выразить себя. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои си лы и следуйте принятому в жизни девизу!

          Тест-упражнение «Моя самооценка» (Г.Г. Филиппова)

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные ка чества личности (черты характера):

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость,  упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два столбца по 10-20 слов в каждом. В первый стол бец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характери зуют ваш идеал. Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обо значающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из первого и второго рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, об ладаете. При этом выбор надо производить по системе «да-нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и вывод

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, по делите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если ре зультат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоцениваете; ре зультат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критично себя воспринимаете.

Таким же образом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Анти идеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышен ной самооценке, к единице - о заниженной, к 0,5 - нормальной.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость,  упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

  1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет -16).
  2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).
  3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое мо жет случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).
  4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да -16, нет - 2).
  5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).
  6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, Что с вашими друзьями произошли те же неприятности, что и с вами? (Да -18, нет - 5).
  7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо луч ше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).
  8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лоте рею? (Да - 6, нет - 20).
  9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приоб рели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).
  10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
    слушателей? (Да - 16, нет - 3).

Аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гор дость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, за стенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мститель ность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, не решительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, раду шие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдер жанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость,  упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полюбить себя"

Сценарий тренинга профилактики эмоционального выгорания педагогов "Полюбить себя"...

как полюбить себя? (консультация для подростков)

Не так-то это просто – жить с самим собой, любить себя, принимать себя таким, какой ты есть, не сживать со свету за промахи и неудачи и ценить за успехи. Ну а как полюбить себя, если знаешь о себе все...

Классный час "Моя самооценка, или как полюбить себя"

Классный час :"моя самооценка, или как полюбить себя"...

Как помочь подростку полюбить себя

Как помочь подростку полюбить себяТяжело наблюдать, как наш ребенок, которого мы считаем самым лучшим на свете, вдруг начинает с ненавистью говорить о своем теле. Как помочь подростку стать увереннее?...

Классный час "Моя самооценка или путь к себе"

Проблемный диалог с элементами игровых технологий...

Буклет Полюби себя

Направлен на повышение самооценки...