Внеклассное мероприятие «Страницы истории»
методическая разработка (7 класс) по теме

Родина. Отечество. Родной край. Слова дорогие любому человеку в любом уголке земли. Неодинаково звучат они на различных языках, но смысл их один, и он понятен всем. Родину мы часто с гордостью и любовью называем «Родина – мать». А почему? Да потому, что, как и мать, её не выбирают. Родину получают в наследство. Она с нами всегда, за нее отдают жизнь. Отечество – место, где мы родились и провели детство. Мы любим его, с душевной теплотой рассказываем о нем, выражая глубокую привязанность ко всему тому, что в сердце храниться как самое близкое и дорогое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Страницы истории»

   Ведущий: Родина. Отечество. Родной край. Слова дорогие любому человеку в любом уголке земли. Неодинаково звучат они на различных языках, но смысл их один, и он понятен всем. Родину мы часто с гордостью и любовью называем «Родина – мать». А почему? Да потому, что, как и мать, её не выбирают. Родину получают в наследство. Она с нами всегда, за нее отдают жизнь. Отечество – место, где мы родились и провели детство. Мы любим его, с душевной теплотой рассказываем о нем, выражая глубокую привязанность ко всему тому, что в сердце храниться как самое близкое и дорогое.

   Дорогие ребята! Мы приглашает вас принять участие в игре. Все вопросы и ответы – лишь небольшие штрихи к событиям из прошлого нашей страны. Нам есть что помнить и ценить, чем гордиться и дорожить.

Конкурс «Этнографическое лото».

   Дети по очереди вытаскивают из мешка бочонки с номерами, ведущий зачитывает вопрос. Команда, давшая правильный ответ получает жетон.

   Вопросы:

1. Праздничный тверской ковш с конскими головами (конюх)

2. Передача из  поколения в поколения обычаев, навыков, правил (традиция)

3. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. (оберег)

4. Узор или… (орнамент)

5.Ткатский стан (красно)

6. Предмет для глаженья белья, деревянный утюг (рубель)

7. Народный умелец (мастер)

8. Что такое сыта? (разбавленный водой мед)

9 Что с собой брали в новую, только построенную баню? (Хлеб)

10. Другое название полотенца (рушник)

11. Где раньше продавали сахар или чай? (В аптеке)

12. Как называют человека делающего изделия из глины (гончар)  

13. Нарядная вышитая скатерть (столешник)

14. Название деревянного ковша (скобарь)

15. Батог  - что это? (Палка)

Знание терминов.

1. Народное собрание на Руси (Вече).

2. Титул главы Русской православной церкви (Митрополит).

3. Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу (Патриотизм).

4. Особый порядок управления страной при Иване VI Грозном (Опричнина).

5. Крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест, как на мануфактуры, так  и на сельскохозяйственные работы (Отходники).

6. Условия, которые подписала Анна Иоанновна (Кондиции).

7. Особо тяжелый вид наказания, предполагавший лишения свободы со строгим режимом содержания и привлечением к тяжелому физическому труду (Каторга).

8. Он получил прозвище за скопидомство и богатство:  еще его называли кашель с деньгами (Иван Колита).

9. Денежный сбор с крестьян при уходе вот феодала в Юрьев день (Пожилое).

10. Высший совещательный орган при великом князе (Боярская дума).

11. Владелец поместья – поместья (помещик)

«Умники и умницы»

Конкурс русского языка.

1.Команда: С(а,о)м(а,о)д(и,е)ржав(и,е) – м(о,а)нархическая форма пр(о,а)вления в России, (о,а)снова(н,нн)ая на сильной, почти (не) огр(а,о)ниче(н,нн)ой власти царя.

2.Крманда: (А,О)бс(о,а)лютизм – форма фе(о,а)дального государства, при которой м(а,о)нарху пр(и,е)надлежит (не)(о,а)раниче(нн,н)ая в(и,е)рховная власть.

 «Москва. Московский Кремль»

  1-й чтец. Здравствуй, Столица! Здравствуй, Москва!

                  Здравствуй, московское небо!

                  В сердце у каждого эти слова -

                  Как далеко бы он ни был.

  2-й чтец. Мы с детства запомнили эти слова,

                   И нету прекрасней и проще

                   Для города имени – город Москва.

                   Для площади – Красная площадь

  3-й чтец.  На свете немало других площадей,

                    Героев на свете немало,

                    Но сколько здесь было отважных людей,

                    Пожалуй, нигде не бывало.

   4-й чтец   Кто в море уходит, кто в космос летит,

                    Маршрут, пролагая опасный,

                    Но каждый считает началом пути

                    Прогулку по площади Красной.

Вопросы:

1. В каком году в Летописи впервые упоминается о Москве? (В 1147г)

2.Что появилось первоначально на месте современного города? (Крепость, названная потом Кремлем)

3. С именем, какого князя связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукого)

4. Почему в старину Москву называли белокаменной? (Построена была из белого камня)

5. Какая площадь в Москве самая древняя? (Соборная)

6. Где она находится? (в центре Кремля)

7. Сколько башен в Московском Кремле? (Двадцать)

8. Какая площадь в Москве самая главная? (Красная площадь)

9. Какому русскому поэту 6 июня 1880г. в центре Москвы был открыт памятник? (А.С.Пушкину)

10. О каком храме идет речь в стихотворении?

« А еще в воспоминанье о победе над Казанью

Двум умелым мастерам царь велел построить храм».

(О храме Василия Блаженного)

12. Что за памятник находится на Красной площади рядом с Покровским собором? (памятник К.Минину и Д. Пожарскому)

13. Кто изображен на гербе Москвы? (Всадник – Георгий Победоносец, поражающий копьем змея)

14. Что символизирует это изображение? (Победу русских дружин над Золотой Ордой)

15. В какой стране пять городов имеют название «Москва»? (В США)

16. Кто жил в древних палатах московского кремля? (Царская семья)

17. Что находится на Спасской башне? (Кремлевские куранты)

18. Какой район Москвы напоминает своим названием царскую забаву на Руси? (Сокольники)

19. Что же это за царская забава (Соколиная охота)

Конкурс «О ком идет речь?»

1. Сын князя, родственник царя; проявил полководческий талант при разгроме восстания И.И. Болотникова, войска Лжедмитрия II в поволжских городах, снял осаду Троице – Сергиева монастыря, в марте 1610г. освободил Москву от осады войсками самозванца. Скоропостижно умер, и ходили слухи, что был отравлен. О ком идет речь?  

2. Сын крестьянина; завел отряд поляков в дремучий лес и был ими убит. Царь наградил

его потомков – освободил от всех повинностей и податей; в Костроме ему поставлен памятник, ему посвящена опера Глинки «Жизнь за царя». О ком идет речь?

3. Земский собор в 1613г. Около двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового царя. Сразу же были отклонены кандидатуры иностранцев. После жарких споров царем был избран 16-летний сын Тушинского патриарха Филарета. О ком идет речь?

1.  В манифесте императора Александра I

Обещаю «управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы» (Екатерины Великой)                                                                                

2. Писатель, историк. Историограф Александра I. Автор «Истории государства Российского». Отстаивал идею необходимости и блага для России самодержавия. Был противником проводимых в стране преобразований (Н.М. Карамзине)                                                                              

3. Отказавшись от принятия монашества, перешел на государственную службу. По воле императора Павла I сразу получил чин IХ ранга и личное дворянство. За четыре года тридцатилетний чиновник министерства внутренних дел становится действительным тайным советником IV класса (другие не дворяне на это тратили до 25 лет). С 1807. – статс-секретарь Александра I. Наполеон считал, что этот человек – единственно светлая голова в России».  (М.М. Сперанский)

4. Писатель, философ. Внебрачный сын знатного московского барина И.А. Яковлева. Окончил Московский университет, где возглавлял революционный кружок. Был неоднократно в ссылке (Пермь, Вятка, Новгород). Печатался под псевдонимом Искандер. С 1847г. Жил в эмиграции. Остро критиковал крепостнический строй, разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества (А.И. Герцен)                                                                                                            

5. Молодая революционерка в 1878г. Стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего незаконно высечь розгами политзаключенного. Однако она была оправдана судом присяжных (Вера Ивановна Засулич).                                                        

  1. В.О. Ключевский писал о ней: «Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца» (Елизавета Петровна)
  2. По мнению историка В.О.Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица…немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении»

(Анна Иоанновна).

  1. «… Самое неприятное из всего неприятного, что оставила после себя императрица Елизавета…- на русском престоле стал верноподданный прусским министрам. Перед возмущенным чувством национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины… Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к военному перевороту».  (Петр III)
  2. «Рослая и тучная, с лицом мужским, нежели женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве среди дипломатических козней и придворных приключений в Курляндии, имея уже тридцать семь лет, принесла в императорский дворец нравы своей жестокой матери и вкусы любовника – фаворита». (Анна Иоанновна)
  3. «… была просто умна и ничего более, если столь это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и вовремя не колол глаз другим. У нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватывать и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решения…»  

(Екатерина II)

«О чем идет речь?»

  1. «_________ соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интересов, и Россия сделалась младшим партнером Наполеона в его попытке покорить Великобританию».
  2.  «самое страшное из моих сражений … французы в нем показали себя достойными одержать побед, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
  3. Современники называли это событие «19 февраля 1861 года в русской армии».
  4.  «Это первое собрание, - пишет современник, - поразило меня, во многих отношениях: гласные из крестьян, наши вчерашние крепостные люди, сели меж нами так просто и бесцеремонно, как будто век так сидели; они слушали нас с большим вниманием, спрашивали объяснения насчет того, что не понимали, и соглашались с нами со смыслом».  
  5. Революционная народническая организация, основана в Санкт - Петербурге. Организаторы: М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, А.Д. Оболешев, Г.В. Плеханов и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, установление республики, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселение в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции, индивидуальный террор. Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу организации.
  6. «Скобелев тут же … ободряет одних, понукает других…

- Невозможный переход!... – обратился к нему кто-то.

- Тем лучше, что невозможный! – отвечал он.

- Почему?

- А потому, что турки не ждут нас отсюда».

(о переходе русской армии через Балканские горы зимой 1877- 1878гг.).

Конкурс «Знаешь ли ты старинные слова?»

1. Что такое снедь?

-сбруя

-еда

-снасть рыболовная

2. батог – что это?

-охапка

-палка

-ткань

3. Как называют человека, делающего изделия из глины?

-ратай

-гончар

-бахар

4. Что такое танок?

-крыша

-хоровод

-одежда

Укажите принцип образования ряда.

  1. П. Строганов, Н. Новосильцев, А. Чарторыйский, В. Кочубей.        

(члены «Негласного комитета»).

  1. И.В. Гудович, А.П. Тормасов, П.С. Котляровский.

(командующие русской армии в войне с Ираном).

  1. Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина.

(герои – партизаны войны 1812г).

  1. «Союз спасения», «Общество истинных и верных сынов Отечества», «Союз благоденствия».

(тайные декабристские организации).

  1. М.П. Бестужев – Рюмин, П.Г. Каховский, С.И. Муравьев – Апостол, П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев.

(казненные декабристы).

     7. Братья Аксаковы, Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.

(теоретики славянофильства).

      8.    Православие, самодержавие, народность.

(Основы русской жизни (в отличие от Запада) по теории С.С. Уварова).

Данное задание будет способствовать развитию информационной компетенции, развивать историческое мышление.

Головоломка

«Прозвища великих князей и царей»

  1. Младший брат Александра Невского Михаил Московский (1247-1248) изгнал своего дядю Святослава – Гавриила из Владимира (1248), за что и получил прозвище….. (Храбрый).
  2. Великий князь Иоанн I Данилович (1328-1340) всегда носил с собой кошель на поясе, наполненный деньгами, оделяя нищих и убогих. По названию этого кошеля – прозвище….. (Калита).
  3. Великий князь ИоаннII Иоаннович (1353-1359) получил прозвище за свою внешность… (Красный)
  4. Великий князь Симеон (Семен) Ионович (1340-1353) прозван за то, что правил твердой рукой и первым именовал себя великим князем всея Руси…  (Гордый)
  5. Великий князь Владимир II Всеволодович (1113-1125) получил прозвище в честь своего деда по матери – греческого царя Константина… (Мономах)
  6. Великий князь Дмитрий Иоаннович (1363-1389), разгромивший ордынцев на поле Куликовом в 1380г., получив за эту победу прозвище…  (Донской)
  7. Царь ПетрI Алексеевич (1696-1725), внесший огромный вклад в преобразование России, получивший прозвище   (Великий)
  8. Князя Суздальского, а потом великого князя Киевского Георгия I или Юрия Владимировича, прозвали так за неуемную жажду власти, за стремление к первенству во всем, за экономическое, политическое, культурное объединение огромного российского края… (Долгорукий).
  9. Князь Александр Ярославич, разгромивший шведов на берегу реки Невы 1240г, был наименован…  (Невским).

10.  Великий князь Иоанн IV Васильевич, получил прозвище за жестокость и тиранство…  (Грозный)

  1. Великий князь Ярослав I свое прозвище заслужил созидательными делами, взвешенной политикой, умилением народов, населявших наше государство. (Мудрый).

«Родственные связи».

  1. Великий князь Василий I, Василию II  и Василию III?
  2. Великий князь Иван II  Ивану III?
  3.  Иван V Ивану VI?
  4. Великий князь Александр Невский  Дмитрию Донскому?
  5. Александр I  Николаю I?
  6. Николай I  Николаю II?
  7. Великий князь Иван III  Васильевич  царю Ивану IV Грозному?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

Внеклассное мероприятие "Страницы мужества и славы" (литература + история)

Мероприятие посвящено 200-летию Отечественной войны 1812г....

Внеклассное мероприятие по истории " Бабий Яр - кровавая страница Холокоста"

Данное мероприятия проводится 27 января в день памяти жерт Холокоста. Оно рассказывает о событиях , которые происходили на Украине в сентябре 1941 года., знакомит с новыми понятиями - геноцид антисеми...

Внеклассное мероприятие "Страницы истории" для учащихся 8-9 классов.

Командная игра, в ходе которой нужно вспомнить имена исторических личностей, события и факты отечественной истории....

Внеклассное мероприятие «Страниц и дней перебирая даты»

Формирование представления о месте и значении XX века в истории; развитие умений учащихся оценивать деятельность людей и влияние событий на ход истории; формирование исторического сознания....

Внеклассное мероприятие «Страниц и дней перебирая даты» (презентация)

Мы все из XX века,Из времени бед и побед, Где каждая жизнь – словно вехаДля тех, кто отправится вслед....