Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему: « Проблема века. Демографическая проблема».
методическая разработка (11 класс) по теме
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других.
В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки или мероприятия, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.
Таким мероприятием и стало наше интегрированное мероприятие, в подготовки к которому участвовали учителя математики, географии, биологии и информатики.
Идею создания и содержания нашего мероприятия мы выбрали, т. к. считаем, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день ( мир мы взяли для сравнения). Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят России не привлекательное будущее в предстоящем веке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendacii_k_vneklassnomu_meropriyatiyu.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Т.Гиззата
города Агрыз Агрызского района Республики Татарстан
Разработка открытого внеклассного интегрированного мероприятия конференция учеников на тему:
« Проблема века. Демографическая проблема».
Разработала : учитель географии Кудрявцева Н.В.
2012 год
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия.
Конференция учеников старших классов.
«Демографическая проблема. Проблема века».
К сожалению, школьники часто не видят взаимосвязи отдельных школьных предметов, а без этого нельзя понять и полноценно изучить суть многих проблем. Учащиеся, как правило, не умеют применять знания по одному предмету при изучении других.
В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки или мероприятия, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.
Таким мероприятием и стало наше интегрированное мероприятие, в подготовки к которому участвовали учителя математики, географии, биологии и информатики.
Идею создания и содержания нашего мероприятия мы выбрали, т. к. считаем, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день ( мир мы взяли для сравнения). Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят России не привлекательное будущее в предстоящем веке.
Такое мероприятие позволило рассмотреть данную проблему более многогранно, сплетая знания в единое целое, что сделало наше мероприятие более интересным, а знания ребят богаче и глубже.
Для успешного проведения нашего мероприятия мы постарались создать атмосферу заинтересованности и творчества, а также привлечь общественность. На мероприятии присутствовали: школьная медсестра, акушер-гинеколог, инспектор ДПС, эколог, корреспондент местной газеты, учителя со всего района, методисты РОО, директор ИМЦ, ученики 9-10-11 классов.
Все вопросы, которые мы затронули, повышают активность учащихся, помогают им осознать важнейшую и актуальную проблему.
Мероприятие было представлено на районном семинаре учителей естественно-математического цикла. Мероприятию дали высокую оценку.
Ребятам было предложено домашнее задание на некоторые вопросы. Результаты своих исследований отразили в презентации.
Конференция сопровождалась показом презентации.
Данный материал можно использовать: на уроках географии в 9-10 классах при изучении темы «Население».
На классных часах в старших классах.
На родительских собраниях в классе и общешкольных.
На заседаниях НОУ.
Конференция « Проблема века»
Учитель:
В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных. Глобальными называют проблемы общечеловеческого характера, оказывающие огромное влияние на социально-экономическое развитие мира.
Одна из таких проблем – демографическая, получила название – проблема века. Эта проблема – приоритетная проблема выживания человечества.
Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.
Сегодня мы поговорим какая сложилась демографическая ситуация в мире, в России и в нашей республике.
Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят не очень – то привлекательное будущее в предстоящем веке.
Под девизом: «Демографическая проблема – самая острая проблема современного общества» мы открываем нашу конференцию.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий (ученица 11кл.) Сегодня на нашей конференции присутствуют гости – эколог, гинеколог……….
а также группы ученых экспертов – статистов – демографов, именно они занимаются изучением закономерностей производства населения, изучают его численность, подсчитывают сколько нас.
Задание нашим группам статистов:
Подсчитать коэффициент естественного прироста населения и сделать глобальный прогноз изменения численности населения
1 группа – в мире 3 группа – в РТ
2 группа – в России 4 группа – в г. Агрыз
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Группы считают. Слайды – наша страна – Россия.
Ведущий:
С начала 19 века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. По подсчетам статистов – демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Выступление групп. Сопровождается показом презентации.
Ведущий: можно сделать вывод: население в мире увеличивается с большой скоростью, а в России, РТ и городе Агрыз резко уменьшается. Хорошо ли это? Давайте заслушаем, что скажут наши демографы для ситуации в мире, в России, в Республике Татарстан и в городе Агрыз.
Выступление 1 группы (с презентацией).
Тема: 6 млрд. для планеты много или мало?
Я поставила перед собой такой вопрос и попыталась ответить на него изучая работы учёных - биологов.
Сегодня благополучие человека ограничено во времени. В наше время число людей удваивается за 35 лет ( за год на ….%). А производство пищи на Земле растёт на 2,3 % в год. Численность населения следует за увеличением кол-ва пищи.
Человек использует невозобновимые ресурсы. Что будет когда ресурсы кончатся? Сократится численность жителей Земли, так было с любым видом (говорят биологи о демог. проблеме).
НО человек изобретателен – говорят одни. Другие говорят – человечество существо биологическое и поэтому рост населения планеты бесконечным быть не может.
На сколько же человек рассчитана наша Земля? Биологи отвечают определённо –
200 млн. на всю планету ( в 25 раз меньше чем сейчас). За счёт энергии солнца сможет существовать неограниченно долго 500 млн. человек. На Земле уже 6 млрд.!!!! И ещё растёт!!!!
Считают что в середине 21 века численность населения в мире снизится ( за счёт развитых стран). На Земле будет 9 млрд. Причём из них :
1 – 1,5 млрд. белые (европеоиды)
7,5 – 8 млрд. чёрные (негроиды и монголоиды)
Произойдёт перераспределение населения – новая проблема!
Выступление 2 группы с презентацией.
Тема: Исчезающая Россия.
Моя проектная работа называется « исчезающая Россия».Такое будущее сулят России статисты. Тема очень актуальна для меня и моих сверстников, ведь мы – будущее России.
С моими исследованиями я вас сейчас познакомлю.
Население России неуклонно сокращается и стремительно стареет. С 1990 года население России сокращается с нарастающими темпами. За 13 лет смертность превысила рождаемость на 11,2 млн. человек. Доля людей старше 65 лет на 13,7 % - превышает вдвое междунар. стандарт. Вскоре 1 трудоспособный будет кормить 1 нетрудоспособного. Столько Россия не выдержит. 80 % смертей в трудоспос. возрасте – мужчины.
7 % семей России имеют 3 детей
28 % - 2
65 % - 1
Всё чаще первого ребёнка женщина рожает к 28 годам – это сказывается неблагополучно на здоровье малыша. После 30 лет женщины перестают рожать. Сегодняшнее поколение юношей и девушек будут иметь детей в 2 -3 раза меньше, чем их родители ( если ничего не изменится). В больших городах ещё хуже.
Статистика говорит: русских вымирает ещё больше, чем представителей др. национальностей. Например на Сев. Кавказе выс. уровень рождаемости сохраняется.
Как и в мире произойдёт перераспределение народов.
Основной фактор трагедии вымирания насел. России – духовное состояние общества и последствия экон. реформ. Сейчас спасти положение России может только 7 ребёнок в семье. Реально ли это? Нереально. Пока мы вымирающая страна, которая делает всё для того, чтобы вымирать дальше.
Ведущий: знакомит с результатами анкетирования старшеклассников.
Выступление 3 группы с презентацией.
Тема: семья нам больше не нужна?
В РТ снижается рождаемость, растёт смертность, уменьшается продолжительность жизни ( мужчины -60,8 лет
Женщины – 74,9 лет ).
Сокращается число лиц моложе трудоспос. возраста.
В 2009 году браков в РТ 19744 разводов – 9761
Изменилось отношение молодых людей к браку:
Зачитывает пример
Создаст ли вообще когда - нибудь семью этот Артём?
На фоне низкой рожд. возрасло число родов вне брака на 40 %.
На безбрачное материнство решаются представители всех соц. слоёв совр. общества. Однако течение такой беременности сопровождается осложнениями, страдает здоровье малыша и затруднена социальная адаптация безбрачного ребёнка по мере взросления.
Так что: семья нам больше не нужна?????????
Выступление 4 группы с презентацией.
Тема: демографическая ситуация в Агрызском районе.
К уроку географии в 9 кл. мы проводили исследование дем. ситуации в нашем городе.
Я хочу познакомить вас, что получилось у меня и моих одноклассников.
Проведя исследование семей на количество детей я обнаружила. Что в нашем городе в среднем 2 детей в семье. Много семей имеет всего1 ребёнка и лишь некоторые семьи имеют 3 детей. В среднем у меня получилось меньше 2 . У моих однокл. получилось примерно также. Я сделала вывод: в нашем городе численность населения сокращается.
( столб диаграмма)
Кол-во детей в семьях наших учителей. Вывод.
Далее мы построили графики отражающие динамику численности детей в наших семьях .
У всех обнаружилось, что кол-во детей в семьях наших бабушек , а тем более прабабушек – было на много больше.
( график)
Весь наш класс пришёл к выводу: численность населения в Агрызе уменьшается, хотя так было не всегда.
Причин много: мало рабочих мест (закрыт завод стройматериалов )
Нет приёма на работу
После школы негде учиться
Молодёжь уезжает из города
И многие другие проблемы
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведущий: мы видим, что демографическая проблема очень актуальна. В России демографическая ситуация – кризисная. Каковы же причины. Подумать группам.
А пока что думают о демографической проблеме наши сверстники и учителя. Давайте посмотрим видеоролики.
Смотрим видеоролики
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Слово экспертам – демографам
1 группа 1) большинство экспертов демографов сходятся во мнении что основная причина демографического спада – низкая рождаемость.
Выступление из комитета по планированию семьи.
2) почему рождаемость низкая?
Много абортов
Выступление – исследование.
Я познакомлю вас с одной из главных причин низкой рождаемости – это аборт.
Россия первая среди стран по кол-ву абортов. Наш отрыв от других стран очень большой.
Примеры: в России 235 абортов на 100 родов (1993 г.)
В Германии -5,1
Франция – 13,7
В основном аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот слой находится в наиболее неблагоприятном материальном положении.
Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости и отриц. естест. прироста. Аборты – демографическое явление.
В настоящее время среднее число абортов в России – 41 на 100 женщин. Респ. Татарстан не отстаёт , у нас тоже – 41. На 100 родов в России -107 абортов
В респ. Татар. – 115 абортов.
За 2008 г. в респ. Тат. было сделано 12 абортов девочкам 14 лет. Из 10 беременных подростков только 4 заканчивают родами. У типичной соврем. российской девушки начало половой жизни наступает в 16 лет, первый аборт – через полгода.
18 % женщин в Республике Татарстан умирает от абортов.
Аборты весьма опасны для первородящих – дальнейшее бесплодие. Примечательно, что на решение сделать аборт настаивают в тяжёлые времена для семьи мужчины. Медики считают, что они больше подвержены панике.
В России 7% от всех новорождённых – брошенные дети. Только 1 из 10 выросших в детдоме развивается нормально.
Демогр. проблема с точки зрения биологов: человечество отличается от своих предков прежде всего тем, что ради комфорта убивает своих детей. Такой человек не выживает
Плодовитость женщины за жизнь – 12 (говорят биологи) Противозачаточные средства уменьшают число зачатий на 50% остаётся – 6 зачатий и следовательно 6 детей, а 65% cемей России имеют 1 ребёнка!!!!! Где остальные????
.Возможно то, что происходит сегодня с людьми эволюционная катастрофа и подавляющее большинство из нас обречено на вымирание.
Я думаю – есть над чем задуматься.
Выступление гинеколога
2 группа 1) В России демографическая проблема обозначена как общенациональная
2) Вредные привычки влияют на здоровье – это снижает рождаемость
Выступление медсестры школы о здоровье в школе.
3 группа 1) Несчастные случаи
Выступление инспектора ГИБДД
В нашей стране несчастные случаи уносят много жизней и так не слишком большого населения . В том числе на дорогах.
Автомобильные катастрофы ежегодно уносят 250 000 человеческих жизней ( в мире ).
На территории СНГ в ДТП погибает 60 000человек, в России –
-35000 человек в год.
В Республике Татарстан в 2008 году погибло в ДТП 713 человек и 7619 человек получили ранения.
Погибают в основном из – за нарушения правил дор. движения.
В 2008 году зафиксировано 1 979 000 нарушений правил дорожного движения.
Изломанные судьбы, не рождённые дети – всё сказывается на демографической ситуации в стране.
4 группа 1) Экологические проблемы
Выступление эколога
Ведущий: знакомит со стат. исследованиями о влиянии на рождаемость уровня образования. (презентация)
Ведущий: задание группам – подумать, что можно предложить для решения этих проблем?
!группа: Охранять и укреплять здоровье.
Охранять здоровье женщин. Детей.
2группа: Реализовывать национальную политику.
Устранять социально-экономические факторы отрицательно влияющие на процесс рождаемости.
3группа: Предупреждение инвалидности, смертности.
4группа: В основу Агрыза заложить новую функцию.
Развивать в г. Агрызе сферу услуг.
Ведущий: Все демографические проблемы имеют планетарный масштаб. Все они взаимосвязаны и порождают другие проблемы:
старение нации, недостаток труд. ресурсов, сложность в освоении природных ресурсов, трудности в охране границ государства, ее территории и другие экономические проблемы.
В процессе сегодняшней конференции мы еще раз убедились, что демографическая проблема очень актуальная проблема. Не вымрет ли человечество? От этого зависит наше с вами будущее.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель:
В заключении конференции предлагаю задание для всех: гостей в зале, экспертов – демографов.
Представьте себя депутатом городского совета. Какие мероприятия предложили бы вы для улучшения демографической ситуации в нашем городе?
Примерные ответы: охранять и укреплять здоровье
Реализовывать нац. политику
Устранить социально – экономические факторы отрицательно влияющие на процесс рождаемости
Охрана здоровья женщин
Охрана здоровья детей
Предупреждение инвалидности, смертности
Использовать высоконаучные технологии – найти полезные ископаемые в Агрызском районе – развивать экономику
В основу Агрыза заложить новую функцию (например построить хим. Предприятие или автомобильный завод)
Развивать в городе Агрыз сферу услуг
Ведущий познакомит вас с новым способом решения дем. проб. В России придуманным депутатами Петербургского парламента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права
Открытое внеклассное интегрированное мероприятие по истории и литературе, посвященное 150-летию отмены крепостного права, подготовленно специально для учащихся 7-х классов, которые как раз изучают по ...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....
презентация к внеклассному интегрированному мероприятию-викторине "Бытовые проблемы города: мусор"
2017 год объявлен годом экологии в России. И самая острая проблема, возникшая уже давно и очень сложно решаемая – это мусор. Почему? Давайте вместе разберемся....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 11 классе ПО ТЕМЕ: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»...
Презентация по теме:«Глобальные проблемы человечества ( демографическая проблема)»
Данную презентацию можно использовать на уроках географии в 11 классе. Она затрагивает вопросы: демографический взрыв, демографических переход, перенаселение и пути решения демографической проблемы....