Береги родную природу
классный час (6 класс) по теме

Береги родную природу - сценарий внеклассного мероприятия. Учит доброму и чуткому отношению к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Beregi_rodnuyu_prirodu.zip24.2 КБ

Предварительный просмотр:

БЕРЕГИТЕ РОДНУЮ ПРИРОДУ!

Литературно – музыкальная композиция.

Цель: Воспитание любви, бережного отношения к природе, ко всему живому.

Зал празднично украшен. На стенах плакаты с надписями:

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

                                                                                    Л.Н.Толстой

«Человек, который понимает природу, -  благороднее, чище».

                                                                                    Л.М. Леонов.

«Человек должен украшать землю».

                                                                                   М.А. Шолохов

Оформлены стенды: «Поэты о русской природе»,  «Художники о русской природе»

Ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные , птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа нас одевает, кормит, поит. Она очень щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую  силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». Наша русская природа, полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.  Красота простой и безыскусственной русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!

Ученик. Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть раньше вы нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Например, он берёт крупинку мягкой чёрной земли,

Затем он берёт дождинку дождя,

И воздуха голубой ласкуток,

И лучик, солнышком пролитый.

Всё смешивает потом (но где?!).

И вот из одной и той же чёрной земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!

                                                                              В.А. Солоухин

Ведущий. Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас.

(Звучит песня Ю. Антонова «Не рвите цветы»)

Ведущий. Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас рачительного, бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Певец природы писатель М.М. Пришвин обратился к школьникам с такими словами: «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу – значит, охранять Родину. В нашей стране ведётся борьба за озеленение дворов, где много сажают цветов и деревьев, за озеленение улиц. Природа хороша по- своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница Осень! Учёные разных национальностей с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведёт к гибели в них всего живого. На Земле уже исчезли многие виды животных, растений, некоторые оказались на грани исчезновения. Учёные активно участвовали в подготовке законов о природе. Эти законы должны знать не только взрослые, но и дети, особенно те, кто ещё не понял, что, вредя природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране». Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда – то они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

(Исполняется старая сказка на новый лад)

Ведущий. На планете год от года человек вредит природе.                

                    И не понял он, чудак, что природа – не пустяк.

                   Он зверей и пташек жёстоко истребляет;

                   Мусором, отходами реки засоряет.

                   Он привык всё покорять, и не может он понять:

                   Сам себе ведь он вредит! Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой, город был на нём большой

Весь в зелёных насажденьях! Ах! Какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять, чистым воздухом дышать,

По лугам, полям бродить, ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит, рабой, крабами кишит.

Все в том городе богаты, изб нет – кругом палаты.

Правил там – премудрый царь, справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре приключилося им  горе.

Царь.      Увеличить чтоб доход, я решил завесть завод,

                Чтоб консервы выпускать, за границу отправлять.

                И валюта день  деньской будет течь в казну рекой!

Ведущий. Царско слово нерушимо. Вскоре был завод воздвигнут:

                   Поршни новые блестят, на трубе огни горят.

                   В море лодки выплывают, сети новые бросают,

                   Рыбу ловят там и тут, на завод её везут.

                   Там  консервы выпускают, за границу отправляют.

Рыбка.                       Грязь же в море всю сливают. От неё всё погибает.

                                   Если в сеть не попадёшься, так в отходах захлебнёшься.

                                   Жить здесь стало худо, надо плыть скорей отсюда!

Ведущий. Много времени проходит…  Вот к царю гонец приходит.

Гонец. В свете есть такое диво, вот идёт молва правдива –

              Матерьялы нынче есть, что не можно глаз отвесть:

              И красивы, и практичны, и легки, и нетоксичны!

              Правду молвят, или лгут – их пластмассами зовут.

Царь.  Это диво я б хотел перенесть и в свой удел!

             И уж выписать готов я заморских мастеров, трубы, технику…

Ведущий. И вот слал работать химзавод.

                    Здесь пластмассы выпускают за границу отправляют,

                    И валюта день-деньской так и льёт в казну рекой!

                     Дни за днями – год проходит, вновь к царю гонец приходит.

Гонец.  Вокруг нас уж целый год вот о чём молва идёт:

              Жидкость из Земли качают, в перегонку отправляют,

             Да в машины заправляют. Это диво там и тут чёрным золотом зовут.

Ведущий.  И весь остров сотрясая, появилась буровая.

                    Нефть из недр Земли качают, за границу отправляют.

                    И валюта день-деньской так и льёт в казну рекой.

                    Царь доходы всё считает, за хозяйством наблюдает.

                    Тут бы сказку и закончить. Только царь встревожен очень.

                    Месяц в думу погружён, он забыл покой и сон.

                    Мглой окутан чудный остров, стало жить на нём непросто.

                    Чахнут рощи день за днём, грязью залит водоём.

                    Кислый дождь стучит по крыше, пенья птиц давно не слышно.

                    Всё живое пропадает…  В общем остров погибает.

Царь. Чтобы остров мой спасти, я к мудрецу решил пойти.

             Что мне делать?  Как мне быть?

Мудрец. Остров чтоб не погубить, буровую ты закрой,

                  Очистные здесь построй, вылов рыбы ограничь,

           Площадь леса увеличь. Хвойных больше посади, да за вырубкой следи,

           Чтобы воздух и вода были чистыми всегда.

Ведущий. Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.

                    Он летит над всей планетой: «Берегите Землю эту!».

                    Он кричит всему народу: «Надо нам беречь природу».

                    Коль беречь её не будем – сами мы себя погубим.

   Ученик.   Богаты мы! Но считанные птицы

                     Над считанными рощами летят.

                     Дрожит камыш на считанных озёрах,

                      И считанные рыбы плывут в реке.

                     И восковые считанные зёрна

                     Неслышно зреют в малом колоске.

                     Не уж -то внуки лишь по Красной книге

                     Узнают, как богаты были мы!!!

                                                Р.Рождественский

Ведущий.  Чтобы нормально жить, людям необходимы  полезные ископаемые. Учёные подсчитали, что если мы будем использовать природные ресурсы такими темпами, как сейчас, то их хватит ненадолго.

Ученик.  Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.

                Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.

                Не мудрено добраться до скрытых тайников,

                Разграбить все богатства у будущих веков.

                Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,

                 Нам пировать позорно в счёт  будущего дня.

                 Поймите это, люди, как собственный приказ,

                Не то Земли не будет у каждого из нас.

                                                                  М. Дудин

Ведущий.  Учёные предупреждают: если человечество не изменит своё бездумное,  безжалостное, безответственное отношение к природе, его ждёт экологическая катастрофа и оно погибнет. Признаки глобальной беды уже налицо: высокая концентрация в атмосфере загрязняющих и радиоактивных веществ, уменьшение озонового слоя, разрушение почв, сокращение площади леса, наступление пустынь, загрязнение водоёмов, истощение водных запасов, истребление животных. Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать её плодородие. А как люди относятся к своей кормилице – земле? Они разрушают верхний плодородный слой земли, а чтобы получить большой урожай, чрезмерно удобряют её химическими удобрениями. Этим наносят невосполнимый вред земле-кормилице и здоровью людей.

Ученик.  Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары,

                 И требует взамен лишь одного: чтоб люди были к ней добры.

                 Будь благодарен каждому клочку земли, куда ступал ты на веку.

                 Земля тебе дарует благодать, даёт тебе всё то. Что может дать.

Ведущий.  На нашей планете тысячи рек, озёр. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьём из рек и озёр воду, используем их как транспортные пути, источники электроэнергии. Людям стало не хватать чистой воды. Вообще воды на Земле много, она занимает большую площадь поверхности планеты,  чем  суша. Но пресная вода составляет менее 35% от водных запасов Земли. Чистой воды стало меньше, так как реки и озёра из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными отходами предприятия. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти, вылившейся из танкеров по неосмотрительности людей. От неё погибает рыба. Природа не успевает очищать воду от загрязнений.

Ученик.         Я не хочу, чтоб речка высыхала, где плещет столько рыбок золотых,

                      Где пляшет резво лодка у причала, где тёплый вечер так порою тих!

                      Пусть на земле не умирают реки, пусть стороной обходит их беда,

                      Пусть чистой остаётся в них на веки студёная и вкусная вода.

                      Пусть никогда не зарастает тиной тот берег, на котором я  стою…

                      Большие дяди, взрослые мужчины, храните речку светлую мою!

                      А подросту – и я вам помогу, и рыбок золотых уберегу.

                                                                  Э. Огнецвет

Ведущий.  Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают Землю.  «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П. Чехов. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса.  (Звучат звуки леса)

Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более 3 минут. Лес – это лёгкие нашей планеты. Лес помогает сохранить влагу в почве, без него пересохли бы реки и озёра, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготовляют множество вещей, необходимых им: дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, карандаши, спички и многое другое. Вот почему так важен для человека  лес. Вот почему его надо беречь и охранять. И хотя лесов не Земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя срубить зря. А все ли люди бережно относятся к лесу? Придите в лес, и вы увидите следы варварского отношения к нему.

Ученик. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.

               Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.

               Берёзу ножиком пырнул какой – то живоглот.

               Мне кажется, из-под коры моя слеза течёт.

               От этой чёрствости людской болит душа моя.

               Под искалеченным дубком не ветер стонет – я.

               Вот муравейник подожжён кощунственной рукой,

               Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.

               Земля в ожогах и рубцах, как в дни большой беды,

               Хмельного ухарства следы, беспечности следы.

               Ушли обидев красоту, смутив лесной уют,

               Не услыхав, что за спиной все листья слёзы льют.

                                                                П. Бровко

Ученик.  Забывчивый охотник на привале не разметал,

                Не растоптал костёр, он в лес ушёл. А ветки догорали

                И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туман.

                И ожил потухающий костёр, и сыпя искры посреди поляны,

                Багровые лохмотья распростёр. Он всё траву с цветами вместе выжег,

                Кусты спалил, в зелёный лес вошёл. И как испуганная стая белок рыжих,

                Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели.

                С грозным треском падали стволы, и как снежинки искры с них летели

                Над серыми сугробами золы. – Берегите лес от пожара.

                                                             И.А. Бунин

Ведущий.  В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери. Среди них  множество наших верных друзей. Птицы – защитники леса,  полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов. Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их  неповторимые голоса.

(Звучат голоса птиц)

Ребята, охраняйте птиц, зимой подкармливайте их, устанавливайте искусственные гнездовья.

Ученик. Пусть птица, любая зверушка знает – в лесу ей готова кормушка,

               Отличная, новая  лесная столовая!

               Голодный, грустный и худой по лесу бродит лось зимой.

               В беде друзей не бросим, вот сено – ешьте, лоси!

Ученик.         Раненая птица в руки не давалась.

                           Раненая птица – птицей оставалась.

                          Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

                          На траве кровавой вздрагивает птица.

                          Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят,

                          Вы их жалейте, люди не убивайте зря.

                          Ведь небо без птиц – не небо!

                          А море без рыб – не море! А лес без зверей – не лес!

Ведущий.    Удивителен и мир насекомых. Их насчитывается около 2 млн. видов.  Некоторые насекомые опыляют растения, борются с вредителями леса и другими вредными насекомыми. К примеру, божьи коровки, муравьи уничтожают тлю на кустах и деревьях, стрекозы – комаров. Ребята! Никогда не разоряйте муравейников.  Лес, где есть муравьи, защищён от вредителей.  

Ученик.   Человек! Щади зверей и птиц, деревья и цветы,

                  Ведь это всё слова, что царь природы ты!

                  Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся снами рядом.

                   Дерево, трава, цветы и птица не всегда умеют защититься.

                   Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

                                                                           Д. Родович

          (Звучит песня «Все на свете нужны»)

Ведущий. Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах.  Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьи гнёзда, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.

Ученики.

Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях павелики, на тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем, полумесяц над речным покосом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий. Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду. Берегите молодые всходы

 На зелёном празднике природы. Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, - всех судеб связующие нити!

Берегите Землю! Берегите времени крутые повороты.

Радость вдохновенья и работы, древнего родства живые свойства.

Дерево надежд и беспокойства. Откровение земли и неба,

Сладость жизни, молока и хлеба.

Берегите доброту и жалость, чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради это слово из моей тетради.

Всё дарю! И всё от вас приемлю!

Только берегите эту Землю!

                                                            М. Дудин

     

               

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Береги родную природу"

Разработка классного часа по экологии "Береги родную природу"....

Разработка классного часа "Береги родную природу"

Цель: формировать стремление учащихся к изучению родного края.Задачи: расширить представление детей об экологических законах;способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природ...

«Береги родную природу» презентация для классного часа

Берегите эту землю, берегите эту воду,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя!...

Общешкольное внеклассное мероприятие "Берегите родную природу"

Итоговое внеклассное мероприятие, посвященное Году охраны окружающей среды...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение "Береги родную природу"

Данная презентация предназначена для проведения урока по развитию речи, где развиваются навыки написания сочинения-рассуждения....

Берегите родную природу.

Методическая разработка предназначена для обучающихся 5-6 классов по биологии и экологии. Обобщить знания по экологии.·         Развивать память, мы...