"Новый Год на пороге"
классный час по теме

Цель внеклассного занятия расширение представлений учащихся о традициях празднования Нового года в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_god_na_poroge.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

на тему:

«Новый Год на пороге».

Подготовила воспитатель

МОУ «Волоколамская школа-интернат»:

Амелина Олеся Петровна.

Волоколамск, 2010 год.

Тема: «Новый год на пороге».

Цель:

Расширение представлений учащихся о традициях празднования Нового года в России.

Образовательные задачи: 

  • познакомить с историей возникновения праздника и традиции наряжать ели;
  • научить самостоятельно составлять новогодние поздравления;
  • обучить новым способом украшать новогоднюю игрушку.

 Развивающие задачи: 

  • совершенствовать коммуникативные навыки ( умения общаться, договариваться и взаимодействовать друг с другом);
  • развивать  творческое воображение и художественно-эстетический вкус.

Воспитательные задачи: 

  • формировать позитивное отношение к культурным традициям своего народа.

 

Оборудование: презентация, елка, выставка старинных игрушек, театральный костюм, новогодние игрушки.

Раздаточный материал: буклеты, конверты с деталями для аппликации, коробки с новогодними шарами и деталями для украшения, карандаши, клей-карандаш.

План

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей.
  3. Изучение нового материала

3.1 Дед Мороз

а)  Деды Морозы разных стран.

б) Работа со стрелочным тестом « Деды Морозы» в буклетах.

в) Аппликация в буклетах «Российский Дед Мороз».

  1.   История украшения елки. (5 минут)

а)  История украшения ели

б)  Украшение новогодней игрушки (5 минут)

3.3. Подарок и поздравление.

  1. Д/З
  2. Подведение итога

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(1 слайд)

- Здравствуйте.

- Меня зовут Олеся Петровна.

- Ребята, давайте вместе с вами создадим в нашем классе атмосферу праздника. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем, добром

 (звук на 1 слайде)

(звучит спокойная новогодняя музыка)

- Спасибо, садитесь.

- Сейчас я попробую угадать ваши мысли.

 (Учитель берет в руки волшебную звезду, касается слегка плеча 2 – 3 учеников)

- Вы подумали о любимой мамочке, о своих друзьях,  сладостях… О подарках?!

- Я угадала?

- О чем вы еще подумали? (ответы детей)

  1. Постановка темы и целей.

- Тема нашего занятия «Новый год на пороге…»

- Сегодня вы узнаете много нового и интересного о традициях этого праздника.

  1. Изучение нового материала

3.1 Дед Мороз

а)  Деды Морозы разных стран.

- Ни одного новогоднего праздника не обходится без Деда Мороза.

- Многие удивляются: как это Дед Мороз все успевает в новогоднюю ночь? Мир- то большой, в нем столько стран и в каждой стране столько детей, и всех надо поздравить…

- Во-первых, Дед Мороз на свете не один, их много. Целая семья! И зовут Дедов Морозов по-разному.

- В Америке – Санта Клаус. Одет в короткую красно-белую шубу, на голове смешной колпачок с помпоном, на ногах сапоги.

В дом он проникает через трубу камина, заходит в комнату и оставляет подарки детям в башмачках. Передвигается Санта в санях, запряженных северными оленями.

- Во Франции –  Пер Ноэль. Внешне очень похож на Санту, только в очках.  Пер Ноэль приносит подарки детям в корзине и складывает их в красные носки, которые дети подвешивают к камину.

- В Великобритании  Деда Мороза называют Папаша Рождество. Он носит мантию, украшенную побегами плюща.

- Для того чтобы получить подарок, дети пишут письмо со списком того, что они хотели бы увидеть в Рождество, и бросают в камин. По дыму из трубы Папаша Рождество определял, в каком доме ждут те или иные подарки.

- В Чехии –  Дед Микулаш. Внешне похож на российского Деда Мороза, вот только на голове конусообразный колпак с изображением креста, а на конце посоха спираль. Подарки он приносит в заплечном коробе. Хорошим детям Дед Микулаш дарит сладости, а непослушным и капризным подбрасывает куски угля.

- В Италии в Новогоднюю ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, наполняет подарками детские чулки, подвешенные к камину. Но тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы.

б) Работа со стрелочным тестом « Деды Морозы» в буклетах.

- Ребята. Я хочу проверить внимательно ли вы меня слушали?

- Перед каждым буклет. На 2-ой стр. выполните стрелочный тест. Соедините стрелками Дедов Морозов с их страной.

- Проверим.

- Санта – Клаус живет в … ? (В Америке)

-  Дальше.

- Молодцы!

в) Аппликация в буклетах «Российский Дед Мороз».

- А теперь отправимся в Россию.

- Нашего Деда Мороза вы соберете сами. Достаньте детали из конверта. Из них соберите Деда Мороза, а потом приклейте его на 3-ей стр.

- А к доске пойдет собирать Деда Мороза … Екатерина Зеновьевна.

- Внешний облик русского Деда Мороза известен всем.

- Что вы можете рассказать о Дедушке Морозе? (Ответы детей)

(Это высокий старик с длинной бородой, которая иногда доходит ему до колен. Одет Дед Мороз в красную шубу, на ногах - валенки, в руке держит посох, за плечами - мешок с подарками.)

- Посох у Деда Мороза волшебный - им он может заморозить все вокруг, даже животных и людей.

- Кто знает, когда у Деда Мороза день рождения?

- В нашей стране отмечают день рождение Деда Мороза 18 ноября. Именно в этот день на его родине, в городе Великий Устюг, наступает настоящая зима.

- Какой подарок получил Дед Мороз в этом году на День Рождения?

- Деду Морозу подарили ДЖПС навигатор – маленькое устройство размером с мобильный телефон, которое встраивается в посох. Благодаря этому устройству с 26 декабря можно отследить путь Деда Мороза через интернет, и быть всегда в курсе, где он находится.

Физминутка.

- Ребята, давайте отдохнем.

- А поможет нам провести физминутку друг Деда Мороза – Снеговик.

-  Встаньте. (физминутка)

- Молодцы.

  1. История украшения елки. (5 минут)

а)  История украшения ели

-  Дед Мороз уже появился у нас в классе!

- А сейчас послушайте, как появился новогодний обычай наряжать ель в России.  

Оказывается, в России до Петра 1 Новый год отмечали дважды в год. 1 марта, и  1 сентября. Такое раздвоение праздника было неудобно, поэтому, 20 декабря  1699 года Пётр 1 принял указ:

- Его нам зачитает…, Миша?

(Выходит ученик, одевает накидку и читает Указ)

«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять – на санках с гор катать».

- Что вы узнали из указа Петра 1? (ответы детей)

- Первыми игрушками на елке были картофель из огорода, который серебрили и золотили и свежие яблоки.

- Только потом появились игрушки.

- Обратите внимание на выставку старинных новогодних игрушек.

- Какие необычные игрушки вы на ней увидели? (шары, маленькие зайчата,  неуклюжие медвежата, фонарики и звёзды)

- Их делали из пенопласта, стекла, даже использовали фольгу.

- Современные игрушки делают на фабриках новогодних игрушек, например в г. Клин. Побывав там, вы узнаете об истории создания новогодней игрушки, и вас научат расписывать игрушки гуашью.

- А почему именно елка стала символом Нового года, вы сейчас послушаете.

- Тишина ребята…

(звукопрезентация)

- Именно отсюда появилась традиция украшать макушку ели звездой.

- Что нового вы узнали из рассказа? (ответы детей)

- Расскажет …

б)  Украшение новогодней игрушки (5 минут)

В городе Клин вас научат расписывать игрушки гуашью, на уроках труда вы делаете игрушки из бумаги картона.

- Я научу вас украшать игрушку другим способом.

- Посмотрите… Можно украсить игрушку бантиком, ленточкой, цветочками, кисточками, бусами и бисером.

- Откройте коробку и достаньте шар и детали для его оформления.

- Работать будем в парах. (пауза)

- Посмотрите внимательно, как нужно приклеивать детали. Прикреплять будем при помощи двухстороннего скотча. (показ) + (пауза)

- Во время работы, помогайте друг другу: один игрушку будет держать, а другой приклеивать детали, оформление придумывайте вместе. Оно должно быть аккуратным и правильно размещено на игрушке.

(работа детей)

- Посмотрите, какая красивая получилась у вас елочка. При изготовлении игрушки вы вложили частичку своей души. И елочка ожила.

3.3. Подарок и поздравление.

- Посмотрите, Дед Мороз под елкой оставил для вас подарок. А что в коробке вы посмотрите после занятия.

- Ребята, что принято дарить на Новый год? (сладости, игрушки…)

-  Однако одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято обращаться. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением.

1. Обращение

______________

2. Пожелание

______________________

______________________

_______________________

3. Автор

- Поздравление должно состоять из обращения и пожелания. Если это письменное поздравление, то нужно указать кто его автор.

- Кого мы можем поздравить с Новым годом? (Родителей, учителей , друзей)

- Какими словами мы обратимся к родителям и близким: маме, бабушке? (Милая, родная, любимая)

- Как к учителю? (Уважаемая)

- А как мы обратимся к другу? (ответы детей)

- Ребята, к другу можно обратиться просто по имени.

- Пожелания должны быть добрыми и искренними, содержать теплые слова, которые приятно будет услышать родным и близким.

- Давайте потренируемся

- Мне нужны 3 человека, которые могут самостоятельно составить поздравления:

- А пока ребята готовятся, откройте буклеты на 4-ой стр. и прочитайте уже готовые пожелания.

- Кто хочет начать первым?

1. Милая Мамочка!

Поздравляю тебя с Новым Годом!

Желаю …

- Что еще можно пожелать маме? (Ответы детей)

- Кто может зачитать готовое пожелание из буклета, которое подойдет маме? (ответ)

2. Уважаемая Екатерина Зеновьевна!

Поздравляю Вас с Новым Годом!

Желаю …

- Что еще можно пожелать учителю? (Ответы детей)

- Кто может зачитать готовое пожелание из буклета, которое подойдет маме? (ответ)

3. Артем!

Поздравляю тебя с Новым Годом!

Желаю …

- Что еще можно пожелать другу? (ответы детей)

- Дополните из буклета.

- Вы научились правильно составлять поздравление.

- Конечно, желательно самостоятельно составить поздравление, но если вы затрудняетесь, воспользуйтесь готовыми пожеланиями. Их вы можете найти в вашем буклете, в старых открытках, в специальных книгах.

  1. Д/З

- Ребята на последних страницах вашего буклета еще 2 задания, которые вы сделаете дома.

  1. Подведение итога

- Ребята, что нового узнали и чему научились на занятии? (Ответы детей)

- Достаточно.

(Видеофильм)

-  Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

- Новый – значит, такой, какого не было раньше.

- Дорогие ребята, верьте всегда в сказку, в волшебство, загадывайте желания и пусть они в  новом году непременно сбудутся!

- Занятие закончено, спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "На пороге Новый год"

Сценарий мероприятия в школе для детей с нарушением слуха....

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Европа на пороге Нового времени"

Презентация к уроку "Европа на пороге Нового времени"Курс "Новая история. 7 класс"Учебник А.А. Данилов "Всеобщая история"...

Презентация по истории. 11 класс.Освободительное движение в странах Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.

Презентация может быть использована на уроках истории в 11 классе по учебнику базового уровня авторов А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20- начале 21 века....

Родительская конференция «На пороге нового социального статуса»

В данной статье излагается материал, предоставленный на родительской конференции, которая проводится  каждый год в нашем дошкольном учреждении для родителей старших дошкольников. Цель к...

Краткосрочный творческий проект для детей с нарушением интеллекта "Новый год на пороге"

Тип проекта: творческо-информационныйВид проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: педагоги класса: учитель, воспитатели, обучающиеся класса, родители обучающихся, учитель музыки.Актуальност...

Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)

Презентация Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)...