Главные вкладки

    Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
    методическая разработка (11 класс) по теме

    Кудрявцева Наталья Валентиновна

     К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других.
    В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки или мероприятия, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.
    Таким мероприятием и стало наше интегрированное мероприятие, в подготовки к которому участвовали учителя математики, географии, биологии и информатики.
    Идею создания и содержания нашего мероприятия мы выбрали, т. к. считаем, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день ( мир мы взяли для сравнения). Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят России не привлекательное будущее в предстоящем веке.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_k_vneklassnomu_meropriyatiyu.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Т.Гиззата

    города Агрыз Агрызского района Республики Татарстан

    Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему:

    « Проблема века. Демографическая проблема».

                        Разработала : учитель географии Кудрявцева Н.В.

                                                     2012 год

     

        Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия.

    Конференция учеников старших классов.

     «Демографическая проблема. Проблема века».

      К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других.

    В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки или мероприятия, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.

    Таким мероприятием и стало наше интегрированное мероприятие, в подготовки к которому участвовали учителя математики, географии, биологии и информатики.

    Идею создания и содержания нашего мероприятия мы выбрали, т. к. считаем, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день ( мир мы взяли для сравнения). Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят России не привлекательное будущее в предстоящем веке.

    Такое мероприятие позволило рассмотреть данную проблему более многогранно, сплетая знания в единое целое, что сделало наше мероприятие более интересным, а знания ребят богаче и глубже.

    Для успешного проведения нашего мероприятия мы постарались создать атмосферу заинтересованности и творчества, а также привлечь общественность. На мероприятии присутствовали: школьная медсестра, акушер-гинеколог, инспектор ДПС, эколог, корреспондент местной газеты, учителя со всего района, методисты РОО, директор ИМЦ, ученики 9-10-11 классов.

    Все вопросы, которые мы затронули, повышают активность учащихся, помогают им осознать важнейшую и актуальную проблему.

     

    Мероприятие было представлено на районном семинаре учителей естественно-математического цикла. Мероприятию дали высокую оценку.

    Ребятам было предложено домашнее задание на некоторые вопросы. Результаты своих исследований отразили в презентации.

    Конференция сопровождалась показом презентации.

    Данный материал можно использовать: на уроках географии в 9-10 классах при изучении темы «Население».

                  На классных часах в старших классах.  

                   На родительских собраниях в классе и общешкольных.

                   На заседаниях НОУ.

    Конференция « Проблема века»

    Учитель:

    В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных. Глобальными называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие огромное влияние на социально-экономическое развитие мира.

    Одна из таких проблем – демографическая, получила название – проблема века. Эта проблема – приоритетная проблема выживания человечества.

    Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

      Сегодня мы поговорим какая сложилась демографическая ситуация в мире, в России и в нашей республике.

      Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят не очень – то привлекательное будущее в предстоящем веке.

      Под девизом: «Демографическая проблема – самая острая проблема современного общества» мы открываем нашу конференцию.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Ведущий (ученица 11кл.)    Сегодня на нашей конференции присутствуют гости – эколог, гинеколог……….

    а также группы ученых экспертов – статистов – демографов, именно они занимаются изучением закономерностей производства населения, изучают его численность, подсчитывают сколько нас.

      Задание нашим группам статистов:

    Подсчитать коэффициент естественного прироста населения и сделать глобальный прогноз изменения численности населения

    1 группа – в мире                    3 группа – в РТ

    2 группа – в России                4 группа – в г. Агрыз

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Группы считают. Слайды – наша страна – Россия.

    Ведущий:

      С начала 19 века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. По подсчетам статистов – демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Выступление групп. Сопровождается  показом  презентации.

    Ведущий: можно сделать вывод: население в мире увеличивается с большой скоростью, а в России, РТ и городе Агрыз резко уменьшается. Хорошо ли это? Давайте заслушаем, что скажут наши демографы для ситуации в мире, в России, в Республике Татарстан и в городе Агрыз.

    Выступление 1 группы (с презентацией).

    Тема: 6 млрд.  для планеты много или мало?

    Я поставила перед собой такой вопрос и попыталась ответить на него изучая работы учёных - биологов.

      Сегодня благополучие человека ограничено во времени. В наше время число людей удваивается за 35 лет ( за год на ….%). А производство пищи на Земле растёт на 2,3 % в год. Численность населения следует за увеличением кол-ва пищи.

     Человек использует невозобновимые ресурсы. Что будет когда ресурсы кончатся? Сократится численность жителей Земли, так было с любым видом (говорят биологи о демог. проблеме).

     НО человек изобретателен – говорят одни. Другие говорят – человечество существо биологическое и поэтому рост населения планеты бесконечным быть не может.

    На сколько же человек рассчитана наша Земля? Биологи отвечают определённо –

      200 млн. на всю планету ( в 25 раз меньше чем сейчас). За счёт энергии солнца сможет существовать неограниченно долго 500 млн. человек. На Земле уже 6 млрд.!!!! И ещё растёт!!!!

    Считают что в середине 21 века численность населения в мире снизится ( за счёт развитых стран). На Земле будет 9 млрд. Причём из них :

                                                         1 – 1,5 млрд. белые (европеоиды)

                                                          7,5 – 8 млрд. чёрные (негроиды и монголоиды)

    Произойдёт перераспределение населения – новая проблема!

    Выступление 2 группы с презентацией.

    Тема: Исчезающая Россия.

    Моя проектная работа называется « исчезающая Россия».Такое будущее сулят России статисты. Тема очень актуальна для меня и моих сверстников, ведь мы – будущее России.

    С моими исследованиями я вас сейчас познакомлю.

    Население России неуклонно сокращается и стремительно стареет. С 1990 года население России сокращается с нарастающими темпами. За 13 лет смертность превысила рождаемость на 11,2 млн. человек. Доля людей старше 65 лет на 13,7 % - превышает вдвое междунар. стандарт. Вскоре 1 трудоспособный будет кормить 1 нетрудоспособного. Столько Россия не выдержит. 80 % смертей в трудоспос. возрасте – мужчины.

                    7 % семей России имеют 3 детей

                     28   % - 2

                     65   % - 1

    Всё чаще первого ребёнка женщина рожает к 28 годам – это сказывается неблагополучно на здоровье малыша. После 30 лет женщины перестают рожать. Сегодняшнее поколение юношей и девушек будут иметь детей в 2 -3 раза меньше, чем их родители ( если ничего не изменится). В больших городах ещё хуже.  

    Статистика говорит: русских вымирает ещё больше, чем представителей др. национальностей. Например на Сев. Кавказе выс. уровень рождаемости сохраняется.

    Как и в мире произойдёт перераспределение народов.

    Основной фактор трагедии вымирания насел. России – духовное состояние общества и последствия экон. реформ.   Сейчас спасти положение России может только 7 ребёнок в семье. Реально ли это? Нереально. Пока мы вымирающая страна, которая делает всё для того, чтобы вымирать дальше.  

    Ведущий: знакомит с результатами анкетирования старшеклассников.

    Выступление 3 группы  с презентацией.

    Тема: семья нам больше не нужна?

    В РТ снижается рождаемость, растёт смертность, уменьшается продолжительность жизни ( мужчины -60,8 лет

      Женщины – 74,9 лет ).

    Сокращается число лиц моложе трудоспос. возраста.

    В 2009 году браков в РТ  19744    разводов – 9761

    Изменилось отношение молодых людей к браку:

    Зачитывает пример

    Создаст ли вообще когда - нибудь семью этот Артём?

    На фоне низкой рожд. возрасло число родов вне брака на 40 %.

    На безбрачное материнство решаются представители всех соц. слоёв совр. общества. Однако течение  такой беременности  сопровождается осложнениями, страдает здоровье малыша и затруднена социальная адаптация безбрачного ребёнка по мере взросления.

       Так что: семья нам больше не нужна?????????

    Выступление 4 группы  с презентацией.

    Тема: демографическая ситуация в Агрызском районе.

    К уроку географии в 9 кл. мы проводили исследование дем. ситуации в нашем городе.

    Я хочу познакомить вас, что получилось у меня и моих одноклассников.

    Проведя исследование семей на количество детей я обнаружила. Что в нашем городе в среднем 2 детей в семье. Много семей имеет всего1 ребёнка и лишь некоторые семьи имеют 3 детей. В среднем у меня получилось меньше 2 . У моих  однокл. получилось примерно также. Я сделала вывод: в нашем городе численность населения сокращается.

                ( столб диаграмма)

    Кол-во детей в семьях наших учителей. Вывод.

    Далее мы построили графики отражающие динамику численности детей в наших семьях .

    У всех обнаружилось, что кол-во детей в семьях наших бабушек , а тем более прабабушек – было на много больше.

    ( график)

    Весь наш класс пришёл к выводу: численность населения в Агрызе уменьшается, хотя так было не всегда.

    Причин много: мало рабочих мест (закрыт завод стройматериалов )

                               Нет  приёма на работу

                                После школы негде учиться

                                 Молодёжь  уезжает из города

    И многие другие проблемы

    ---------------------------------------------------------------------------------------------------

    Ведущий: мы видим, что демографическая проблема очень актуальна. В России демографическая ситуация – кризисная. Каковы же причины. Подумать группам.

    А пока что думают о демографической проблеме наши сверстники и учителя. Давайте посмотрим видеоролики. 

    Смотрим видеоролики 

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------

    Слово экспертам – демографам

    1 группа 1) большинство экспертов демографов сходятся во мнении что основная причина демографического спада – низкая рождаемость.

    Выступление из комитета по планированию семьи.

                   2) почему рождаемость низкая?

                   Много абортов

    Выступление – исследование.

    Я познакомлю вас с одной из главных причин низкой рождаемости – это аборт.

    Россия первая среди стран по кол-ву абортов. Наш отрыв от других стран очень большой.

    Примеры: в России 235 абортов на 100 родов (1993 г.)

                      В Германии -5,1

                       Франция – 13,7

                     

    В основном аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении.

    Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости и отриц. естест. прироста. Аборты – демографическое явление.

    В настоящее время среднее число абортов в России – 41 на 100 женщин. Респ. Татарстан не отстаёт , у нас тоже – 41. На 100 родов в России -107 абортов

                                                                             В респ. Татар. – 115 абортов.

     За 2008 г. в респ. Тат. было сделано 12 абортов девочкам 14 лет. Из 10 беременных подростков только 4 заканчивают родами. У типичной соврем. российской девушки начало половой жизни наступает в 16 лет, первый аборт – через полгода.  

    18 % женщин в Республике Татарстан умирает от абортов.

    Аборты весьма опасны для первородящих – дальнейшее бесплодие. Примечательно, что на решение сделать аборт настаивают в тяжёлые времена для семьи мужчины. Медики считают, что они больше подвержены панике.

       В России 7% от всех новорождённых – брошенные дети. Только 1 из 10  выросших в детдоме развивается нормально.

    Демогр. проблема с точки зрения биологов:  человечество отличается от своих предков прежде всего тем, что ради комфорта убивает своих детей. Такой человек не выживает

    Плодовитость женщины за жизнь – 12 (говорят биологи) Противозачаточные средства уменьшают число зачатий на 50%  остаётся – 6 зачатий и следовательно 6 детей, а 65% cемей России имеют  1 ребёнка!!!!! Где остальные????

      .Возможно то, что происходит сегодня с людьми эволюционная катастрофа и подавляющее большинство из нас обречено на вымирание.

     Я думаю – есть над чем задуматься. 

    Выступление гинеколога

    2 группа 1) В России демографическая проблема обозначена как общенациональная

                    2) Вредные привычки влияют на здоровье – это снижает рождаемость

    Выступление медсестры школы о здоровье в школе.

    3 группа 1) Несчастные случаи

    Выступление инспектора ГИБДД

    В нашей стране несчастные случаи уносят много жизней и так не слишком большого населения .  В том числе на дорогах.

    Автомобильные катастрофы ежегодно уносят 250 000 человеческих жизней ( в мире ).

    На территории СНГ в ДТП погибает 60 000человек, в России –

    -35000 человек в год.

    В Республике Татарстан в 2008 году погибло в ДТП 713 человек и 7619 человек получили ранения.

    Погибают в основном из – за нарушения правил дор. движения.

    В 2008 году зафиксировано 1 979 000 нарушений правил дорожного движения.

    Изломанные судьбы, не рождённые дети – всё сказывается на демографической ситуации в стране.

    4 группа 1) Экологические проблемы

    Выступление эколога

    Ведущий:   знакомит со стат. исследованиями о влиянии на рождаемость уровня образования.  (презентация)

    Ведущий:  задание группам – подумать, что можно предложить для решения этих проблем?

    !группа: Охранять и укреплять здоровье.

                    Охранять здоровье женщин. Детей.

    2группа: Реализовывать национальную политику.

                   Устранять социально-экономические факторы отрицательно влияющие на процесс рождаемости.

     3группа: Предупреждение инвалидности, смертности.

    4группа: В основу Агрыза заложить новую функцию.

                    Развивать в г. Агрызе сферу услуг.

    Ведущий: Все демографические проблемы имеют планетарный масштаб. Все они взаимосвязаны и порождают другие проблемы:

    старение нации,  недостаток труд. ресурсов, сложность в освоении природных ресурсов, трудности в охране границ государства, ее территории и другие экономические проблемы.

      В процессе сегодняшней конференции мы еще раз убедились, что демографическая проблема очень актуальная проблема. Не вымрет ли человечество?  От этого зависит наше с вами будущее.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------    

    Учитель: 

    В заключении конференции предлагаю задание для всех: гостей в зале, экспертов – демографов.

    Представьте себя депутатом городского совета.  Какие мероприятия предложили бы вы для улучшения демографической ситуации в нашем городе?

    Примерные ответы: охранять и укреплять здоровье

    Реализовывать нац. политику

    Устранить социально – экономические факторы отрицательно влияющие на процесс рождаемости

    Охрана здоровья женщин

    Охрана здоровья детей

    Предупреждение инвалидности, смертности

    Использовать высоконаучные технологии – найти полезные ископаемые в Агрызском районе – развивать экономику

    В основу Агрыза заложить новую функцию (например построить хим. Предприятие или автомобильный завод)

    Развивать в городе Агрыз сферу услуг

    Ведущий познакомит вас с новым способом решения дем. проб. В России придуманным депутатами Петербургского парламента.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права

    Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по ...

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.

    Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме «Героям Отечества забвения нет»

    Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»...

    презентация к внеклассному интегрированному мероприятию-викторине "Бытовые проблемы города: мусор"

    2017 год объявлен годом экологии в России. И самая острая проблема, возникшая уже давно и очень сложно решаемая – это мусор. Почему? Давайте вместе разберемся....

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе  ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.  ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...