«Организация и методика проведения внеклассных мероприятий по физике».
классный час по теме

Ненина Елена Владимировна

 

Внеклассная  работа способствует  расширению  и  углублению  знаний,  развитию  склонностей,  творческой активности,  служит  средством  профориентации  и  приобщения  учащихся  к  общественно  полезному  труду,  позволяет  привлечь  дополнительный материал для  формирования  научного  мировоззрения,  показа  успехов российской  и  мировой науки  и  техники в  ведущих  разделах  физики  и  технического  прогресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33 им. Н.А. Мордовиной

«Организация  и  методика  проведения                    внеклассных  мероприятий по  физике».

                                 

 

                                                                   

                                                                      учитель физики МБОУ СОШ № 33

                                                                    Ненина Елена  Владимировна.

Астрахань 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Образовательное  и  воспитательное  значение внеклассной  работы  по  предмету.
  2. Основные формы   внеклассных  мероприятий  по  физике, методика  организации  и проведения.

а) кружковая  работа;

б) научное  общество  учащихся;

в) вечера  физики  и  техники;

г) физический   КВН;

д) физические олимпиады;

е)  недели  физики.

     3. Роль  внеклассных  мероприятий  по  физике в учебно- воспитательном  процессе современного  образовательного учреждения.

     4. Список  литературы.

                                             

            Внеклассная  работа  по  предмету  имеет  большое  образовательное  и  воспитательное  значение.  Она  способствует  расширению  и  углублению  знаний,  развитию  склонностей,  творческой активности,  служит  средством  профориентации  и  приобщения  учащихся  к  общественно  полезному  труду,  позволяет  привлечь  дополнительный материал для  формирования  научного  мировоззрения,  показа  успехов российской  и  мировой науки  и  техники в  ведущих  разделах  физики  и  технического  прогресса.

      В  настоящее  время  интерес  учащихся  в  той  или  иной  области  знаний  в  известной  степени  удовлетворяется  на  факультативных  занятиях.  Однако  факультативы  менее  разнообразны,  чем  склонности  школьников,  их  тематика  определяется  учителем,  время  проведения  ограничено  рамками  урока,  поэтому наличие  факультативов  не  исключает,  а предполагает  внеклассную  работу,  существенно  отличающуюся  от  них  по  форме  и  содержанию. Особенность  внеклассной работы  по  физике  состоит в  значительном  повышении  самостоятельности  и  творческом  подходе  учащихся  при  выполнении  различного  вида  поручений. Эта  работа  открывает возможности  не  только  для  теоретического  осмысления  физических  явлений,  к  чему  безусловно  тяготеют  учащиеся,  но  и  для   осуществления  разнообразных  практических  действий.

   Основные  формы  внеклассной  работы  представлены  в  таблице:

            массовые

            групповые

  индивидуальные

1.Недели  и  декады физики.

2.Вечера  физики  и  техники.

3.Физический  лекторий.

4.Олимпиады.

5.Конкурсы (физические  КВН).

6. Игры (физические «Поле  чудес», «Что? Где? Когда?», и т.д.)

1.Кружки: физико-технический, радиотехнический, решение  задач  повышенной  трудности, и т.д.

2.Секции  научного  общества  учащихся (НОУ): экспериментаторов,  теоретиков.

Задания  отдельным  учащимся:

-усовершенствование  и  конструирование  приборов;

-разработка  оригинальных  вариантов  опытов  и  демонстраций;

-проведение  опытов  с элементами  исследования;

-решение  экспериментальных  олимпиадных  задач;

-подготовка  сообщений, докладов;

-выборка  из  печатных  изданий  материалов  о  новейших  открытиях  

и  изобретениях  в  области  физики.

                                   

КРУЖКОВАЯ  РАБОТА.

Одной  из  основных  форм  внеклассной  работы  по  предмету  в  школе  являются кружковые  занятия. Физический  кружок  объединяет  учащихся по  интересам (10-15 человек), работает  планово  и  систематически.  Руководит кружком  учитель  или специалист  соответствующей  квалификации.  Из  членов  кружка  выбирают  старосту; при  проведении  различных  массовых мероприятий   или  выполнении  разнообразных  видов  работ  назначают  ответственных за  них.  Все  члены  кружка  имеют  индивидуальные  или  групповые  задания  или  поручения,  о выполнении  которых  отчитываются  на  занятиях  кружка.  Большое  воспитательное  значение  имеет  ознакомление   с итогами  работы  кружка  всего  коллектива  учащихся  школы.  Они  могут  быть  представлены  в  виде  выставок,  стендов,  бюллетеней,  или  в  форме  конкурсов,  олимпиад,  вечеров  и  т.д.

          По  содержанию  работы  физические  кружки  можно  разделить  на  физико-технические,  теоретические  и  комплексные.

           В  физико-технических  кружках  учащиеся  выполняют  практические  работы,  занимаются  моделированием, конструированием.  Однако  это  не  исключает, а  предполагает  расширение  и  углубление  теоретических  знаний.  Так,  например,  в радиотехническом  кружке  учащиеся  не  только  собирают транзисторные  приёмники,  но и  углубляют  знания  об  электрических  свойствах  полупроводников,  изучают  режим  работы  транзисторов.  Тематика  физико-технического  кружка  определяется,  исходя  из  запросов и  склонностей  учащихся, а  так же возможностей  и  потребностей  кабинета  физики и  школы  в  целом.

          В  школьной  практике  работу  физических  кружков  организуют  чаще  всего  так,  чтобы  она  включала  в себя  и  углубление  теоретических  знаний,  и  разработку  демонстрационных  опытов,  и  решение  задач  повышенной  трудности,  т.е.  эта  работа,  носит  комплексный  характер. В  таком  кружке  каждый  ученик находит  себе работу  по душе,  в  соответствии  со  своими  интересами,  склонностями  и  способностями.  

Тематика занятий  такого  кружка  разрабатывается  так,  чтобы  она  была  связана  с  изучением соответствующего  программного  материала  и  способствовала углублению  и  расширению  знаний,  приобретённых на  уроках, выработке умения  применять их на  практике.

          По  содержанию  и  структуре  работы  к  кружку близко  школьное  научное  общество (НОУ). Цель  НОУ – расширить  объём  научно-технических знаний  учащихся,  пробудить  у  них  интерес  к  научной  деятельности,  привить  умения  проводить опыты  с  элементами  исследований,  развить  некоторые  приёмы  технического  творчества. Работа  общества  проводится  обычно  по  двум  направлениям: занятия    различных секций  и  пропаганда  научных  знаний.  

         На  общем  собрании  членов  общества  избирается совет,  который  собирается  один  раз  в  месяц  для  обсуждения  текущих  дел.  Совет может  иметь  свою  стенную  газету,  в  которой  освещаются  новости  науки  и  техники,  работа  секций  и  отдельных  членов  общества.

           В  школьном  научном  обществе  работают  секции  теоретиков  и  экспериментаторов. Каждая  секция  имеет  свою  программу.  Например,  члены  теоретической  секции  изучают  вопросы  теории,  истории  науки  и  техники,  готовят  рефераты,  выступают  с  докладами  и  сообщениями  в  школе  перед учащимися  различных  классов,  участвуют  в  конкурсах  по  решению  задач  повышенной  трудности,  проводят  научные  конференции  и  т.д.

           В  экспериментальной  секции  чаще  всего  изготавливают  и  конструируют  физические  приборы  и  установки.  Эта  работа  вызывает у  ребят неизменный  интерес,  поскольку  наряду  с  практическими навыками  они  приобретают  и  теоретические  знания. Работая над  изготовлением прибора,  учащиеся  должны  не  только представлять  его  назначение,  но  и  понимать  природу  физического  явления,  демонстрируемого  с  помощью  этого  прибора.  Руководитель  кружка  должен добиваться, чтобы  учащиеся  обязательно  говорили  об  этом  на  заседаниях секции,  демонстрируя  свои  приборы  и  установки.  Ученикам нужно  также  разъяснять  требования, предъявляемые  к  приборам (наглядность  и  четкость  демонстраций,  простота  конструкции,  хорошее  внешнее  оформление  и  т.д.).  С  изготовленным  прибором  ученик  сам  проводит все  те  опыты,  для  которых  он предназначен.

           Экспериментальная  секция  НОУ  может  работать  и  над  одной  определённой  проблемой. Исследовательская  работа может  носить как  теоретический,  так  и  экспериментальный  характер.

ВЕЧЕРА  ФИЗИКИ   И  ТЕХНИКИ.

            Из  массовых  форм  внеклассной  работы  по  физике  наибольшее  распространение  получили  вечера  по  физике  и  технике. При  подготовке  и  проведении  вечера  физики  и  техники  предоставляется  возможным  познакомить учащихся   с  выдающимися  достижениями  науки,  техники  и  отдельных  отраслей  промышленности;  рассказать  отдельные  эпизоды из  истории физики;  познакомить с  биографиями  крупнейших  учёных  и  изобретателей;  показать  борьбу  научных  идей.

           Вечера  физики  и  техники  способствуют  также  формированию  научного  мировоззрения,  так  как на  них  глубже,  чем  на  уроках,  можно  раскрыть  причинно-следственные  связи  между  явлениями,  полнее  рассмотреть  свойства  вещества  и  поля, различных  форм  движения  материи.  Они  помогают  учителю  сплотить  коллектив  учащихся,  объединить  их  стремления  и  интересы.  Большое  воспитательное  воздействие  на  школьников  оказывает  подготовка  к  вечеру.  Успех вечера  зависит  от  слаженной  работы  всего  коллектива,  то  целенаправленной,  добросовестной  работы  каждого  в  отдельности,  умения  подчинять  свои  интересы  интересам   коллектива. В  этой  работе  раскрываются  способности  учащихся,  углубляются  знания,  приобретаются  полезные  умения  и  навыки.

           Можно  выделить несколько  основных  видов  физических  вечеров: тематические, занимательной  физики,  юбилейные, итогово-отчётные,  исторические, театрализованные, «Физика  вокруг  нас».

            Тематика  каждого  вида  весьма  разнообразна. Например,  тематика  вечеров, связанных  с  изучаемым  на  уроках  материалом: «Атмосферное  давление  и  жизнь  на  земле», «Трение  в  природе  и  технике», «Законы  механики  на  службе  человека», «Мир  тепла  и  холода», «Человек  и  энергия», «Любовь  к  электричеству», «Тайны  световых  лучей», «В  мире  элементарных  частиц» и т.д.

           Юбилейные  вечера:  вечера,  посвященные  знаменательным  дням (День  радио, День  космонавтики и т.д.), крупнейшим  учёным  и  изобретателям и  т.п.

          В  качестве  примера  хочу  привести краткое  содержание  театрализованного вечера,  посвященного  великому  древнегреческому  учёному Архимеду - « Дайте  мне  точку  опоры!», в  подготовке  и  проведении  которого приняли  участие учащиеся  7-8 классов.

          Каждый  класс  получил своё  задание  к  подготовке  вечера. Особое  внимание  было  уделено изготовлению  костюмов  и  декораций,  на  которых  были  изображены  картинки древних  Сиракуз, изобретений Архимеда, осада Сиракуз  войском  Рима. Для  правильности  и  точности их  изображения  ребята,  кроме литературы  по  занимательной  физике  и  истории физики,   были  вынуждены обратиться  к    литературе  по  истории

древнего  мира, за  консультациями  учителей-историков. Своими  руками  учащиеся  изготовили  костюмы царя   Гиерона,  Архимеда, жителей Сиракуз, древнегреческих  девушек-танцовщиц,  рабов. В  основу  театральных  сцен легла  книга  Ефима  Ефимовского  «След  колесницы»( Л. «Детская  литература»,1988г.).  Программа  вечера  состояла  из  трёх  отделений.

           В  первом  отделении  была показана  сцена «Закон  Архимеда»,  рассказывающая  об  истории  разоблачения  Архимедом ювелира  царя  Гиерона  и  открытии  Архимедом силы,  действующей  на  тело,  погруженное  в  жидкость. В  самом  начале  спектакля на фоне декораций  дворца  царя Гиерона  девушки танцевали народный  греческий  танец «Сертаки» ( для  его  постановки ребята  обратились  за  помощью к  специалисту-хореографу ЦРТДЮ ). После  показа ребятам-зрителям  были  заданы  различные  вопросы на  знание  и  применение закона  Архимеда.  За  каждый  правильный  ответ зритель  получал жетон  с  изображением короны  царя  Гиерона.

          Во  втором отделении  была  показана сцена «Дайте  мне  точку  опоры»,  рассказывающая о  различных  изобретениях  Архимеда,  связанных  с использованием  простых  механизмов (  винт для  подъёма  воды, рычаг  для  подъёма  грузов,  катапульта и т.д.). Из больших картонных  коробок  был  изготовлен макет древнегреческого  судна триеры, которое, по историческим  данным, Архимед один  втащил  на  песчаный  берег, применив  систему  рычагов.  После  показа сцены  зрителям  даётся  задание:

проанализировав сцену «Дайте  мне  точку  опоры»,  назвать  простые  механизмы,  которые  использовал  Архимед в  своих изобретениях      

(конкретно в каждом случае).

        За  каждый правильный  ответ учащиеся  получают  жетоны.

В  третьем  отделении учащиеся защищали газеты,  посвященные Архимеду.

В  конце  вечера состоялось  награждение класса, изготовившего самую  интересную  газету об  Архимеде .А  учащийся,  набравший  самое  большее  количество   жетонов,  получил  лавровый  венок.

            Интересные  материалы  для  подготовки  вечеров  можно найти в  научно-популярных журналах, в  книгах  серии  «Жизнь  замечательных  людей» и  «Люди  русской  науки», «Занимательная физика  для  школьников», в  книге И.Л.Юфановой  «Занимательные  вечера  по физике  в  средней школе» (М.Просвещение, 1990г.).

              Большой  популярностью у  учащихся пользуются  именно вечера  занимательной физики, где кроме  показа занимательных  опытов также используется  показ пьес, блок  вопросов  и  ответов, картинок-загадок, чтение рассказов  или  сказок,  содержащих  физические  ошибки,  а  также  демонстрацию  схем, рисунков,  фантастических  проектов.

           Как  показывает  практика подготовку к  вечеру  целесообразно начинать  за  полтора-два  месяца. Учителю  очень  важно умело подсказать

инициативной  группе  учащихся  тему  вечера  и  суметь  увлечь  ею  участников.  К разработке  программы  вечера обязательно  нужно  привлечь  учеников,  внимательно  выслушать их  суждения  и  предложения,  при  этом  не  следует  навязывать  им  готового  проекта  или  решения. Главное – создать  условия  для  проявления  творческой  самостоятельности  учащихся.

ФИЗИЧЕСКИЙ     К В Н

        Физический КВН (конкурс  весёлых  и  находчивых)  или  физический «бой» очень  оживляет  внеклассную  работу.  КВНы пришли  в  школьную  жизнь   с экранов  телевизоров и  до  сих  пор  являются популярной  развлекательной  передачей для  молодёжи.  Методика организации  и  проведения физических  КВНов  подробно  описана И.Я.Ланиной  в  книге «Внеклассная  работа  по  физике»  и  в  книге О.Ф.Кабардина  «Внеурочная  работа  по  физике».  В  своей  практике я  провожу КВН,  заканчивая  изучение какой-либо  темы или всего  курса за  какой-либо  класс. Такие  мероприятия,  являясь   развлекательными, одновременно  имеют большую  познавательную  ценность.

        При  подготовке  и  во  время  проведения  КВНов,  а  также  при  обсуждении  их  итогов,  можно решить  целый  комплекс общеобразовательных  и  воспитательных  задач,  как,  например, расширить  и  углубить  знания  по  данной  теме,  показать  разнообразие  использования  физических  знаний  на  практике  и  в  повседневной  жизни,  помочь  ученику найти дорогу  к  научным  и  техническим  идеям,  воспитать устойчивый  интерес  к  физике,  научить  его  работать  самостоятельно.

        Достигнуть  желаемого  результата  при  проведении КВН можно  только  тщательной  подготовкой,  которую  необходимо  проводить  по  трём  направлениям:

  1. Организация  подготовки  КВН:  комплектование  команд  и  выбор  капитанов;  подбор  жюри,  а  также  назначение  ведущего и  его  помощников.
  2. Разработка  программы  и  содержания КВН  в  соответствии с                                                

          общеобразовательными  и  воспитательными  задачами.

  1. Подготовка  капитанов,  членов  команд,  жюри  и  зрителей,  где  последние  выступают  в  новом  качестве,  т.е.  болельщиками,  и  при  активном  участии  в конкурсах  могут  добавить своей  команде дополнительные  очки.

        В  физическом КВНе участвуют 2-3 команды при активном  участии  зрителей. Эффективность  такого  мероприятия значительно  возрастает,  если  эти  команды  выступают  от  стабильных, укомплектованных  коллективов  учащихся,  связанных  узами  дружбы  и  взаимовыручки.

        Такими качествами, как правило, обладает  классный коллектив. Если  в  школе есть  параллельные  классы,  то  команды  комплектуются  внутри  каждого из  них. Если  в  школе  отсутствуют  параллельные  классы,  то  класс делится на две - три  равные  группы.

        Если в  школе  проведение  физических  КВНов  стало  традицией, то  необходимо  сохранить соревнующиеся  коллективы,  но  составы  команд  нужно  менять.  Когда  команды  созданы,  каждая  из  них  выбирает    своего  

капитана;  им должен  быть  ученик,  знающий  физику, пользующийся   авторитетом  в  классе  и  обладающий  хорошими  организаторскими  способностями.  На  него  возлагается  продолжительная  и  ответственная  работа  по  подготовке  КВНа и  во  время  его  проведения.  Капитан  несёт  также  ответственность  за  участие в  соревновании  команды  и  своих  болельщиков. Обычно   с  выбором  капитанов не  бывает  затруднений,  так  как  в  классе  всегда  находится  один - два  ученика,  обладающие  качествами  лидера и имеющие прочные  знания по  предмету. За каждой командой  закрепляется помощник-консультант. Это  может  быть  как учитель  физики, работающий  в  классе,  так и учащийся  старших  классов, имеющий  определённые  успехи  в  изучении физики.

          В состав  жюри,  кроме  учителей  физики  и  математики,  представителей  администрации  школы, можно  так же  включить  учащихся из  других  классов,  выпускников школы,  обучающихся  в  ВВУЗах и  ССУЗах, библиотекаря,  представителей  от  родителей  и  т.д. Желательно,  чтобы в составе  ученического  жюри  были не  просто лучшие физики,  а  дети с  обострённым  чувством  справедливости.  Учитель  должен  подготовить  этих  учащихся  по  вопросам  конкурсов.

  Участие   в  каждом  конкурсе  жюри  оценивает  баллами,  исходя  из  заранее объявленных  условий;  при  этом  следует  учитывать сложность  вопроса,  глубину  и  правильность  ответа.  Ученик,  досрочно  сформулировавший  ответ,  заслуживает  похвальных (дополнительных)  баллов. Жюри при  оценке  необходимо  учитывать  остроумие,  находчивость  и  юмор  исполнителей,  а  также вести общий  подсчёт  баллов,  вывешивая  итоги  на  специальном  табло,  определять и  награждать  победителей  в  командном  зачёте.

           Обучающее  значение  тематических  и  зачётных  КВНов  значительно  усиливается,  если  не  только объявлять  баллы  как результат  участия  в  том  или  ином  конкурсе,  но  и  комментировать  принятые  решения: уметь разъяснять зрителям,  какие неточности  или  ошибки  допустил  ученик  при  ответе, дать  правильный  ответ.  Такую  информацию,  как  правило,  внимательно выслушивают  и  хорошо  воспринимают  все  присутствующие  школьники,  и это  способствует  лучшему усвоению  физических  знаний,  что  особенно  полезно для  слабоуспевающих  учеников,  если  они  по  каким-то  причинам  не  усвоили  данный  материал. Внимание к  ответам  

своих  одноклассников,  а  также  сопереживание  с  ними  заставляет  ребят  вдуматься  в  эти  объяснения.

          Каждый  конкурс  комментирует  один  из  членов  жюри. Они  распределяют  все  конкурсы  между  собой  и  к  своему  выступлению  должны  тщательно  готовиться  заранее (читать соответствующую  литературу,  консультироваться  у  учителя  физики  и т.п.).  За  подготовку  членов  жюри  ответственность  несёт  учитель.

          Отсутствие  в  оценке  конкурсов  веских  аргументированных объяснений  сильно  уменьшает  познавательную  эффективность  физического  КВНа.

          Вести  КВН лучше всего  самому  учителю  физики,  так как  именно он определяет  цель  игры  и  знает,  какие  конкретные  задачи  должны быть

решены,  знает  сценарий,  особенности  и   трудности  каждого  конкурсного  задания.  И  особенно  важно  то,  что  именно  учитель должен  хорошо знать своих  учеников (членов  команды,  зрителей,  болельщиков),  владеть  их  вниманием, ситуацией  во  время  игры.

Программа  КВН комплектуется из 5 -6 конкурсов с  многообразными  и  интересными  формами  деятельности:  от  демонстрации опытов,  которые соперники должны  объяснить  по ходу  действия,  просмотра  инсценировок,  в  ходе  которой  зрителям  задаются  вопросы,  выполнения  рисунков  и  чертежей, решения  качественных   и  экспериментальных задач  до  исполнения  стихов,  песен  и  танцев. Количество участников  в  конкурсе  определяется  конкурсным  заданием.  Исполнителем  может  быть  один  ученик,  например  капитан  команды (конкурс  капитанов),  или  все  присутствующие  на КВНе ( конкурс  зрителей).

          Начинается  обычно  КВН с представления  команд (домашнее  задание),  в  котором ученики  в  творческой  форме  должны  не  только  рассказать  о  себе,  но  и  о  том,  какое  место занимает  физика   в  их жизни. Выступление  конкурсантов  должно  быть  красочным,  динамичным,  по  возможности, музыкальным.

Так,  например, участники  одной   из   команд семиклассников  на  зачётном КВНе в представлении  своей  команды  использовали  популярную  песню  из  кинофильма «Ночной  дозор»:

             Жили  ребята  из  нашего  класса

             Про  физику  знали  лишь  только  из  сказок,

             Но  время  промчалось, они  повзрослели,

             И физику  стали  учить  в  самом  деле.

             Мы  с  первых  уроков  её  полюбили,

             Лишь  только  строенье  веществ  изучили,

             Молекулы  стали  роднее  «мультяшек»:

             Из  них состоят  все  тела  в жизни  нашей.

                                               

           Учёных  всех  знаем  мы  наперечёт,

           Сегодняшний  праздник – наш  первый зачёт!

Припев: И  учит  физику  наш  класс  и  день,  и  ночь,

                Хотим  мы  миру  своему  во всём  помочь,

               И  новые  законы  мы  хотим  открыть,

               Чтоб  в  будущем  всем  людям  было  проще  жить!

 Команда восьмиклассников  на КВНе «Да  здравствует  электричество!» в представлении  своей команды  использовали  песню «Зажигай»  популярной  передачи  «Народный артист», припев  которой вместе  с  ними  пели  все  зрители и  жюри:

          Если в  физики  познаньях  ты  немало  достиг,

          Значит,  долго  не  раздумывай:  на  КВН  иди.

          Чтоб  душа  не  заржавела,  сердце  билось  в  груди,  

          Изучай  науку смело,  всё  ещё  впереди.

          Это  не  забава, это  лишь  игра,

          Ты  имеешь  право,  и  тебе  пора...

             Припев:

   

          Зажигай,  чтоб  горело  ясно!

          Зажигай,  чтобы  не  погасло!

          Зажигай  звёзды  в  небе  синем!

          Зажигай – сделано  в  России!

          Зажигай – сделано  в  России!

          Пожелаем  всем  удачи , верим -  ждёт  нас  успех,

          И  не  может  быть  иначе,  ведь  наука  для  всех.

          В  школе  каждый  юный  физик,  тот,  что  рядом  с  тобой,

          Загорится,  заискрится  самой  яркой  звездой.

          Это  не  забава, это  лишь  игра,

          Ты  имеешь  право,  и  тебе  пора...

         Припев:

   

          Зажигай,  чтоб  горело  ясно!

          Зажигай,  чтобы  не  погасло!

          Зажигай  звёзды  в  небе  синем!

          Зажигай – сделано  в  России!

          Зажигай – сделано  в  России!

                                                     

Выступление  команды  было  очень  оригинально  оформлено макетами  электрических  цепей, состоящих  из  различных  соединений  лампочек.

В  процессе  исполнения  припевов песни цепи  замыкались  ключом,  и  лампочки  загорались.

Второй  традиционный  конкурс любого  КВНа – это  разминка.

Разминка – это  конкурс,  который  приводит  соревнующихся  в  состояние боевой  готовности,  и  поэтому  важен  темп. Темп,  заданный разминкой, определяет  темп всего  состязания. Разминку  можно  провести  по-разному.

  1. Подобранные  к разминке  вопросы задаются  членами  соревнующихся  команд  поочередно;  на обдумывание отводится 30с.,  а  затем  заслушиваются  ответы. После  каждого ответа  команда,  задавшая вопрос,  оценивает  его правильность  и  при  необходимости сообщает  свой  вариант  ответа  или  правильный  ответ.

В этом  конкурсе жюри  оценивает результаты работы  обеих команд. Команда,  ответившая правильно,  за  каждый  вопрос получает по  одному  баллу. За  оригинальность вопроса  или  ответа  соперники также  получают  по  одному  баллу  за каждый вопрос.

  1. Учитель  подбирает по  10  вопросов каждой  команде.

Жюри оценивает  правильность ответов  и  время,  затраченное на  их ответы.

 После  разминки  можно  провести  экспериментальный  конкурс.  Для  этого конкурса  очень  важен  подбор  темы. Она  должна  быть  доступна участникам,  включать  основные закономерности  и  понятия  предмета,  способствовать развитию  мышления и  формированию  мировоззрения учащихся. Например, при  проведении КВНа для 9-ых  классов  «Человек  и  энергия»  экспериментальный  конкурс назывался «Что говорит  вам собственный  опыт?» и имел  следующие  задания  командам:

1)  команда № 1: на  демонстрационном  столе  выставлено оборудование: коробка, верёвка. Основываясь на  интуиции,  выполняя  опыты и  подкрепляя  их  расчетами,  надо  объяснить:

  1. Что  проще: тянуть коробку  по  полу,  прикладывая  горизонтальную  силу,  или  просто  поднимать её?
  2. Что  легче: тянуть коробку  по полу или  толкать  её,  прикладывая силу,  направленную под  углом  к  перемещению?

     2) команда № 2: на демонстрационном  столе лежат  молотки. Основываясь на  интуиции,  выполняя  опыты и  подкрепляя  их  расчетами,  надо  объяснить:

  1. Каким  молотком – легким  или  тяжёлым – должен  пользоваться  скульптор при  работе  с  долотом?
  2. Каким  молотком лучше  забивать  гвозди?

Экспериментальный конкурс  может быть  дан  заранее  в качестве  домашнего    задания.   Например: два    ученика  из    каждой    команды,  

владеющие  умением  вести  непринуждённую  беседу  со  зрителями  и  мастерством  демонстратора, должны  подготовить  занимательные физические  опыты  по  тематике КВНа  и  чётко  повести  их.  Присутствующие  должны  объяснить  их.  Если зрители  затрудняются  ответить,  объяснение  дают  сами  демонстраторы,  привлекая  зрителей  по  ходу  своего  рассказа  и  строя своё дальнейшее  выступление на  основе  ответов.

        Опыты рекомендует  сам  учитель  физики,  учитывая следующие  требования:

  1. Опыт  должен  быть  красивым,  должен  удивлять  зрителей  своей  эффективностью.  Эффектные  опыты  привлекают  внимание  учащихся и  возбуждают  у  них  ряд  вопросов,  которые  затем  следует  обсудить;
  2. Важно  обеспечить наглядность  и  выразительность опыта.  Размеры  приборов  и  их  расположение  должны  быть  такими, чтобы  со  всех  мест  зрительного зала  можно  было наблюдать  показываемые физические  явления. Во время  демонстрации для  лучшей  наглядности  необходимо использовать  известные  приёмы:  подсвет,  фон,  проекционную  аппаратуру.
  3. Опыт  должен  быть  убедительным  и понятным  всем  присутствующим. Только в  этом  случае учащиеся  смогут  обсудить  результаты  опыта  и  ответить  на  предложенные  вопросы.
  4. Опыт  должен  быть  надёжным, при некоторой тренировке он должен легко  получаться  с первого  раза. В  противном  случае  опыт  становится  бесполезным,  приводит  к  потере  интереса  не  только  к этому конкурсу, но  и  ко  всему  КВНу.

Сценически  эффектны  и  очень забавны  опыты-фокусы: «остановка»  движения  тел при стробоскопическом  освещении, наблюдение  инертных  свойств  тел,  «перенос» предметов  с  помощью зеркал,  наличие  поверхностной  плёнки  воды,  и т.д.

 Затем   можно  провести  один – два  конкурса – экспромта.  Эти  конкурсы  могут  быть  самыми  разнообразными  в  зависимости от  тематики КВНа,  а  также от  возраста конкурсантов. Например, в 7-8  классах очень интересно проходит  конкурс-экспромт «Добрая,  добрая  сказка...». Каждой  команде  предлагается  одинаковый  набор  слов ( физических  понятий,  величин,  явлений), используя  которые  они  должны  за  5 минут  придумать  сказку.

Для  старшеклассников можно  дать  задание  посложнее,  например, известную  игру «Буриме»  применимо  к  физическому  КВНу: каждая  команда  вызывает  любого  участника  из  команды  соперников и  называет  ему  любое  физическое  понятие, явление, физическую величину. Вызванный  участник  через 30с  должен  с  помощью  пантомимы изобразить это  понятие,  явление или  какую-то  величину  так,  чтобы  его  команда  это угадала. Жюри  оценивает  оригинальность  пантомимы  и быстроту  и  правильность  ответа команд.

Традиционным  для КВН  является  конкурс  капитанов. К заданиям для  капитанов  нужно предъявлять особые  требования.

         Капитан – личность  неординарная, поэтому должен показать  себя не только учеником, хорошо владеющим  знаниями  по  физике, но и  человеком  находчивым, сообразительным, весёлым  и  с большим  чувством юмора.  Для этого нужно поставить капитанов в необычные  экстремальные  условия:

 Послать на другую  планету солнечной системы, предложить  прогуляться  с собачкой на  металлической  цепочке-поводке  во время  грозы, рассмотреть  окружающий  мир глазами  животных, побывать  в «Королевстве  кривых  зеркал» и т.д.

Капитаны  должны  получить  оригинальные  задания, например: разыграть с соперником  дуэль  на мячах, нарисовать изображение  своего соперника  в  выпуклом зеркале и т.п.. Необычность условий  и  нетипичность заданий не должна заслонять их  физической  сущности. В  задачах для капитанов речь  должна  идти не  об  идеализированных  телах  или  системах, упрощённых до  такой  степени,  что не  видна их связь с  реальным  миром,  а  надо  отобрать  такие задачи,  которые непосредственно связаны  с реальными  объектами  и  явлениями,  и  те,  решение  которых  позволит обсудить  интересные  вопросы  современной  физики и  техники.

Например, в  конкурсе «Дуэль на  мячах»  капитаны  расходятся  и, стараясь  идти  медленно  и равномерно,  перемещаются  навстречу друг  другу, перебрасываясь мячами  так,  чтобы  они  летели горизонтально  и  равномерно. Победит  тот, кто  поймает все  брошенные ему  мячи и  объяснит, как рассчитать путь,  который  пролетел  мяч  от  начала  «дуэли» до  встречи  «дуэлянтов»,  если  пренебречь  временем  пребывания  мяча  в  руках.

Конкурс  зрителей или  конкурс  болельщиков – один  из  самых  оживлённых  и  весёлых.  Задания  для  него  подбирает  сам  учитель  физики. Они  должны  быть  такими,  чтобы учащиеся  при  их  выполнении   не  покидали  своих  мест,  например, чтение  отрывков  из  стихотворений  или  исполнение куплетов  песен,  в  которых  упоминаются  какие-то физические  понятия  или  явления.  Так,  это  может  быть  исполнение куплетов  песен,  в  которых говорится  о  движении:

           

              «Я буду  долго  гнать  велосипед,

               В  глухих лугах его  остановлю...»

              «Все бегут, бегут, бегут.....»

              «Летят  перелетные  птицы...»

              «Наш  паровоз,  вперёд  лети,

               В  коммуне  остановка...»  и т.д.

 

 Выигрывает команда  болельщиков,  которая  последней  заканчивает  петь.

Последний  конкурс – домашнее  задание – должен  быть  ярким,  запоминающимся, так  как  именно он  ставит финальную  точку  во  всей  игре. Хорошо,  когда задание  конкурса имеет  цель  показать  роль физики  в  современной жизни, её  значение  в  познании  мира и  т.д. Это  может  быть конкурс рекламы «Физика  как  наука» или песенный  конкурс  на  лучший  гимн физики. Обычно  этот  конкурс  проходит  очень  торжественно,  с  некоторым  чувством « патриотизма  юных  учёных». Так,  например, учащиеся 7-ых  классов сделали  музыкальную  рекламу физики,  взяв  за  основу песню  «Круто  ты  попал»:

 

            Если  ты  неглупый  малый

            И  стремишься  всё  узнать,

            То  из  всех  наук  сначала

            Нужно  физику  познать:

            Станет  многое  понятным,

            Станет многое  простым,

            Все  явления природы

            Объяснить  сумеешь  ты.

            Даже  в  жизни  повседневной

            Тоже  физика  нужна:

            Вдруг  сгорит  утюг  иль  чайник,

            Вдруг  замкнули провода,

            Или  двигатель  машины

            Срочно  нужно  починить,

            Или  влажность  помещенья

            Посчитать  и  уточнить.

       «Физика – наука  наук!» -  скажем  мы,

        Все  законы  нам  для  жизни  нужны.

      Физика – наука  наук!» -  скажем  мы,

       Все  законы  нам  для  жизни  нужны.

Физические  КВНы имеют  большое  значение для решения целого  комплекса общеобразовательных задач.  Так, опыт  систематического  проведения  таких  мероприятий  показал,  что они  стимулируют  учащихся к  более глубокому  и  всестороннему изучению  предмета,  повышают интерес к физике. Сама  подготовка к КВНу становится источником  новых  знаний,  умений  и  навыков.

В этот  период  решается  ряд  воспитательных  задач.  Учащиеся  прекрасно  понимают,  что успех  игры  во многом  зависит от  слаженности  в  работе  команды. Так  рождаются  новые  связующие  нити  в дружбе,  взаимопомощи,  взаимовыручке.  Ребята  учатся  творчески  мыслить, быстро  ориентироваться  в новых  ситуациях,  находить  правильные  и  остроумные  ответы. Для  слабо подготовленных  ребят  физические  КВНы могут  стать  первыми  шагами  на  пути к освоению  физики. Систематическое  участие  в  КВНах  вызывает  у  учащихся интерес  к  следующей  теме,  в  конце  изучения  которой  также  состоится КВН и  где  они  захотят  выступить  лучше,  чем  на  предшествующем,  и  принести  своей  команде  больше  очков.

Физические  КВНы могут  проводиться  и  как  отдельное  мероприятие,  и  как  часть  физического  вечера  или  недели  физики.  

                       ФИЗИЧЕСКИЕ    ОЛИМПИАДЫ.

Олимпиада  по  физике  можно  проводить  в школе как  в  индивидуальном  зачёте,  так  и  между  классами,  на  вечере  или  в  неделю  по физике.

На  олимпиадах  полезно  давать  два  рода  заданий:  решение  задач  и  выполнение  эксперимента. Следует иметь  в  виду,  что если  олимпиада включается  как  часть  вечера  по  физике,  то  задания должны  быть  кратковременными.

          Для  подбора  задач  можно  воспользоваться многочисленными  сборниками  олимпиадных задач,  изданными  в последние  годы,  а  так же  пособиями  по  физике.  Это  значительно  облегчает  подготовку  школьной  олимпиады  и  обеспечивает  быструю  оценку решений.

         Вторую  группу заданий (выполнение  которых  иногда  проводят  вторым  туром  среди  победителей от  каждого  класса),  подбирают  так,  чтобы они  не  требовали  больших экспериментальных  установок  и  быстро  выполнялись.

 Победителям  физической  олимпиады вручают  грамоты,  книги об  известных  учёных – физиках, из  истории физики, памятные  «медали» и т.д.

                                 НЕДЕЛИ   ФИЗИКИ

В  последнее  время  в  практике  работы  школ  получили  распространение  такие  массовые  формы  работы,  как  недели  физики, которые,  как  и вечера  и  КВНы  по  физике,  могут  быть посвящены  какой-то  определённой  теме, знаменательной  дате,  юбилею  выдающегося  учёного  и т.п. Они  требуют длительной  и  тщательно  продуманной  подготовки. Их проведение должно  найти  отражение  в  общешкольном  плане  воспитательной  работы.  О  проведении  недели физики  учащихся  извещают  красочно  оформленным  объявлением,  в  котором  указывают  срок проведения недели  физики, перечисляются  основные  мероприятия, дата  и  время их  проведения, указываются  участники.

             К  началу  недели  соответствующим  образом  оформляется  кабинет  физики и  коридор  школы,  вывешиваются специально выпущенные стенные  газеты,  фотомонтажи, газеты с кроссвордами,  загадками, задачами  повышенной  сложности, ребусами и т.д.

                 В  каждом  классе  проводятся  мероприятия  с защитой творческих  работ.  В  младших  классах выступают старшеклассники  со  специально  подготовленными   интересными  сообщениями,  сопровождающимися  демонстрацией  занимательных  опытов. Ежедневно выпускается  бюллетень, в которых  рассказывается  о  мероприятиях,  прошедших  за  день,  результатах  тех  или  иных  конкурсов. В  конце недели подводятся  общие итоги, проводится  награждение победителей,  отмечаются  самые  активные  учащиеся, самый лучший  класс   и т.д.

          Недели  физики служат  хорошим средством  пропаганды научно-популярной  литературы по  физике,  приобщая учащихся  к самостоятельной работе  с  ней.

Внеурочная  работа по  предмету - это обязательное звено  учебно-воспитательного процесса. Внеклассные  мероприятия  решают  главную  задачу – в  увлекательной  форме расширить и  углубить знания,  полученные  на уроках, показать  их  широкое использование  в  жизни,  пробудить  в  учащихся   стремление  к  творчеству,  помочь  им  это  творчество  проявить, выработать  в  них  умение  мыслить, проявлять  находчивость  в трудных  ситуациях,  воспитать устойчивый  интерес  к  физике. С  каждым  годом возрастают  требования   к выпускникам школ,  им  приходится осваивать всё  больше теоретического  материала,  далеко выходящего  за  рамки  школьной  программы. Именно  внеклассные  мероприятия  помогают учащимся  достигнуть того  уровня  знаний,  которое  настоятельно  предъявляет требование  времени.

                         СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кабардин О.Ф. Внеурочная  работа  по  физике.-М.: Просвещение, 1986 г.
  2. Королёв Ю.А. Историко-физические  викторины  и вечера. Физика  в  школе. №3. 1993 г.
  3. Кульневич С.В., Лакоцепина Т.П. Не  совсем  обычный  урок. Практическое  пособие. Воронеж. 2006 г.
  4. Ланина И.Я. Внеклассная  работа  по  физике.- М.: Просвещение, 1987 г.
  5. Ланина И.Я. 100 игр  по  физике. М.: Просвещение, 1995 г
  6. Орехов В.П., Усова А.В., Турышев И.К. Методика преподавания физики.- М.: Просвещение, 1990 г.
  7. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей  учащихся  в  процессе  обучения  физике. М.:Просвещение, 1992 г.
  8. Юфанова И.Л. Занимательные  вечера  по физике в  средней  школе. М.: Просвещение, 1990 г.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс пофизике для 10-11 класса

Данный элективный курс рассчитан на 2 года по физике 10-11 класса.В данной работе представлена пояснительная записка, тематическое планирование....

Система формирующего оценивания пофизике.

Теоретический и практический материал по теме....