"В мир приходит женщина, чтобы мир спасти..."
методическая разработка по теме

Аверина Надежда Петровна

Женщинам грозным 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли… Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти..." посвящается женщинам-участницам Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mir_prihodit_zhenshchina_chtoby_mir_spasti.rar407.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

                                   

Аверина Надежда Петровна

Оформление :

Плакат:


На вид она не очень-то крепка,



Когда дитя качает в колыбели,



Но как, друзья, сильна она на деле –



Заботливая женская рука.



                                                В. Инбер.


плакат  «Родина-мать зовёт!»

На сцене – зелень (еловые лапы, большие декоративные растения), бутафорский костёр, котелок.

Действующие лица:

Ведущая,

5 девушек в военных формах.

Звучит марш «Прощание славянки».

Ведущая: Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война…

                          В мир приходит женщина,

                          Чтоб свечу зажечь.

Выходят девушки, одна за другой.

1 девушка: (подходит и встаёт рядом с ведущей)

                     В мир приходит женщина,

                     Чтоб очаг беречь.

2 девушка: В мир приходит женщина,

                     Чтоб любимой быть.

3 девушка: В мир приходит женщина,

                     Чтоб дитя родить.

4 девушка: В мир приходит женщина,

                     Чтоб цветам цвести.

5 девушка: В мир приходит женщина,

                     Чтобы мир спасти.

                                                             Л.Патракова.

Ведущая: Женщинам грозным 1940-х довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли…

Звучит отрывок из песни «Священная война».

( Муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.)

Ведущая и девушки рассаживаются вокруг костра.

Ведущая: В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И войну. ТО, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

1 девушка: У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам ещё рано на фронт…» Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

Какие удивительные лица

Военкоматы видели тогда!

Всё шли и шли они из средней школы,

С филфаков, из МЭИ и из МАИ –

Цвет юности, элита комсомола,

Тургеневские девушки мои!

                                                Ю.Друнина.

2 девушка: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит.  Подходит ко мне: «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?» А мамы у меня уже не было… Её немцы расстреляли.

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы – девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

3 девушка: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего… Но тут услышала крик: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от нашего танка.

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства девчата

В сорок первом году…

4 девушка: А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через 10 дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.

И опять мы поднимаем чарки

За невозвратившихся назад…

Пусть Могила Неизвестной Санитарки

Есть пока лишь в памяти солдат.

Тех солдат, которых выносили

(Помнишь взрывы, деревень костры?)

С поля боя девушки России, -

Где ж могила Неизвестной Медсестры?

5 девушка: Нам перед отправкой на фронт, помню, дали два часа на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

Целовались, плакали и пели,

Шли в штыки, и прямо на бегу

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Мама! Мама! Я дошла до цели…

Но в степи, на волжском берегу,

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Ведущая: Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни.

Девушки исполняют песню «Катюша».

( Муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского.)

1 девушка: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы – в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

2 девушка: Стоим мы как-то с подругой на посту. А в Уставе говорится, что если кто идёт, надо останавливать словами: «Стой! Кто идёт?» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!»

Я родом не из детства –

Из войны.

И потому, наверное,

Дороже,

Чем ты,

Ценю и счастье тишины,

И каждый новый день,

Что мною прожит.

Я родом не из детства –

Из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек,

Что мы должны

Быть добрыми

К любой травинке робкой.

Я родом не из детства –

Из войны.

И может, потому, -

Незащищённей:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя – шершавые ладони.

Я родом не из детства –

Из войны.

Прости меня –

В том нет моей вины.

3 девушка: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и всё на моих глазах.

Я только раз видала рукопашный,

Раз – наяву и сотни раз – во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот  ничего не знает о войне.

Ведущая: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое, эмоциональное создание, оказывалась сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход – в 30-40 км… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идёт, поёт песни.

Девушки исполняют песню «Дороги».

(Муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина.)

Ведущая: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и не легко давалась им солдатская наука.

Как разглядеть за днями след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее были сплошь – девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая чёлка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне…

И старшая, действительно старея,

Как от кошмара, заслоняясь рукой,

Скомандовала тонко: - Батарея-а-а!

- Ой, мамочка!.. Ой, родная!.. Огонь!.. –

И – залп!... И тут они заголосили,

Девчоночки. Запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

В девчонках этих вдруг отозвалась!..

Кружилось небо – снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя,

Он был слышней разрывов – этот плач!..

Ему – протяжному – земля внимала,

Остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!.. Ой, страшно мне!.. Ой, мама!..

И снова: - Батарея-а-а!.. И уже

Пред ними, посреди земного шара,

Левее безымянного бугра

Горели неправдоподобно жарко

Четыре чёрных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали и стреляли,

Размазывая слёзы по щекам!

И падали. И подымались снова.

Впервые защищая наяву

И честь свою (в буквальном смысле слова!).

И Родину. И маму. И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность венчального стола.

Неслышанное: «Ты моя – навеки!..»

Несказанное: «Я тебя ждала…»

И губы мужа. И его ладони.

Смешное бормотание во сне.

И то, чтоб закричать в родильном доме:

- Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!! –

И ласточку. И дождик над Арбатом.

И ощущенье полной тишины…

…Пришло к ним это после. В сорок пятом.

Конечно, к тем, кто сам пришёл с войны.

                                              ( Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах».)

4 девушка: У каждого из нас была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину.

На нежных скулах отсветы пожара,

Одно желанье – поскорее в бой!..

Вошла к секретарю райкома Клара

И принесла 16 лет с собой.

И секретарь глядит, скрывая жалость:

«Ребёнок. И веснушки на носу…»

Москва. Райком. Так это начиналось,

А в партизанском кончилось лесу.

Предсказывая близкую победу,

Уже салюты над Москвой гремят,

А здесь идут каратели по следу,

Вот-вот в ловушку попадёт отряд.

Так было много раз и ране –

Не первый день в лесу товарищ Ким.

Но он сейчас шальною пулей ранен,

Ему не встать с ранением таким.

«Всем уходить!» - приказ исполнят Кима,

И только ты не выполнишь приказ,

И будешь в первый  раз неумолима,

И будешь ты такой в последний раз.

Ким всё поймёт, но, зажимая рану,

Ещё попросит: «Клара, уходи!»

Сжав зубы, девушка с пустым наганом,

Бледнея, припадёт к его груди.

Потом, уже нездешними глазами

Взглянув в его нездешнее лицо,

Пошлёт в эфир: «Мы следуем программе…»

И у гранаты выдернет кольцо…

Ведущая: Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остаётся женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

5 девушка: Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

Не знаю, где я нежности училась,-

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идёт в шинели молодость моя.

В моих глазах – обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой…

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

Звучит вальс, все девушки вальсируют с воображаемыми партнёрами и медленно удаляются со сцены. Вальс резко обрывается, звучит автоматная очередь. Пауза. Затем тихо начинает звучать музыкальная тема «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова). Девушки выходят на сцену, выстраиваются в ряд. Начинают говорить на фоне музыки, затем музыка стихает.

5 девушка: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты,

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.

4 девушка: Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.

Наши матери плачут и ровесницы молча грустят,

Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,

Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.

3 девушка: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймёт эту правду – она к нам в окопы и щели,

Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.

2 девушка: Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат,

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.

1 девушка: Эта наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты,

Нас не надо жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Ведущая: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Все исполняют песню «Хотят ли русские войны?»

(Муз. Э.Колмановского, сл. Е.Евтушенко.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В мир приходит женщина чтобы мир спасти"

внеклассное мероприятие о женщинах в годы ВОВ...

Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

В материале представлен сценарий литуратурно-музыкальной композиции "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" о неоценимой роли прекрасной половины человечества во время Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

Приводится сценарий  литературно-музыкальной  композиции...

"В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"

Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" (Женщина и война)....

«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная    73 годовщине Великой Победы.Продолжительность мероприятия: 20-30 минут. Сцена оборудована в соответствии с содержанием композиции. Выс...

В мир приходит женщина, чтобы мир спасти (музыкальная композиция)

Девушка (1): У нас всех было желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Простите девчонки вам ещё рано на фронт " Нам по 16 лет было, Но я добилась своего, меня взя...