Главные вкладки

    "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти..."
    методическая разработка по теме

    Аверина Надежда Петровна

    Женщинам грозным 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли… Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти..." посвящается женщинам-участницам Великой Отечественной войны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mir_prihodit_zhenshchina_chtoby_mir_spasti.rar407.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

                                       

    Аверина Надежда Петровна

    Оформление :

    Плакат:


    На вид она не очень-то крепка,



    Когда дитя качает в колыбели,



    Но как, друзья, сильна она на деле –



    Заботливая женская рука.



                                                    В. Инбер.


    плакат  «Родина-мать зовёт!»

    На сцене – зелень (еловые лапы, большие декоративные растения), бутафорский костёр, котелок.

    Действующие лица:

    Ведущая,

    5 девушек в военных формах.

    Звучит марш «Прощание славянки».

    Ведущая: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война…

                              В мир приходит женщина,

                              Чтоб свечу зажечь.

    Выходят девушки, одна за другой.

    1 девушка: (подходит и встаёт рядом с ведущей)

                         В мир приходит женщина,

                         Чтоб очаг беречь.

    2 девушка: В мир приходит женщина,

                         Чтоб любимой быть.

    3 девушка: В мир приходит женщина,

                         Чтоб дитя родить.

    4 девушка: В мир приходит женщина,

                         Чтоб цветам цвести.

    5 девушка: В мир приходит женщина,

                         Чтобы мир спасти.

                                                                 Л.Патракова.

    Ведущая: Женщинам грозным 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли…

    Звучит отрывок из песни «Священная война».

    ( Муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.)

    Ведущая и девушки рассаживаются вокруг костра.

    Ведущая: В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И войну. ТО, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

    1 девушка: У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам ещё рано на фронт…» Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

    Какие удивительные лица

    Военкоматы видели тогда!

    Всё шли и шли они из средней школы,

    С филфаков, из МЭИ и из МАИ –

    Цвет юности, элита комсомола,

    Тургеневские девушки мои!

                                                    Ю.Друнина.

    2 девушка: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит.  Подходит ко мне: «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?» А мамы у меня уже не было… Её немцы расстреляли.

    Качается рожь несжатая.

    Шагают бойцы по ней.

    Шагаем и мы – девчата,

    Похожие на парней.

    Нет, это горят не хаты –

    То юность моя в огне…

    Идут по войне девчата,

    Похожие на парней.

    3 девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего… Но тут услышала крик: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.

    Ранним солнечным утром в июне,

    В час, когда пробуждалась страна,

    Прозвучало впервые для юных

    Это страшное слово «война».

    Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

    Сквозь лишения, боль и беду,

    Уходили из детства девчата

    В сорок первом году…

    4 девушка: А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через 10 дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.

    И опять мы поднимаем чарки

    За невозвратившихся назад…

    Пусть Могила Неизвестной Санитарки

    Есть пока лишь в памяти солдат.

    Тех солдат, которых выносили

    (Помнишь взрывы, деревень костры?)

    С поля боя девушки России, -

    Где ж могила Неизвестной Медсестры?

    5 девушка: Нам перед отправкой на фронт, помню, дали два часа на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

    Целовались, плакали и пели,

    Шли в штыки, и прямо на бегу

    Девочка в заштопанной шинели

    Разбросала руки на снегу.

    Мама! Мама! Я дошла до цели…

    Но в степи, на волжском берегу,

    Девочка в заштопанной шинели

    Разбросала руки на снегу.

    Ведущая: Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни.

    Девушки исполняют песню «Катюша».

    ( Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского.)

    1 девушка: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

    Я ушла из детства в грязную теплушку,

    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

    Дальние разрывы слушал и не слушал

    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые.

    От Прекрасной Дамы – в «мать» и «перемать»,

    Потому что имя ближе, чем Россия,

    Не могла сыскать.

    2 девушка: Стоим мы как-то с подругой на посту. А в Уставе говорится, что если кто идёт, надо останавливать словами: «Стой! Кто идёт?» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!»

    Я родом не из детства –

    Из войны.

    И потому, наверное,

    Дороже,

    Чем ты,

    Ценю и счастье тишины,

    И каждый новый день,

    Что мною прожит.

    Я родом не из детства –

    Из войны.

    Раз, пробираясь партизанской тропкой,

    Я поняла навек,

    Что мы должны

    Быть добрыми

    К любой травинке робкой.

    Я родом не из детства –

    Из войны.

    И может, потому, -

    Незащищённей:

    Сердца фронтовиков обожжены,

    А у тебя – шершавые ладони.

    Я родом не из детства –

    Из войны.

    Прости меня –

    В том нет моей вины.

    3 девушка: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и всё на моих глазах.

    Я только раз видала рукопашный,

    Раз – наяву и сотни раз – во сне,

    Кто говорит, что на войне не страшно,

    Тот  ничего не знает о войне.

    Ведущая: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое, эмоциональное создание, оказывалась сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход – в 30-40 км… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идёт, поёт песни.

    Девушки исполняют песню «Дороги».

    (Муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина.)

    Ведущая: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и не легко давалась им солдатская наука.

    Как разглядеть за днями след нечёткий?

    Хочу приблизить к сердцу этот след…

    На батарее были сплошь – девчонки.

    А старшей было восемнадцать лет.

    Лихая чёлка над прищуром хитрым,

    Бравурное презрение к войне…

    В то утро танки вышли прямо к Химкам.

    Те самые. С крестами на броне…

    И старшая, действительно старея,

    Как от кошмара, заслоняясь рукой,

    Скомандовала тонко: - Батарея-а-а!

    - Ой, мамочка!.. Ой, родная!.. Огонь!.. –

    И – залп!... И тут они заголосили,

    Девчоночки. Запричитали всласть.

    Как будто бы вся бабья боль России

    В девчонках этих вдруг отозвалась!..

    Кружилось небо – снежное, рябое.

    Был ветер обжигающе горяч.

    Былинный плач висел над полем боя,

    Он был слышней разрывов – этот плач!..

    Ему – протяжному – земля внимала,

    Остановясь на смертном рубеже.

    - Ой, мамочка!.. Ой, страшно мне!.. Ой, мама!..

    И снова: - Батарея-а-а!.. И уже

    Пред ними, посреди земного шара,

    Левее безымянного бугра

    Горели неправдоподобно жарко

    Четыре чёрных танковых костра.

    Раскатывалось эхо над полями,

    Бой медленною кровью истекал…

    Зенитчицы кричали и стреляли,

    Размазывая слёзы по щекам!

    И падали. И подымались снова.

    Впервые защищая наяву

    И честь свою (в буквальном смысле слова!).

    И Родину. И маму. И Москву.

    Весенние пружинящие ветки.

    Торжественность венчального стола.

    Неслышанное: «Ты моя – навеки!..»

    Несказанное: «Я тебя ждала…»

    И губы мужа. И его ладони.

    Смешное бормотание во сне.

    И то, чтоб закричать в родильном доме:

    - Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!! –

    И ласточку. И дождик над Арбатом.

    И ощущенье полной тишины…

    …Пришло к ним это после. В сорок пятом.

    Конечно, к тем, кто сам пришёл с войны.

                                                  ( Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах».)

    4 девушка: У каждого из нас была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину.

    На нежных скулах отсветы пожара,

    Одно желанье – поскорее в бой!..

    Вошла к секретарю райкома Клара

    И принесла 16 лет с собой.

    И секретарь глядит, скрывая жалость:

    «Ребёнок. И веснушки на носу…»

    Москва. Райком. Так это начиналось,

    А в партизанском кончилось лесу.

    Предсказывая близкую победу,

    Уже салюты над Москвой гремят,

    А здесь идут каратели по следу,

    Вот-вот в ловушку попадёт отряд.

    Так было много раз и ране –

    Не первый день в лесу товарищ Ким.

    Но он сейчас шальною пулей ранен,

    Ему не встать с ранением таким.

    «Всем уходить!» - приказ исполнят Кима,

    И только ты не выполнишь приказ,

    И будешь в первый  раз неумолима,

    И будешь ты такой в последний раз.

    Ким всё поймёт, но, зажимая рану,

    Ещё попросит: «Клара, уходи!»

    Сжав зубы, девушка с пустым наганом,

    Бледнея, припадёт к его груди.

    Потом, уже нездешними глазами

    Взглянув в его нездешнее лицо,

    Пошлёт в эфир: «Мы следуем программе…»

    И у гранаты выдернет кольцо…

    Ведущая: Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остаётся женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

    5 девушка: Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

    Не знаю, где я нежности училась,-

    Об этом не расспрашивай меня.

    Растут в степи солдатские могилы,

    Идёт в шинели молодость моя.

    В моих глазах – обугленные трубы.

    Пожары полыхают на Руси.

    И снова нецелованные губы

    Израненный парнишка закусил.

    Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

    Большого отступления страду.

    Опять в огонь рванулись самоходки,

    Я на броню вскочила на ходу.

    А вечером над братскою могилой

    С опущенной стояла головой…

    Не знаю, где я нежности училась, -

    Быть может, на дороге фронтовой.

    Звучит вальс, все девушки вальсируют с воображаемыми партнёрами и медленно удаляются со сцены. Вальс резко обрывается, звучит автоматная очередь. Пауза. Затем тихо начинает звучать музыкальная тема «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова). Девушки выходят на сцену, выстраиваются в ряд. Начинают говорить на фоне музыки, затем музыка стихает.

    5 девушка: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

    Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты,

    На живых порыжели от крови и глины шинели,

    На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

    4 девушка: Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.

    Наши матери плачут и ровесницы молча грустят,

    Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,

    Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

    3 девушка: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

    Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

    Тот поймёт эту правду – она к нам в окопы и щели,

    Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

    2 девушка: Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

    Эту взятую с боем суровую правду солдат,

    И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

    И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

    1 девушка: Эта наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

    Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты,

    Нас не надо жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

    Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

    Ведущая: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

    Все исполняют песню «Хотят ли русские войны?»

    (Муз. Э.Колмановского, сл. Е.Евтушенко.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "В мир приходит женщина чтобы мир спасти"

    внеклассное мероприятие о женщинах в годы ВОВ...

    Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

    В материале представлен сценарий литуратурно-музыкальной композиции "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" о неоценимой роли прекрасной половины человечества во время Великой Отечественной войны....

    Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

    Приводится сценарий  литературно-музыкальной  композиции...

    "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

    Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" (Женщина и война)....

    «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»

    Литературно-музыкальная композиция, посвященная    70 – летию Великой Победы.Продолжительность мероприятия: 20-30 минут. Сцена оборудована в соответствии с содержанием композиции....

    В мир приходит женщина, чтобы мир спасти (музыкальная композиция)

    Девушка (1): У нас всех было желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Простите девчонки вам ещё рано на фронт " Нам по 16 лет было, Но я добилась своего, меня взя...