ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
классный час (6 класс) по теме

Костанян Карине  Романовна

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_1.docx15.55 КБ
Файл holokost.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Костанян Карине Романовна

МБОУ СОШ  №  15

Классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста

по теме: «Сломанные судьбы…Прерванные жизни…»

Каждый ученик приходит в школу со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами, своим пониманием окружающего мира. Школа, учитель, одноклассники, которые его окружают дарят ему новые ощущения, впечатления и открытия. Какими будут его впечатления зависит не только от самого ребенка, но и от тех взрослых, которые будут рядом с ним. Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека способного принимать верные решения самостоятельно. При этом каждый ученик должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять, интересы других.

Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническим многообразии. Социальной солидарности и  вытекающей из этой  базовой ценности  понятию толерантность, в современный период уделяют много времени. Человечество на данном этапе развитие истории просто обречено на толерантность. В современном мире необходимо выработать систему стратегии согласия людей, различающихся  цветом кожи, вероисповеданием, взглядами. Холокост, это трагедия, которую учащиеся должны осознать. Не просто узнать об этом явлении, как о данности, как о факте. Они должны узнать факты, и сами для себя сделать выводы: что это за явление, причины, движущие силы, и его влияние на историческое развитие.

Цель классного часа: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.

Задачи:

Образовательная:  

 - на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;

Развивающая:

 - создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;

 Воспитательная:

 - создать условия для формирования личностных  УУД.  

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты - По окончании урока, ученики смогут задуматься о личной ответственности за свои поступки, о чувствах других людей;  соотносить поступок с моральной нормой; проявлять понимание и уважение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Метапредметные результаты - Ученики смогут вести диалог по теме урока; давать оценку событиям, действиям; выводить умозаключение, делать анализ событий и фактов.

Предметные результаты - Ученики смогут: использовать знания об истории и культуры своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни; применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества в целом; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.



Предварительный просмотр:

Костанян Карине Романовна

МБОУ СОШ  №  15

Классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста

по теме: «Сломанные судьбы…Прерванные жизни…»

          Аудитория: 6 класс

Цель: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.

Задачи:

Образовательная:  

 - на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;

Развивающая:

 - создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;

 Воспитательная:

 - создать условия для формирования личностных  УУД.  

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты - По окончании урока, ученики смогут задуматься о личной ответственности за свои поступки, о чувствах других людей;  соотносить поступок с моральной нормой; проявлять понимание и уважение; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Метапредметные результаты - Ученики смогут вести диалог по теме урока; давать оценку событиям, действиям; выводить умозаключение, делать анализ событий и фактов.

Предметные результаты - Ученики смогут: использовать знания об истории и культуры своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни; применять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории человечества в целом; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников.

            Используемое ИКТ:  

 - компьютер

 - колонки

 - проектор

 - экран

Используемые материалы:

- конспект урока

 - авторская презентация

 - фрагменты  фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

 - песня «Yerushalaim shel zahav»

 - авторская видео презентация.

         Опережающее задание:

 - трем ученикам заранее было дано задание сделать небольшие сообщения по трем персонажам:

Анна Франк, «цыган» Тролльман, Клодин Шварц.  

 

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята наш классный час  сегодня, посвящен явлению, которому в истории есть много неоднозначных оценок. Большинство правда, утверждают, что это явление было бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Сейчас я предлагаю вам посмотреть не большие фрагменты фильма, название которого, я сообщу вам позже. (Учитель включает фрагмент фильма «Мальчик в полосатой пижаме»)

Учитель: Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Какая тема у нашего классного часа?

(Ученики ответят, что один из мальчиков, находится в тюрьме или заключении, потому что  на нем одежда в полоску, как носят заключенные и к тому же он находится за колючей проволокой).

Учитель: Вы достаточно близко к истине. Мальчик действительно находится в заключении.  А как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний  мальчик, чтоб оказаться в заключении?

 

Ученики: возможно, он совершил, какое- то преступление, или что-то украл.

Учитель: (1 слайд) Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления. Он казался в заключении  потому что, принадлежал к нации, которую во время Второй мировой войны  лидер фашистов Адольф Гитлер, решил искоренить полностью. Он был евреем. И из-за своего происхождения,  он оказался в заключении, а точнее в концлагере.  Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают  свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать.  Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки.

( 2 слайд) Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у  одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых. (3 слайд) 

   Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти  жертвам данной катастрофы. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Давайте познакомимся с греческим словом Холокост.   Именно этим словом называют то трагическое время, которое не справедливо унесло жизни огромного количества народа.            

 ( включается 4-ый слайд).  Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?

( если  учащиеся сталкивались с этим  событием, надо выслушать их растолкование, а потом учитель просит обратить внимание на экран, где появляется  определение).

Учитель:  (5-ый слайд.) Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле —  это преследование и массовое уничтожение евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов, не было, каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин, просто как к своей работе. (6-ый слайд).

Учитель просит  ученика зачитать с экрана  отрывок из стихотворения Наума Коржавина «Дети в Освенциме».

Мужчины мучили детей.                                                                                              

Умно. Намеренно. Умело.                                                                                            

Творили будничное дело,                                                                                    

Трудились – мучили детей.                                                                                                

И это каждый раз опять, –                                                                                                

Кляня, ругаясь без причины…                                                                                            

И  детям было  не понять,                                                                                            

Чего  хотят от них мужчины.                                                                                            

За что – обидные слова.                                                                                                    

Побои, голод, псов рычанье?                                                                                            

И дети  думали сперва,                                                                                                          

Что это за непослушанье.

Учитель: Наша задача сегодня – это разобраться а правду ли говорят о данном явлении? Или может все это сильно преувеличено? 

Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории.  Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. И зачастую когда уже у взрослых не было сил противостоять злу, их поддерживали дети.

Учитель подталкивает учеников к дискуссии. Задает вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем разобраться? К чему нам надо  обратиться, чтобы узнать правду?  (чтобы узнать достоверную информацию, надо обратиться к источникам)
  2. К каким источникам мы можем обратиться? Что для нас в данном случае может выступить источником?  (мы можем обратиться к письменным источникам или устным. Это могут быть газеты, воспоминания, документы, фотографии, личные дневниковые записи).

Учитель: сегодня мы рассмотрим влияние определенного периода жизни на три судьбы. Судьбы их сложились по-разному. И знакомство с ними произойдет  благодаря источникам. Это и дневниковые записи, и документы, и воспоминания. Но так как времени у нас не много, я заранее обратилась к трем  вашим одноклассникам, чтобы они подготовили информацию о трех детских судьбах.

Учитель приглашает первого докладчика. (Включается 7-10 слайды). Анна Франк.  Родилась в 1929 году. В 13 лет девочка начала вести дневник, ставший одним  из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня ее дневник переведен на пятьдесят языков, в том числе и на русский. Вскоре после прихода Гитлера к власти Анна вместе со своей семье бежала в Нидерланды. Но в мае 1940 года немецкая армия оккупировала Нидерланды.  Семья Анны Франк переселились в убежище. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями,  шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды. В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Запись 19 ноября 1942:

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.  

4 августа 1944 года по доносу их арестовали. Семью депортировали в Освенцим. По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Все были отправлены на отбор к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры, Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самым юным заключённым, который не подвергся этому отбору из-за своего возраста.   30 октября,  когда советские войска были приблизительно в ста километрах от лагеря, в женском отделении Освенцима-Биркенау была объявлена селекция. Всё отделение прошло осмотр у доктора Йозефа Менгеле, который отбирал ещё здоровых заключённых для отправки в другой лагерь. Анна и сестра  в составе 634 женщин были перевезены в Берген-Бельзен (концлагерь в Германии). Анна Франк не дожила совсем чуть-чуть до освобождения. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен. Однако Анна погибла в начале марта месяца. Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны - Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году. В Амстердаме друзья семьи передали ему дневник Анны, который они хранили все это время.

 

Учитель: переходим к следующей истории. (выходит следующий докладчик, продолжается презентация. Слайды 11-12). «Цыган Тролльман» В марте 1933 года, Эрих Зеелиг был лишен звания чемпиона Германии по боксу в среднем весе. Причина: он еврей. Место остается вакантным до тех пор, пока на ринге не встречаются два боксера.  В одном углу «ариец» Адольф Витт, в другом – Иоганн Тролььман. Боксерская ассоциация долго противостояла этому бою, потому что Иоганн являлся цыганом. Однако   9 июня 1933 года бой состоялся. После шести раундов противник Иоганна уже явно проигрывал, и председатель союза немецких кулачных бойцов, Георг Радамм прекратил бой, объявив ничью. Но разгневанная публика взбунтовалась и потребовала признать Иоганна победителем. Радамму пришлось объявить Тролльманна чемпионом. Через шесть дней Иоганн был извещён письмом о том, что лишён титула. Причиной назывался «плохой бокс». Вскоре снова состоялся бой за титул чемпиона Германии, и Тролльманн снова вызвался. Перед боем он был извещён, что если попробует применить свою тактику  то будет дисквалифицирован. Фактически, устроители хотели превратить бой в спектакль с избиением «недочеловека». Иоганн превратил спектакль в трагикомедию с собой в героической роли. Он явился на бой с выжженными перекисью волосами и запудренной добела кожей, являя собой карикатуру на пропагандируемый образ «истинного арийца». Во время боя он стоял неподвижно, с расставленными ногами, и принимал удары,  не уклоняясь. Его соперник, Густав Эдер, был знаменит своими мощными ударами. Иоганн продержался, встречая их, пять раундов, и упал весь в крови. В 1939 он был призван в армию. К этому времени в концлагере оказываются уже все три его брата. В 1941 году Иоганн отсылается в концентрационный лагерь Нойенгамме. Там его вынуждают служить объектом для тренировок эсэсовцев. Во время этих тренировок он подвергается унижениям и издевательствам.

В 1943 году во время одной из таких тренировок Иоганн Вильгельм Тролльман был убит. В 2003 году титул чемпиона Германии 1933 года в полутяжёлом весе был официально возвращён Тролльману, и пояс чемпиона был переслан его наследникам, Луису и Мануэль Тролльманам. Иоганн Вильгельм Тролльман профессионально участвовал в 62 боях, из них выиграл 30 и закончил вничью 13. В Ганновере в честь «Цыгана» названа небольшая улица.

В Германии в 2007 году про Тролльмана был снят короткометражный фильм «Рукели (Rukelie)», режиссёр — Сабина Нойман (Sabine Neumann).

Учитель: и нас ждет еще один  портрет участника Холокоста -  Клодин Шварц.

( выходит третий докладчик.Слайды 13-16). Когда немцы вошли в Париж и евреи оказались в опасности, семья Клодин решила бежать в провинцию. Покидая вместе с родителями родной город, Клодин, разумеется, не пожелала расстаться со своей куклой  Колетт. Это была единственная игрушка, которую она смогла взять с собой из дома. Они проделали долгий путь через всю северную (оккупированную немцами) часть страны на юг, в области, на которые распространялась власть правительства Виши. Опасное путешествие было возможно только благодаря фальшивым документам, но над семьей Шварц все это время нависала угроза разоблачения, они постоянно были вынуждены пересаживаться с поезда на поезд, а вечера проводили где-нибудь в темном кинозале, где их никто не мог увидеть. Клодин тоже путешествовала под вымышленным именем – сначала ее звали Франсуаза, а потом Мишель.

Кому могла маленькая Клодин поведать о всех своих страхах? Конечно же, кукле Колетт. Клодин не расставалась с куклой ни на минуту, укутывала ее в свой шарф, когда на улице было холодно. Она сказала кукле, что той тоже придется откликаться на чужое имя, и теперь ее тоже зовут Франсуаза. Смена имени подействовала на девочку очень тяжело, она не могла никак понять, почему она вдруг должна прятаться, чем она провинилась перед миром и чем плохо ее настоящее имя – Клодин? Ее утешало только то, что у нее есть верная подруга, которая не покидает ее в эти тяжелые дни, и которой надо скрываться под чужим именем, совсем как ее хозяйке. Одно из самых тяжелых впечатлений, связанных с куклой, Клодин пришлось пережить в октябре 1943 года, когда семья находилась в Каннах. Клодин проснулась среди ночи и вдруг обнаружила, что куклы возле нее нет. «Я стала звать маму, - рассказывает Клодин, - чтобы спросить ее, куда подевалась кукла – как вдруг увидела свою Колетт на кухне, почему-то разобранную на части. Папа возился с ней, пытаясь ее вновь собрать, а я не могла взять в толк, что здесь происходит? Потом мама мне объяснила, что Колетт не просто моя кукла, она наша «тайная копилка» - в ней мы храним все наши деньги и ценности. Когда мы покидали Париж, мама разобрала куклу и спрятала в нее золотые монеты, каждая из которых была аккуратно завернута в тряпочку, чтобы не звенела. Внутри куклы все тоже было переложено тканью, чтобы монеты не двигались и чтобы я не почувствовала, что там что-то есть. Когда я только получила Колетт в подарок, она умела говорить «мама», а теперь механизм, как видно, испортился. А может быть, она просто повзрослела, и ей уже незачем было звать маму?»

Весь нелегкий период скитаний семья жила на то, что было спрятано внутри куклы, постепенно меняя золото и драгоценности на продукты. Благодаря кукле, Клодин и ее семья дожили до конца войны. Они вернулись в свой дом в Париже. Сама  став мамой, а затем, и бабушкой, Клодин только изредка позволяла сначала дочерям, а потом внучкам осторожно поиграть с Колетт, все время, следя за тем, чтобы ее не сломали.

В 1996 году Клодин подарила куклу детской выставке в музее, чтобы и другие дети узнали ее историю и поняли, как это замечательно, когда у тебя есть верный друг, на которого всегда можно положиться, и как это бывает важно в тяжелые минуты.

Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели с помощью источников,  влияние определенного промежутка времени на судьбы трех ваших ровесников. Давайте теперь вернемся к задаче сегодняшнего урока и попытаемся разобраться в той ситуации, которая нам представилась.

  1. Как вы считаете, почему возникло данное явление и что являлось движущей силой? (если ребята затрудняются дать ответ, учитель может подтолкнуть их своими мыслями. Учитель: меня вот очень удивило то, что немецкие солдаты беспрекословно выполняли все эти страшные вещи: убивали, издевались, избивали. Как такое возможно? Они ведь тоже люди. Учащиеся должны понять, причины в том,  что солдат сумели убедить в ложных истинных ценностях. Политика фашизма, характеризуемая насилием, не толерантностью, и кровожадностью сеяло ошибочные нравственные и моральные идеалы.
  2. Скажите мне ребята, мы можем выделить с вами в отдельный пункт роль детей в этом явлении? (дети были для нацистов самой легкой жертвой. Потому что  они ни как не ожидали, от взрослых, которые их должны были защищать угрозы. В то же время они на равнее со взрослыми переживали все лишения).
  3. Ребята, но ведь все о чем мы сегодня говорили было больше пятидесяти лет назад. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты например…  (к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять таких ошибок в будущем. История наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно сможем  избежать их). 
  4. Ребята, вот теперь, когда мы познакомились с источниками, рассмотрели причины этого явления, вам удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это действительно была катастрофа и преступление против человечества или все  же здесь много преувеличения? Вы пока подумайте, над моим вопросом.  Пока вы думаете, я хочу показать вам несколько кадров. ( учитель включает видео презентацию. (Холокост это действительно катастрофа, погибло  много невинных людей, в этот период. Это было преступление, направленное против человечества. Людей заставляли поверить в ложные истины и ценности. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи, или инвалидами. Это не простительная политика фашистского государства и тех, кто его поддерживал).

 

Учитель: я благодарю, за Вашу работу,  за высказанные мысли, взгляды, мнения. Благодарю, что вы не остались равнодушными и сумели сформировать свое мнение по данному явлению. Домашнее задание для вас такое: посмотрите какие есть еще точки зрения по Холокосту (в интернете, в публикациях, в книгах) и мы с вами обсудим их на следующем занятии.  Спасибо за урок. До свидание.  

 

                       

                               Используемая литература и Интернет источники:

  1. Классные часы по теме «Нравственность»: 6 класс. – 3-е изд. – М.: «5 за знания»,2008. – 208с.
  2. Панорама методических достижение – 2011/2012. – Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012. – 116с.
  3. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. - Стефан Брухфельд, Пол А. Левин. М., 2001г. – 103 с.

  1. Сайт: http://www.ushmm.org. (Мемориальный музей Холокоста США) Статья: Дети во время Холокоста. 21.01.2013г.
  2. http://www.holocf.ru/facts/  Центр и фонд Холокост. Статья: Уроки, внеклассные мероприятия, проекты. Фото. 21.01.2013г.
  3. http://his.1september.ru/2002/40/4.htm Статья: Холокост. Тема для размышления. Авторы: Илья Альтман, Давид Полторак. 19.01.2013 г.
  4. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/ Мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа. Статья: пособие для учащихся младших и средних классов: «Три куклы». 21.01.2013 г.
  5. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/index.asp Статья: Виртуальные учебные проекты. « Дети в гетто».21.01.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста              Цели: 1.     ознакомление учащихся с основ...

Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста

Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"

Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...

Мероприятие, посвященное Дню памяти жертв Холокоста

Мероприятие, посвященное  Дню памяти жертв Холокоста...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста

Предложенная методическая разработка учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоци...