Проект "Форпост"
материал (8 класс) на тему

 

Актуальность проекта

 

Девиантное поведение, трудный ребенок, дезадаптация – эти слова становятся, к сожалению, все более актуальными последнее время. Все чаще сталкиваемся мы с проявлениями отклоняющегося поведения школьников, обусловленных негативным влиянием окружающей социальной среды, средств массовой информации, изменившимися нравственными ценностями современного общества и социально-экономическим неблагополучием, снижением воспитательных воздействий.

И поэтому встал вопрос: «Как помочь подросткам «уйти с улицы» и отдать предпочтение занятиям, которые бы могут позитивно влиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.

Реально решить  эту проблему и помочь подростку в становлении позиции личности поможет решить  участие его в общем деле. Главная идея - включение подростка в коллективное дело в формах интересных как учителю, так и ребятам; значимость умений или просто действий подростка. Чаще всего оказывается невозможным (особенно на первых порах) «протянуть» такого школьника через всю цепочку коллективно-творческого дела. Более адекватным является втягивание его в общее дело уже по ходу его проведения в особой, индивидуальной, заметной роли (пусть не очень значимой для самого дела, незаметной). Чрезвычайно важна поддерживающая позиция педагога и особенно ребят на коллективном анализе. Педагогу необходимо понимать, что цель такой работы - не само участие «трудного подростка» в общем деле, а рост взаимного доверия между ребятами и этим подростком, а также между ним и учителем

Общая стратегия в работе с такими группами ребят - ценностный диалог как открытое сравнение позиций этих и других ребят, а также учителя. Только перевод группы или хотя бы лидеров на ценностный уровень, на осознание и защиту своей позиции позволяет организовать с ними конструктивный диалог.

 «Каждое дело – творчески! А иначе – зачем?» - гласит один из законов коммунарской методики. Коммунарство как педагогическая система, как никакая другая, на наш взгляд, полностью соответствует задаче полноценного развития личностного начала подростков.

Исходя из проблемы, мы назвали наш проект «Форпост». Форпост – это передовой отряд. Вот мы и предлагаем нашим «трудным» подросткам направить своё неизрасходованное креативное положительное умение реализовать в работе «Форпоста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forpost.doc106 КБ
Microsoft Office document icon forpost.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Девиантное поведение, трудный ребенок, дезадаптация – эти слова становятся, к сожалению, все более актуальными последнее время. Все чаще сталкиваемся мы с проявлениями отклоняющегося поведения школьников, обусловленных негативным влиянием окружающей социальной среды, средств массовой информации, изменившимися нравственными ценностями современного общества и социально-экономическим неблагополучием, снижением воспитательных воздействий.

И поэтому встал вопрос: «Как помочь подросткам «уйти с улицы» и отдать предпочтение занятиям, которые бы могут позитивно влиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.

Реально решить  эту проблему и помочь подростку в становлении позиции личности поможет решить  участие его в общем деле. Главная идея - включение подростка в коллективное дело в формах интересных как учителю, так и ребятам; значимость умений или просто действий подростка. Чаще всего оказывается невозможным (особенно на первых порах) «протянуть» такого школьника через всю цепочку коллективно-творческого дела. Более адекватным является втягивание его в общее дело уже по ходу его проведения в особой, индивидуальной, заметной роли (пусть не очень значимой для самого дела, незаметной). Чрезвычайно важна поддерживающая позиция педагога и особенно ребят на коллективном анализе. Педагогу необходимо понимать, что цель такой работы - не само участие «трудного подростка» в общем деле, а рост взаимного доверия между ребятами и этим подростком, а также между ним и учителем

Общая стратегия в работе с такими группами ребят - ценностный диалог как открытое сравнение позиций этих и других ребят, а также учителя. Только перевод группы или хотя бы лидеров на ценностный уровень, на осознание и защиту своей позиции позволяет организовать с ними конструктивный диалог.

 «Каждое дело – творчески! А иначе – зачем?» - гласит один из законов коммунарской методики. Коммунарство как педагогическая система, как никакая другая, на наш взгляд, полностью соответствует задаче полноценного развития личностного начала подростков.

Исходя из проблемы, мы назвали наш проект «Форпост». Форпост – это передовой отряд. Вот мы и предлагаем нашим «трудным» подросткам направить своё неизрасходованное креативное положительное умение реализовать в работе «Форпоста».

Тема проекта: 

Создание условий для социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиантному поведению через участие в социальных проектах, которые реализуют принципы коммунарской методики или школ актива. 

Объект исследования:

  обучающиеся МОУ лицея №12, педагоги. 

Предмет: 

условия успешной социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиантному поведению через участие в социальных проектах, которые реализуют принципы коммунарской методики или школ актива.

Цель проекта:

создать условия для формирования личности школьника, склонного к девиации, готового к достойной самореализации в условиях коллективного творческих дел, основанных на принципах коммунарской методики.

 

Задачи проекта:

 

1.     Осуществлять профилактику негативных явлений (правонарушения, употребление ПАВ, бродяжничество, безнадзорность), пропаганду здорового образа жизни среди учащихся и семей группы соцриска.

2.     Создавать условия для самореализации личности через организацию досуга, воспитывать уважение к закону, народным традициям, толерантное отношение к культуре других народов.

3.     Повышать уровень психолого-педагогических знаний учителей и родителей в воспитании социально-адаптированной личности.

4.     Выработать программу совместной деятельности школы и правоохранительных органов по социальной адаптации детей и подростков.

5. Разработать программу коммунарских сборов.

6. Определить мотивацию подростков девиантного поведения для  их вовлечения и  участия в работу «Форпоста».

Гипотеза: Если мы реализуем поставленную цель через решение определенных нами задач, то получим систему социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и  их родителей в благополучной адаптации и самореализации подростков в современном обществе.

Что такое «Форпост»?

  1. Это разновозрастный отряд из 12-14 человек учащихся 8-10 классов, который создаётся на 1 учебный год;
  2. Это разновозрастный отряд, у которого есть два комиссара-одиннадцатиклассника: юноша и девушка;
  3. Это разновозрастный отряд, который за 1 учебный год попробует быть единым коллективом на 4 коммунарских однодневных сборах;
  4. Это конкурс разновозрастных отрядов. Побеждает каждый, так как был  с нами всегда и везде!
  5. Это форма работы с трудными подростками, которым не привлекателен учебный процесс и которых поманила улица своей неизвестностью. Попробуем создать ей достойную конкуренцию и выиграть у неё!
  6. Это форма работы с подростками вообще! И не стоит делить подростков на трудных и лёгких! Все они могут вместе и решать общие проблемы!
  7. Это форма взаимодействия взрослых и детей! Педагоги вместе с подростками пройдут этот конкурсный путь! Пусть тоже попробуют вновь себя ощутить подростком!
  8. Это незабываемое время, которое под звук гитары и всеобщего успеха в любом КТД, сдружит всех!
  9. Это непрерываемый конкурс: заканчивается один, а надо уже готовиться к другому!
  10. Это набор социальных ролей для каждого! Хочешь быть лидером – будь! Хочешь быть просто активным участником – пожалуйста!
  11. Это мир, где всем хорошо и уютно, потому как Форпост – это передовой отряд, в чём-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь!

Реализация проекта рассчитана на 1год  и разделена на 3 этапа

Этапы работы по проекту

Название этапа

Срок реализации

Содержание деятельности

1 этап  - проектировочно-диагностический

Май-август 2009 года

- изучить специальную  литературу по проблеме;

- исследовать состояние проблемы;

- провести опрос учащихся по изучению мнения о проблеме и профилактике их социального неблагополучия, который позволил увидеть востребованность в реализации Проекта;

- провести  социологический опрос родителей;

- для реализации данного Проекта определить необходимые условия: помещения, информационно-

коммуникационные технологии, база воспитательной работы, кадровый состав, базовый уровень научно-методического материала и осознанной мотивацией педколлектива.

2 этап

практический

2009-2010 учебный год

- Вовлечение участников реализации проекта в практическую деятельность:

- Работа по формированию коммунарских отрядов;

- Реализация подпроектов «Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

- Проведение школ актива и учёбы комиссарского отряда «Тёртый калач»,

- Работа информационного обеспечения реализации проекта – приложение «Форпост» к общелицейской газете «Дюжина»;

- Презентация Проекта и его промежуточных результатов;

- Работа педагогического отряда «Единомышленники»;

- Повышение профессионального уровня педагогов;

- Привлечение родителей к реализации проекта.

3 этап

Итоговый

Май-август 2010 года

- анализ результативности работы по проекту и дальнейшие пути развития лицея в этом направлении;

- отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов, родителей)

- разработка программы социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиации;

- распространение опыта в районе и городе;

Для реализации проекта выбрали наиболее подходящие, на наш взгляд, методики, позволяющие решать поставленные задачи.

Разработка и выбор конкретных методик и методов:

  1. Социально-реабилитационные технологии:

  1. Коррекционно-развивающие технологии в социально-реабилитационной работе педагогов;  
  2. Формы и методы организации коррекционно-развивающих занятий.
  3. Основные направления и содержание коррекционно-развивающих технологий в социально-реабилитационной работе педагога с подростками 13-16 лет.
  4. Комплексная программа формирования механизмов антистрессового поведения подростков как условие проведения профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

2.     Обучающие и воспитательные технологии:

  1. Возрастной подход к обучению и воспитанию как условие создания и использования здоровьесберегающих технологий;
  2. Информационные технологии как средство интеграции процессов обучения, воспитания и развития подростков;
  3. Повышение воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
  4. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами;
  5. Обоснование и обсуждение педагогических технологий урочной и внеурочной деятельности, позволяющих достичь наивысшего результата в индивидуализации обучения, воспитания и развития каждого ученика с учетом его реальных возможностей.
  6. Примеры разрешения педагогических ситуаций при осуществлении индивидуальной работы с разными категориями учащихся, возникающих в ходе образовательного процесса.
  7. Социально-воспитательные технологии Селевко Г.К.

  1. Диагностика:

  1. исследование интересов подростков;
  2. исследование ценностных ориентаций участников Проекта;
  3. исследование самооценки подростков:
  4. личностная тревожность по Филлипсу;
  5. тест на определение чувства неуверенности в себе;

   4.     Работа с родителями:

  1. включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
  2. социально-педагогическое просвещение родителей, традиционные и инновационные  методы и формы:

 

  1. Повышение профессионального уровня педагогов:

  1. тематические педсоветы;
  1. круглые столы;
  2. проблемные семинары;
  3. конференции;
  4. практические семинары;
  5. педагогическая мастерская;
  6. обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 

 

Направления работы в рамках реализации Проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Подпроекты, акции

Содействие воспитанию активной социально-значимой позиции у подростков.

 

- усвоение норм социального поведения в обществе;

- привлечение подростков к социально-значимой и общественно-полезной деятельности, трудовой деятельности;

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»; Акция «БУНТ» - большая уборка нашей территории, Акция «Распахни своё сердце».

Профилактика негативных явлений среди подростков

- проведение профилактических игр, тренингов;

- привитие навыков здорового образа жизни.

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

КТД «Герой без галстука»;

Воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.

 

- участие в реализации Проекта

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

Социально-педагогическое просвещение родителей.

- участие в реализации Проекта

Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

Повышение профессионального уровня педагогов в области работы с детьми и подростками, семьями группы соцриска.

- участие в реализации Проекта

Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

 

  Этапы социализации

Наш Проект направлен  на  социальную адаптацию подростков. Это доказывают шаги социализации, которые мы будем реализовывать в Проекте. Каждый шаг действенен:

 

Этапы

Социальная адаптация

1 шаг

  1. восприятие  подростком  социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и  навыков. 

2 шаг

  1. является  соотнесение собственного социального  опыта и  формирование  на  этой  основе  собственного  к   нему отношения;
  2. оказывающая сильное  воздействие  на  этом  этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает подросток.  Это может быть двор, друзья, класс, но чаще  всего  это  семья  и,  когда  новая информация вступает в противоречие с  установками,  полученными  подростком  в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

3 шаг

  1. выработка установки на  принятие  или  отторжение

полученной информации.  В  качестве  факторов,   оказывающих  воздействие  на данном этапе, выступают дела, в которые включен подросток и  которые,  так  или

иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику  информации все труднее привести подростка к своим ценностям.

4 шаг

  1. выступает   формирование   ценностных ориентаций  и  установка  на   действие.   В   качестве   ведущего   фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает увлечённость общим делом.

5 шаг

  1. определяются поступки,  логически  выстроенная  система поведения, система участия в общем деле.

6 шаг

  1. формируются нормы и стереотипы поведения при подготовке, организации и участии в Проекте.

7шаг

  1. осмысление   и   оценка   своей   социальной деятельности.

 Прогнозирование результатов

 

Положительный

Негативный

1. Действенность выработанного Проекта

2.     Сокращение негативных явлений среди детей и подростков.

3.     Увеличение числа детей и подростков, которые приняли условия Проекта

Недостаточная согласованность  между структурами, призванными реализовать Проект 

 Критерии результативности:

 

1.     Уменьшение факторов риска возникновения девиации среди детей и подростков.

2.     Наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях.

3.     Наличие навыков принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

4.     Снижение роста правонарушений и преступлений среди детей и подростков.

 

Подведение итогов:

  1.  анализ проводимых методик и тестов;
  2.  отзывы участников реализации проекта;
  3.  отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога, психолога);
  4.  анализ результативности работы по проекту на каждом этапе.

 

Литература

 

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.
  2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.
  3.  Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений.
  4. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи.
  5. Иванов И. П. Коммунарская методика.
  6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах.
  7. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей.
  8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции 5-9 кл.
  9. Мид М. Влияние социальных условий на психологические особенности подростков. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением.
  10. Микадзе Ю.В., Астапов В.М. Обучение и воспитание детей группы риска. Хрестоматия.
  11. Шипицына Л.М.. Дети социального риска и их воспитание.
  12. Раттер М. Помощь трудным детям.
  13. Шульга Т.И., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска.



Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Девиантное поведение, трудный ребенок, дезадаптация – эти слова становятся, к сожалению, все более актуальными последнее время. Все чаще сталкиваемся мы с проявлениями отклоняющегося поведения школьников, обусловленных негативным влиянием окружающей социальной среды, средств массовой информации, изменившимися нравственными ценностями современного общества и социально-экономическим неблагополучием, снижением воспитательных воздействий.

И поэтому встал вопрос: «Как помочь подросткам «уйти с улицы» и отдать предпочтение занятиям, которые бы могут позитивно влиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.

Реально решить  эту проблему и помочь подростку в становлении позиции личности поможет решить  участие его в общем деле. Главная идея - включение подростка в коллективное дело в формах интересных как учителю, так и ребятам; значимость умений или просто действий подростка. Чаще всего оказывается невозможным (особенно на первых порах) «протянуть» такого школьника через всю цепочку коллективно-творческого дела. Более адекватным является втягивание его в общее дело уже по ходу его проведения в особой, индивидуальной, заметной роли (пусть не очень значимой для самого дела, незаметной). Чрезвычайно важна поддерживающая позиция педагога и особенно ребят на коллективном анализе. Педагогу необходимо понимать, что цель такой работы - не само участие «трудного подростка» в общем деле, а рост взаимного доверия между ребятами и этим подростком, а также между ним и учителем

Общая стратегия в работе с такими группами ребят - ценностный диалог как открытое сравнение позиций этих и других ребят, а также учителя. Только перевод группы или хотя бы лидеров на ценностный уровень, на осознание и защиту своей позиции позволяет организовать с ними конструктивный диалог.

 «Каждое дело – творчески! А иначе – зачем?» - гласит один из законов коммунарской методики. Коммунарство как педагогическая система, как никакая другая, на наш взгляд, полностью соответствует задаче полноценного развития личностного начала подростков.

Исходя из проблемы, мы назвали наш проект «Форпост». Форпост – это передовой отряд. Вот мы и предлагаем нашим «трудным» подросткам направить своё неизрасходованное креативное положительное умение реализовать в работе «Форпоста».

Тема проекта: 

Создание условий для социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиантному поведению через участие в социальных проектах, которые реализуют принципы коммунарской методики или школ актива. 

Объект исследования:

  обучающиеся МОУ лицея №12, педагоги. 

Предмет: 

условия успешной социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиантному поведению через участие в социальных проектах, которые реализуют принципы коммунарской методики или школ актива.

Цель проекта:

создать условия для формирования личности школьника, склонного к девиации, готового к достойной самореализации в условиях коллективного творческих дел, основанных на принципах коммунарской методики.

 

Задачи проекта:

 

1.     Осуществлять профилактику негативных явлений (правонарушения, употребление ПАВ, бродяжничество, безнадзорность), пропаганду здорового образа жизни среди учащихся и семей группы соцриска.

2.     Создавать условия для самореализации личности через организацию досуга, воспитывать уважение к закону, народным традициям, толерантное отношение к культуре других народов.

3.     Повышать уровень психолого-педагогических знаний учителей и родителей в воспитании социально-адаптированной личности.

4.     Выработать программу совместной деятельности школы и правоохранительных органов по социальной адаптации детей и подростков.

5. Разработать программу коммунарских сборов.

6. Определить мотивацию подростков девиантного поведения для  их вовлечения и  участия в работу «Форпоста».

Гипотеза: Если мы реализуем поставленную цель через решение определенных нами задач, то получим систему социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и  их родителей в благополучной адаптации и самореализации подростков в современном обществе.

Что такое «Форпост»?

  1. Это разновозрастный отряд из 12-14 человек учащихся 8-10 классов, который создаётся на 1 учебный год;
  2. Это разновозрастный отряд, у которого есть два комиссара-одиннадцатиклассника: юноша и девушка;
  3. Это разновозрастный отряд, который за 1 учебный год попробует быть единым коллективом на 4 коммунарских однодневных сборах;
  4. Это конкурс разновозрастных отрядов. Побеждает каждый, так как был  с нами всегда и везде!
  5. Это форма работы с трудными подростками, которым не привлекателен учебный процесс и которых поманила улица своей неизвестностью. Попробуем создать ей достойную конкуренцию и выиграть у неё!
  6. Это форма работы с подростками вообще! И не стоит делить подростков на трудных и лёгких! Все они могут вместе и решать общие проблемы!
  7. Это форма взаимодействия взрослых и детей! Педагоги вместе с подростками пройдут этот конкурсный путь! Пусть тоже попробуют вновь себя ощутить подростком!
  8. Это незабываемое время, которое под звук гитары и всеобщего успеха в любом КТД, сдружит всех!
  9. Это непрерываемый конкурс: заканчивается один, а надо уже готовиться к другому!
  10. Это набор социальных ролей для каждого! Хочешь быть лидером – будь! Хочешь быть просто активным участником – пожалуйста!
  11. Это мир, где всем хорошо и уютно, потому как Форпост – это передовой отряд, в чём-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь!

Реализация проекта рассчитана на 1год  и разделена на 3 этапа

Этапы работы по проекту

Название этапа

Срок реализации

Содержание деятельности

1 этап  - проектировочно-диагностический

Май-август 2009 года

- изучить специальную  литературу по проблеме;

- исследовать состояние проблемы;

- провести опрос учащихся по изучению мнения о проблеме и профилактике их социального неблагополучия, который позволил увидеть востребованность в реализации Проекта;

- провести  социологический опрос родителей;

- для реализации данного Проекта определить необходимые условия: помещения, информационно-

коммуникационные технологии, база воспитательной работы, кадровый состав, базовый уровень научно-методического материала и осознанной мотивацией педколлектива.

2 этап

практический

2009-2010 учебный год

- Вовлечение участников реализации проекта в практическую деятельность:

- Работа по формированию коммунарских отрядов;

- Реализация подпроектов «Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

- Проведение школ актива и учёбы комиссарского отряда «Тёртый калач»,

- Работа информационного обеспечения реализации проекта – приложение «Форпост» к общелицейской газете «Дюжина»;

- Презентация Проекта и его промежуточных результатов;

- Работа педагогического отряда «Единомышленники»;

- Повышение профессионального уровня педагогов;

- Привлечение родителей к реализации проекта.

3 этап

Итоговый

Май-август 2010 года

- анализ результативности работы по проекту и дальнейшие пути развития лицея в этом направлении;

- отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов, родителей)

- разработка программы социальной адаптации детей и подростков, склонных к девиации;

- распространение опыта в районе и городе;

Для реализации проекта выбрали наиболее подходящие, на наш взгляд, методики, позволяющие решать поставленные задачи.

Разработка и выбор конкретных методик и методов:

  1. Социально-реабилитационные технологии:

  1. Коррекционно-развивающие технологии в социально-реабилитационной работе педагогов;  
  2. Формы и методы организации коррекционно-развивающих занятий.
  3. Основные направления и содержание коррекционно-развивающих технологий в социально-реабилитационной работе педагога с подростками 13-16 лет.
  4. Комплексная программа формирования механизмов антистрессового поведения подростков как условие проведения профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

2.     Обучающие и воспитательные технологии:

  1. Возрастной подход к обучению и воспитанию как условие создания и использования здоровьесберегающих технологий;
  2. Информационные технологии как средство интеграции процессов обучения, воспитания и развития подростков;
  3. Повышение воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
  4. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами;
  5. Обоснование и обсуждение педагогических технологий урочной и внеурочной деятельности, позволяющих достичь наивысшего результата в индивидуализации обучения, воспитания и развития каждого ученика с учетом его реальных возможностей.
  6. Примеры разрешения педагогических ситуаций при осуществлении индивидуальной работы с разными категориями учащихся, возникающих в ходе образовательного процесса.
  7. Социально-воспитательные технологии Селевко Г.К.

  1. Диагностика:

  1. исследование интересов подростков;
  2. исследование ценностных ориентаций участников Проекта;
  3. исследование самооценки подростков:
  4. личностная тревожность по Филлипсу;
  5. тест на определение чувства неуверенности в себе;

   4.     Работа с родителями:

  1. включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
  2. социально-педагогическое просвещение родителей, традиционные и инновационные  методы и формы:

 

  1. Повышение профессионального уровня педагогов:

  1. тематические педсоветы;
  1. круглые столы;
  2. проблемные семинары;
  3. конференции;
  4. практические семинары;
  5. педагогическая мастерская;
  6. обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 

 

Направления работы в рамках реализации Проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Подпроекты, акции

Содействие воспитанию активной социально-значимой позиции у подростков.

 

- усвоение норм социального поведения в обществе;

- привлечение подростков к социально-значимой и общественно-полезной деятельности, трудовой деятельности;

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»; Акция «БУНТ» - большая уборка нашей территории, Акция «Распахни своё сердце».

Профилактика негативных явлений среди подростков

- проведение профилактических игр, тренингов;

- привитие навыков здорового образа жизни.

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

КТД «Герой без галстука»;

Воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.

 

- участие в реализации Проекта

«Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

Социально-педагогическое просвещение родителей.

- участие в реализации Проекта

Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

Повышение профессионального уровня педагогов в области работы с детьми и подростками, семьями группы соцриска.

- участие в реализации Проекта

Земля фантазий», «Ребята, надо верить в чудеса», «Весна идёт! Весне – дорогу!», «Не спеши трубить отбой!»;

 

  Этапы социализации

Наш Проект направлен  на  социальную адаптацию подростков. Это доказывают шаги социализации, которые мы будем реализовывать в Проекте. Каждый шаг действенен:

 

Этапы

Социальная адаптация

1 шаг

  1. восприятие  подростком  социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и  навыков. 

2 шаг

  1. является  соотнесение собственного социального  опыта и  формирование  на  этой  основе  собственного  к   нему отношения;
  2. оказывающая сильное  воздействие  на  этом  этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает подросток.  Это может быть двор, друзья, класс, но чаще  всего  это  семья  и,  когда  новая информация вступает в противоречие с  установками,  полученными  подростком  в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

3 шаг

  1. выработка установки на  принятие  или  отторжение

полученной информации.  В  качестве  факторов,   оказывающих  воздействие  на данном этапе, выступают дела, в которые включен подросток и  которые,  так  или

иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику  информации все труднее привести подростка к своим ценностям.

4 шаг

  1. выступает   формирование   ценностных ориентаций  и  установка  на   действие.   В   качестве   ведущего   фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает увлечённость общим делом.

5 шаг

  1. определяются поступки,  логически  выстроенная  система поведения, система участия в общем деле.

6 шаг

  1. формируются нормы и стереотипы поведения при подготовке, организации и участии в Проекте.

7шаг

  1. осмысление   и   оценка   своей   социальной деятельности.

 Прогнозирование результатов

 

Положительный

Негативный

1. Действенность выработанного Проекта

2.     Сокращение негативных явлений среди детей и подростков.

3.     Увеличение числа детей и подростков, которые приняли условия Проекта

Недостаточная согласованность  между структурами, призванными реализовать Проект 

 Критерии результативности:

 

1.     Уменьшение факторов риска возникновения девиации среди детей и подростков.

2.     Наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях.

3.     Наличие навыков принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

4.     Снижение роста правонарушений и преступлений среди детей и подростков.

 

Подведение итогов:

  1.  анализ проводимых методик и тестов;
  2.  отзывы участников реализации проекта;
  3.  отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога, психолога);
  4.  анализ результативности работы по проекту на каждом этапе.

 

Литература

 

  1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.
  2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.
  3.  Иванов И.П. Два подхода к воспитанию и проблема воспитательных отношений.
  4. Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи.
  5. Иванов И. П. Коммунарская методика.
  6. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах.
  7. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей.
  8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек. Воспитательная работа в классах коррекции 5-9 кл.
  9. Мид М. Влияние социальных условий на психологические особенности подростков. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением.
  10. Микадзе Ю.В., Астапов В.М. Обучение и воспитание детей группы риска. Хрестоматия.
  11. Шипицына Л.М.. Дети социального риска и их воспитание.
  12. Раттер М. Помощь трудным детям.
  13. Шульга Т.И., Спаниярд Х. Методика работы с детьми группы риска.