Развлекательно- познавательная игра "Вокруг света".
методическая разработка (7 класс) по теме
Предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Вокруг света", которая проводится в форме лингвистической игры, охватывающей все главные разделы русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17-publikaciya__vokrug_sveta.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»
Республика Татарстан
Вокруг света
Развлекательно – познавательная игра
Составила: Вагизова А.Н.
Внеклассное мероприятие проводится для учеников 5- 6 классов в форме электронной презентации или в виде весёлой развлекательно- познавательной игры. Оно включает в себя задания практически по всем разделам грамматики. Игра даёт замечательную возможность обобщить и систематизировать знания учащихся в занимательной форме, начать подготовку к будущему ЕГЭ в непринуждённой обстановке. Проведение мероприятия не требует особой подготовки ребят, а значит, не будет перегружать их.
В игре предусмотрены задания и для зрителей, которые сделают активными участниками каждого присутствующего.
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся основных разделов русского языка; развивать логическое мышление, умение аргументировать свой ответ; воспитывать интерес к предмету на основе занимательного материала.
Оборудование: презентация «Вокруг света», портрет госпожи Грамматики.
Ход игры
Вступительное слово ведущего.
-Дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в кругосветное плавание. Познакомьтесь с командами: команда с корабля «Исследователь» и корабля «Первопроходец».
-Прежде чем отправиться в плавание, нужно определить маршрут путешествия, которое пройдёт по основным разделам грамматики. Вспомните их. Чтобы командам удалось поднять якоря кораблей, нужно расположить названия основных разделов грамматики в алфавитном порядке (лексика, морфология, орфография, орфоэпия, пунктуация, словообразование, фонетика). Итак, отправляемся в кругосветное грамматическое плавание. Команда получает 1 балл за каждый верный ответ и ещё 1 балл за аргументацию, разъяснение своего ответа.
Лексический океан
-Как и положено, в установленном алфавитом порядке сначала мы попадаем в Лексический океан. Кстати, что изучает лексика? И действительно, здесь много различных слов, лексическое значение которых для нас очень важно. Корабли набирают ход, но какой из них вырвется вперёд, зависит от ответов команд, Они вступают в схватку.
1. Игра «Ассоциации».
- Ассоциации- это образы, которые рождаются у нас при упоминании того или иного понятия. Подберите ассоциации к понятиям «лексика», «синонимы».
- Лексика- словесная вселенная, галактика слов и т.д.
- Синонимы- это слова- друзья, слова- товарищи.
- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова- противники?
-Антонимы.
- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова- близнецы?
- Омонимы.
- Аргументируйте, доказывайте свои ответы.
2. Игра «Слова- друзья». Подберите синонимы к словам, укажите, чем отличаются близкие по смыслу слова в каждой паре:
кавардак-
пунктуальный-
проблема -
ошеломить-
фантазировать -
тактичный-
блуждал –
атака –
3. Игра «Найди синоним». К данным фразеологическим оборотам нужно подобрать синонимы из правого столбика:
повесил нос обманывал
держал язык за зубами приуныл
вставлял палки в колёса помалкивал
надул губы догонял
пускать пыль в глаза обиделся
наступал на пятки хвастался
втирал очки замёрз
зуб на зуб не попадает мешал
сделал из мухи слона надоел
все уши прожужжал преувеличил
- Дополнительные баллы предлагаем тем, кто подберёт антонимичные к данным фразеологические обороты. (Быть на седьмом небе, лясы точить, давать зелёную улицу, рот до ушей, говорить от чистого сердца, тащиться в хвосте.)
Задания для болельщиков
1. «Придумай сказку»
- Пока команды ищут правильные ответы, их болельщики могут поддержать их, придумав небольшие лингвистические сказки из 20- 25 предложений по теме: «Что было бы, если бы исчезли все синонимы (антонимы)?»
2. «Отгадай фразеологические загадки»
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос повесил, задрал нос, всюду сует свой нос).
- Он в голове легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто- либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит ( ветер в голове, ищи ветра в поле, бросает слова на ветер, бросает деньги на ветер).
- В некоторых ситуациях на него наступает медведь; оно вянет, если говорят о чём- то неприятном; его держат востро в ответственные моменты; на него вешают мучные изделия, если человек слишком доверчив (медведь на ухо наступил, уши вянут, держал ухо востро, лапшу на уши навесил).
Морфологический пролив
1. Игра «Шторм». В Морфологическом проливе начался шторм, на корабли обрушился шквал вопросов. На них нужно ответить как можно быстрее.
- Какую часть речи можно охарактеризовать как словозаменитель?
- Местоимение.
- Назовите часть речи, у которой отец- Глагол, а мать- Прилагательное?
- Причастие.
- Матерью этой части речи является Наречие, а отцом - Глагол. Что это за часть речи?
– Деепричастие.
- Какой частью речи являются выделенные слова и почему?
Утопающий и за соломинку хватается.
Ты моя любимая, мамочка.
- Существительным.
2. Игра «Кто есть кто?» Сверху над каждым словом предложения надо написать, какой частью речи оно является.
(Чуткого лося привлёк звук, послышавшийся ему слева.)
3. Игра «Деловые бумаги»
- Вспомните, какие деловые бумаги знаете. Напишите автобиографию деепричастия подумав.
Задания для болельщиков
Игра «Художники» Нарисуйте портрет прилагательного (числительного) так, чтобы в нём отразились его морфологические признаки.
Орфографическое море
- Корабли вошли в Орфографическое море. Здесь действительно можно встретить море разных орфограмм.
1. Игра «Третий лишний». Найдите «третье лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? Укажите, какая орфограмма там «спрятана»:
а) ж…сткий, капюш…н, зайч…нок;
б) пр…станище, пр…остановиться, пр…странный;
в) заг…релся, уг…рный, сг…рел;
г) подб…ру, бл..стать, уд…рать.
2. Игра «Грамотей». Вставьте нужную орфограмму в шутливом отрывке:
Долго р…сло р…стение, выр…щенное р…стовщиком из города Р…стова по имени Р…стислав, пока р…сток не перер…с возр…стной барьер, пройдя сквозь все р…стительные преграды, став добычей работников пищевой отр…сли.
3. Игра «Помоги Незнайке».
- Исправьте ошибки в записке Незнайки:
Житьётиграф
Однажды тигр радил тигрят и ушла добычу достовать и приказал детям не кого не баяца потомушто если вы будити баяца они вас седят будти осторожны и тигрица ушла за добычю.
Задание для болельщиков
-Известному киноартисту Евстигнееву показали письмо пятиклассника: «Я мичтаю снимаца в кино. Получица ли эта у миня?»
Артист попросил передать ему письменный ответ: «Никада!»
- Почему Евстигнеев ответил письменно?
Река Пунктуация.
- Перед нами раскинулась река Пунктуация. Кстати, что изучает пунктуация?
- Какие пунктограммы знаете?
1. Игра «Сыщики». На берегу этой реки находится дворец Королевы Пунктуации. И, конечно же, придётся ответить на её вопросы, выполнить задания, расставив знаки препинания в шутливом стихотворении, из которого убежали все знаки препинания. Начинаем игру «Сыщики»:
На свете всё
На всё похоже
Змея
На ремешок
Из кожи
Луна
На круглый глаз
Огромный
Журавль
На тощий
Кран подъёмный
Кот полосатый
На пижаму
Я на тебя
А ты
На маму. (Р.Сеф)
2.Игра «Ни начала, ни конца». Ни начала, ни конца нет в данных предложениях. И тем не менее, здесь нужно поставить запятые:
дом крыша которого
берёза ветки которой
ящик около которого
3. Игра «Объясняйка». Укажите номера предложений, где запятая перед союзом И ставится, объясните – почему?
1) Взошла луна и своим ярким светом озарила землю.
2) Стоит туман и я ничего не вижу.
3) Туман начал клубиться и медленно подниматься вверх.
4) Звёздами любовались и поля и леса.
4. Игра «Два знака»
- Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода своей новой книги, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!» Почему Гюго и издатель поняли друг друга?
5. Игра «Я не сказуемое!» Какими членами предложения являются выделенные слова? Мы привыкли, что глагол в предложении выполняет функцию сказуемого. Но так бывает не всегда.
Возможность писать
Хочу пожелать
Пришёл встретить
-Определение, дополнение, обстоятельство.
- Почему?
Задания для болельщиков
1. Игра «Помоги команде»
Расставить знаки препинания в предложении так, чтобы путешественников не казнили (Казнить нельзя помиловать).
2. Игра «Королева Пунктуация». Назовите, какие знаки препинания использованы в портрете Королевы Пунктуации. (Рисунок с изображением Королевы Пунктуации).
Словообразовательный океан
- Ребята мы с вами попали в Словообразовательный океан. Здесь нас ждёт немало испытаний.
1. Игра «Кто больше?»
- Из слова «холодильник» нужно составить как можно больше существительных в начальной форме.
2. Игра «Конструктор».
-Найдите, сконструируйте слово, у которого приставка от слова написать, корень от слова вышли, суффикс от слова несли, окончание от слова купила.
- Нашла.
3.Игра «Родственники, ау!». Найдите как можно больше родственных слов из словообразовательного гнезда с корнем -вод-.
-Вода, водичка, водный, водовоз, водораздел, трубопровод и др.
Фонетический залив
- Итак, мы приближаемся к Фонетическому заливу. Проплыть его можно, преодолев 9 огромных волн, ответив на 9 вопросов- заданий.
1волна. Даны слова (уголь, ёлка, парта)
- В каком из них звуков столько же, сколько и букв?
- Парта.
- В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
-Уголь, т.к. Ь не обозначает звука.
- А что вы можете сказать о количестве звуков и букв в оставшемся слове?
- В нём звуков больше, чем букв.
2 волна. Прочитайте слова, затем произнесите звуки в обратном порядке так, чтобы получились новые слова. Объясните, как вы это сделали:
Лоб (пол).
Кот (ток).
Лёд (толь).
Шёл (ложь).
Шей (ешь).
3 волна. Восстановите слово по его транскрипции [грус'т' ], [л'эс'т' ].
-Грусть, лесть.
Ученику дали задание придумать слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Он написал ( тот, дед. шалаш). Правильный ли ответ?
- Слова «тот» и «шалаш» подходят для правильного ответа, слово «дед»- нет, т.к. оно читается [дет].
4 волна. Решите пропорцию:
я- а = ю-у = ё - ?
5 волна. Сколько букв и звуков О в предложении Звонят во все колокола?
-Ни одного.
-Куда подевался звук О?
- Во всех словах произносится звук А.
6 волна. Какие фонетические процессы можно отметить в словах: сдавил, клуб?
-Озвончение и оглушение: [здавил], [клуп].
7 волна. Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Правильный ли ответ? Докажите.
- Возможны два правильных варианта ответа: будет 280, если ударение в слове «сорок» поставить на первое О; будет двести сорок, если читать задание, ставя ударение на второе О.
8 волна. Почему звук Ц можно назвать одиноким?
- Потому что он глухой непарный согласный.
- Назовите другие одинокие согласные.
- Всегда глухие согласные Х, Ч, Щ,
- Всегда звонкие непарные согласные Р, Л, М, Н, Й.
9 волна. Сколько раз встречается звук Ш в предложении (Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке)? Докажите.
-4 раза.
- Докажите.
Поздравление победителей плавания
- Все препятствия на пути команд мореплавателей успешно преодолены. Кругосветное грамматическое плавание подходит к концу. Осталось подвести итоги и узнать, какая команда первой закончила его.
Кругосветное грамматическое плавание
Внеклассное мероприятие проводится для учеников 5- 6 классов. Оно включает в себя задания практически по всем разделам грамматики. Игра даёт замечательную возможность обобщить и систематизировать знания в весёлой и непринуждённой форме, начать подготовку к будущим ЕГЭ. Проведение мероприятия не требует особой подготовки ребят, а значит, не будет перегружать их.
В игре предусмотрены задания и для зрителей, которые сделают активными участниками игры каждого присутствующего.
Ход игры
Вступительное слово ведущего.
-Дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в кругосветное грамматическое плавание. Познакомьтесь с командами: команда с корабля «Исследователь» и корабля «Первопроходец».
-Прежде чем отправиться в плавание, нужно определить маршрут путешествия, которое пройдёт по основным разделам грамматики. Вспомните их. Чтобы командам удалось поднять якоря кораблей, нужно расположить названия основных разделов грамматики в алфавитном порядке (лексика, морфология, орфография, орфоэпия, пунктуация, словообразование, фонетика). Итак, отправляемся в кругосветное грамматическое плавание. Команда получает 1 балл за каждый верный ответ и ещё 1 балл за аргументацию, разъяснение своего ответа.
Лексический океан
-Как и положено, в установленном алфавитом порядке сначала мы попадаем в Лексический океан. Кстати, что изучает лексика? И действительно, здесь много различных слов, лексическое значение которых для нас очень важно. Корабли набирают ход, но какой из них вырвется вперёд, зависит от ответов команд, Они вступают в схватку.
1. Игра «Ассоциации».
- Ассоциации- это образы, которые рождаются у нас при упоминании того или иного понятия. Подберите ассоциации к понятиям «лексика», «синонимы».
- Лексика- словесная вселенная, галактика слов и т.д.
- Синонимы- это слова- друзья, слова- товарищи.
- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова- противники?
-Антонимы.
- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова- близнецы?
- Омонимы.
- Аргументируйте, доказывайте свои ответы
2. Игра «Слова- друзья». Подберите синонимы к словам, укажите, чем отличаются близкие по смыслу слова в каждой паре:
кавардак-
исследовать -
проблема -
ошеломить-
фантазировать -
осилить -
блуждал –
атака –
3. Игра «Найди синоним». К данным фразеологическим оборотам нужно подобрать синонимы из правого столбика:
повесил нос обманывал
держал язык за зубами приуныл
вставлял палки в колёса помалкивал
надул губы догонял
пускать пыль в глаза обиделся
наступал на пятки хвастался
втирал очки замёрз
зуб на зуб не попадает мешал
сделал из мухи слона надоел
все уши прожужжал преувеличил
Задания для болельщиков. Игра «Метаграммы»
- Пока команды ищут правильные ответы, зададим несколько вопросов зрителям. Решите метаграммы, подобрав для ответов антонимы:
1) Я- антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня (прохлада).
2) Я - антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
И люблю мороз сама,
Потому что я- (зима).
3) Я- антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я – для отдыха, для сна,
Называюсь- (тишина).
4) Я- антоним к слову смех,
Не от радости, утех,-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Ну, конечно же, я (плач).
Морфологический пролив
1. Игра «Шторм». В Морфологическом проливе начался шторм, на корабли обрушился шквал вопросов. На них нужно ответить как можно быстрее.
- Какую часть речи можно охарактеризовать как словозаменитель?
- Местоимение.
- Назовите часть речи, у которой отец- Глагол, а мать- Прилагательное?
- Причастие.
- Матерью этой части речи является Наречие, а отцом - Глагол. Что это за часть речи?
– Деепричастие.
- Какой частью речи является слово «двойка»?
- Существительным.
- Какой частью речи является слово «любимая» в предложении (Ты моя любимая)?
- Существительным.
2. Игра «Кто есть кто?» Сверху над каждым словом предложения надо написать, какой частью речи оно является.
(Чуткого лося привлёк звук, послышавшийся ему слева.)
3. Игра «Художники» Нарисуйте портрет прилагательного так, чтобы в нём отразились его морфологические признаки.
Задания для болельщиков. Игра «Отгадайка»
- Отгадайте загадки. Определите, какой частью речи являются в ней каждое слово загадки и отгадка:
Шесть ног, а бежит быстрее,
Чем на четырёх. (Всадник на лошади)
Уром ходит на четырёх,
Днем - на двух,
А вечером - на трёх ногах. (Человек в младенчестве, зрелости и старости).
Я все - отец и брат, и дедушка, и мать. (Семья).
Орфографическое море.
- Корабли вошли в Орфографическое море. Здесь действительно можно встретить море разных орфограмм.
1. Игра «Четвёртый лишний». Найдите «четвёртое лишнее» слово и укажите, какая орфограмма там «спрятана»:
- ж…сткий, ш…в, капюш…н, зайч…нок;
- он улыбает…ся, дети радуют…ся, пора вернут…ся;
- заг…релся, уг…рный, сг…рел;
2. Игра «Грамотей». Вставьте нужную орфограмму в шутливом отрывке:
Долго р…сло р…стение, выр…щенное р…стовщиком из города Р…стова по имени Р…стислав, пока р…сток не перер…с возр…стной барьер, пройдя сквозь все р…стительные преграды, став добычей работников пищевой отр…сли.
Задание для болельщиков.
-Известному киноартисту Евстигнееву показали письмо пятиклассника: «Я мичтаю снимаца в кино. Получица ли эта у миня?»
Артист попросил передать ему письменный ответ: «Никада!»
- Почему Евстигнеев ответил письменно?
Река Пунктуация.
- Перед нами раскинулась река Пунктуация. Кстати, что изучает пунктуация?
- Какие пунктограммы знаете?
1. Игра «Сыщики». На берегу этой реки находится дворец Королевы Пунктуации. И, конечно же, придётся ответить на её вопросы, выполнить задания, расставив знаки препинания в шутливом стихотворении, из которого убежали все знаки препинания. Начинаем игру «Сыщики»:
На свете всё
На всё похоже
Змея
На ремешок
Из кожи
Луна
На круглый глаз
Огромный
Журавль
На тощий
Кран подъёмный
Кот полосатый
На пижаму
Я на тебя
А ты
На маму. (Р.Сеф)
2.Игра «Ни начала, ни конца». Ни начала, ни конца нет в данных предложениях. И тем не менее, здесь нужно поставить запятые:
дом крыша которого
берёза ветки которой
ящик около которого
3. Игра «Объясняйка». Укажите номера предложений, где запятая перед союзом И ставится, объясните – почему?
1) Взошла луна и своим ярким светом озарила землю.
2) Стоит туман и я ничего не вижу.
3) Туман начал клубиться и медленно подниматься вверх.
4) Звёздами любовались и поля и леса.
4. Игра «Два знака»
- Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода своей новой книги, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!» Почему Гюго и издатель поняли друг друга?
5. Игра «Я не сказуемое!» Какими членами предложения являются выделенные слова? Мы привыкли, что глагол в предложении выполняет функцию сказуемого. Но так бывает не всегда.
Возможность писать
Хочу пожелать
Пришёл встретить
Задания для болельщиков.
1. Игра «Помоги команде»
Расставить знаки препинания в предложении так, чтобы путешественников не казнили (Казнить нельзя помиловать).
2. Игра «Королева Пунктуация». Назовите, какие знаки препинания использованы в портрете Королевы Пунктуации. (Рисунок с изображением Королевы Пунктуации).
Словообразовательный океан
- Ребята мы с вами попали в Словообразовательный океан. Здесь нас ждёт немало испытаний.
1. Игра «Кто больше?»
- Из слова «холодильник» нужно составить как можно больше существительных в начальной форме.
2. Игра «Конструктор».
-Найдите, сконструируйте слово, у которого приставка от слова написать, корень от слова вышли, суффикс от слова несли, окончание от слова купила.
- Нашла.
3.Игра «Родственники, ау!». Найдите как можно больше родственных слов из словообразовательного гнезда с корнем -вод-.
-Вода, водичка, водный, водовоз, водораздел, трубопровод и др.
Фонетический залив
- Итак, мы приближаемся к Фонетическому заливу. Проплыть его можно, преодолев 9 огромных волн, ответив на 9 вопросов- заданий.
1волна. Даны слова (уголь, ёлка, парта)
- В каком из них звуков столько же, сколько и букв?
- Парта.
- В каком слове звуков меньше, чем букв?
-Уголь, т.к. Ь не обозначает звука.
- А что вы можете сказать о количестве звуков и букв в оставшемся слове?
- В нём звуков больше, чем букв.
2 волна. Прочитайте слова, затем произнесите звуки в обратном порядке так, чтобы получились новые слова:
Лоб (пол).
Кот (ток).
Лёд (толь).
Шёл (ложь).
Шей (ешь).
3 волна. Восстановите слово по его транскрипции [грус'т' ], [л'эс'т' ].
-Грусть, лесть.
Ученику дали задание придумать слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. Он написал ( тот, дед. шалаш). Правильный ли ответ?
- Слова «тот» и «шалаш» подходят для правильного ответа, слово «дед»- нет, т.к. оно читается [дет].
4 волна. Решите пропорцию:
я- а = ю-у = ё - ?
5 волна. Сколько букв и звуков О в предложении Звонят во все колокола?
-Ни одного.
-Куда подевался звук О?
- Во всех словах произносится звук А.
6 волна. Какие фонетические процессы можно отметить в словах: сдавил, клуб?
-Озвончение и оглушение: [здавил], [клуп].
7 волна. Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Правильный ли ответ? Докажите.
- Возможны два правильных варианта ответа: будет 280, если ударение в слове «сорок» поставить на первое О; будет двести сорок, если читать задание, ставя ударение на второе О.
8 волна. Почему звук Ц можно назвать одиноким?
- Потому что он глухой непарный согласный.
- Назовите другие одинокие согласные.
- Всегда глухие согласные Х, Ч, Щ,
- Всегда звонкие непарные согласные Р, Л, М, Н, Й.
9 волна. Сколько раз встречается звук Ш в предложении (Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке)?
-4 раза.
Поздравление победителей плавания
- Все препятствия на пути команд мореплавателей успешно преодолены. Путешествие «Вокруг света» подходит к концу. Осталось подвести итоги и узнать, какая команда первой закончила его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательно-познавательная игра "Морское путешествие"
Игра предназначена для 5-7 классов...
Конкурсная развлекательно-познавательная программа "Мир цветов"
Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, занимающихся по направлениям связанным с изготовлением искусственных цветов, составлением икебаны, также для организации и пр...
Развлекательно-познавательная программа: «Дорожная наука»
Внеклассная работа с учащимися по ПДД Цель: Обобщение знаний учащихся по Правилам дорожного движения через игровую деятельность. 999275334.jpgЗадачи:1. Выявить знания учащихся по Правилам дорожно...
Мастер класс спортивно развлекательного познавательного занятия "Зов леса"
Сценарий занятия, направленного на экологическое воспитание....
Спортивно развлекательное познавательное занятие "Картофельные игрища"
Знакомство с историей появления картофеля, эмоциональная разгрузка детей...
Развлекательно-познавательный вечер "От культуры полезности, к культуре достоинства"
Как воспитать культуру в детях? Лучше всего это сделать ненавязчиво, чтобы дети сами дошли до этого, делая и показывая сами. О культуре общения, о гармоническом единстве внутренней и внешней куль...
Сценарий развлекательно-познавательной игры "Попьём кофейку"
Развлекательно-познавательная игра "Попьём кофейку" - конкурсная программа соревновательного типа....