Рабочая программа по математике в 5-6 классах
рабочая программа (5 класс) по теме

Бурукина Наталья Николаевна

Рабочая программа по математике в 5-6 классах. Внеучебная деятельность в форме кружка "Занимательная математика". Программа расчитана на 35 часов. Занятия проходят одновременно в 5 и 6 классах, т. к. школа сельская малокомплектная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 "Основная общеобразовательная школа с.Никольское

 Духовницкого района Саратовской области"

«Согласовано»

Руководитель МО МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области"

___________Тисленко Т. Н.

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области"

_____________ Черницова Е. Н.

«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор МОУ "Основная общеобразовательная школа с.Никольское Духовницкого района Саратовской области"

_____________Бурукина Н. Н.

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА 

Бурукиной Натальи Николаевны,

первая квалификационная категория

по  кружку  «Занимательная математика»

5-6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № 1 от «20августа 2012 г.

2012 - 2013  учебный год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука».  Это говорит уже о месте математики среди наук. Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Наибольший интерес у обучающихся к математике проявляется в 12 – 13 лет и задача учителя – пробудить его, развить и удержать.
Основная идея кружка по математике – помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её. Процесс проведения кружка предлагается организовать в виде эвристических бесед, развивающих игр, конференций, викторин, мозговых штурмов для решения математических фокусов, софизмов, ребусов и т. д. Так как разделы программы не связаны между собой, то учащиеся имеют возможность подключаться к занятиям на любом этапе.
Проверка усвоения материала не предполагается. Домашнее задание не предусматривается. Проведение занятий рассчитано на 35 ч. ( 1 ч. В неделю).

 Цель:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.


Задачи:
-способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;
-развивать логическое мышление;
-развивать у учащихся интерес к математике;

-развивать у детей смекалку;
-развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;
-расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;
-показать широту применения математики в жизни.

Календарно-тематическое планирование кружка
«Занимательная математика»
5-6 класс (35 часов)

№№

Тема

Часы

Сроки изучения

1

Ребусы. Числовые ребусы.

1 ч.


2


Задачи-шутки, задачи-загадки


3


Старинные математические истории


4


Упражнения со спичками


5


Задачи на переливание


6


Задачи «Как сосчитать»


7

Танграм


8


Математическая олимпиада.


9


Переправы и разъезды.


10


Задачи и еще раз задачи.


11


Комбинированные задачи с квадратом.


12


Выпуск газеты «Начинающие математики»


13

Подготовка к математическому вечеру.


14

Математический вечер.


15


Оригами


16


Карандаш и бумага


17


Числовые головоломки


18


Задачи на взвешивание


19


Задачи-шутки


20

Магические квадраты


21


Задачи логического характера. В худшем случае. Принцип Дирихле.


22


Арифметическая викторина


23


Логические задачи


24

Одним росчерком. Задача Леонарда Эйлера.


25


Геометрия в пространстве.


26


Кроссворды, ребусы, математические сказки

27


Выпуск газеты «Занимательная математика»

28


Геометрия на клетчатой бумаге.

29


Геометрическая викторина.

30

Математика в природе

Итого:

35ч

Содержание обучения.



Подготовка к олимпиаде по математике.

Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.

Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.

Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.

Из истории математики.

В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.

Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.

Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.

Занимательные задачи.

В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.

Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.

Старинные задачи.

В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.

Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.

Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, проекты.

Прикладная математика.

Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.

Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Формы: развивающие игры, лекции, оригами.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Ученики должны:

1. Уметь решать логические задачи, задачи  на взвешивание,  переливания, задачи-шутки;
2. Уметь составлять кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;
3. Увидеть связь математики с природой.

Список литературы

  1. Белоусов В.М. Занимательная стандартизация. Очерки. С.-П.: Детская литература, 1998
  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логич. характера: Кн. для учащихся 5-11 кл. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы.1979.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000 г.
  5. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя.- 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение. 1987. – 192 с.: ил.
  6. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. – 5е изд. – М.: Просвещение, 1998 – 160 с.
  7. Предметные недели в школе. Математика 2002. Составитель Л. В. Гончарова. Издательство «Учитель», Волгоград.
  8. Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи по внеклассной работе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1999.
  9. ШарыгинИ. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. Учреждений.- 2-е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.: ил.

Рекомендуемые темы проектов.

  1. Математика в моей жизни.
  2. Математика в природе.
  3. Интересные задачи.
  4. «Арифметика» Л. Ф. Магницкого.
  5. Задачи Л. Н. Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 8 класса

Рабочая программа по математике составлена к учебникам Алгебра Ю.Н.Макарычев и Геометрия Л.С.Атаносян. Расчитана на  изучение математики в 8 классе где выделено в учебном плане 5 ч, 175 ч в год. ...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Перспектива"

Рабочая программа предназначена для учителей математики начальной школы, работающих по программе "Перспектива". В программе прописаны планируемые результаты освоения учебного предмета в соот...

Рабочая программа по математике для 5-6 классов по учебнику "Математика" С.М. Никольского

Данная рабочая программа может быть использована учителями математики, работающими по учебнику "Математика" С. М. Никольского....

Рабочая программа по математике в 9-ом классе для обучающихся по программе VIII вида

Поурочное планирование, включая пояснительную записку....