«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)
классный час (5 класс) по теме

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировых трагедий и что слишком много «белых и чёрных пятен» обнаруживают историки, изучая события тех лет. Но давайте вспомним ещё одну непреложную истину: нация, не помнящая своего прошлого, не имеет будущего. Это та страница нашей истории, к  которой мы непременно должны обращаться вновь и вновь и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Как же сделать так, чтобы данные уроки, классные часы, внеклассные мероприятия  оставляли яркий след в душах ребят, чтобы «не забылась та война»? Предлагаемый сценарий – попытка решения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnova_g.m._scenariy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Краснова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): МБОУ «СОШ № 5» г. Колпашево Томской области.

Аннотация:

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировых трагедий и что слишком много «белых и чёрных пятен» обнаруживают историки, изучая события тех лет. Но давайте вспомним ещё одну непреложную истину: нация, не помнящая своего прошлого, не имеет будущего. Это та страница нашей истории, к  которой мы непременно должны обращаться вновь и вновь и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Как же сделать так, чтобы данные уроки, классные часы, внеклассные мероприятия  оставляли яркий след в душах ребят, чтобы «не забылась та война»? Предлагаемый сценарий – попытка решения этой проблемы.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: Встреча с ветеранами войны и труда, посвящённая Дню Победы.

Предмет: литература, искусство.

Возрастная группа (класс): 5 - 6

Название сценария: «Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Цель: познакомить учащихся с поэзией времён Великой Отечественной войны в форме литературно-музыкальной композиции.

Задачи:

Развивающие:

  1. развитие познавательных и творческих способностей учащихся
  2. развитие устной речи учащихся, навыков публичного выступления

Воспитательные:

  1. формирование уважительного отношения к боевому прошлому нашей страны, к её культуре
  2. формирование умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Форма проведения мероприятия: литературно-музыкальная композиция с элементами беседы.

Подготовительный этап:

Задача учителя: помочь пятиклассникам в поиске и отборе материала для сообщений, подготовить иллюстративный материал (презентацию), продумать композицию мероприятия.

Задача учащихся: изучить материал, составить сообщения, подготовить устные выступления по индивидуальным темам.

Оформление зала: книги-сборники стихотворений о Великой Отечественной войне, плакаты военного времени, фотографии.

Время реализации: 40 – 50 минут

Авторский медиапродукт:

Презентация, созданная в операционной среде MS POWER POINT.

Целесообразность использования медиапродукта:

повышение эффективности эмоционального воздействия на участников мероприятия учебного материала за счёт иллюстрации словесного материала аудио- и видеорядом; создание необходимого эмоционального фона.

Необходимое оборудование: компьютер, медиапроектор (либо большой экран)

Ход сценария:

Вступительное слово учителя: Есть такое крылатое выражение: «Когда говорят  пушки, музы молчат». Но в годы Великой Отечественной войны музы  не молчали. «В дни войны у писателей была одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к Родине». Эти слова принадлежат Михаилу Александровичу Шолохову, который, как и многие другие поэты и писатели, в годы войны стал военным корреспондентом и сражался против ненавистного врага мощным оружием – СЛОВОМ.  

В Советской Армии была официально введена особая должность – писатель.

«Ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство, наша литература», - писал Василий Чуйков, маршал Советского Союза.

А маршал Советского Союза  Баграмян, вспоминая о первых, самых тяжёлых месяцах войны,  писал: «Именно в этот труднейший период войны у народа-великана, у русского народа родилось в те дни много песен. Они были бодры и воспевали Родину, воспитывали ненависть к врагу, мужество, отвагу, боевую дружбу – всё то, что помогало преодолеть военные трудности».

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг, она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Очень хорошо об этом сказал поэт Михаил Светлов: «В бою песня встаёт комиссаром перед самым передним окопом».

1-й ученик:

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

2-й ученик

Это строки из поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». С первого и до последнего дня войны Твардовский – военный корреспондент. Но всё-таки главный его творческий подвиг в годы Великой Отечественной – его бессмертная и всеми любимая «книга про бойца без начала и конца» - так автор называл свою поэму. Другой не мене известный поэт Константин Михайлович Симонов писал: «Где-то в 1944 году во мне твёрдо созрело ощущение, что «Василий Тёркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. И что написать так, как написано ЭТО, никому из нас не дано».

3-й ученик:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей,

Чтобы радостью нежданной

У бойца согрелась грудь,

Как от той гармошки драной,

Что случится где-нибудь.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке…

Я доволен был бы, право,

И – не гордый человек –

Ни на чью иную славу

Не сменю того вовек.

Учитель:

Советские поэты и композиторы с огромным подъёмом принялись за работу. Их девизом стали слова: «Песня – фронту». Только в Москве и только в первую неделю войны было создано около двухсот новых песен.

Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Песни, которые пели в годы войны на фронте и в тылу, разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические. Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста. Прошло более шестидесяти лет, но песни тех грозных незабываемых лет, выдержав суровое испытание временем, по-прежнему поются и вызывают у слушателей самые искренние чувства.

Давайте и мы с вами познакомимся с наиболее известными песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны и ставшими для солдат верными друзьями.

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Священная война» (группа 3 человека).

24 июня 1941 года, второй день Великой Отечественной войны. В газете «Известия» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. И на следующий день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем разучивать новую песню – «Священная война», и уже через два дня, 27 июня 1941 года,  состоялась премьера песни.

Ветеран ансамбля Юрий Емельянов вспоминал: «Сразу после напряжённой репетиции мы выехали на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую линию фронта. Все помещения вокзала были до отказа заполнены военными и провожающими, как говорится, яблоку негде упасть. В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Ведущий объявил, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», но его слова потонули в общем гуле. Но вот поднимается рука Александрова, первые такты, и зал постепенно затихает… (Звучит песня «Священная война», после первого куплета звук становится тише, и на фоне песни ученики продолжают выступление.)

Мы почувствовали, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах – волнение, слёзы, и это передалось нам, исполнителям: у нас у всех тоже слёзы стояли в глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Пять раз подряд мы пели «Священную войну», и всё больше и больше людских голосов подхватывало песню. Последний раз песню пел, казалось, единый общий хор…»

С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом. Её пели всюду. Каждое утро по радио после боя кремлёвских курантов звучала «Священная война». Песня стала гимном военного времени.

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Моя Москва» (группа 3 человека).

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Эти знакомые всем  слова из знаменитой песни высечены на гранитном постаменте памятника героическим защитникам Москвы на 23 километре Ленинградского шоссе — том самом рубеже, где суровой осенью 1941 года был остановлен враг. Отсюда его погнали обратно, прочь от нашей столицы. Памятник был сконструирован  и построен молодыми московскими архитекторами, скульпторами и строителями в ознаменование 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой.  А как была  создана песня, ставшая гимном великому городу-герою?

В журнале «Новый мир” № 9—10 за 1941 год было опубликовано стихотворение мало кому  известного тогда молодого поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва». В нём было всего две строфы, но именно они стали основой будущей песни. Весной 1942 года композитор Исаак Осипович Дунаевский, художественный руководитель ансамбля песни и пляски Центрального Дома культуры железнодорожников, прочитал это стихотворение в вагоне агитпоезда.  Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную подсказанной первой строфой «Моей Москвы». Но песни-то не было. Нужна была еще строфа. И не одна… А где отыскать в ту пору незнакомого автора этих стихов? По каким местам пролегла его фронтовая дорога? И Дунаевский обратился за помощью к режиссеру ансамбля Сергею Ивановичу Аграняну, с которым в первые месяцы войны написал уже не одну песню. Именно он, любимец ансамбля, «замечательный парень», как называет его в одном из своих писем Исаак Осипович, и написал остальные строфы о любви к прекрасному городу, без которых представить теперь эту песню уже невозможно.

Вспоминая о впечатлении, которое произвело на него появление этой песни Дунаевского, композитор К. В. Молчанов писал:

«..Честно говоря, я не знаю песни, в особенности тех лет, которая бы  так ясно, с такой предельной точностью отразила отношение всех советских людей к Москве. И для тех, кто был на фронте, и для тех, кто оставался в далеком тылу,  Москва была не просто столицей, а поистине сердцем страны.  Вот эти чувства людей, внутренне тянувшихся к Москве,  Дунаевский, по-моему, и передал удивительно точно».

(Звучит песня «Моя Москва».)

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «Синий платочек» (группа 3 человека).

Поэт Алексей Сурков, прошедший всю Великую Отечественную войну, писал в своей книге воспоминаний «Голоса времени»: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова,  в общем-то,  не очень сильной песенки «Синий платочек».

Да, лирические песни в годы войны были востребованы солдатами наравне с песнями героическими. И одной из наиболее популярных песен, исполнявшейся артистами фронтовых бригад по просьбе солдат, была песня, написанная еще в 1940 году – «Синий платочек». Это была песня мирных дней и до в первые месяцы войны  у нее были совсем другие слова. Исполняла её талантливейшая и одна из самых любимых певиц того времени Клавдия Ивановна Шульженко. Но чем чаще Шульженко пела «Синий платочек» на фронтовых концертах, тем больше ею овладевало чувство неудовлетворённости: певица считала, что песне нужны другие слова. Как-то Клавдия Ивановна выступала со своим ансамблем на легендарной Дороге жизни. Здесь она познакомилась с военным корреспондентом и поэтом Михаилом Максимовым. Узнав, что он пишет стихи, Шульженко попросила его написать новый текст «Синего платочка»: «Песня популярна в народе, у неё простая запоминающаяся мелодия, но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии».

Предложение взволновало поэта. Писать песни ему никогда не приходилось, однако всего лишь за одну ночь новый текст был готов. Он понравился Клавдии Ивановне, и вскоре она уже пела новый, фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. Именно с текстом Михаила Максимова песня вошла в историю песен Великой Отечественной войны.  

(Звучит песня «Синий платочек».)

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «В лесу прифронтовом» (группа 3 человека).

(Начинает звучать песня «В лесу прифронтовом».)

Шёл второй год войны. Михаил Васильевич Исаковский, замечательный поэт, участник Великой Отечественной войны,  был на реке Каме, там и родилась одна из самых лирических песен военного времени. Поэт вспоминал: «Работая, я представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь…»

Свои стихи Исаковский послал своему старому товарищу, композитору Матвею Блантеру и,  спустя несколько месяцев,  услышал песню по радио.

Композитор  выбрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит,  словно живое  человеческое дыхание, пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Но не только. В этой музыке слышен и призыв к борьбе. Сам Матвей Блантер говорил: «В лирических песнях, которые мы писали, хотелось дать возможность солдату «пообщаться» с близкими, высказать сокровенные думы подруге, невесте, жене, которые находились где-то в далёком тылу».

Песня сразу стала любимой. Рассказывают, что когда в 1943 году песня впервые прозвучала в эфире, на радио позвонил солдат, лечившийся после ранения в одном из московских госпиталей, и сказал: «Гармонист, что «Осенний сон» играл – это я был. Автор, наверное,  из наших бойцов? Неужели нет? Откуда же он про меня знает?»

Самуил Яковлевич Маршак сказал о творчестве Михаила Исаковского так: «Мало сочинить песню. Надо так её сочинить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днём казалась нам свежее, роднее, ближе. Михаилу Исаковскому удаётся сочинять именно такие, подлинно народные песни».

Выступления учащихся, готовивших материал о песне «В землянке»

(группа 3 человека).

Кто из бывших фронтовиков не помнит и не любит одну из самых известных песен Великой Отечественной воины – «В землянке». Её авторы – поэт Алексей Сурков и композитор Константин Листов.

Алексей Александрович Сурков во время финской и Великой Отечественной войн был военным корреспондентом. Когда он писал стихотворение «Бьётся в тесной печурке огонь», он не собирался его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…»

В начале 1942 года в Москву проездом на несколько дней заехал композитор Константин Листов, позвонил Суркову и попросил его, как он говорил, что-нибудь «певческое». Сурков сказал: «Костюша! Чего-нибудь нет, а вот я написал тут один стишок – письмо жене, она в эвакуации. Прочти, может, что получится…» Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился с в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы затаив дыхание прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла».

 «Землянку» любили на всех фронтах, но особенно она вызывала сильное чувство у тех воинов, которые воевали под Москвой. Это не было чувство уныния и тоски. Это было чувство любви к родине, ненависти к врагу. Песня звучала как вызов врагу, как презрение к смерти и воодушевляла на подвиг ради «негасимой любви» своих родных и близких.

(Звучит песня «В землянке».)

Заключительное слово учителя.

Я благодарю всех, кто сегодня позволил нам создать неповторимую атмосферу праздника: ребят,  подготовивших очень хорошие сообщения, наших гостей, работников библиотеки. Мы все вместе прикоснулись к очень значимым событиям нашей истории, к прекрасным песням, которые живут и сегодня, к тому, что нельзя предавать забвению. Об этом прекрасно сказал  поэт-участник Великой Отечественной войны Юрий Воронов:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…

Заключение, итоги (отзывы):

Это мероприятие  мы проводили в центральной городской библиотеке, пригласив на него ветеранов педагогического труда и ветеранов Великой Отечественной войны. Празднично-торжественная атмосфера, подготовленная выставка книг, фотографий, звучащие песни о войне, проникновенные выступления учеников, рассказы ветеранов – всё это произвело на ребят очень большое впечатление. Подводя итоги, они говорили о том, какие песни им запомнились, как интересно им было читать об истории создания песен. А гости  благодарили ребят за то, что они подготовили для них настоящий праздник накануне Дня Победы. Такие мероприятия  становятся настоящим событием в жизни учеников и учителя: они остаются в памяти, именно на них  не на словах, а на деле воспитывается уважительное отношение к боевому прошлому нашей страны, к её культуре, в конечном счёте – воспитывается патриотическое чувство подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

"Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.Задачи урока:Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.Способствова...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...