"Сей год минул, но не пройдут содеянные в нем подвиги..."
методическая разработка (11 класс) на тему

Полянская Екатерина Игоревна

Внеклассное мероприятие «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» посвящен 200-летию победы русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Данное  мероприятие рассчитано на учеников 9-11 классов общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» посвящен 200-летию победы русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Данное  мероприятие рассчитано на учеников 9-11 классов общеобразовательных школ. Форма музыкально-литературной композиции выбрана потому, что такая  подача традиционного материала способна увлечь и заинтересовать учеников, а так же дает возможность проявить им свои поэтические, декламационные, артистические и  музыкальные способности. Заранее ученики готовят стихи, песни, посвященные этому событию.

Цели:

  1. рассказать о ходе Отечественной войны 1812 года, героической обороне российского населения;
  2. осмыслить значимость Отечественной войны 1812 года для отечественной и мировой истории.

Задачи:

  1. сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
  2. показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
  3. подвести учащихся к тому, что война  охватила все стороны жизни и все слои российского  общества;
  4. воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  5. привить сопричастность, уважение к воинам-защитникам;
  6. сформировать и развитьпатриотические чувства в учениках;
  7. развить творческие способности и чувства коллективизма.

Форма проведения – музыкально-литературная композиция

Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. презентация.

Используемая литература:

  1. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX вв. М., 2000
  2. Отечественная война 1812 года (методические рекомендации по проведению уроков). Тематический сборник журнала «Вестник московского образования». №6. М., 2012
  3. Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. История России с древнейших времён до наших дней: в 2 томах. М., 2010. Т. 2.
  4. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1988
  5. Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. М., 1988.
  6. Чернова М.Н.  История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы). М., 2009
  7. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
  8. http://www.1812w.ru/1812ru.php
  9. http://www.patrwar1812.ru/index.html

В композиции использованы стихотворения:

  1. Глинка Ф. «Солдатская песня»
  2. М.Лермонтов «Бородино»
  3. А.С. Пушкин отрывок из «Евгения Онегина», гл.7, строфа 37,

А так же песни:

  1. «Ария Кутузова» из оперы Прокофьева С. «Война и мир»
  2. Чайковский П.И. «Увертюра 1812 года»
  3. А.Вивальди «Времена года - зима»
  4.  А. Вивальди «Времена года – осень»
  5. А. Вивальди «Шторм»
  6. В.А. Моцарт «Симфония №1»
  7. Романс «Генералам двенадцатого года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»
  8. Марк Бернес «С чего начинается Родина»

Ход мероприятия

Сценка №  1. На пригорке сидит седой  старик и молодой человек.

Звучит «Увертюра 1812 года» ( Слайд 1)

Молодой человек: - Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Старик: - Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Ведущий 1. Я думаю, что все узнали строки стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».  И как вы уже догадались,  сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.

Ведущий 2. Отечественная война 1812 года занимает особое место в русской истории. Это была справедливая, национально-освободительная война, в которой народ России, отстаивая честь и независимость русского народа, разбил и уничтожил армию наполеона, считавшуюся до тех пор непобедимой.

Звучит «Шторм» А. Вивальди(слайд 2)

Ведущий 1. Утро 23 июня 1812 года Наполеонподошел к реке Неман. На рассвете 24 июня 1812 года французы «высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там – мир, война с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была им представлена такой угрожающей». На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.

Чтец 1. Стихотворение Глинки Ф. «Солдатская песня».

Звучит «Увертюра 1812 года» П. И. Чайковского (слайд 3)

Вспомним, братцы, россов славу

 И пойдем врагов разить!

 Защитим свою державу:

 Лучше смерть - чем в рабстве жить.

 Мы вперед, вперед, ребята,

 С Богом, верой и штыком!

 Вера нам и верность свята:

 Победим или умрем!

 Под смоленскими степями,

 Здесь, России у дверей,

 Стать и биться нам с врагами!..

 Не пропустим злых зверей!

 Вот рыдают наши жены,

 Девы, старцы вопиют,

 Что злодеи разъяренны

 Меч и пламень к ним несут.

 Враг строптивый мещет громы,

 Храмов Божьих не щадит;

 Топчет нивы, палит домы,

 Змеем лютым в Русь летит!

 Русь святую разоряет!..

Нет уж сил владеть собой:

 Бранный жар в крови пылает,

 Сердце просится на бой!

 Мы вперед, вперед, ребята,

 С Богом, верой и штыком!

 Вера нам и верность свята:

 Победим или умрем!

Ведущий 2. (слайд 4) Русская армия  насчитывала 220 тысяч солдат. Армия была поделена на западную во главе с генералом М.Б. Барклай де Толлем, и на восточную  во главе с генералом П.И. Багратионом.Наполеон все усилия направил на то, чтобы их разбить поодиночке.

Ведущий 1. (слайд 5) Но не сразу русские пришли к славной победе. Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира (слайд 6), 27-28 июня кровопролитный бой у Салтановки (слайд 7), 16-17 августа – сражение в Смоленске (слайд 8).

Ведущий 2. Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам идут. «Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному» (воспоминания Ермолова А.П.)

Сценка №2. “Солдаты на привале”.

Звучит «Увертюра 1812 года» (слайд 9)

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

Ведущий 1. И, наконец, в августе русские войска объединились под Смоленском (слайд 10). План Наполеона провалился. Для дальнейшего руководства армиями главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов

Чтец 2. Стихотворение А.С. Пушкина  «Перед гробницею святой…»

Звучит «Времена года – осень» А. Вивальди (слайд 11)

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…»

Сценка №3. “Военный маневр”.

Звучит «Времена года – осень» А. Вивальди (слайд 12)

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.  Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и  солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились отступать, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не  хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

Ведущий 2. Кутузов принял решение найти удобную позицию для генерального сражения. Такая позиция была найдена в 124 километрах от Москвы, близ села Бородино.

Ведущий 1.(слайды 13-19) 7 сентября 1812 года около села Бородино состоялось крупнейшее сражение Отечественной войны. Главное действие Бородинского сражение произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.

Ведущий 2.  В продолжение нескольких часов длилось это сражение. Зрелище было ужасное: «Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь… Убитые и раненые падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненых; груды, горы убитых лежали на пространстве 4-х верст» (воспоминания русского офицера А.Н. Муравьева)

Ведущий 1. После кровопролитнейшего сражения Кутузов принимает решение отойти за Можайск.В этом сражении Наполеон не смог добиться главного – разгрома русской армии.

Сценка № 4. Воспоминания Наполеона и Кутузова.

Звучит «Времена года - осень» А. Вивальди  (слайд 20)

Наполеон (сидя за столом, делает запись в дневнике): «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми»

Кутузов М.И. (сидя за столом, пишет «Донесение Александру I о сражении при Бородине»): «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизни за свое отечество».

Ведущий 2. Но на этом Отечественная война не закончилась.Впереди была Москва. После Бородинского сражения рано утром 8 сентября русская армия двинулась к столице.Давать ли сражение у стен Москвы, или отстаивать ее, сохранив армию, это должен был решить Военный совет в Филях (слайд 21).

Сценка №5. Совет в Филях.

Звучит «Ария Кутузова» из оперыПрокофьева С.  «Война и мир» (слайд 22)

Генерал Барклай де Толли: Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его более нежели сомнительно… Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием… Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством.

Генерал Л.Л. Беннигсен: Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать её ?Я же  настаиваю на сражении для защиты Москвы, так как сдача столицы негативно скажется на духе армии и общества.

Кутузов М.И.(встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал)Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

Ведущий 1. На том и порешили. Кутузов принял решение оставить Москву, чтобы спасти русскую армию. Русские солдаты не могли понять такое решение главнокомандующего, но подчинись ему беспрекословно.

Ведущий 2. А  Наполеон во главе  «Великой армии» 14 сентября вступил в российскую столицу. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову.Заняв Москву, я поражу ее в сердце».Французы радовались,  а о чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи.  Французам стало уже ясно, что город горит (слайд 23).

Чтец 3. Читает отрывок из “Евгения Онегина” гл.7, строфа 37.

 Звучит «Симфония №1» В.А.Моцарта (слайд 24)

Напрасно ждал Наполеон,

 Последним счастьем упоенный,

 Москвы коленопреклоненной

 С ключами старого Кремля:

 Нет, не пошла Москва моя

 К нему с повинной головою.

 Не праздник, не приемный дар,

 Она готовила пожар

 Нетерпеливому герою.

Ведущий 2. Планы Наполеона снова были разрушены. 19 октября французские войска вышли из Москвы и направились к Калуге.

Ведущий 1. А русская армия не теряла время зря. После отступления из Москвы русская армия, совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район Тарутина.«Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. Наши в несколько дней взяли около трех тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу, и несколько со снарядами ящиков… С Дону идут 20 полков казачьих, и уже начинают соединяться с армиею…» (слайд 25)

Ведущий 2. (слайд 26) При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, так как по дороге бросали пушки.(слайд 27) Осень и  зима 1812 года выдались в России особенно морозными, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве.

Сцена №5. Письмо французского офицера Баллари.

Звучит «Времена года – зима» А. Вивальди (слайд 28)

Баллари сидит в снегу и пишет письмо: “Я никогда не буду в состоянии описать тебе положения, в котором мы находимся со времени выступления нашего из Москвы. Мы беспрестанно в тревоге от неприятеля и казаков, сопровождающих нас днем и ночью, среди мертвых и умирающих, без жизненных припасов и в местах, уже за три месяца совершенно разоренных”.

Ведущий 1. (слайд 29) После сражения под Малоярославцем Наполеон дал приказ отступать на Можайск и далее на разоренную войной старую Смоленскую дорогу.

Ведущий 2.  Окончательно вырвав из рук противника стратегическую инициативу, Кутузов развернул общее контрнаступление. Оно носило активный характер и ставило своей целью, сохраняя армию, не просто изгнать, но полностью уничтожить неприятеля. Огромную роль в преследовании французов играли армейские и крестьянские партизанские отряды, а также мобильные казацкие части атамана М.И. Платова.

Ведущий 1. В середине ноября русские войска окружили наполеоновскую армию у реки Березины. Однако из-за несогласованности действий русских корпусов Наполеону удалось переправиться через Березину у деревни Студянки. После Березины Наполеон бежал в Париж. На вопрос: "В каком положении находится армия?" он ответил: "Армии больше нет".

Ведущий 2. 15 декабря у Ковно через Неман переправились около 1000 неприятельских солдат. Это были последние остатки главных сил Наполеона. Всего из 600-тысячной "Великой армии" спаслось бегством около 30 000 человек. Война, как писал Кутузов, "окончилась за полным истреблением неприятеля".

Ведущий 1. Шесть месяцев 1812 года, с июля по декабрь, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, заняла столицу нашей Родины, а затем с большими потерями была изгнана с территории нашей страны, во многом определили характер эпохи.

Ведущий 2. Это война была жестокая, кровопролитная. Не все русские солдаты и офицеры  смогли вернуться домой с войны. По официальным данным русская армия потеряла на поле боя более 210 тысяч солдат и офицеров. Но, не смотря на это, и те, кто вернулся домой, и те, кто остался  лежать на поле боя, для своего народа были и остаются  настоящими героями 1812 года.

Сценка №6. За столом при свечах сидит  девушка и  поет романс «Генералам двенадцатого года» из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» (слайд 30)

Вы, чьи широкие шинели

 Напоминали паруса,

 Чьи шпоры весело звенели,

 И голоса, и голоса.

 И чьи глаза, как бриллианты,

 На сердце вырезали след.

 Очаровательные франты,

 Очаровательные франты,

 Минувших лет.

 Одним ожесточеньем воли,

 Вы брали сердце и скалу,

 Цари на каждом бранном поле

 И на балу, и на балу.

 Вам все вершины были малы

 И мягок самый черствый хлеб.

 О, молодые генералы,

 О, молодые генералы,

 Своих судеб.

 О, как мне кажется, могли вы,

 Рукою полною перстней,

 И кудри дев ласкать, и гривы,

 Своих коней, своих коней.

 В одной невероятной скачке

 Вы прожили свой краткий век.

 И ваши кудри, ваши бачки,

 И ваши кудри, ваши бачки

 Засыпал снег.

Ведущий 1. Трагические и славные события Отечественной войны 1812 года пробудили патриотические чувства во всех слоях общества. Герой Отечественной войны А. Кайсаров писал: «Чувство патриотизма не есть преимущество какого-либо сословия, все силы Отечества им воодушевляются».

Ведущий 2. В заключение нашего мероприятия ответьте на специальных листочках на вопросы анкеты.

Ученики  отвечают на вопросы анкеты. Звучит песня «С чего начинается Родина» (слайд 31)

Вопрос 1. Сегодня можно услышать и прочесть самые разные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само это понятие в наше время. С каким из мнений согласны лично вы?

А. сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело

Б. оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей

В. Чувство Родины существовало, существует и будет существовать

Г. Родина – это главное, что есть у каждого народа и человека

Вопрос 2. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, - долг каждого гражданина?

А. да

Б. в целом – да

В. Зависит от обстоятельств

Г. Нет

Вопрос 3. Сегодня высказываются разные оценки Отечественной войны 1812 года. С какими из них вы согласны?

А. отечественная война 1812 года была великим подвигом народа, защищающего свою независимость

Б.  Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства

В. Это была обычная война двух империй

Г. Французская армия внесла в отсталую Россию передовые достижения Европы

Д. если бы Наполеон смог уничтожить Россию, то мировая история пошла уда более гуманным и прогрессивным путем.

Ведущий 2. «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги». Помните великие подвиги наших предков, которые они совершали  во имя своего Отечества в 1812 году. Учитесь у них гордиться своей Родиной, любить и ценить ее всем сердцем.

Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подорож до минулого

інтелектуально - розважальна гра для учнів 5-6 кл з історії...

«70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»

Методическая разработка классного часа "70 лет уже минуло с начала грозной той войны..." воспитанники 4-5 классов...

76 лет уже минуло с начала грозной той войны

Методическая разработка мероприятия, посвящённого 71-годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Педагоги Армении и Туркменистана пройдут программу повышения квалификации по преподаванию русского языка как иностранного

С 10 по 25 декабря 2020 года педагоги Туркменистана и Армении смогут пройти дистанционные курсы по программе повышения квалификации «Практические аспекты преподавания русского языка как ино...

В России, Казахстане и других странах пройдут показы научно-образовательного урока-спектакля «Космос. Начало»

В сюжете спектакля, который будет показан для школьников разных стран, увлекательный рассказ об истории освоения космоса. Зрители узнают путь великой мечты: от основателя русского космизма Николая Фед...