Праздник сказок, фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений.
план-конспект урока на тему

Воробьёва Елена Алексеевна

Сценарий праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник сказок,                 фразеологизмов,     пословиц и крылатых   выражений.

Коррекционное занятие

                                        Учитель:

Воробьёва Е. А.  

               школа-интернат № 2

       

г. Вышний Волочёк


Праздник сказок, фразеологизмов, пословиц и крылатых выражений.

Праздник, посвященный жемчужинам русского языка: пословицам, сказкам, фразеологизмам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной и выразительной.

Цель: Прививать любовь к родному языку.

Задачи: Способствовать развитию коммуникативности, познавательных интересов, сплочению коллектива.

Корректировать словесно-логическое мышление.

Расширение представления об окружающем мире и обогащение словаря.

Способствовать умению выражать свои мысли через слово, мимику, жесты.

Ход мероприятия.

Ведущий.  Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Все вы скажите, что он не простой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Устная речь.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Ведущий.  Наш праздник посвящен жемчужинам русского языка: пословицам, сказкам, фразеологизмам и крылатым выражениям, которые делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Давайте вспомним, а кто-то из вас и впервые услышит значение таких слов как:  сказки, пословицы, фразеологизмы, крылатые выражения.

Сказка - это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Пословица - краткое народное изречение с поучительным содержанием.

 Фразеологизм – это красивые, напыщенные фразы, скрывающие бедность или лживость содержания.

  Крылатые слова - образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.

В русском языке одно слово может иметь разное значение, давайте послушаем стихотворение и посмотрим как работает слово.

Предлагаю послушать стихотворение Суслова В. «Как работает слово».

Ребята встают, один читает стихотворение, остальные поднимают плакаты со словами, в которых есть слово “вода”.

Как работает слово.

В. Суслов

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.

Вот видите как много значений может принимать слово  «вода».

Ведущий.  Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык.

Итак, вы разделились на 2 команды.

Команда “И певец, и жилец и на дуде игрец”-  на все руки мастерицы.

Команда “Темная лошадка” – вы от нас не ожидаете победы, но мы готовы на борьбу.

Представление жюри.

Ведущий.   Мы желаем вам успехов в состязании. Да победит сильнейший. Итак, команды для проведения встречи готовы! Капитанов команд прошу представить команды.

Капитан: Наша команда“И певец, и жилец и на дуде игрец”. Наш девиз: «Будем активно мыслить».
Приветствие.

Смелей, ребята, в бой,
Жюри с высоты огляди!
Мы нашей команде победу добудем,
Оставим другую позади.


Капитан: Наша команда“Темная лошадка”. Наш девиз: В кругу друзей лучше скакать, легче думать и победить!


Приветствие.

Пусть сильней кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания!

1 конкурс “Найти пару”.

Рассыпались пословицы. Кто быстрее соберет и озвучит пословицы.

На 14 – ти карточках написано:

(одна половина фразы)

  1. Не спеши языком – торопись делом.
  2. Сам пропадай – а товарища выручай.
  3. С кем поведешься – от того и наберешься.
  4. Труд человека кормит – а лень портит.
  5. Глаза смотрят – а руки делают.
  6. Хочешь много знать – надо мало спать.
  7. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  8. По одежке встречают – по уму провожают.
  9. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  10. Не сиди сложа руки – так не будет и скуки.
  11. Красна птица пеньем – а человек уменьем.
  12. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  13. Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.
  14. Любишь кататься – люби и саночки возить.

(жюри оценивает)

2 конкурс “Домашнее задание”.

Следующее задание – посложнее. Вы должны будете объяснить значение крылатых выражений, пришедших к нам из других миров, исторических событий, из сказок. Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее.

1 команда

2 команда

  1. Кануть в лету.
  2. Муки Тантала.
  3. Лезть на рожон.
  4. Избушка на курьих ножках.
  5. Панический страх.
  1. Авгиевы конюшни.
  2. Очертя голову.
  3. Сизифов труд.
  4. Ахиллесова пята.
  5. При царе Горохе.
  6. Прометеев огонь.

(жюри оценивает)

3. Конкурс “Откуда эти строки?”

Ведущий.  Хорошо ли вы знаешь сказки?

1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский)


2. Петушок - Петушок
Золотой гребешок.
Масляна головушка
Шелкова бородушка
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок»)


3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя»)


4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди»)


5. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Буратино»)


6. Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море.
Тут берег морской.
Старик вышел к морю,
Он невод забросит
О жадной старушке
Рассказ тот пойдет.
А жадность, ребята,
К добру не ведет.
А кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)


7. "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро ... ". - Кому из сказочных персонажей принадлежит столь мудрое изречение? (Винни-Пух)


8. Как звали веселого, толстого человека с пропеллером на спине, который обожал "Дни варенья" и приключения? (Карлсон)


9. Назовите музыкальный инструмент, на котором играл папа Карло. (Шарманка)


10. Как звали крошечного мальчика из сказки Ш. Перро? (Мальчик-с-Пальчик)


11. Назовите середину весны? (Апрель)


12. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы. (Дворянка)

4. “Немое кино”.

Теперь немного отдохнем и послушаем стихотворение.

(выходят двое учащихся: мальчик и девочка)

“Сильное кино”

А . Барто

1 – й ученик

Заранее, заранее
Все было решено
У школьников собрание
Потом у них кино.

Домой придет мой старший брат
Он мне расскажет все подряд
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

2 – й ученик

Они ползут
А он им – раз
А тут как раз она ползла
А он как даст ему со зла

Она им – раз
Они ей – раз
Но тут как раз
Ее он спас.

Он был с ней за одно
Ух, сильное кино!

1 – й ученик.

- Нет, видно, я еще мала
Я ничего не поняла!

5. Конкурс “Подумай и ответь”.

Ведущий.  Что такое фразеологизм – не забыли?

Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. Балл получают, если их “живая картина” разгадана.

1 команда

2 команда

  1. намылить шею
  2. развесить уши
  3. два сапога – пара
  4. в трех соснах заблудился
  5. кот наплакал
  6. водить за нос
  7. переливать из пустого в порожнее
  8. втирать очки
  9. считать ворон
  1. заткнуть за пояс
  2. хоть глаз выколи
  3. шито белыми нитками
  4. двое дерутся – третий не лезь
  5. в одно ухо влетело, в другое – вылетело
  6. зарубить на носу
  7. обвести вокруг пальца
  8. засучив рукава
  9. связаны руки

 

На столе – реквизиты: мыло, белые нитки, пояс, сосна, два стакана, очки, веревка, сапоги.

6.Заключительный конкурс.

“Эти забавные животные” или “Восстанови фразеологизм”.

Необходимо восстановить нужные по смыслу слова из мира животных.

1 команда

2 команда

  1. Делить шкуру убитого…(медведя)
  2. Купить…в мешке (кота)
  3. Набить, как…в бочке (сельдей)
  4. Считать…(ворон)
  5. Брать…за рога (быка)
  6. Писать как …лапой (курица)
  1. Сесть на любимого… (конька)
  2. Пустить … в огород (козла)
  3. Дуется как … на крупу (мышь)
  4. Не будить в себе… (зверя)
  5. Смотреть как … на новые ворота (баран)
  6. Грязный как … (свинья)

Жюри подводит итоги.

Ведущий.  Русский язык – один из самых красивых языков в мире. Но он не прост в изучении, в чем вы сегодня убедились.

И лучше всего с этим справилась команда…..

Мы поздравляем её и надеемся, что познания в области русского языка будут возрастать, вы будите хорошо знать свой родной язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....

Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»

Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об исто...

Пословицы и крылатые выражения о профессии

Используется на классых часах по профориентации...

«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ.  Что делать, если ударили морозы и объявлен...

"Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Обработка текстовой информации" -интегрированный урок

  В презентации представлен материал интегрированного урока русского языка и информатики, где четко прослеживаются метапредметные связи...