Презентация кружкового занятия с мотивированными детьми по математике "Римские цифры" (5 класс)
презентация к уроку (5 класс) по теме

Макарова Татьяна Павловна

Презентация кружкового занятия по математике содержит разнообразный материал об истории римских цифр, занимательные и проблемные задачи, головоломки.

Цель (Слайд 2):

  1. развитие логического мышления;
  2. раскрытие творческих способностей ребенка;
  3. воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  4. привитие интереса к предмету.

Задачи:

  • Образовательные:
    1. познакомить с историей римской нумерации и римскими цифрами;
    2. научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия;
  • Воспитательные:
    1. воспитание коммуникативной культуры, умения работать в паре, оценивать себя и товарища;
    2. формировать умение быстро и эффективно распределять и ответственно выполнять обязанности;
    3. формировать умения ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результаты своей деятельности.
  • Развивающие:
    1. развивать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление;
    2. развивать математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
    3. развивать речь.
  • Здоровьесберегающие:
    1. учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха, обеспечивать моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Оборудование: мультимедийный комплекс, таблицы, иллюстрирующие обозначение чисел римскими цифрами, медиаресурсы (презентация Ms Office 2007).

 

 

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Кружковое занятие №2 с мотивированными детьми по математике по теме «Римские цифры» для 5 класса
Автор: Макарова Татьянам Павловна,учитель математики ГБОУ средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы
2012 год
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Тема: «Римские цифры».
Цель:развитие логического мышления; раскрытие творческих способностей ребенка;воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);привитие интереса к предмету.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Римские цифры, цифры древних римлян.
Римская (буквенная) система нумерации появилась примерно в 500 году до нашей эры у этрусков. Просуществовала она много столетий, прежде чем в средние века была заменена на привычную нам систему, взятую у арабов.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита:
1 I лат. Unus5 V лат. Quinque10 X лат. Decem50 L лат. Quinquaginta100 C лат. Centum500 D лат. Quingenti1000 M лат. mille
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Правила записи чисел римскими цифрами:
Сначала пишутся тысячи и сотни, а затем - десятки и единицы. Если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
История римских цифр
Единица - I - это отображение пальца. Пятерка - V - это отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем.Десятка - Х - это соединенные основаниями две ладони, обозначающие две пятерки.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
История римских цифр
Они произошли от жестов. Пятьдесят - L - рука поднята на уровень плеча, согнута в локте, и предплечье с собранной кистью поднято вверх. Раньше римская цифра 4 записывалась как IIII, а не IV. Возможно, так делали потому, что IV - первые буквы в имени Юпитера (IVPITER) в старолатинской записи.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Применение римских цифр
Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.Порядковый номер монарха: Карл V, Екатерина II, Петр I.Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав).В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия.Маркировка циферблатов часов «под старину».Иные важные события или пункты списка, например: II мировая война, XXII олимпийские игры и т.д. Порядковый номер ступени в звукоряде.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
В каком году построено здание?
Понятно, что это 1930 год
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Когда было построено это здание, сколько лет оно строилось, и когда была проведена его реставрация?
Здание Одесского оперного театра
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Запишите арабскими цифрами числа:
Римские числа
CMLXIV
CCCXXVI
DCCCXCI
CLXXX
LXXVII
XXXIV
MCMXLV
Ответ
964
326
891
180
77
34
1945
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Запишите римскими цифрами числа:
Арабские числа
3527
183693
574
1147
1974
5003
444
Ответ
MMMDXXVII
CLXXXIIImDCXCIII
DLXXIV
MCXLVII
MCMLXXIV
MMMMMIII
CDXLIV
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Закрепление пройденного
Здесь зашифрованы римскими цифрами годы рождения Александра Пушкина, Александра Герцена и Александра Блока. Решите сами, какому Александру принадлежит какая дата. MDCCCXHMDCCXCIXMDCCCLXXX
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Сосчитайте:
MMDCXLVIII - MMDXXLIV =
LХХIV - ХLVII =
CCMII - CCDI =
XXVII
DI
= CXIV
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Задача. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Одна спичка - одна ошибка
Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Домашнее задание
1. Какое число римляне написали на здании храма ?
2. Сколько чисел по правилам римской нумерации можно записать с помощью цифр I; V; X?
3. Используя римскую систему записи чисел, запишите год своего рождения.
4. Переложи одну палочку так, чтобы выражение имело верное значение VI + I = V IX - I = XX + III =XI VI - IV = IX
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы
Источники
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%EC%F1%EA%E8%E5_%F6%E8%F4%F0%FB 2. Фото «Часы – куранты Спасской башни» http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcShEhodjJtzrsEGbA-7WOvAKMCReu0RN3SUuEPa7C-26UQwsCAi9A 3. Рисунок «Жесты» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ8zQO3SfqDIrhgXHt5OndP2AigkvVy0toMFO3_61SKFdX9rBGPqSjJ2yAe 4. Рисунок «Часы» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOnCoWNVoF40dGcdhPd-s8NxT3MfqNh4cwUlXr6mmwV1T3FNPok3DSjas5. Рисунок «Глобус» http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTRK2sB4hy263n-gANw3lF4WKevnqgsgyo4yGru3H5RDWJELKGh10PfHQ 6. Фото «Монета» http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQi1wGb4djSQBUYX_NOvT_OV0QzGJpSwjdAPZUuKWLusSehwrteSho1Cw 7. Рисунок «Первые школы» http://laginlib.org.ua/blog/wp-content/uploads/2011/09/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%8F.jpg 8. Фото «Здание Волжской академии водного транспорта» http://fotki.yandex.ru/users/apashenko/view/152409/ 9. Рисунок «Римские цифры» http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ97vyr86M5mf9mySXrq7p4FnWG-JS0UOJozKgDwz1_tz7kiNR- 10. Рисунок «Цифра 4» http://abrosait.ru/wp-content/uploads/2010/03/4.jpg 11. Рисунок «Римские цифры! Эх, посчитаем!» http://proza.ru/pics/2010/01/28/1195.jpg 12. http://www.vneuroka.ru/matmir/zadacha.php?cat=1&num=12&sub=4 13. Рисунок «They used to count with I, V, X, D, C, L & Ms. Roman numerals» http://activerain.com/image_store/uploads/7/8/4/6/3/ar13319501136487.png14. Рисунок «Умножение 123 на 165» http://hotcooltop.com/image268.jpg 15. Глейзер Г.И. История математики в школе. – Москва: «Просвещение»,1981.16. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 1998.17. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1994.18. Рисунок «Смайл» http://img-fotki.yandex.ru/get/5818/137686494.0/0_72e39_333c6662_L19. Фото «А.С. Пушкин» http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=489666275-33-72 20. Фото «А. Герцен» http://fra.1september.ru/2009/20/russes_herzen.jpg 21. Фото «А. Блок» http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=16653850-19-72
Макарова Т.П., ГБОУ СОШ №618 г. Москвы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми на кружковых занятиях по ИЗО

Выступление на городском семинаре по вопросам внеурочной деятельности: «Организация педагогического процесса по художественно – эстетическому воспитанию. Создание комфортной обстановки в ОУ». Рыбинск,...

Кружковое занятие с мотивированными детьми по математике "Мир чисел" (5 класс)

Занятие кружка "Занимательная математика" по внеурочной деятельности младших школьников 5-6 класса. Далеко не на все интересные темы на уроках находится время, да и в учебнике про многое ничего не ска...

Организация работы с одаренными и мотивированными детьми на занятиях кружков дополнительного образования и уроках информатики

Одной из главных задач в работе педагогов дополнительного образования и учителей-предметников является развитие творческой активности учащихся, повышение интереса к предмету, расширение познавате...

Презентация к занятию в группе продленного дня для 3 класса "Путешествие в страну изобразительного искусства"

Презентация для проведения занятия - игры в 3 классе.Эта презентация создана для проведения игры-квеста в группе продленного дня.К презентации прилогается конспект занятия....

Презентация к кружковому занятию по теме "Мы- этологи" для 5 класса

Презентация к кружковому занятию по теме "Мы- этологи" для 5 класса...

Рабочая программа кружковых занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов.

Рабочая программа кружковых  занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов....

Разработка кружкового занятия по математике для учащихся 6 – 7 классов « Я выбираю ЗОЖ ».

Разработка внеклассного занятия по математике для 6-7 кл. Важность и актуальность этой разработки в повышении познавательной активности , углублении и совершенствовании знаний по теме "Десятичные...