Демократия в древней Греции.
материал по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

Материал для проведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий по предмету история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon demokratiya_dr_grecii_istoriya.zip529.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Профессиональное училище №16

г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области

 

Методическая разработка учебного занятия

 

 

«Демократия в древней Греции».

                             Разработал:

                             Бабынин С.А. – преподаватель истории

       и обществознания ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель

                             Белгородской области.

 

 

2011г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

                       

по предмету:   

История

Тема учебной программы: 

 Античная эпоха.

Тема учебного занятия:

 Демократия в древней Греции.

Цели учебного занятия:

1. Показать всемирно-историческое значение древнегреческой цивилизации, её вклад в развитие мировой и европейской цивилизации.

2. Показать развитие политических процессов в древней Греции как прообраза современной демократии.

3.  На основе фактического материала способствовать гражданскому воспитанию, формированию чувства ответственности и гражданского долга.

4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, учащихся в различных видах учебной деятельности.

Тип учебного занятия:

 Учебное занятие по изучению и первичному закреплению  знаний и способов деятельности.

Формы проведения учебного занятия:

 Лекция с элементами беседы.

Материальное обеспечение учебного занятия:

ПК. Презентация.

Карта «Древняя Греция».

Таблица «Основные события из истории древней Греции».

Дидактический материал.

 

Ход учебного занятия:

        

I. Организационный этап:

1.1 Приветствие, контроль посещаемости.

1.2 Проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

II. Этап актуализации (слайд №1):

Учитель сообщает тему, цели и  задачи, план изучения новой темы:

1. Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.

2. Древняя Греция – колыбель демократии.

III. Этап изучения нового материала:        

3.1 Вступительное слово учителя:

  1. Все в современном мире "помешаны" на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться демократического строя в своей стране. Но мало кто вспоминает при этом яркий опыт наших предков – жителей Древней Греции (эллинов).

3.2 Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации (слайд №2-3):

  1. /Работа с картой/ Государственность в Древней Греции возникла в начале 1-го тысячелетия до нашей эры в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения на территории Балканского полуострова, на островах Эгейского моря и побережье Малой Азии.
  2. Ограниченность природных ресурсов заставляли древних греков кроме земледелия широко заниматься другими видами деятельности – ремеслом, мореплаванием, торговлей, искусством.
  3. Греки подарили миру алфавит, театр (который они называли «школой для взрослых»), спортивные состязания, ставшие символом мира, античную архитектуру, скульптуру и живопись, ставшие эталоном мировой культуры.
  4. Таким образом, древняя Греция – колыбель европейской цивилизации.

3.3 Древняя Греция – колыбель демократии (слайд №4): 

  1. Слово «демократия» происходит от греческих «демос» и «кратис», что   означает народовластие  /определение записать в тетради/.  
  2. Этим словом обозначаются:                                                                                                              1) государственное устройство, где власть принадлежит народу или, где интересы народа стоят на первом плане;                                                   2) самые народные массы, раз они сознанием общности интересов или другими условиями объединены в класс, ведущий борьбу за преобладание или за реформы в свою пользу.
  3. Наибольшего расцвета народовластие достигло в древних Афинах, где все важнейшие вопросы решались на народном собрании – выборы должностных лиц, вопросы войны и мира и т. д.
  4. Но политическими правами обладали не все; рабы, женщины, некоренные жители Афин не могли присутствовать на народном собрании. Афинская демократия – это корпоративное сообщество, она распространялась только на граждан. Лишь они обладали полными политическими правами, землей, рабами. За пределами гражданской корпорации на 20 тыс. граждан (мужчин от 18 лет, а считая членов их семей – до 80 тыс.) находились  большие массы рабов, примерно                                  400 тыс. человек.
  5. И, тем не менее, афинские граждане были испытаны глубокого чувства патриотизма и гражданского долга тому, что давала им свобода.
  6. Таким образом, древняя Греция – колыбель демократии.

IV.Этап закрепления и обобщения темы:

4.1 Выводы по теме:

  1.     Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что вряд ли мы сможем до конца понять то, на чем была основана древнегреческая демократия.   Преклоняясь перед мудростью предков, нельзя не повториться в том плане, что идеальным государством может быть только то, в котором у власти стоит, для кого благополучие народа, доверившего ему власть, значит куда больше, чем собственное. Это не тот патриотизм, который мы имеем в виду, употребляя это слово. Это и есть любовь к Родине, которой не хватает многим из нас, особенно в это время, и которой так не хватает нашим избранникам у руля власти.

V. Этап контроля и самоконтроля:

5.1 Выводы и замечания по ходу занятия.

5.2 Оценка работы учащихся на занятии.

VI. Этап информации о домашнем задании (слайд №5):

Подготовить доклад, реферат, репортаж, презентацию:

« Великая историческая    личность древности».

VII. Этап рефлексии (слайд №6):

Я приду на следующий урок, потому что…

 

 

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/ISTOR/N200/imagepage0.html.
  2. http://arlen33.ru/training_equipment/296/2640/.
  3. http://www.remontnoers.ru/view_post.php?id=5.
  4. http://spox.ru/?p=5
  5. http://www.diskonttur.ru/catalog/220.

Библиографический список:

1. Н.В. Загладин  Н.А.Симония  История России и мира с древнейших времен до конца XIX в., Раздел 2,- Москва, Русское слово,2007г.

2. Дьяконов И.М. История древнего мира,- М., Дрофа, 2001г.

3. Хачатурян А.А. История мировых цивилизаций,- М., Дрофа,1996г.

4. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии: Несколько штрихов к портр. греч. Цивилизации,- СПб., Алетейя, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...

Урок суд . Зарождение демократии в Древней Греции.

Сюжетно - ролевая игра на тему суд в Древней Греции....

Методическая разработка урока "Расцвет и закат демократии в Древней Греции"

Вариативная методическая разработка урока в рамках темы "Древняя Греция"...