Классный час о Седьмой симфонии Шостаковича
методическая разработка на тему

Учащиеся знакомятся с историей создания Седьмой симфонии, с героическим временем блокады Ленинграда. Ребята хорошо воспринимают и принимают музыку композитора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_sedmoy_simfonii_shostakovicha.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на основе музыкального произведения

Перед проведением урока дети знакомились с историей блокадного Ленинграда,  прочитали блокадный дневник Тани Савичевой, учили стихи о Ленинграде в годы войны. Было предварительное прослушивание  Седьмой симфонии Шостаковича. Хочу сказать, что была приятно удивлена тем фактом, как дети правильно поняли смысл произведения, уловили настроение автора, определили тему добра и зла в первой части.

Тема урока.     Симфония всепобеждающего мужества.

Задачи урока.

  1. Познакомить с историей создания Седьмой симфонии Шостаковича.
  2. Учить выражать словами своё чувствование музыки.
  3. Воспитание чувства гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: фрагменты кинофильма «Блокада Ленинграда», презентация «Д. Шостакович. Седьмая симфония», выставка книг о блокадном Ленинграде, аудио- фрагменты Седьмой симфонии.

Ход урока.

Ученик.    М .Алигер «Ленинград».

Ленинград! Ленинград! Ленинград!

Да прославится хлеб его чёрствый,

и безмолвье ослепших громад,

и дыханье крутых баррикад,

и людей непрощающий взгляд,

и сердец возмужавших упорство.

………………………………….

В теченье этой медленной зимы,

круша её железные потёмки,

«Мы не уступим. Каменные мы»,-

мы говорили голосом негромким.

Всё уже ядовитое кольцо.

Враг продолжает дальше продвигаться.

И вот в его угрюмое лицо

взглянули, как солдаты, ленинградцы.

О город без огня и без воды!

125 блокадных граммов хлеба.

Звериное урчание беды

С безжалостного, мертвенного неба.

Стонали камни,

ахали торцы,

но люди жили, находили силы,

а те, что погибали,

как бойцы,

ложились тесно в братские могилы.

И , наконец, изнемогла зима,

открылись заволоченные дали.

Чернеют разбомблённые дома,---

они мертвы, они не устояли.

Мы вырвались из этой длинной тьмы,

прошли через заслоны огневые.

Ты говорила: «Каменные мы!»

Нет,

мы сильнее камня,

мы -  живые!

После прочтения стихотворения сразу же  идёт демонстрация кинофрагмента о блокадном Ленинграде.

Учитель.

        *Что вы запомнили из предварительного прослушивания Седьмой симфонии?

*Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение?

*Какими чувствами наполнена симфония Шостаковича? (Тишина. Покой. Туман

Музыка уходит в высоту. И вдруг…какая-то тревога. Она всё ближе и ближе. Музыка неприятно режет слух. И мы ясно понимаем, что горе пришло на родную землю. Растёт мотив сопротивления.)

Ученица. Слово о композиторе. По ходу рассказа идёт презентация «Д.Шостакович».

(фотографии из жизни композитора).

Ученица. Из истории создания Седьмой симфонии Шостаковича.

Седьмая симфония – большое музыкальное произведение, передающее слушателю глубокие мысли, переживания композитора, его отношение к жизни. Извечное столкновение двух начал, победа гуманизма над жестокостью и варварством – вот основное содержание, которое несёт в себе музыка Седьмой симфонии.

В симфонии четыре части, они контрастны по замыслу. Картины мирной жизни и вражеского нашествия в первой части, героические образы средних частей, победный финал;  наряду с этими траурные скорбные эпизоды,  воскрешающие память о павших героях, - таковы музыкальные образы Седьмой симфонии.

Начало симфонии рисует картину мирной жизни советских людей: красоту их творческого труда, всё, что входит в понятие «Родина». Звучит широкая главная партия; постепенно она подводит ко второй теме – мягкой, лирической. Центральный эпизод первой части – образ вражеского нашествия. Эпизод написан в форме вариаций. На фоне как бы гаснущих звучаний струнных инструментов словно издалека возникает тема врага. Едва слышится дробь барабана – холодная, мерная, приближающаяся поступь. Постепенно звучность нарастает, варьируются оркестровые тембры, но тема остаётся неизменной, её ритм подчёркивает бездушность, жестокость врага. Тема натиска, разрушения повторяется 11 раз, создавая почти зрительно ощутимую картину нашествия врага.

Четвёртая часть симфонии – финал. Сурова и мужественна первая его тема. Она как бы возвращает нас к образам войны. Она написана в жанре старинного медленного танца сарабанды, который часто использовался композиторами для передачи сдержанной печали, скорби. Нарастание звучания завершается возникновением главной темы первой части – темы созидания и счастливой мирной жизни. Торжественным звучанием завершается симфония.

Ученик. Людмила Попова. «Седьмая симфония».

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей, Чуть согнутые плечи дирижёра,

Взмах палочки – и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Уже несут ко всем заставам гордо

Все рупора Симфонию твою…

Слушание первой части симфонии. (10 мин.: от 4-50 до 15-00).

*Передайте своё понимание услышанного. (Идут ответы детей. Дети  услышали музыку, поняли замысел автора).

 *Где в 1части больше всего проявляется образ зла? (Там, где звучит марш, однообразный и холодный).

*А теперь послушайте, как воспринимал А. Н. Толстой тему нашествия в 1части.

Тему нашествия А. Толстой передавал так: «Она возникает отдалённо и вначале похожа на какую – то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание учёных крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма…Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели всё уже смято и растерзано? В оркестре – смятение, хаос.

      Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть её пещерный рёв.

Проклятого крысолова больше нет, он унесён в чёрную пропасть времени. Смычки опущены – у скрипачей, у многих на глазах слёзы.

Ученик. Г. Семёнов. КОНЦЕРТ.

Собираются дистрофики

В довоенный этот зал.

Ветерок недоумения –

кто же их сюда зазвал?…

Кресла ёжатся от холода,

половина их пуста.

Гордо валенками шаркая –

на шикарные места.

Скрипачи вползли бесполые,

дирижёр за ними вслед.

Закивали им из публики:

сколько зим и – скольких нет!

То ли были, то ли не были –

лёгкий взмах и трудный вздох.

Не имея сил откашляться.

зал качнулся и оглох.

Не имея сил расплакаться,

                  сердце вышло за предел.

Непреложный голос вечности

всем пространством завладел.

Слушание 4 части Седьмой симфонии.

Учитель.  

*Как звучит музыка?

*Из минорной она переходит в мажорную тональность. Почему?.(Предчувствие победы, несмотря на пролитую кровь, жертвы. Собираются силы. люди встали на борьбу. Музыка звучит торжественно и уверенно. Ведь люди защищают родную землю от врага. Добро победит зло. Именно в это верил Шостакович, когда создавал свою симфонию.  Эту веру он хотел передать своим соотечественникам).

Ученик. Звучали аккорды Седьмой симфонии. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд. Это была единственная в своём роде «музыкальная пауза» - пауза в смертоносных обстрелах, пауза, наполненная звучанием жизнеутверждающей музыки. Но чтобы обеспечить городу эту паузу, артиллеристы и лётчики Ленинградского фронта вели усиленный огонь по врагу, обрушивали на его батареи мощные бомбовые удары. Это была могучая огневая симфония Ленинградского фронта.

Ученик. Ник. Савков. Седьмая симфония.

И когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним,

                    как гром,

                              величаво

Другая симфония началась,-

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал…

…И в зале – шквал…

И по фронту – шквал…

…А когда разошлись по квартирам люди,

Полны высоких и гордых чувств,

бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь искусств.

Учитель.  5марта 1942г. из города Куйбышева на всю страну транслировали «Седьмую симфонию», объявив: «Говорит Москва! Говорит Москва!»

  1. Как думаете, почему так объявили?  

29марта 1942г. симфония прозвучала в Москве. Миллионы людей слушали радио трансляцию в Советском Союзе и за рубежом. После концерта О.Берггольц вспоминала: «Я глядела на него, маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот человек сильнее Гитлера» .Народ встал и рукоплескал композитору.  

*Почему Седьмая симфония впервые прозвучала в Ленинграде именно  9августа 1942года? (Именно в этот день Гитлер планировал войти в Ленинград).

Учитель. У симфонии было много премьер, но одна из них останется в истории навсегда – премьера  в блокадном Ленинграде. Зал филармонии был переполнен. Жители города и фронтовики сидели в креслах и на хорах. Среди музыкантов было много вчерашних защитников городе.

Слово не всегда нужно музыке. Но оно необходимо человеку. Сегодня, спустя 60 лет со дня Победы над фашистской Германией, слово и музыка, произведения живописи и кино помогают нам постичь меру горя, ужаса и страданий перед фашизмом. Слово давало силы и человеку искусства. Д. Шостакович из окна своей квартиры видел обессиленных людей, вёзших на саночках трупы близких людей, сам шёл за водой на Неву, когда размёрзся водопровод, видел очереди  людей за хлебом. Это было больно, горько, тяжело.

А ведь композитор знал, что такое счастье, мир, он увидел сам, как в это светлое и святое вторгается фашизм. Он слышал  ЭТО. Он рассказал и показал горе, боль народа, его силу и величие, мужество, необходимые в  Победе.

Ученица. « И мы , не плакавшие над погибающими близкими зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных, горючих слёз, и мы не стыдились их… А нам, радиоработникам, сквозь изумительную эту музыку ещё всё время звучал негромкий, спокойный и мудрый голос её создателя Дмитрия Шостаковича, доносившийся из сентября 1941 года: «Заверяю вас, товарищи, от имени ленинградцев, что мы непобедимы…»

Ученик. .М. Матусовский. Седьмая симфония в Москве.

…Была непогода скупа,

Снежком припушённая малость,

Как будто бы эта крупа

По карточкам нам выдавалась.

Но город, окованной тьмой,

С уныло ползущим трамваем

Был этой осадной зимой

Прекрасен и незабываем.

Когда композитор бочком

Пробрался к подножью рояля,

В оркестре смычок за смычком

Проснулись, зажглись, засияли.

Как будто из мрака ночей

Дошли к нам порывы метели,

И сразу у всех скрипачей

С подставок листы полетели.

И эта ненастная мгла,

В траншеях свиставшая хмуро,

Никем до него не была

Расписана, как партитура.

Над миром взрывалась гроза.

Ещё никогда на концерте

Так близко не чувствовал зал

      Присутствия жизни и смерти.

Как дом, от полов до стропил

Охваченный пламенем сразу,

Оркестр, обезумев, вопил

Одну музыкальную фразу.

Её пламя дышало в лицо,

Глушила её канонада.

Она прорывала кольцо

Блокадного Ленинграда.

Гудела в глухой синеве,

Весь день пребывала в дороге

И ночью кончалась в Москве

Сиреной воздушной тревоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Творчество Д. Д. Шостаковича"

Классный час посвящен творчеству Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Классный час может быть полезен преподавателям ДМШ и ДШИ. В лекции по творчеству Д. Д. Шостаковича принимали участие учащиеся класса д...

Читательская конференция по повести Т. Цинберг "Седьмая симфония"

Читательская конференция по повести Т. Цинберг "Седьмая симфония"...

"Симфония грядущей Победы". Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Шостаковича.

В презентации представлена информация о композиторе, фото блокадного Ленинграда, где композитор создавал симфонию....

Презентация о Д.Д.Шостаковиче и его Седьмой симфонии

Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович и его Седьмая симфония...

Классный час "Урок памяти Симфония мужества блокадного Ленинграда".

Классный час «Урок Памяти» позволит школьникам прикоснуться к самой святой теме нашей истории, осмыслить и понять, какой ценой завоёвана свобода , как важно помнить об этом ...

Методическая разработка занятия на тему "Шостакович. Седьмая симфония"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....

Технологическая карта урока литературы по мказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок" и повести Т.С.Цинберг "Седьмая симфония" 6 класс

Цель урока : формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что все хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь,  расскрытие мыслей писате...