"Ах, как много на свете кошек!" викторина
классный час по теме
Викторина, посвященная кошкам. Проводится как внеурочное мероприятие в 5-7 классах. Обычноя провожу ее к Международному дню защиты животных 4 октября .Детям очень нравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ах, как много на свете кошек!
Нам с тобой их не счесть никогда…»
С. Есенин
Викторина, посвященная кошкам
Понадобятся:
Изготовленные заранее в двух экземплярах
пословицы и поговорки (см. приложение 1);
Фотографии кошек разных пород,
либо презентация в PowerPoint
с изображениями пород кошек;
два листа и две ручки для команд.
Вступительное слово ведущего:
4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. И наша сегодняшняя игра посвящена этим милым, всеми нами любимым зверькам.
Кошка очень близка человеку, живет рядом с ним, и те, у кого дома есть кошка, знают, какой это своенравный зверь, полный тайн, некоторые из которых еще не разгаданы.
Люди никогда не были равнодушны к кошкам. Они кошек рисовали, лепили, вышивали, фотографировали, ставили им памятники, снимали о них фильмы, сочиняли легенды, стихи, сказки, рассказы.
Есть много легенд о том, как человек приручил кошку. Ее одомашили гораздо позже, чем собак и другой скот. И до сих пор точно не известно, когда это произошло. Считается, что человек приручил кошку 4 тысячи лет назад. А вообще кошки поселились рядом с человеком с тех пор, как он стал вести оседлый образ жизни.
В разных странах в разные времена к кошкам относились по-разному. Так в древнем Египте во времена фараонов существовал культ кошек, их считали священными животными. БАстет, богиня радости и веселья, изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Ей поклонялись по сему Египту. Для кошек строили храмы, в их честь устраивали праздники. Горе тому, кто обидел кошку! Ничто не спасет его от разъяренной толпы. Если в доме случался пожар, то выносили прежде всего кошку. Если кошка умирала, то все члены семьи в знак траура сбривали себе брови. Трупы кошек бальзамировали, хоронили на специальных кладбищах в бронзовых, серебряных или даже золотых гробах.
Преклонение перед кошками приводило древних египтян даже к военным поражениям. Персидский царь КамбИз Второй пошел войной на Египет.
Войска встретились в 525 году до нашей эры. Египтяне бились геройски. И тогда царь КамбИз прибегнул к чудовищной хитрости: по его распоряжению отловили кошек и раздали воинам. Каждый солдат держал перед своей грудью кошку в виде щита. Египтяне не посмели тронуть кошек и покорно сдались.
В средние века отношение к кошкам резко изменилось. Церковь объявила поход против кошек, в которых видела воплощение нечистой силы. Им приписывали сверхъестественные способности. Считалось, что кошки – помощники ведьм. Кошек сжигали, убивали, отрезали им лапы. В Голландии среда на второй неделе поста называлась кошачьей, потому что в этот день кошек сбрасывали с высоких башен. Дикий обычай был введен в 10 веке и
просуществовал сотни лет. В результате – полчища крыс и страшная болезнь средневековья – чума.
На Руси кошка не была предметом поклонения, но зато и не подвергалась гонениям. В русских сказках кошка – чуть ли не самое смышленое животное. Она сама и «сказки сказывает», и «песенки поет». До сих пор на Руси сохранилась вера, что в несчастливом доме коты не ведутся, а кто убьет кота, тому семь лет удачи не видать. Ну а кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой беды.
Ну, а теперь вас ждут интересные конкурсы!
1) конкурс фольклорный.
Пословицы и поговорки, в которых фигурируют кошки.
Командам предлагается составить из половинок целые пословицы. Команда, справившаяся первой, поднимает сигнальную карточку.
(см. приложение 1)
2) Загадки.
- Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ль всего кошек? (три)
- Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка)
Команда, первой давшая ответ, получает жетон.
3) Приметы и суеверия.
- В новый дом и на новый корабль первой пускают кошку, чтобы…..(изгнать нечистую силу)
- Если перебежит дорогу черный кот…(быть беде)
- Если кошка умывается….(жди гостей)
- Трехцветные кошки….(берегут дом от пожара)
- В тех местах, где кошка выберет себе место для сна….(нельзя ставить кровать. Там повышенное отрицательное излучение)
- Кошка закрывает лапами нос….(к морозу)
- Кошка лежит брюхом кверху….(к теплу)
- Кошка дерет стену когтями…(к непогоде)
4) Сказки.
Команде дается три минуты. Нужно вспомнить и записать сказки, в которых встречается кот (кошка). Сказки могут быть народные и авторские, но не мультфильмы. Команда, вспомнившая больше сказок, получает жетон.
(«Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб», «Кот, козел и баран», «Петушок – золотой гребешок», «Кошкин дом», «Кот в сапогах», «Приключение Буратино», «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Алиса в стране чудес», «Бременские музыканты», «Дядя Федор, пес и кот».
5) Конкурс – буриме «Расскажу я вам про кошку».
Командам нужно сочинить стихи на заданную рифму:
- Кошка, окошко, мышка, книжка
- Кот, бегемот, карниз, пять крыс
6) Конкурс капитанов.
Капитаны отвечают на вопросы ведущего:
- Сколько лет живут кошки? (от 12 до 20)
Комментарий: В Великобритании самой старой кошкой является кошка Кити, которая прожила 32 года и принесла 218 котят.
- Чей укус опаснее: собаки, кошки или человека? (человека,т.к. во рту у человека больше микробов, чем у кошки и собаки)
- Сколько весит средний кот? (от 2,5 до 5 кг.)
Комментарий: самым тяжелым котом в мире по книге рекордов Гиннеса считается австралийский кот Химми весом в 21 кг и объемом талии 84 см.
- Почему кошка умывается, а собака нет? (собака имеет свой специфический запах, а кошка не должна пахнуть. Кошка подкрадывается к добыче, а не изматывает ее долгой беготней, как собака. Кошка вынуждена быть чистюлей, чтобы не выдать себя по запаху).
7) Путешествие в историю.
Отвечает команда, первой поднявшая сигнальную карточку.
- В Египте одна из самых популярных богинь изображалась с кошачьей головой. Назовите имя этой богини. (Бастет)
- В Голландии среда на второй неделе поста называлась кошачьей. Почему? (В этот день кошек бросали с высоких башен, считая их исчадием ада).
- В какой стране и на какую должность кошки были приняты на государственную службу? (В Англии, в Британском музее и на почте. Кошки ловили мышей. Была даже униформа для кошек – желтый бант).
- Как в древние времена относились к кошкам в Египте? (их обожествляли)
- Веками в Европе кошек замуровывали в стены и фундаменты домов с крысой в зубах. С чем связано это суеверие? (кошек замуровывали для отпугивания крыс и другой нечисти)
- Почему во время грозы черного кота выкидывали из дома? (считалось, что черные коты притягивают к себе молнию, так как тесно связаны с облаками)
8) Конкурс «Кошки – литературные герои».
Командам нужно определить, из какого произведения описываемая кошка:
- «Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперед» (Чуковский «Тараканище»)
- «Слушайте, дети: жила-была кошка на свете,
Заморская, ангорская.
Жила она не так, как другие кошки, спала не на рогожке,
А в уютной спаленке на кроватке маленькой.
Укрывалась алым теплым одеялом…» (Маршак «Кошкин дом»)
- «Мама даже не думала, что коты такие умные бывают. Она думала, что они только мясо умеют воровать из кастрюль и на крышах кричать. А тут на тебе – не кот, а медсестра!.. Очень он маме понравился. И все делать умеет, и беседовать с ним можно…» (Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
- «Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И кот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шляпу». (Н. Носов «Живая шляпа»)
- «Женщина сказала: «Я знала, что я умница, но что я красавица – не знала. Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в пещеру». (Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе»)
- «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел… Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой». (К. Паустовский «Кот-ворюга»)
9) Конкурс капитанов.
- Какие уникальные свойства присущи кошке? (Всегда падает на четыре лапы с любой высоты; легко находит дорогу к своему дому, как бы далеко ее не завезли; кошки своим поведением предсказывают землетрясение, наводнение, извержение вулканов и другие природные катаклизмы).
- Что помогает кошке охотиться? (Кошка слышит ультразвук – превосходный слух; кошачий глаз видит в темноте на расстоянии до 80 метров – превосходное ночное зрение; редкое чувство осязания в усах и шкуре).
10) Конкурс «Лучший эксперт»
По фотографии определить породу и дать краткое описание.
Приложение 1.
Следует на полосках бумаги изготовить пословицы и разрезать пополам:
- Кот из дома - мыши в пляс
- Кота убил- семь лет удачи не видать
- Доброе слово и кошке приятно
- Знает кошка, чье мясо съела
- Кошка да баба всегда в избе, а мужик да собака всегда на улице
- Кошке – игрушки, мышке – слезки
- Не все коту масленица - настанет и великий пост
- Кошачья лапка мягка, да коготок востер
- Ночью все кошки серы
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела
- На мышку и кошка – зверь
- Лакома кошка до рыбки, да в воду лезть не хочет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвященный обобщению опыта работы педагога дополнительного образования
Вечер – портрет «И даже через много лет зажженный Вами не погаснет свет», посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования Диды В.М., работающей по программе «Основы пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/20/picture-256130-1679261974.jpg)
"Как много друзей на свете"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка – детский сад №14г. Кропоткин муниципального образования Кавказский район. Консп...
Литературная викторина "Кто много читает, тот много знает"
Викторину или её отдельные элементы можно использовать и на уроках литературы, и на внеклассных занятиях по предмету....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-423919-1512632602.jpg)
Познавательная программа для старшеклассников школы 8 вида. Тема: «Прекрасных много мест на белом свете, Одно из них, конечно же, наш край».
Цель: прививать любовь к Родине и родному краю....
урок литературы "ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ"
УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» ТЕМА: «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-703484-1446792768.jpg)
Урок по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок».«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться»
Цель урока:1.Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.2.Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что ...