Педсовет "Современная школа как основа духовно-нравственного воспитания"
материал по теме

Михалкина Лариса Геннадиевна

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания наиболее актуальна сейчас для школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_duhovno-nravst._vosp.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет "Современная школа как основа

духовно-нравственного воспитания"

МБОУ ЛСОШ №2

Докладчик: Михалкина Л.Г., заместитель директора  школы по ВР.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, в синергетике - новом философском мировоззрении, теории развития сложных, в том числе общественных систем нравственные идеалы общества рассматриваются как аттрактор, точка притяжения в водовороте, к которой движется социальная система, это объективно является направлением развития общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: 

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. 

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Я бы хотела сказать сегодня о влиянии гуманизма личности педагога на нравственное воспитание школьников. В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

 Система нравственного воспитания включает в себя: во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: во-первых, деятельность (учебная, общественно-полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей. Именно эти смыслы (адаптация к нормам, самоопределение, выбор решения, свобода действия, взаимопонимание, диалог, совместная деятельность, совместное проживание событий, культурная идентификация) вкладываются сегодня в понимание феномена, которое называется качеством или культурой воспитания. Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, относится учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов. Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.

 Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения. Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности классного руководителя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако классный руководитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. 

К важным источникам нравственного опыта школьников относятся внеклассные мероприятия. В этом учебном году принята новая школьная программа  по духовно-нравственному воспитанию «Мы - будущее России», так же в 1-4 классах классные руководители разработали свои программы по духовно-нравственному воспитанию:

1а кл. руководитель Родионова Г.Е. – «Мир глазами детей», 1б кл. руководитель Горбатенкова Л.И. – «Добро вокруг нас», 1в кл. руководитель Кашицына Л.И. – «Мир твоей души», 1д кл. руководитель Карташова Е.Ю. – «От сердца к сердцу». Все программы рассчитаны на 4 года, поэтому воспитательная работа будет проводиться планомерно и целенаправленно. Все эти программы призваны развивать у учащихся мировоззренческий интерес к познанию, формировать активную гражданскую и патриотическую позицию, развивать потребность в здоровом образе жизни, прививать сознательное отношение к труду. В рамках программы по духовно-нравственному воспитанию у нас в школе были запланированы и проведены мероприятия на параллель:

- 6 кл. «Твои права - забота государства» - учащиеся познакомились со статьями Конвенции по правам детей, своими правами и обязанностями.

- 5 кл. «Курить – здоровью вредить»

- 7 кл. «Листая истории страницы» - посвященное Дню народного единства.

- 8 кл. «Конституция – основной закон государства» - учащиеся знакомились с историей создания Конституции, правами и обязанностями человека, ИКТ.

- 11 кл. «Здоровье нации в твоих руках» - учащиеся говорили о вредных привычках, положительных эмоциях в жизни человека, вредных веществах, окружающих нас дома, ИКТ.

Были проведены открытые классные часы для классных руководителей:

- 6Б кл. – кл. руководитель Волчатова С.А. «Что такое настоящая дружба» - учащиеся обсуждают понятия «знакомый, приятель, товарищ, друг», «друг- это…», звучали стихи, песни, пословицы о дружбе, классный руководитель сделала интересную презентацию на компьютере.

 Тематика классных часов, проводимых классными руководителями по духовно-нравственному воспитанию самая разнообразная:

1Б кл.- Горбатенкова Л.И. «Традиции и правила поведения в школе»

(дети вместе с учителем на доске складывали цветик - семицветик с лепестками добрых дел);

1А кл.- Родионова Г.Е. «О доброте» (учитель и ребята строили до                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       м, прикрепляя «кирпичики добрых дел» к доске)

2А кл.- Глухова О.В. «О лени и лентяях»

2Б кл. – Карпеева Е.С. «Приглашение к чаю», ИКТ.

6в кл. – Сухорученко Е.А. «Проявляй милосердие»( корзина добрых дел)

7б кл. – Глазова И.В. «Жизнь, ставшая легендой» (О Суворове А.В.)

8В кл. – Волчатова Н.Д. «Человек должен» (по творчеству Сухомлинского)

7В кл. – Голованова О.П. «Конфликт. Пути его решения»

8А кл. – Свешникова Т.Н. «Насилие и закон».

Классные руководители используют традиционные классные часы в своей работе с классом, но есть масса педагогических технологий:

-технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П.Иванова;

-технология личностно-ориентированной КТД С.Д.Полякова;

-технология педагогической поддержки О.Г.Газмана и др.

В этом учебном году у нас в школе прошли музыкальные вечера, организованные учителем музыки Сарваровым Р.Ф., где ребята знакомились с различными музыкальными инструментами, их звучанием, услышали замечательные песни, увидели красивые танцы.

 Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей. В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет предметное пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Гуманизм личности педагога как условие результативности процесса духовно-нравственного воспитания

В структуре личности педагога ученые выделяют группы качеств, влияющие на нравственное воспитание ребенка:

социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура);

профессионально-педагогические;

индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);

эмоциональная отзывчивость;

волевые качества;

особенности темперамента;

состояние здоровья (О.М. Шиян).

Другие авторы называют также:

-Творческое мышление.

- Диалоговое общение.

-"Преобразовательные способности".

- Педагогическая рефлексия.
- Положительные этические качества (добродетели).

-Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

 Интегральным качеством личности учителя, выражающим его "воспитательную силу", можно считать "харизму" (И.В. Бестужев-Лада). 

В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар", в Философском словаре (1994) оно расшифровывается как "необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божья". Бестужев-Лада характеризует его как исключительную, вдохновенную одаренность, вызывающую у окружающих (прежде всего, у детей) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит учитель, подлинную веру, надежду, любовь. Педагога, обладающего харизмой, в исчерпывающей мере, отличают следующие качества: яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути. По мнению автора, педагог, наделенный "харизмой", отличается высокой степенью напряженности внутренней жизни, устремленностью, возвышенным характером духовно-нравственной сферы (духовностью). Его характеризует также творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом. Но, прежде всего, он умеет творчески относиться к самому себе как личности: использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы. Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом.

Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению Ю.П. Азарова, связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления.

"Педагогическую любовь" можно рассматривать как "частный случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку. Основатели теории самоактуализации, лежащей в основании гуманистической психологии, А. Маслоу и К. Роджерс считали, что педагог, "самоактуализуясь" сам, настраивается на то, чтобы принимать ребенка таким, каков он есть, ставить себя на его место, проникаться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. Эта общая направленность педагогического взаимодействия корректируется конкретными рекомендациями в его адрес:

- искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему;

- помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;

- сотрудничать с воспитанниками при планировании педагогической деятельности, включая учебную, превращая их в соавторов образовательно-воспитательного процесса, ответственных за его результаты;

- организовать учебно-воспитательный процесс с максимальным удобством для учащихся.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию (лучше, если это побуждение будет внутренним, а не внешним). В отечественной педагогике советского периода отношение к себе противопоставлялось отношению к другим, выражаясь в девизах: "Интересы каждого подчинены интересам всех", "Общественное выше личного" и т.п. Такая подчиненность личного общественному, государственному характерна для нашего менталитета. Но это не должно означать, что нужно сводить роль личности к "винтику", к функции. Э. Фромм обосновал ложность учения о том, что любовь к себе - высшее зло и что она исключает любовь к другим: если добродетельно любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, раз я тоже человеческое существо. Идея, выраженная в библейской заповеди "люби ближнего как самого себя", подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего "я" неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Подобное понимание проблемы существует в православии. Таким образом, мы не можем не согласиться с утверждением, что высокий уровень самопринятия обусловливает положительное отношение к другим.
УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

      Решение педагогического совета от 24 февраля 2011 года.

 1. Определить как одну из приоритетных воспитательных задач школы – выполнение программы по духовно-нравственному воспитанию «Мы -будущее России»

 

2.  Классным руководителям среднего и старшего звена планировать воспитательную работу в классах с учетом общешкольной программы по духовно-нравственному воспитанию «Мы - будущее России»

3. Всем классным руководителям активнее внедрять в воспитательный процесс различные педагогические технологии и применять новейшие компьютерные технологии при проведении внеклассной работы.

 4. Заслушать руководителей ШМО классных руководителей 1-4 кл. – Павловскую С.С., 5-8 кл. – Сухорученко Е.А., 9-11 кл. – Петухову О.А.

     на августовском заседании ШМО классных руководителей по вопросу выполнения программы по духовно-нравственному воспитанию «Мы -будущее России»

 

     

                 Тестирование к педагогическому совету.

         «Что хорошего вы ждете в ближайшее время?»

5 кл. – 16 чел.

Ответы:

5 чел. – поехать в Грецию, на Мальдивы и т.п.

3 чел. – телефон, гору шоколада.

1 чел. – закончить учебный год хорошо.

1 чел. – чтобы летом не было задымления.

1 чел. – поехать к бабушке, т.к. давно не видел.

1 чел. – ничего.

9 кл. – 25 чел.

Ответы:

8 чел. – хорошие оценки, хорошо закончить 9 кл.

1 чел. – престижную высокооплачиваемую работу.

3 чел. – новый компьютер.

1 чел. – отменить ГИА.

1 чел. – поехать в Америку.

1 чел. – четверть без троек, весну, а через 5 месяцев на Кубу.

1 чел. – ничего.

1 чел. – хочу стать лучше, приблизиться к идеалу.

1 чел. – чтобы министру Нургалиеву пришел ум, и он сделал правильный выбор в отношении дорожной службы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких...

ДУХОВНАЯ ПРИРОДА СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНАЯ  ПРИРОДА  СЕМЬИ – ОСНОВА ДУХОВНО  – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ...

Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе Медушевский В.В.

Концепция.Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школеМедушевский В.В....

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...

Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей

Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...

Основы духовно-нравственного воспитания в школе

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевым моментом, стоит на первом месте и в наше время становится наиболее значимой для современного общества....