Главные вкладки

    проект "Музей как центр патриотической работы в школе"
    методическая разработка по теме

    Марущенко Ольга Владимировна

    Проект   ориентирован на решение комплекса воспитательных и социальных проблем в свете модернизации современного образования.

    Цель проекта: активизировать на муниципальном уровне инновационную деятельность образовательных учреждений по реализации современных моделей в системе гражданско-патриотического воспитания через организацию и эффективную  деятельность школьных музеев;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt._muzey_kak_centr_patrioticheskoy_raboty.docx65.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ОУ «казачье» им. А.Цыганкова №2

    III Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике

    ПРОЕКТ

    «МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

    Номинация «Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении»

                                           

                                              Автор и руководитель проекта: Марущенко О.В.,

                                       директор музея МОУ СОШ №2, учитель истории

    г. Миллерово

    2012 год

    Постановка проблемы, актуальность

       В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной.   Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Только настоящему гражданину и патриоту под силу справиться с такой задачей.  Приобретение социальной компетентности на этапе получения общего среднего образования позволит молодым людям брать на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практико-значимых задач. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и  развитие молодежи является  первостепенной  задачей современной образовательной системы и представляет собой важный  компонент  социального заказа для образования. Такие задачи вытекают из Закона «Об образовании» РФ, областного закона «Об образовании в Ростовской области».1  Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы большое внимание уделяет  качеству образования и работе с одаренными и талантливыми детьми.2. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа».

    Задачи воспитания патриота и гражданина имеют четкое выражение в государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы».

    _________________________________

    1 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»; 

    Областной закон от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области»

    2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы.       Распоряжение Правительства РФ от 7.02.2011г.,№163-р

    Эта программа определяет проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации, обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. В документе отмечается, что в результате проведенной в предшествующие годы работы, уровень патриотического сознания и воспитания в стране повышается. «Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах. Необходимо более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, более широкое использование возможностей сети Интернета для решения задач патриотического воспитания.»1 Решение этих и других проблем и предполагается осуществить в рамках Программы.

    Дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан является  основной целью Программы. Для педагогов и всех тех, кто работает с детьми, ориентирами должны стать целевые установки, предусмотренные Программой. Среди них:

    1. повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания;
    2. внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;
    3. повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания.2

    _________________

    1 Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» . Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

    2   Там же.

      Успешно решать задачи духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей на традициях и образцах гражданственности и патриотизма русского народа, воспитывать в детях сопричастность к героическому прошлому и настоящему своей Родины, любовь и уважение к семье, своему народу, своей стране призваны те, кто работает с молодежью – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, молодежные лидеры. На выполнение  данных задач нацелено региональное законодательство:  

    1. Областной  закон № 167-ЗС от 22.10.2004 "О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области"
    2. Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской области (2011 – 2014 годы)». Постановление Администрации Ростовской области от 25.08.2010 № 148
    3. Областная долгосрочная целевая программа «Допризывная подготовка молодежи в Ростовской области на 2011-2013 годы» .  25.06.2010;

    Приоритетами  в этих документах являются:

    1. формирование у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности, привитие гражданских ценностей, формирование российской идентичности (россияне);
    2. укрепление в молодежной среде нравственно-культурных и традиционных семейных ценностей;
    3. популяризация здорового образа жизни, вовлечение молодежи в спортивные и туристические мероприятия;
    4. формирование у молодежи толерантности и уважения к представителям других народов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным, ценностям;
    5. взаимодействие в сфере молодежной политики между странами, поддержка международных молодежных инициатив и проектов, развитие системы межрегиональных молодежных обменов.1 

    _________________

    1 Областная долгосрочная целевая программа «Молодежь Ростовской области (2011 – 2014 годы)».

    С 2011 года на территории Ростовской области реализуется региональный проект «Молодежная команда губернатора». Проект направлен на реализацию основных принципов развития донского региона, сформулированных губернатором Василием Голубевым: инновации, инвестиции, инициатива, институты, инфраструктура. Мероприятие имеет основной целью поощрение общественной активности ребят, их добровольческих инициатив. Региону необходимы молодые люди с активной гражданской позицией, стремящиеся стать лучшими во всем: в учебе, в работе, в творчестве. Программа «Молодежная команда губернатора» рассчитана на поиск таких людей, их поддержку и помощь в самореализации. Благодаря этой программе талантливые ребята смогут узнать, как превратить свои идеи в готовый продукт, найти единомышленников и получить необходимые знания для развития своего города, села и региона в целом.

      В июне 2011 года создана  областная межведомственная комиссия по вопросам военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

    Основными задачами комиссии являются:

    1. разработка предложений по созданию единой, эффективно функционирующей системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи для формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, благоприятных условий для подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
    2. привлечение общественных организаций и объединений, научных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан к участию в реализации мероприятий, направленных на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Ростовской области;
    3. проведение анализа качества военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в различных организациях и учреждениях;
    4. разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
    5. разработка предложений и рекомендаций по развитию различных форм работы по воспитанию гражданственности и патриотизма;
    6. создание условий для реализации и содействие в организации и проведении мероприятий с детьми и молодежью культурно-просветительской, военно-спортивной, оздоровительной, эстетической, историко-краеведческой направленности, нацеленных на военно-патриотическое и духовно-нравственное развитие детей и молодежи.1

       В образовательном комплексе  области сложились устойчивые традиции военно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Министерство, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования,  проводят целенаправленную работу по формированию у подрастающего поколения  патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, несению воинской службы.

       Соисполнителями патриотических мероприятий на территории области являются общественные организации: региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Ростовской области, Ростовский областной совет ветеранов, пенсионеров войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Ростовская областная организация общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» и другие. ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» разработал концепцию патриотического воспитания молодежи Дона, которая является  системообразующим фактором военно-патриотической работы всех ведомств. Ежегодно на курсах повышения квалификации проходят обучение и переподготовку более 500 педагогических работников образовательных учреждений области.

        Особенность региона в том, что Ростовская область – это территория, где сформировалось и на протяжении веков проживало казачье сословие, с его культурой, традициями, менталитетом. «В последние годы существенное изменение претерпела государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества. Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции.

    ___________________________

    1 Положение об областной межведомственной комиссии по вопросам военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Приложение № 2 к постановлению от 27.06.2011 № 412

    На федеральном и региональном уровнях были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы российского казачества. Опыт российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления».1   Реализация государственной политики Российской Федерации в отношении казачества предусматривает «создание условий и стимулов развития духовно-культурных основ казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи»2. На государственном уровне оказывается всестороння поддержка Донскому казачеству, в регионе  сложилась и успешно действует система казачьего образования и воспитания.

     Постановлением Администрации Ростовской области от 26.12.08 № 604 разработана и осуществляется Областная долгосрочная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2007 – 2014 годы. Среди основных целей программы:

    1. укрепление духовных и нравственных основ донского казачества;
    2. реализация государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи;
    3. развитие казачьих кадетских образовательных учреждений.

    Казачьи образовательные учреждения работают в 43 муниципальных районах и городских округах области. Общая численность обучающихся в них превышает 28 тысяч человек. Приоритетным направлением системы казачьего образования является использование в учебно-воспитательном процессе культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края, основанных на военно-патриотическом, физическом, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, подготовке молодёжи к служению Отечеству. Депутат Государственной Думы Российской Федерации, Атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал В.П.Водолацкий отмечает: «Сегодня Всевеликое войско Донское, возрождая свои вековые духовные традиции, заботится о развитии целостной системы казачьего образования и воспитания.

    _____________________________

    1Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. 3 июля 2008 г.

    2 Там же.

    Эта система включает в себя более 200 образовательных учреждений. Они успешно готовят казачат к жизни, к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Одним из главных направлений деятельности образовательных учреждений является воспитание настоящих патриотов – людей, готовых творчески созидать на родной земле, а при необходимости защищать ее от неприятеля».1

       С ноября 2011 года вступил в силу приказ Войскового казачьего общества, министерства общего и профессионального образования Ростовской области и департамента по делам казачества о присвоении статуса ОУ «казачье» МОУ СОШ №2 г. Миллерово (см. приложение). Это звание  предусматривает внесение определенных корректив в деятельность учреждения.

        На муниципальном уровне  работа по патриотическому воспитанию строится в соответствии с планом мероприятий по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Создан координационный совет по патриотическому воспитанию молодежи.2 Задачи, которые выполняют органы муниципальной власти в этом направлении, заключаются в создании муниципальной системы патриотической работы среди молодежи Миллеровского района, основанной на историко-культурных ценностях Донского края. В декабре 2011 года утверждена Муниципальная долгосрочная целевая программа поддержки и развития Миллеровского юртового (районного) казачьего общества на 2012 - 2014 годы.3

    Целый комплекс муниципальных нормативных актов регулирует казачье образование в Миллеровском районе:

    _________________________________

     1 В.П.Водолацкий: система казачьего образования на Дону оправдывает наши надежды.        г.«Донские Войсковые ведомости», №5, август 2011г.,стр.2

    2   Положение о координационном Совете по патриотическому воспитанию молодежи. Утверждено постановлением Главы Миллеровского района № 220 от 31.03. 2006. Постановление Главы Миллеровского района  «О внесении изменений в постановление Главы Миллеровского района от 31.03. 2006 г.» № 100 от 04.02.2011г.

    3 Постановление Главы Миллеровского района  № 987 от 16.12.2011г.

    1. Концепция построения муниципального образовательного пространства на основе казачьей этнокультуры в Миллеровском районе (Концепция казачьего образования)1 
    2. Целевая программа развития казачьего образования в Миллеровском районе на 2012 – 2014 годы.

    Составлен  план мероприятий на 2012 год .

        Особое место в системе воспитательной работы образовательных учреждений традиционно занимают школьные музеи исторической, боевой и трудовой славы. В Ростовской области 256 паспортизированных школьных музеев. Историко-краеведческий музей МОУ СОШ №2 г. Миллерово – один из них. В 2009 году было получено официальное свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» за № 12499

       Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе,  их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле  воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств.

       Дорога длиною в одиннадцать классов очень трудна и для родителей, и для ребенка, которому хочется быстрее пройти этот этап жизни. Но проходит время, и выпускники школы приходят сюда снова, но уже повзрослевшие и понявшие, что как раз этот этап был стартом для их теперешней жизни. Каждая школа имеет свой неповторимый облик, свою историю. Школа №2, которой я отдала 27 лет своей трудовой деятельности, не является исключением. Однако, когда я пришла сюда работать в 1985 году, она не имела своей четко выстроенной истории, в ней не было такого хранителя, как школьный музей. А через несколько лет были уничтожены практически все школьные музеи в городе.  В «лихие» 90-е было не до музеев.

    ______________________

    1  Постановление Главы Миллеровского  района № 323 от 27.06.2006

    Идея создания школьного музея родилась у меня, когда человечество стояло на пороге третьего тысячелетия, когда еще можно было найти пионерский галстук или комсомольский значок. В 2002 году в школе №2 торжественно был открыт первый в городе школьный музей. Сегодня уже не одно поколение знает, что наша школа имеет много хороших традиций, которыми мы вправе гордиться.   Ее основателями  были  ветераны Великой Отечественной войны и педагогического труда, заслуженные и уважаемые люди города: Засидкевич Ф.Ф., Земляной Д.Н. Школу №2 окончил наш прославленный земляк Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации, ныне Председатель Всероссийского общественного фонда «Победа» Ефимов А.Н.  И хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили раньше и теперь, какие они учителя?  Нам есть о ком рассказывать: школа – победитель приоритетного национального проекта «Образование», многие учителя имеют почетные награды, звания.  6  учителей – выпускники этой школы. Мы гордимся  своими медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, художниками, полковниками. История  школы непосредственно связана с историей нашей малой родины, а она насыщена событиями героическими, славными, а порою – трагическими, скорбными. История нашего края достойна гордости и уважения: 12 наших земляков в годы Великой Отечественной войны были удостоены почетного звания Героя Советского Союза. История Миллерово  напрямую связана с именем М.А.Шолохова и донского казачества. Достойными продолжателями отцовских традиций стали герои Афганистана и  войн в Чечне. «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»,- говорил В.О.Ключевский. Не знать историю, значит остаться без будущего. Связующим звеном между  прошлым и  будущим для молодого поколения страны, является школьный музей. В 2012 году наш музей отметит 10-летний юбилей.  За это время музей стал действительно центром патриотического и гражданского воспитания нескольких поколений выпускников школы, координатором патриотической работы в городе и районе, добился серьезного признания и солидных успехов.

       Проект «Школьный музей как центр патриотической работы в школе» - долгосрочный. Реализуется такой проект поэтапно. И первый шаг  - это работа по созданию и открытию музея. Следующие шаги уже действующего музея направлены на выполнение конкретных задач, вытекающих из воспитательных и образовательных программ данного учебного заведения. По инициативе школьного музея и при его непосредственном участии успешно реализованы мини-проекты «Чечня – боль России» (в 2003 году школе присвоено имя героя чеченской войны офицера  Российской Армии  А.Цыганкова), «Мой город в годы Великой  Отечественной войны», «Летопись школы» и другие (результаты  отражены в приложениях).  С присвоением школе статуса казачьей возникла перспектива разработки и осуществления мини-проекта (нового этапа) «Мой край казачий, край донской». Не теряет актуальности работа по направлению «Великая Отечественная война» в преддверии 70-летия Победы. Это еще один этап в долгосрочном проекте «Школьный музей».

        Актуальность проекта «Музей как центр патриотической работы в школе» очевидна. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их  воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Деятельность музея МОУ СОШ №2 вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном и региональном уровнях. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Миллеровском районе остается на сегодняшний день актуальной. Из 32 общеобразовательных школ, в которых обучается 5675 учащихся, школьные музеи созданы лишь в 6, из них паспортизированы 2 школьных музея. Работа патриотической направленности в школах  ведется большая: краеведческие конференции, слеты патриотов, акции, месячники военно-спортивной работы, конкурсы, викторины. Результаты этой работы – практический материал: фотоальбомы, доклады, презентации, исследовательские работы на основе архивных материалов, вещественных и письменных источников. Естественный вопрос: где хранятся бесценные экспонаты, результаты исследований, походов и экскурсий, встреч? В большинстве случаев пылятся в кабинетах, а после очередной ревизии выбрасываются. Подходит очередная историческая дата или событие и работа начинается с нуля. Такое положение, к сожалению, существует в большинстве школ. Задача создания школьных музеев в Миллерово и Миллеровском районе  сегодня ставится на уровне Управления образования, городского Совета ветеранов Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов. Об этом шла речь на состоявшемся в декабре 2011 года заседании Совета ветеранов, куда были приглашены представители городской Администрации, Управления образования (см. приложение г. «Наш край» №248 от 20.12.2011г., №1-3 от 3.01. 2012 г.). Проект «Музей как  центр патриотического воспитания в школе» имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

    Принципы проектирования:

    1. социальная активность,
    2. индивидуализация,
    3. мотивация,
    4. взаимодействие личности и коллектива.

    Проект   ориентирован на решение комплекса воспитательных и социальных проблем в свете модернизации современного образования.

    Цель проекта: активизировать на муниципальном уровне инновационную деятельность образовательных учреждений по реализации современных моделей в системе гражданско-патриотического воспитания через организацию и эффективную  деятельность школьных музеев; 

    Задачи:

    - Осуществление исследовательской и просветительской работы по комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры посредством музейной деятельности.

    -Формирование у учащихся потребности участвовать в социально значимых  акциях и мероприятиях.
    - Повышение  теоретического, научно-методического уровня подготовки, заместителей руководителей по воспитательной работе, учителей и классных руководителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания, практической организации школьных музеев. 

    - Распространение опыта организации школьного музея, музейной деятельности на муниципальном уровне.

    - Проведение системы мероприятий по реализации проекта.

    Ключевые идеи проекта:
    - Содействовать формированию патриотизма, духовно-нравственных качеств, гражданского-правового мышления у участников воспитательного процесса.
    - Способствовать налаживанию сотрудничества педагогов, воспитанников и их родителей, представителей общественности по освоению основных задач образования и применению их в социально значимой деятельности.
    - Содействовать работе органов детского самоуправления через создание Совета музея, клубов и общественных объединений школьников.
     

    Участники проекта

    Целевая аудитория

    Статус

    Возраст

    Территория

    Учащиеся МОУ СОШ №2;

    учащиеся общеобразовательных учреждений  Миллерово и Миллеровского района

    Члены ученического самоуправления.

    Члены клуба «Поиск» МОУ СОШ №2.

    Участники ДО «Донцы», МОУ СОШ №2.

    Члены органов самоуправления и детских объединений школ города и района

    7-16 лет

    г.Миллерово, Миллеровский район, Ростовская область

    Этапы проекта

    №пп

    Этап

    Сроки реализации

    Задачи

    1

    Пропедевтический

    1-2 мес.

    -определение проблемы, постановка целей и задач;

    -изучение теоретического материала по организации школьного музея, опыта работы лучших музеев;

    -создание программы действий.

    2

    Подготовительный или запуск проекта

    1-2 мес.

    -создание инициативной группы по реализации проекта, ее координирующего органа (Совет музея), распределение функций и ролей;

    -создание рабочих отделов: поисково-исследовательского, фондового, выставочно-экспозиционного, экскурсионного, информационного, лекторского, оформительского.

    -определение профиля музея;

    - подготовка первичной документации: книги учета поступлений музейных экспонатов (основной фонд и вспомогательный); актов приема-передачи музейных экспонатов.

    - теоретическое, информационное, научно-методическое обеспечение проекта (создание методической копилки, реклама в СМИ, обучение актива и т.д.)

    3.

    Организационно-практический

    Не менее 1 года

    -Сбор и   регистрация в книгах поступлений музейных экспонатов в соответствии с выбранным профилем; составление учетных карточек экспонатов, шифрование (инвентаризация) экспонатов

    - проведение исследовательской и поисковой работы (оформление маршрутных и полевых документов, экспедиционного снаряжения, материалов); организация встреч с героями музейных экспозиций, интервьюирование;

    -организация переписки; публикации и видеорепортажи в СМИ;

    -подготовка помещения и оборудования в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

    -подготовка музейной экспозиций, ее разделов, тем;  отбор и аннотация источников; оформление витрин, стендов, альбомов, буклетов, макетов и т.д.

    - разработка экскурсионных маршрутов, подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий;

    -оформление документации: положение о школьном музее, программа развития музея, перспективный план работы (на 2-3 года), текущий (годовой) план работы, учетная карточка основного фонда.

    - оформление официального статуса музея на школьном уровне (приказ по школе);

    -презентация музея (официальное открытие)

    -организация массовых просветительских мероприятий, научно-исследовательских конкурсов, конференций, проектов, акций и т.д.

    -Подготовка к паспортизации школьного музея; подготовка отчетной документации (учетная карточка, акт обследования музея).

    -Паспортизация школьного музея комиссией по паспортизации федерального уровня. Получение паспорта и свидетельства (сроки зависят от эффективности работы и решения комиссии)

    4.

    Контрольно-диагностический

    1-2 мес.

    -проанализировать результативность проекта, данные мониторинга;
    - сформировать банк данных инновационного педагогического опыта организации музейного дела;
    - проинформировать общественность о результатах проекта;
    - адресовать опыт;

     

       Здесь представлена общая схема планирования и реализации проекта по  организации школьного музея. Эти этапы пройдены в процессе создания и осуществления  практической работы музея в МОУ СОШ №2. Опыт реализации проекта описан в статье (см. приложение). В ноябре 2011 года школе был присвоен новый статус  ОУ «казачье». Исходя из этого, я, как  директор музея и  руководитель ДО «Донцы», разработала новый мини-проект «Мой край казачий, край донской», который является одной из составляющих проекта «Музей как центр патриотической работы в школе»

    Проект «Мой край казачий, край донской».

    Цель – разработка новых методик,  адаптация уже сложившихся форм работы школы и музея в условиях реализации воспитательных и образовательных программ казачьего образовательного учреждения.

    Задачи:

    1. Укрепление духовных и нравственных основ казачества, возрождение и развитие казачьего образования, культуры казачества.
    2. Реализация государственных, региональных и муниципальных программ по вопросам казачьей тематики и патриотического воспитания, пропаганда исторических и военных традиций Донского казачества, активное включение казачьего компонента в музейную педагогику;        
    3. Формирование физически здоровой, образованной, свободной, духовной, гуманной, творческой личности, уважающей традиции и культуру донского казачества и других народов, обладающей качествами гражданина и патриота России.
    4. Подготовка казачат к жизни, служению Отечеству через систему внеурочной деятельности;
    5. Реализация социального заказа на качественное образование, развитие профессионального потенциала педагогов в реализации казачьего компонента.

    №п/п

    Наименование раздела

    Информация

    1.

    Участники проекта

    Учащиеся кадетских казачьих классов, классные руководители, военные наставники, администрация МОУ СОШ №2; казачьи образовательные учреждения г. Миллерово; представители общественных организаций, объединений  Миллеровского района.

    2.

    Сроки реализации

    ноябрь 2011– май 2013 гг.

    3.

    План реализации проекта

    1 этап. Пропедевтический (ноябрь – декабрь 2011 гг.)

    2 этап. Подготовительный (январь - февраль 2012 гг.)

    3 этап. Практический (март 2012 г. –март 2013 гг.)

    4 этап. Диагностический (апрель-май 2013 гг.)

    (Приложение 1)

    4.

    Управление и обеспечение проекта

    Администрация МОУ СОШ №2 ОУ «казачье», Совет музея МОУ СОШ №2, Совет школы; МУ Управление образования Миллеровского района, Казачье  общество «Миллеровский юрт» Донецкого округа ВКО «ВВД», помощник Атамана по образованию, идеологии и работе со СМИ, средства массовой информации Миллеровского района и МОУ СОШ №2.

    5.

    Финансирование

    Местный бюджет, бюджет МОУ СОШ №2, спонсорская помощь,  средства родителей, доходы  выигранных грантов, премий

    6.

    Оценка эффективности проекта

    (Приложение 2)

    7.

    Ожидаемые результаты  и индикаторы проекта

    (Приложение 3)

    8.

    Перспективы реализации проекта

    Реализация проекта будет способствовать:

    1. Формированию и реализации последовательной государственной, региональной и муниципальной политики в отношении казачества, повышению эффективности работы по подготовке молодежи к несению государственной военной и гражданской службы.

    1. Развитию системы казачьего образования и воспитания в МОУ СОШ №2 ОУ «казачье», укреплению материально-технической базы школы, активному  использованию в учебно-воспитательном процессе историко-культурных традиций Донского казачества и региональных особенностей Донского края.

    1. Реализации федеральных государственных Стандартов и образовательных программ, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

    1. Приобщению детей и молодежи к занятиям физкультурой и спортом, в том числе казачьим боевым искусством; повышению привлекательности здорового образа жизни, увеличению числа участников различного вида спортивных соревнований, повышению их результативности.

    1. Приобщению детей и молодежи к поисково-исследовательской, туристско-краеведческой и экскурсионной работе по изучению истории Донского края, своей малой родины, истории семьи.

    1. Пробуждению интереса к историческому прошлому своего края, изучению истории, культуры, традиций, быта и особенностей уклада жизни Донского края, привитию любви  и патриотизма к родному краю.

    1. Становлению гражданско-патриотического воспитания подростков, повышению эффективности деятельности военно-патриотических объединений: клуб «Поиск», ДО «Донцы», кружков, секций, школьного историко-краеведческого музея.

    1. Укреплению духовных и нравственных основ общества, семейных традиций, взаимодействию с православными приходами по вопросам духовно-нравственного  просвещения молодежи.

    1. Популяризации традиций донского казачества, укреплению авторитета казачества среди населения, стабилизации межнациональных отношений.

    Заключение.

       Патриотизм граждан является основой стабильности и силы государства. Единство России с древних времен и до наших дней скрепляется духом и верой в процветание нашего  государства! Россия создала неповторимую культуру, мощный цивилизационный потенциал, действующий на прочной основе выверенных за века ценностей и идеалов. В современной ситуации развития России как никогда актуально возрождение духовности, воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, в стремлении к активному участию в развитии общества. Как показывают общероссийские опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень.

       «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. « … И тогда прошлое, и будущее становится нераздельным для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени», - так образно и лаконично отразил суть национально-регионального воспитания Д.С. Лихачев. В силу этого, построение любой модели воспитания должно быть ориентировано на развитие продуктивного, ориентированного на будущее национального самосознания, под которым понимается идентификация личности со своей страной, свои народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Проектирование системы казачьего образования невозможно без понимания системы ценностей, которые в качестве основных идей должны пронизывать все содержание образовательно-воспитательного процесса, определять наш культурно-образовательный идеал. К основным национальным ценностям русского народа и донского казачества, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения, могут быть отнесены:

    -ценность жизни и человеческой личности;

    -русский язык и народный фольклор;

    1. многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов;
    2. семья, хранящая духовную культуру родного народа;
    3. героизм и доблесть защитников Родины, милосердие и жертвенность русских
      великомучеников, подвижников и народных героев, почитание могил отцов и дедов;
    4. любовь к Отечеству, готовность к его защите, мужество и доблесть;
    5. духовность и высокие моральные ценности, православная культура;
    6. трудолюбие;
    7. чувство товарищества, единения, казачьего братства;
    8. уважение к старшим и помощь слабым;
    9. чувство правды, справедливости и истины;
    10. чувство долга; терпение;
    11. гостеприимство.

         К сожалению, в общественном сознании на сегодняшний день еще широко распространены  равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. В отношениях между людьми превалируют ценности потребительского поведения. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острой проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства.

       Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания  возлагается  на  средние общеобразовательные учреждения. Несомненную помощь в реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания оказывают школьные музеи.  Школьный  музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими культурно - воспитательными учреждениями.

    На сегодняшний день сам процесс реализации проектов по созданию и открытию школьных музеев является важным шагом на пути организации массовой патриотической работы в школе и регионе. Перспективы развития школьного музея обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Школьный музей активно включен в жизнь местного сообщества, местных средств массовой информации. Активное содействие общественности, местной администрации школьным музеям позволит ему стать  действительно центром патриотической, духовно-нравственной и гражданско-правовой работы не только в школе, но и в регионе.      

    Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа, формирования в России, и в Ростовской области в частности, единого гражданского общества. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, духовно-нравственного единства и краеугольным фактором обороноспособности страны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    опыт патриотической работы в школе

    Воспитание патриотов через деятельность ВПК "Витязь"Беседа с родителями "мыс тобой два берега..."Урок "Роль экономики в нашей жизни"презентация к уроку "Роль экономики в нашей жизни"Эссе "Листая стран...

    Патриотическая работа в школе

    Патриотизм – когда Отчизну любишь,Придётся, если, то и жизнь отдашь.Лишь с нею свою душу не остудишь,К ней столько чувств – в словах не передашь....

    Музей- центр воспитательной работы в школе

                                           ЧТОБЫ  СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН  ДЕРЖАТЬСЯ  КОР...

    Семинар "Сохранение исторической памяти посредством патриотической работы в школе"

    28 ноября 2014 года на базе МБОУ СОШ № 2 г.Волжского Волгоградской области прошел городской семинар "Сохранение исторической памяти посредством патритической работы в школе"....

    Военно-патриотическая работа в школе.

    Военно-патриотическая работа в школе....

    Гражданско-патриотическая работа в школе

    Цели гражданско-патриотического воспитания:Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине; Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной ...

    План военно-патриотической работы в школе

    План месячника патриотического воспитания...