Урок по психолгии общения "Невербальная информация"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Корженевская Юлия Геннадьевна

Урок предназначен для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neverb._opendocument.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект психологического занятия:

«Невербальная информация»

Цель: формирование представления о невербальной информации

Задачи:

  1. развитие у учащихся навыка понимания невербальной информации
  2. знакомство со средствами передачи невербальной информации
  3. анализ роли визуального контакта в общении
  4. анализ роли мимики в общении

Ход занятия.

1 Упражнение  «Таможня»

 Трое учащихся выходят за дверь. Среди оставшихся выбирают контрабандистов. Их задача перейти границу. Таможенники организуют поголовный опрос на предмет перевозки запрещенных предметов. Задача таможенников найти контрабандистов. Обсуждается: легко ли было найти нужного человека? На что обращали внимание при  общении с людьми?

2 Теоретический материал.

Невербальные средства общения

Кинесика

(движения другого человека)

Просодика (ритмико-интанационная сторона речи)  и экстралингвистика (пауза и психофизиологические проявления человека)

Такесика

Проксемика

экспрессия

Визуальный контакт

(взгляд)

Интонация

рукопожатие

Ориентация

поза

Направление движение глаз

Громкость

поцелуй

Дистанция

жест

Длина паузы

Тембр

похлопывая

мимика

Частота контакта

Пауза

походка

вздох

смех

плач

кашель

Визуальный контакт глаз — взгляд.

Упражнение «Разговор спина к спине»

Учащиеся разговаривают на заданную тему, повернувшись спиной друг к другу. Вопрос для обсуждения:комфортно ли так общаться?

Любой процесс общения начинается с установления контакта, а в первую очередь с установления контакта глаз.  Взгляд человека почти не поддается тренировке.

 Движение глаз

Значение

вправо верх

Человек думает, вспоминает визуальные, зрительные образы

влево вверх

Человек видит воображаемые образы или знакомое по-другому

Движение на среднем уровне к правому уху

Вспоминание слуховых образов, звуков

движение на среднем уровне к левому уху

“прослушивание” ранее не слышанных звуков

вправо вниз

Человек разговаривает сам с собой, вспоминает, что сказал себе в тот или иной момент

влево вниз

Человек вспоминает о каких-то движениях, либо прикосновениях, конструирует их, вспоминает о пережитых чувствах, предвкушает что-то еще не свершившееся

Прямой взгляд (лицо полностью обращено к партнеру) означает интерес, уважение, уверенность, готовность к контакту.

Взгляд мимо партнера — недостаток ясности в целях, намерениях, мотивах, чувство вины.

Взгляд сбоку — скепсис, недоверие.

Взгляд снизу — подчиненность, покорность, услужливость.

Взгляд сверху вниз — чувство превосходства, презрение.

Слишком фиксированный взгляд — бесцеремонность, скрытность и агрессия.

Мимика.

Большинство людей в процессе общения чаще всего ориентируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо человека осуществляет функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.

Упражнение «Отгадай-ка».

По рисункам назвать какую эмоцию они отображают.

Вопрос для обсуждения: по каким признакам легче догадаться об эмоции (по верхней или нижней части лица)?

План-конспект психологического занятия:

«Какая бывает информация».

Цель: формирование представления о невербальной информации

Задачи:

  1. развитие у учащихся навыка понимания невербальной информации
  2. знакомство со средствами передачи невербальной информации: дистанция, позиция, позы, жесты

 Ход занятия.

Теоретический материал.

Проксемика

Проксемика, или пространственные условия, - область теории общения, занимающаяся использованием пространства в общении, рассказывает, какие удобные для беседы расстояния избирают партнеры.

Существуют оптимальные “зоны” для различных видов общения, меняющиеся от одной культуры к другой.

Интимная зона (до 50 см) — допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди.

Личная или персональная(50 -120 см) — обыденная беседа с друзьям

Социальная (120-400 см) — общение с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Публичная (свыше 400 см) - общение с большой группой людей.

Проксемика включает не только расстояние людей друг от друга, но и ориентацию людей относительно друг от друга.

Позиция непринужденного общения (через угол стола)   А

                                                                                                       ______________________

                                                                                                                 В

Позиция сотрудничества (рядом друг с другом)      А         В

                                               е                                            _______________

Соревновательно-оборонительная  (каждая сторона будет придерживаться собственной точки зрения)        А

                            _______________

                               

Независимая позиция  (занимают люди не желающие общаться)   А

                                                                                                               ________________________

                                                                                                                                                     В

Позы.

Поза.

Кластер открытости.

Характеризуется тем, что человек не скрещивает руки и ноги,свободой, но не  расслабленностью.

Кластер закрытости.

Характеризуется  скрещенными ногами, руками, попытками занять меньше места в пространстве.

Кластер эмоциональной напряженности.

Проявляется в сцепленных пальцах рук, напряженности в плечах, перебирании предметов.

Жесты.

Это значащие движение, позы рук и головы.

  1. Коммуникативные (приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные)
  2. выражающие оценку и отношения
  3. описательные (имеют смысл только в контексте речевого высказывания)

Упражнение «Посмотри со стороны».

По схематичным изображениям предлагается представить, как может ощущать себя человек, если партнер по общению, находится в такой позе, что она может означать? Результаты записываются в таблице и обсуждаются.

Мои ощущения

Что может означать

Айслер-Мертц К. указывает следующие особенности использования НСО в зависимости от темперамента человека [1, 24]. Тип темперамента

Характеристика использования НСО

сангвиники

активно жестикулируют руки, и пальцы свободно двигаются

при разговоре демонстрирует ладони для аргументации сказанного

холерики

слегка раздвинуты, малоподвижные пальцы

широкие и активные движения рук

богата жестикуляция

в движениях проскакивает нечто театральное

сидят, свободно откинувшись на спинку кресла, высоко подняв голову и расправив грудь

меланхолики

жестикулируют плавно и сдержано

за столом держат руки сложенными вместе

пальцы сжаты

неторопливые жесты

ладони скрыты

флегматики

держат руки ладонями вниз

пальцы – сцеплены

жестикуляция плавная, сдержанная

мимика спокойна

ладони смотрят вниз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР «Информация. Классификация информации по способу восприятия человеком».

ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР. Уроки усвоения новых знаний применяются при первом изучении неизвестного учащимся учебного материала информационного характера, ...

Разработка урока на тему : "Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."

Технологическая карта урока на тему " Понятие информации. Примеры. Формы представления информации."...

Урок по теме "Поиск информации. Ищем информацию в Интернете" 5 класс

УМК: «Информатика» для 5-9 классов (ФГОС), авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.Цель урока:   научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критич...

Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс

Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"

Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"...