"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Завьялова  Елена  Владимировна

Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie__kruzhka._dialekty..docx56.43 КБ
PDF icon istoricheskaya__spravka.pdf2.62 МБ

Предварительный просмотр:

 Занятие  кружка « Занимательная грамматика».

Учитель МОУ «Житнинская  СОШ»  Завьялова  Е.В.

Тема:   «Диалекты села Житное. Исследование  речи  местных  жителей»

ЦЕЛИ   И   ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ:

                                    ОБУЧАЮЩИЕ:             ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ    с разделом  языкознания  «ЛЕКСИКА»,  

                                                                           закрепить знания  учащихся  по  темам  « Синонимы»,

                                                                           «Диалектизмы» ;  совершенствовать  навыки  работы  со

                                                                            словарем   и  работы  в  парах;

                                     РАЗВИВАЮЩИЕ:        развивать  связную  речь  учащихся  и  интерес  к  исследова-

                                                                             тельской   деятельности;

                                     воспитательные:   воспитывать  любовь  к  своей  малой     Родине,

                                                                   русскому    языку.

        ОБОРУДОВАНИЕ:   словари  «Диалекты  села  Житное»,  карточки  с  заданиям  по  группам,

                                              карточки–кроссворды, карточки  с  лексическими  терминами, выставка  книг,

              посвященных   исследованию   Астраханской  области,  предметы  быта        

                                              жителей  села  и  рыбаков  из    школьного  музея,  портрет  В.И.Даля,  

                                             презентации:  « Словарь  диалектов,  собранных  на  территории села Житное»,

                                               « Историческая  справка» ,  « Астраханские  пейзажи».

                                                                             ХОД   ЗАНЯТИЯ.

1.ОРГАНИЗАЦИЯ  ДЕТЕЙ,  ПОДГОТОВКА  К  ВОСПРИЯТИЮ    ТЕМЫ.

УЧИТЕЛЬ:

-Здравствуйте,  ребята. Наше  сегодняшнее  занятие  я  хочу  начать  с  рассказа  одного  местного  жителя,  побывавшего  в  гостях  у  родственников  в  Сибири.

Во  время  ужина  сибиряк  шутя  вставлял  в  разговор  местные  слова,  непонятные  астраханцу.

Хозяин    долго  смеялся,  видя  непонимание  гостя. Наш  земляк  решил  не  ударить  в  грязь  лицом  и  выдал  собеседнику   следующий  текст:

« Тритевня  вышел  я  на  берег.  Сел  в  кулас  и  почапал. Добрался  до  тони. На  притонке  ловцы  сидят.  « Ребятишки,-  говорю,- дайте  на  котел».  Они  меня  к  прорези  направили.  Взял  я  зюзьгу  и  набрал  в  зимбель  пару  гвоздей,  черныша  и   одного  чебушонка.

Чапаю  назад  и  думаю:  «  Нонче  мы  с  женой  поставим  жарник  под  солтень,  наварим  ушицы,  сядем  на  пучок  и  наедимся  вдоволь.  Эх,  да  и  шабров  позвать  можно – пусть  угощаются!»

Сибиряк  астраханца  не  понял.  

-Почему  рассказ  нашего  земляка  оказался  непонятен  жителю  Сибири? Какие   слова  использовал  в  своей  речи  наш  земляк?

УЧАЩИЕСЯ:  

           - Житнинец  использовал  в  своем  рассказе   диалектные  слова.

2.  ОБЪЯВЛЕНИЕ  ТЕМЫ  ЗАНЯТИЯ.

(тема  записана  на  доске)

  УЧИТЕЛЬ: - Тема  нашего  сегодняшнего  занятия: «Своеобразие  лексики  села  Житное – знакомство  с местными  диалектами  и  их  синонимами  в  литературной  речи».

Ключевые  слова занятия:  «ДИАЛЕКТЫ», «СИНОНИМЫ», «ЭТИМОЛОГИЯ  СЛОВА» (карточки  с  терминами  вывешиваются  на   магнитную  доску) .

-Давайте  вспомним  значения  этих  слов.

УЧАЩИЕСЯ:

-Диалекты – слова,  употребляемые  жителями  одной  местности.

Синонимы – слова  близкие  по  значению,  но  разные  по  написанию.

Этимология  слова – происхождение  слова,  история  его  возникновения  в  речи.

3.  ОТЧЕТ  РЕБЯТ  О  ПРОВЕДЕННОМ  ИССЛЕДОВАНИИ.

УЧИТЕЛЬ: - Ребята,  вы провели  исследовательскую  работу  по  собиранию  диалектов,   употребляемых  жителями  нашего  села. К  каким  выводам  вы  пришли? Пожалуйста,  вам  слово.

А) УЧАЩИЕСЯ: - В  ходе  работы  по  записыванию  местных  диалектов  мы  пришли  к  выводу,  что    удобнее  будет  разбиться  на  группы  и  сразу  классифицировать  слова  на  бытовые  диалекты, рыбацкие  диалекты,  диалектные  глаголы  и  диалекты,  обозначающие  время,  направление.

Каждая  группа  составила  свой  словарик  диалектных  слов. Слова  в  словариках  записаны  в  две  колонки:   ДИАЛЕКТИЗМ – ЛИТЕРАТУРНЫЙ  СИНОНИМ.

Б) ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СЛОВАРЕЙ: «Природа», «Бытовые  диалекты», «Рыбацкие  диалекты»,  «Диалектные  глаголы», «Диалекты,  обозначающие  время,  направление».  

 В) Работа  над  этимологией  диалектных  слов.

УЧИТЕЛЬ:  - Ребята,    удалось  ли    узнать  что-нибудь  об  этимологии  записанных   вами  слов?

УЧАЩИЕСЯ:    -  Некоторые  слова  были  заимствованы  житнинцами   из  других  языков.

                           Например,  слово  «ШАБРЫ» (соседи) – заимствовано  в  казахском  языке.

                           «Шабер» - сосед, «шабра»- соседка.

                            - «СОЛТЕНЬ» (навес  во  дворе). Предполагают,  что  у  слова  два  пути  появления  в  местной  речи:

1) образовано  из  словосочетания  «тень  от  солнца»

      2) образовано  из  словосочетания  «соломенная  тень»,  так  как

    раньше  местные  жители  многое  делали  из  соломы  или  чакана.

                            -  «ШИБАНОВА  КОРОВА» (непутевая,  без  присмотра). Словосочетание  образовано  от  фамилии  Шибанов.   У  нерадивых  хозяев  была  корова,  которая  ходила    по  селу  без  присмотра,  ломала  заборы,  объедала  огороды. Позже  так  стали  называть  людей,  слоняющихся  без  дела.

       -  Много слов  в  местной  речи, которые  можно  встретить  в  речи жителей  севера  России:    льдина, ухват,  квашня,  закваска, клушка  и  др.

УЧИТЕЛЬ:  - Как  вы  думаете,  откуда  в  речи  жителей  нашего  села  и  окрестных  сел  появились   слова   жителей  севера  России?

УЧАЩИЕСЯ:    -  Это  связано  с  историей  образования  нашего  села  и  Астраханской  области.  Астраханская  земля  была  заселена жителями  разных  уголков  России.

УЧИТЕЛЬ:    -  Послушаем,  что  нам  расскажет  наш  историк (ученик  представляет  презентацию

Г).   « Историческая  справка»).

    - Годом  основания  села  считают  1720 год. Помещик  Куракин  организовал  на  левом  берегу  Волги  первые  рыболовецкие  ватаги. Первоначально  село  называлось Досада или  Досадное.  Вскоре  здесь  были  построены  государственные  житные  лабазы. И с  1782  года  село  официально  называется  Житное.

     Во  второй  половине  17  века  в  церкви  произошел  раскол  и  появились  старообрядцы.  Не  принявших  новую  веру  подвергали  гонениям.  Люди  бежали  в  поисках  лучшей  доли.  В   ту  пору  здесь  находился  ссыпной  пункт  жита ( хлебного  зерна). Суда,  груженные  хлебом,  нередко  привозили  ссыльных,  осужденных  царской  властью.  Беглых  крестьян,  староверов  из  разных  уголков  России:  Рязани, Тамбова,  Нижнего    Новгорода.  Старожилы  Ефим Андреевич Быков и Лапухин Иван Евдокимович                         вспоминают,  что  их  прадеды  жили  в  Таганроге  и  были  высланы  на  Каспий.

       Вместе  с  традициями,  предметами  быта  своей  родной  местности  переселенцы   привезли  и  особенности  разговорной  речи.

УЧИТЕЛЬ:   -  Наш  историк  подтвердил  ваши  предположения,  что  словарь  местных  жителей  тесно  связан  с  историей  возникновения  нашего  села.

4.  НАБЛЮДЕНИЯ  ЗА    ФОНЕТИЧЕСКИМИ  ЯВЛЕНИЯМИ  В  МЕСТНОЙ  РЕЧИ.

УЧИТЕЛЬ:   -Отметили  ли  вы  что-нибудь  интересное  с  фонетической  стороны  в  речи  односельчан,   в  своей  речи,  речи  ваших  родных?

УЧАЩИЕСЯ:  -  Мы   «акаем»,  то  есть  произносим  «ВАДА», «АБЛАКА», «АНА».

                        -  Но  есть  бабушки,  которые  «  окают»,  то  есть  произносят  « ПОШЛА  ЗА  ВОДОЙ»,     «СЛЫХАЛ – ТО».

                        -  Житнинцы  растягивают  слова: « Ма-а,  на-а-да-а,  гляди-и-ка».

                        -  Своеобразно  произносятся  глаголы( « ПЕКЕТ», «ЖГЕТ», «ЗНАШЬ» ) и слова,  указывающие  направление « КУДЫ». «ТУДЫ», «СЮДЫ», «ТАМА».

УЧИТЕЛЬ:  -  Действительно,  все  перечисленные  вами  фонетические  явления  присутствуют  в  речи  жителей  нашего  села.  В  низовьях  Волги  в  18  веке  произошло  удивительное  событие-  рождение  астраханского  языка. В  речи  астраханцев  перемешались  северное  и  южное  наречия. Следствием  северного  наречия  является  «оканье»,  отсутствие  чередования  звуков  «г»-«к»  с  шипящими  «ж»-«ч»  на  конце  глаголов.  А  южное  наречие  подарило  нам  нашу  особенность  растягивать  слова  и  «акать».

      Еще  В.И. Даль,  исследователь  русского  языка,  составитель  толкового  словаря  русского  языка, указал  на  главную  особенность  языкового  развития  нашей  области:  

     « Население  тут   разнонародное.   Известно,   что  особенно  широкой  волной   заселение   Астраханской  области  прошло  в  18  веке,  и  переселялись  сюда  люди  из  центральных  областей  России,  носители  самых  разных  говоров  (  наречий  ),  которые  они,  естественно,  приносили  с  собой.»(слова  записаны  на  доске,  тут  же  прикреплен  портрет  В.И.  Даля)

5.  ИНСЦЕНИРОВАНИЕ  МИНИАТЮРЫ,  ПОСТРОЕННОЙ  НА  ДИАЛЕКТАХ.

УЧИТЕЛЬ:  -  Сейчас  группа  ребят  разыграют  небольшую  миниатюру,  построенную  на  местных  диалектах.   Они  попытаются  передать  фонетические  особенности   речи   местных   жителей.  

УЧАЩИЕСЯ:

                      -  Ма-а,  здорово  шабра!

                       -  Здорово!

                       -Куды-ы  ходила?

                      - В  «сельпо»  ходила.

                      -  Че- чай   купила?

                      -  Да  чалпаков  набрала   да  клеянки  два  метру.

                     -  А  я  давча  шла  мимо  твоей  камышанки  и  увидала:  яранки- то  у  тебя  каки  красивые.

                    -   Ма-а,  на-а-да-а!  Они  у  меня  уж  ско-о-лько  растут!  А   я  у  тебя  все  капрушки  хочу  спросить.  У  меня  нынешний  год  совсем   не  вышла.

                    -  Ма-а,  на-а-да-а!   А  я  рон  в  кундраках  живу.

                    -  Ой,  я  ж  тритевня  абуденкой  в  город  моталась.  На  «Селенях»  восемь  чалок  продала,  а  две  домой  привезла – ропой  покрылись  и  душок  пошел.

                    -  Че-о  буровит?  На-а-да,  жалость  кака!  А  у  Манькиных  всех  гвоздей   шашал  поел.

                    -  И  у  Сталиных,  я  слыхала,  тож  така  картина.

ПРОХОЖИЙ:  -  Здорово,  бабоньки!

                    -  Здорово-здорово!  Опять  балберничашь?

                    -  Как  шибанова  корова  по  жидавижнику  туды-сюды  моташься!

ПРОХОЖИЙ:  - Не-э,  я  на  «лесной  двор»  нанялся  лостью  куласы  подбивать.

                   - Ма-а, гляди-и-ка, видать  моряна  задует.

                   - Не  говори! Ну  давай,  Маня.  А  то  солнце  прям  пекет.  И-и-й!  а  за капрушкой-то  я  приду  нонче!

                   - Приходи,  шабра,  приходи!.

УЧИТЕЛЬ:  -  Как  вы  считаете: удалось  нашим  артистам  передать  особенности  местной  речи?

5.     РАБОТА   С  ТЕКСТОМ   В  ГРУППАХ.

     А) УЧИТЕЛЬ:   -  Сейчас  вы  поработаете  с  текстом,  используя  собранный  вами  материал.

  ГРУППА  №1:  займется  «переводом».  Вы  должны  будете  заменить  диалектные  слова  на  литературные  синонимы  в  рассказе  нашего  земляка,  прозвучавшем  в  начале  занятия.

  ГРУППА  №2:  восстановит  текст,  вставив  диалектные  слова,  подходящие  по  смыслу:

                     «  Скоро  начнется ---------------------. Пора  брать  в  руки  ----------------   и   чинить -------------.

                        К  -------------------  нужно  быть  готовым  уже  с  июня.  Важно  помнить,  что  

                        --------------------    идет   там,  где --------------------,  так  как  там,  где  -----------------------

                    Не    вода,  а  сплошной  -----------------------.

                  СЛОВА   ДЛЯ    СПРАВОК:  баткак,  мористее,  путина,  оханья,  чернистее,  путина,  игличка,  костереж,  жаркая.»

  ГРУППА  № 3:  выберет  диалектные   слова  из  текстов  рыбацких  песен и  частушек .

                 «Зашумели  на  просторе  волны  пеной вдалеке;

                  Много,  много  силы  в  море,  больше  силы  в  моряке.

                 Не  страшна  чамра  нам  в  море, нас  волной  не  захлестнуть,-

                С  ней  теперь  мотор  поспорит, разрезая  в  волнах  путь.

                Было  время – бил  бударки,  на баткак  бросал  порой.

               Выбивал  борты  в  подчалке,  и  оханья  рвал  порой.

                На  манилке  голубой                           Старый  парус  на  реюшке,

               Буквы  я  нашила,                                  Новый  ветер  изорвал.      

               Как  поедет  милый  мой,                   Мой  миленок  золотого

              Чтобы видно  было.                             Чебушоночка  поймал.»

    6. ОТЧЕТ  ГРУПП  О  ПРОДЕЛАННОЙ  РАБОТЕ.

     В)  УЧИТЕЛЬ:  -  А  теперь  я  предлагаю  вам  решить  кроссворд.  Задание  одинаковое  для  всех  групп,  поэтому  выполняем  его  на  скорость  -  до  первой  справившейся  группы.

       ( в  готовом  кроссворде  появляется  слово  ЖИТНОЕ  )

7.  ЗНАКОМСТВО  С  ВЫСТАВКОЙ  КНИГ,  посвященных    Исследованию  АСТРАХАНСКОГО  КРАЯ.

      УЧИТЕЛЬ:  -  Сегодня  я  хочу  познакомить  вас,  ребята,  с  некоторыми  книжными  изданиями,  посвященными  исследованию  Астраханского  края.

      - Вам  интересно  узнать,  почему  соседние  села  называются  «Седлистое»,  «Чулпан»?  Тогда  обратитесь  к  « Топонимическому  словарю  Астраханской  области».  Эта  брошюра  посвящена  интересной  и  недостаточно  исследованной  теме  происхождения  географических названий  Астраханской  области.

       -  В  «Очерках  исследователей  Астраханского  края»  вы  найдете  описание  свадебных  и  новогодних  обрядов,  поверия,  легенды,  предания,  записанные  со  слов  жителей  нашей  области.

      -  Уникальное  издание  «Ловецкий  словарь» Э.В. Копыловой.  В  него  вошло  свыше  полутора  тысячи   слов  и  словосочетаний,  значительная  часть  которых  не  известна  русским  словарям.  Эта  книга- документ  из  истории  рыбного  промысла  Волги  и  Каспия.

     -  « Природа  и  история  Астраханского  края».  Книга  содержит  описание природных  особенностей  и  исторических  событий  Астраханского  края  с  древнейших  времен  до  наших  дней.

    -  Авторами  альбома  «Дельта»   являются  пытливые  исследователи-биологи,  которых  волнует  судьба  дельты  реки  Волги.

     -«Здесь  Родины  моей  начало».  А  эта  замечательная  книга  посвящена  истории  нашего  родного  Икрянинского  района,  его  зарождению  и  развитию.  В  издание  вошли  рассказы  обо  всех  селах  и    почетных  жителях  нашего  района.

8.  ИТОГ  ЗАНЯТИЯ.  РЕФЛЕКСИЯ.

      УЧИТЕЛЬ:  -  Скажите  же,  ребята,  для  чего  люди  занимаются  исследовательской  деятельностью,  зачем  отправляются  в  экспедиции,  собирают  старинные  предания,  традиции,  обряды,  песни?

Это  ведь  огромный  труд!  Ради  чего  все  это?

      УЧАЩИЕСЯ:  -Ради  будущих  поколений.  Мы  должны  сохранить  свою  культуру,  самобытность.

      УЧИТЕЛЬ:  -  Конечно,  ребята, мы  должны  помнить  о  своих  корнях.  Человек  без  прошлого  не  может  идти  в  будущее.  « Культура  есть  память»,- сказал  Ю.Лотман.  Будьте  внимательны   ко  всему,  что  видите  и  слышите  вокруг. Записывайте  истории  ваших  бабушек  и  дедушек,  пока  это  возможно.  

      Наше  сегодняшнее  занятие  я  хочу закончить  стихотворением,  которое  написала  сама:

( учитель  читает  на  фоне  презентации «Астраханские  пейзажи»)

Астрахань,  я  пою  тебе  честь,

Ведь  величий  твоих не  счесть:

Где  найдется  еще  река

Величавей,  чем  Волга-мать?

Мне  вовек  такой  не  сыскать…

Где  найдется  еще  земля

Благодатнее,  чем  твоя?

Нет  на  свете  таких  камышей

И  бескрайних  просторов  степей.

Не  найдешь  ты,   ищи - не  ищи,

Неба  нашего  голубей,

Солнца  жарче,  чем  здесь  не  найдешь,

Хоть  всю  землю  сам  обойдешь!

Но  всего  для  меня  ценней

Самобытность  твоих  людей.

Ведь  со  всех  российских  широт

Заселяет  тебя  народ.

Но  смогла  ты  средь  множества  встреч

Каждой  области  речь  сберечь

И  за  сотни  нелегких  лет

Собрала  диалектов  букет. (Завьялова Е.В.)

УЧИТЕЛЬ:  -  А  сейчас  я прошу  вас,  ребята,  выйти  на  середину  класса  и  встать  в  круг.

                        Давайте  обменяемся  мнениями  о  нашем  занятии ( дети  высказываются).

  ПРИЛОЖЕНИЕ. ДИАЛЕКТЫ, СОБРАННЫЕ  УЧАЩИМИСЯ.  

                 ЖИВОТНЫЕ

Чидрик – воробей

Карга -  ворона

Черныш – небольшой  сазанчик

Шеврига – севрюга

Гвоздь – маленький  судачок

Челбаш – небольшой  осетр, весом  до 10кг.

 Чебушонок – мелкий  осетр (5-7 кг)

Жучка – костяная  пластина  осетра

Помадора – помидора

Ежевига – ежевика (ягода)

Капрушка – укроп

Кобль – деревья, стоящие  отдельно

Коблы – деревья  с  обрезанной  верхушкой

Жидавижник – кустарник (научное название- томарикс)

Феник – серебристый  лох

Куга, чапыжник – чакан (научное название – рогоз)

Кундраки – заросли  чакана

Демьянки – баклажаны

Яронки – герань

Шавуш,  – тонкий  плавучий  лед

Шуга  -  лед  со  снегом

Залом – 1) поломанный  на  определенной  высоте старый тростник,        находящийся  над  водой  как  подобие  крыши

               2) крупная  сельдь

Кундраки – заросли  чакана

БЫТОВЫЕ ДИАЛЕКТЫ

Камышанка, чаканка – жилой  дом  из  камыша, обмазанный  глиной

Кулугур – старовер

Рундук – высокий порог, крыльцо

Солтень – навес во дворе

Чалпа – маленькая ложка

Ключ – полка

Шабры – соседи

Шабер – сосед

Подловка – чердак

Шибанова  корова – непутевая, без присмотра

Жарник – подставка для котла

Пучок – лавочка

Бахилы – высокие  кожаные  сапоги

Чунки – короткие  санки

Поршни – обувь  из  свиной  кожи

Бузлуки – приспособление  для  передвижения по  льду

Таши – грузила из кирпичей

Клеянка – клеенка, скатерть  на  стол

Кукла – моток  ниток

Баткак – грязная  вода, жидкий  ил.

Чернистее – ближе к  берегу, мелководье

Мористее -  дальше  от  берега,  глубина

Безмен  -  весы

Урак -  нож  для  скашивания   камыша

ДИАЛЕКТНЫЕ  ГЛАГОЛЫ

Лукнуть – бросить  в  даль

Буровить – говорить ерунду

Балберничать, шалберничать – бездельничать, хулиганить

Очакушить – оглушить

Чапать – грести веслами

Куньдить – хныкать, капризничать, плакать

Тянуть – работать  рыбаком  на  тоне

Чамрить – 1) о погоде: портится, хмурится;

                   2) переливать  суп  или  уху  во  время  варки, чтоб

                       Он  был  вкуснее.    

             

ДИАЛЕКТЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ВРЕМЯ, НАПРАВЛЕНИЕ.

Буденкой – одним днем

Третемник – три дня назад

Давеча, давча – недавно, накануне

Нонче - сегодня

Куды – куда

Туды – туда

сюды – сюда

тама -   там

рон – как  будто, наподобие

Напаче – например

Покамест - пока

РЫБАЦКИЕ  ДИАЛЕКТЫ

Балберка – крупный  поплавок  на  сетях

Бударка – небольшая  лодка

Двойка – вялкная  крупная  вобла( по  две  штуки)

Зюзьга – большой  сачок  для  пересадки  рыбы

Игличка – приспособление  для  чинки  и  вязки сетей

Жаркая  -  летний  ход  осетра

Каплер – большая  зюзьга

Кулас – рыбацкая  плоскодонная  легкая  лодка

Плесток, махалка – хвост  рыбы

Сандоль – двурогие  железные  вилы  для  боя  рыбы

Сушка – сушеная  рыба

Чалка – десять  штук  рыбин  в  одной  связке

«Взять  на  котел» - неопределенный  объем  рыбы, отобранный  от  общей  добычи  одному  рыбаку

Оханья – сеть  с  крупной  ячеей  для  ловли  осетровой  рыбы

Лость – тонкая  рейка, которой  «зашивают  щели  в  куласах»

Костереж – молодняк  осетровых  рыб

Чамра – неожиданный  шквалистый  ветер

Путина – сезонный  вылов  рыбы

Прорезь – судно  для  транспортировки  живой  рыбы

   

           

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалекты села Чикой

Одной из главных задач  работы является составление сборника «Диалектные слова села Чикой». Это задача ориентирована на составление сборника, имеющего огромную научную, практическую и культурно-и...

Социально-значимый проект Создание словаря диалектов села Георгиевка

Проект создан на основе исследовательской работы "Диалекты села Георгиевка"...

Программа внеурочной деятельности "Занимательное языкознание" 5 класс

Рабочая программадополнительного образования«Занимательное языкознание»филологической направленности...

Исследовательский проект по русскому языку   «Диалекты моего села»

Сбор диалектных слов с целью изучения истории села и составления словаря "Диалекты моего села". Этот материал поможет для успешного изучения темы "Лексический состав" и повысит уровень лексического за...

Словарь диалектов села Розгребли

Словарь диалектных слов моего села...

Проект по русскому языку на тему: "Диалекты моего села"

Проект по русскому языку на тему: "Диалекты моего села"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ» ДЛЯ 6 КЛАССА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное языкознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие р...