ОБЖ
рабочая программа по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Школа  маленького пешехода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

   

 ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО   СОЦИАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Школа маленького пешехода»

2 класс

                                                                                                            Автор – составитель:

                                                                                                            Татаринов В.И., учитель

физической культуры и ОБЖ

 МОУ ООШ д. Пунгино

высшая  квалификационная категория

Пунгино

2012

Пояснительная записка.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.

К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС-2, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

- системы знаний о природе, обществе, человеке;

- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений;

- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Программа «Школа маленького пешехода» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач не только обучения детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).

          Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

        Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

        Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.   Данные занятия помогут учащимся  систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.  

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Девиз программы: «Детям знать положено правила дорожные! Ты, дружок, доверься им: будешь цел и невредим».

Работа по программе охватывает область знаний, дающую теорию и практику безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения прогнозировать и предотвращать опасные ситуации.

Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.

Задачи:

- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- привитие умения пользоваться общественным транспортом;

- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Методическое обеспечение реализации программы.

1. Формы обучения  в рамках программы «Школа маленького  пешехода»:

- тематические занятия;

- игровые уроки;

- практические занятия;

- конкурсы, соревнования, КВНы, викторины на лучшее знание правил дорожного

  движения;

- подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;

- - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

- просмотр видеоматериалов по ПДД;

- организация экскурсий на улицу.

2. Дидактические материалы для организации занятий:

- методическая и учебная литература по правилам безопасности на транспорте и проезжей части;

- электронные презентации и видеофильмы о безопасном движении;

- электронные игры-тренажёры по ПДД;

- разработки сценариев детских праздников, игр, агитбригад по ПДД;

- разработки конкурсных программ, викторин, смотров знаний по ПДД.

3. Техническое обеспечение занятий:

- учебно-наглядные пособия;

- ТСО (магнитофон, компьютер и т.д.).

4. Формы контроля  в рамках программы:

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

- организация игр-тренингов

Ожидаемые результаты работы по программе:

 Программа призвана способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники будут:

Знать

Уметь

- правила дорожного движения

- пользоваться правилами дорожного движения

- сигналы светофора и жесты регулировщика

- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения

- правила пользования общественным транспортом

- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта

- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части

- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой

- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне

- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части

- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров

- места в микрорайоне, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках

- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения

- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части

- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.

Перечень проектов по программе обучения:

1. Безопасный путь от школы до дома.

2. Памятка для юного пешехода.

3. Изготовление игры-тренажёра по ПДД.

4. Составление сборника загадок, пословиц и поговорок о правилах безопасного

    движения.

5. Подготовка КТД «Мы – друзья Светофора».

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

  Организация образовательного процесса

Срок реализации программы – 1 год.

Направление программы: социально-педагогическая.

Программа рассчитана на детей от 7 - 9 лет.

Вид детской группы: профильная.

Состав: постоянный.

Набор: свободный.

Категории участников: обучающиеся 2 класса          

Режим занятий.

Общее количество часов в год –  34 часа  Количество часов в неделю – 1 час.

Периодичность занятий –1 раз в неделю

        Ценностные ориентиры содержания курса

        Программа способствует:

умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Учебно-тематический план 2 класс

п/п

Раздел

всего ча-сов

В том числе

тео-рия

практика

Движение пешеходов и их обязанности

8

4

4

Дорога. Правила перехода дороги

13

8

5

Дорожные знаки

7

3

4

Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.

5

3

2

Праздник «Правила дорожные знать каждому положено».

1

ИТОГО:

34ч

18ч

16ч

Содержание программы  2 класс

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). Уважение друг к другу – одно из главных условий безопасности на дороге.

Правила движения пешеходов по тротуару. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходная дорожка» (4.5).

Безопасный путь в школу.

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.

Движение пешеходов группами. Правила поведения детей при движении в группе.

Движение по дорогам может быть безопасным и опасным, причины ДТП. Решение практических и учебных задач на изучаемую тему.

Раздел 2:   Дорога. Правила перехода дороги.  (13 ч)

Дороги бывают асфальтовые и грунтовые.

Дорога за городом имеет проезжую часть и обочины.

Части городской дороги: тротуары и проезжая часть с полосами движения. По краю тротуара проложен бордюр.

Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).

Пешеходная и велосипедные дорожки.

Перекресток

Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный  пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.

Скрытые опасности на дороге.  Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.

Правила перехода дороги в отсутствии пешеходного перехода и на перекрестках. Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.

Раздел 3: Дорожные знаки (7 ч.) 

Наши друзья – дорожные знаки.  Назначение дорожных знаков, их классификация. Повторение дорожных знаков, изученных в 1 классе. Выбор знака для обозначения пешеходного перехода. Места установок дорожных знаков.  Группы дорожных знаков, их внешний вид, отличие, назначение.

Предупреждающие:  «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).

Запрещающие:  «Движение на велосипедах запрещено»,  «Движение пешеходов запрещено».

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.

Информационные знаки.

Изготовление макетов дорожных знаков.

Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.

Раздел 4:  Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. (5 ч.)

 Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Остановка  общественного транспорта — зона  повышенной опасности. Правила ожидания транспортного средства. Обозначение остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16); «Место установки трамвая» (5.17). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства Поведение пассажиров в салоне автобуса.

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». (1ч.)

Уровни воспитательных результатов

Социальные знания

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

правила дорожного движения, значимость их выполнения;

сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части;

сигналы светофора и регулировщика;

правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог;

виды транспорта, правила движения на велосипедах;

правило безопасного поведения при следовании железнодожным транспортом, обязанности пассажира;

дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные);

о работниках ГИБДД, их обязанностях;

культура поведения граждан на улице, в общественных местах;

режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.

ценить жизнь свою, близких  и окружающих людей;

заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких  и окружающих людей через общественные действия и мероприятия;

быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни;

дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками;

бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;

 

правильно переходить дорогу, перекрёсток;

выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования;

различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними;

передвигаться на  велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё;

применять полученные знания на практике  по ПДД и ОБЖ;

 

 

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Юные инспектора дорожного движения»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты изучения программы

Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:

  знать (кроме  выше перечисленного):

специфику дорожной разметки;

правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;

правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.

  уметь:

различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;

 выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;

ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

не создавать помех движению транспорта;

определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.

        Применительно к данной программе качественно оцениваться  уровни  усвоения   будут следующим образом:

1 уровень. Ребенок с удовольствием посещает занятия, но выполняет задания занимательного или соревновательного характера.   Как только требуется приложить усилия ("подумать"), чтобы довести решение задания до конца, интерес к нему гаснет. Поэтому ему постоянно необходима поддержка учителя или товарищей по группе (при совместной деятельности).

2 уровень. Ребенок настойчиво доводит до конца решение предложенных учителем заданий,   классифицирует задания по типам. Выполняет задания не только занимательного и соревновательного характера. Овладев навыками определенного типа, уверенно применяет их в дальнейшем. В то же время избегает творческих заданий (например, сочинения сказки по ПДД).

3 уровень.  Ребенок не только целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, но и стремится применить полученные знания: помогает товарищам, выступает хорошим организатором в командных состязаниях, стремится участвовать во всех возможных конкурсах, с удовольствием сочиняет сказки по ПДД, активно участвует  в агитационных  рейдах по пропаганде правил поведения на дорогах и улицах, в конкурсе знатоков правил дорожного движения.

         

Материально-техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа по изучению ПДД - эффективное средство снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма. При хорошо поставленной организованной работе достижение этой цели станет делом времени. Реальное выполнение данной программы должно быть основано на действующих ПДД.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.

Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.

 Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

 «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.

Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.

 В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

Н.Е. Щуркова  Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.

Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.

Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.

В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО»,  2006 – 224 с.

Н.А. Максименко Дарите детям любовь  Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.

Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.

Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

тео-рия

практика

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности.

8

4

4

(1)

Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения.

1

(2)

Правила движения пешеходов.

1

 

(3)

Безопасный путь в школу.

0,5

0,5

(4)

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».

1

(5)

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.

1

(6)

 Движение пешеходов группами.

0,5

0,5

(7)

Занятие на транспортной площадке.

1

(8)

 Внимание, опасность!

1

Раздел 2:     Дорога. Правила перехода дороги.

13

8

5

(1)

Дороги бывают разные.

1

(2)

Дорога за городом.

1

(3)

Дорожная разметка.

1

(4)

Части дороги.

0,5

0,5

(5)

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.

1

(6)

Перекресток.

1

(7)

Светофоры для водителей и пешеходов.

1

(8)

Светофор регулирует движение.

1

(9)

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».

0,5

0,5

(10)

Правила перехода дороги.

1

(11)

Викторина «Дорожный калейдоскоп».

1

(12)

Конкурс рисунков «Я и дорога».

1

(13)

Разбор дорожных ситуаций.

1

Раздел 3:  Дорожные знаки

7

3

4

(1)

Наши друзья – дорожные знаки.

1

(2)

Запрещающие знаки.

0,5

0,5

(3)

Предупреждающие знаки.

0,5

0,5

(4)

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.

0,5

0,5

(5)

Информационные знаки

0,5

0,5

(6)

Изготовление макетов дорожных знаков.

1

(7)

Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».

1

Раздел 4:   Маршрутные транспортные средства.              

                    Безопасность пассажиров.    

5

3

2

(1)

Виды транспортных средств общего пользования.

1

(2)

Правила ожидания транспортного средства.

0,5

0,5

(3)

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.

0,5

0,5

(4)

Переход дороги после выхода из общественного транспорта. 

0,5

0,5

(5)

Поведение пассажиров в салоне автобуса.

0,5

0,5

(1)

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».

1