Тематический классный час "Ненормативная лексика"
классный час (9,10,11 класс) на тему

Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_-_nenormativnaya_leksika.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Название мероприятия: " Поговорим о культуре речи".

Тема мероприятия: "Ненормативная лексика".

Направление деятельности: нравстенно-этическое.

Форма проведения:  диспут.

Цель мероприятия:

сформировать негативное отношение к ненормативной лексике.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием "ненормативная лексика" и основными требованиями к культуре речи;
  2. установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;
  3. формировать культуру речевого общения.

 

План проведения:

1. Доклад:        

  1. происхождение ненормативной лексики;
  2. использование её в искусстве  и СМИ;
  3.  влияние "дурного слова" на живые организмы;
  4. ответственность перед законом за нецензурную брань.

2. Диспут: "Можно ли считать воспитанным человека использующего в общении ненормативную лексику?

3. Выводы.

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду.

Что такое сквернословие?

Толковые словари дают следующие определения:

Словарь Ожегова: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Что такое ненормативная лексика?

Брань — это оскорбительные, ругательные слова. Ненормативная (нецензурные выражения) или обсценная лексика (от лат. obscene — непристойный, распутный, безнравственный) -  это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

Мат.

Мат (матерщи́на, ма́терный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Русский мат, насчитывает 6-7 словооснов.

В настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества. В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина, Маяковского и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

Функции употребления ненормативной лексики.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в речи:

  1. повышение эмоциональности речи;
  2. разрядка психологического напряжения;
  3. оскорбление, унижение адресата речи;
  4. демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  5. как средство вербальной агрессии;
  6. как междометие;
  7. демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
  8. демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и т. п.

Происхождение русской обсценной лексики.

Хочется кому-то или нет, но бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка и жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Ругательства — это палка о двух концах. Ими можно оскорбить и рассмешить, спровоцировать конфликт и, напротив, получить психологическую разрядку. Большинство из ныне употребляемых ругательств произошли от слов, которые изначально имели совершенно невинные значения.

 Давно установлено, что русская обсценная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Современные исследователи не рассматривают всерьёз бытующее в русском народе ненаучное представление о том, что обсценная лексика была заимствована русскими из татарского во время татаро-монгольского ига.

Первоначально древнерусский глагол "блядити" значил "ошибаться, заблуждаться, пустословить, лгать". То есть, ежели ты трепал языком наглую ложь (неважно, осознавая это или нет), тебя вполне могли назвать бл…ю, невзирая на пол. Исследователи считают, что истоки слова лежат в праиндоевропейском корне bhla — "дуть".

 В это же самое время в славянских языках есть другое, весьма похожее по звучанию, слово "блудити", которое означало "блуждать". Постепенно словом "блуд" стали определять  и беспорядочную "блуждающую" половую жизнь. Появились слова "блудница", "блудолюбие", "блудилище" (дом разврата). Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. Уже Даниил Заточник в XIII веке писал: "Девиця бо погубляет красу свою …ляднею, а мужество татьбою (т. е. воровством)". Этому способствовала не только схожая фонетика, но и схожесть значений. Гулящая женщина  считалась заблудившейся, сошедшей с истинного пути.  Но уже к XVIII веку это слово употребляется только в значении "распутство", а в 1830-х оно переходит в разряд неприличных, нецензурных. Постепенно, как и многие ругательства, оно приобрело также значение эмоциональной вставки, выражающей глубокую досаду  (в смягченном варианте — всем хорошо известный "блин").

Основные „три кита“ русского мата… этимологически расшифровываются достаточно прилично: праславянское *jebti первоначально значило 'бить, ударять', *huj (родственный слову хвоя) — 'игла хвойного дерева, нечто колкое', *pisьda — 'мочеиспускательный орган.

 «Ключевые термины матерного лексикона» можно распределить  на три группы:

  1. обозначающие мужские и женские половые органы и обозначающие половой акт;
  2. переносящие значение половых органов и полового акта на человека как на предмет называния;
  3. в нарочито огрублённом виде заимствования из «культурной речи».

Исследователи классифицирует русскую бранную лексику по функционально-тематическому принципу, выделяя следующие основные группы:

  1. наименования лиц с подчеркнуто отрицательными характеристиками типа:

глупый, непонятливый человек; подлый, низкий человек; ничтожный человек, ничтожество; проститутка, продажная женщина;

  1. наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова»;
  2. наименования процесса совершения полового акта;
  3. наименования физиологических функций (отправлений);
  4. наименования «результатов» физиологических отправлений.

Указанные группы бранной и обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Национальное своеобразие русского языка состоит не в самом наборе лексики, а в её частотном распределении. Ядро русской матерщины, как отмечают все исследователи, составляет очень частотная «сексуальная» триада: ………. Число производных от данных словообразовательных основ и  используемых для их замены, поистине неисчислимо, ибо они постоянно генерируются живой речью. Чрезвычайно активно эта же триада используется и во фразеологии.

Ненормативная лексика и общество.

 

Жёсткий запрет на публичное употребление обсценной лексики и фразеологии, связанных с запретной темой секса и сексуальной сферы, сложился у восточных славян — предков русских, украинцев, белорусов — ещё в языческую эпоху в качестве прочной традиции народной культуры, и строго поддерживался Православной церковью. Поэтому данное табу обрело для русского народа давнюю традицию, освящённую не одним тысячелетием.

В связи с этим характерны опубликованные информационным агентством «Интерфакс» данные социологического опроса по вопросу об отношении россиян к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, проведённого в июле 2004 Всероссийским центром изучения общественного мнения. Подавляющее большинство россиян (80 %) негативно относится к использованию ненормативной лексики в публичных выступлениях звёзд шоу-бизнеса, в программах и материалах, рассчитанных на массовую аудиторию, считая употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

13 % опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, когда он используется в качестве необходимого художественного средства. И только 3 % полагают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении — это просто ханжество.

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля над печатной сферой (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Использование ненормативной лексики в искусстве и СМИ.

Табуирование обсценной лексики — явление сравнительно позднее: ещё в документах и переписке петровского времени она встречается сравнительно свободно. Однако ко второй половине XVIII века её использование в печатных изданиях перестало быть возможным, и широко использующие обсценную лексику стихотворения Ивана Баркова распространялись исключительно в списках. На протяжении всего XIX века обсценная лексика также оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: нецензурные эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

Первые попытки снять табу с обсценной лексики были предприняты в 1920-е гг. и не носили массового характера; интерес к матерным словам у большинства авторов не был в это время самодовлеющим и увязывался в основном со стремлением свободно говорить о сексуальной сфере.

С 1990-х гг., когда цензурные запреты исчезли, обсценная лексика шире проникает в литературу, используясь в различных функциях. Самая простая из этих функций — реалистическая передача разговорной речи: если в жизни люди матерятся, то было бы странно, если бы в книгах точно такие же люди этого не делали. У некоторых авторов персонажи не злоупотребляют обсценной лексикой (так в книгах Виктора Пелевина она почти всегда присутствует, но в очень небольших количествах), у других речь персонажей изобилует сильными выражениями (так в романах Баяна Ширянова из жизни наркоманов герои, в соответствии с принципом жизненной правды, не стесняются в выражениях). В  сатирическо-комедийных пьесах Леся Подервянского она помогает показать принадлежность героев определённым слоям населения.

Среди пользователей компьютерных сетей распространена замена некоторых букв в матерных словах специальными символами («*!@#$%^&»), например: «это ох#@тельно», «I f*ed up my system» и тогда можно встретить осквернение совершенно безобидных выражений, например «ходовы ~ ~ ~ ~ ки» вместо «ходовые балки».

Что говорит наука о том, как ругань влияет на нас?

Доктор биологических наук, академик Пётр Петрович Гаряев говорит: «Надо помнить, что любое произнесённое слово – волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм».

Несколько лет назад японский учёный Масару Эмото сделал поразительное открытие. Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов, в зависимости от информации, с которой соприкасалась вода, в том числе и произносимых перед ней слов, разительно меняется от безобразной, например, от слов «дурак» и «дьявол» до удивительно красивых: от слов «любовь» и «признательность». Другими словами, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Речь идёт о структурно-информационных свойствах воды – способности воспринимать, запоминать и передавать информацию. Теперь вспомним, что тело человека на 80 % состоит из воды и все биохимические, энергетические, физиологические, обменные процессы в организме происходят в водной среде. И от того, каковы свойства этой среды, зависит в конечном счёте, будет ли организм здоровым или больным.

Другое открытие, сделанное екатеринбургским учёным. Геннадий Чеурин 20 лет потратил на изучение силы бранных слов. Он утверждает, что скверные слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя всё живое». Гипотезу Г. Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ. В тиши лабораторий исследователи целый год матерились и читали молитвы. Доказать теорию удалось! Зёрна, политые водой, которую ругали «трехэтажной» бранью, проросли лишь на 49 %. Вода, заряженная «вялым» руганью, показала результат получше – 53 % проросшей пшеницы. Затем учёные полили зёрна водой, над которой читали молитвы. И она проросла на 96 %. Таким образом, исследования подтвердили народную мудрость, известную всем дачникам: не сквернословить при посадке, иначе урожая не будет.

Слово – это колебания звука. Наукой доказано, что наши слова вызывают колебания воздуха, которые по сути не прекращаются. Звук перемещается со скоростью 1200 км/ч. С течением времени они затухают, но если бы возможно было установить сверхчуствительные аппараты, то на другом конце земного шара можно было бы через несколько часов услышать то, что мы говорим с вами сейчас. Если так разобраться, то наша земля окутана колебаниями звука от слов, которые когда-то говорил тот или иной человек. Человек уже давно умер, а его слова витают в пространстве.

 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Евангелие от Матфея.). Все наши слова витают вокруг планеты и даже не надо свидетелей – наши слова будут свидетельствовать за или против нас.

Со скверными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время, как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться руганью.

В 1949 году трое ученых – Ферми, Паста и Улам исследуя молекулу ДНК, заметили, что она обладает удивительным свойством хранить полученную информацию. Их исследования выявили, что воздействие брани было равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген, при котором рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Следовательно, грубыми, злыми словами можно не только разрушить здоровье и вызвать болезнь человека и негативно воздействовать на все окружающее.

 Ответственность за нецензурную брань.

Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Тематическое планирование кружка "Лексика и культура речи" (5-6 классы)

Предлагаю тематическое планирование кружка "Лексика и культура речи". Материалы можно использовать  в 5-6 классах....

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

Разработка тематического классного часа, посвящённого празднованию Дня науки, познакомит учащихся с историей его возникновения в России, будет способствовать расширению кругозора путём популяризации з...

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей

Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

Тематическая подборка английской лексики

Тематическая подборка английской лексики...