Авторская программа "Культура народов РТ"
элективный курс (6 класс) по теме

Ситдикова Гулия Нургаязовна

 

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее.  Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

  Программа «Национальная культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися  6 классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение  имеет непосредственную связь с  учебными предметами, как татарский язык и татарская литература.  Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

Чистопольского муниципального района  РТ

МББУ «Гимназия №3»

Авторская программа

 «Национальная культура народов Татарстана»

 (для 5-6 классов)

         

                                           

                                    Подготовила: Ситдикова Гулия Нургаязовна

                                                                 учитель татарского языка и литературы

                                                   высшей квалификационной  категории

                                МББУ «Гимназия №3»

                                                     

Чистополь, 2012 год

Пояснительная записка

      Культура- это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например,  в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите. Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
     Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее.  Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

  Программа «Национальная культура народов Татарстана» рассчитана на 1 год обучения с учащимися  5-6 классов, занимающихся изучением культуру народов Татарстана. Объединение  имеет непосредственную связь с  учебными предметами, как татарский язык и татарская литература.  Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 35 часов (1 час в неделю).

Цель программы: заинтересовать учащихся развитием национальной культуры Татарстана.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории республики Татарстан.

2. Приучить учащихся к поисковой деятельности.

3.Формировать  национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.

4. Воспитывать  у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана

5.Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Основные направления  деятельности:

Учебная – получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;

Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;

Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.

                                                                                                                                                 

Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.          

                                                                                                                                                 

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: 

  1. игры;
  2. работа в библиотеке с дополнительной литературой;
  3. практические занятия;
  4. работа в компьютерном классе;
  5. дискуссии;
  6. беседы.
  7. итоговой концерт

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.

Ожидаемые результаты работы.

В результате реализации данной программы учащиеся:

* Научатся работать с информацией, определять ее источник.

* Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.

Учебно-тематический план

                                           программы «Национальная культура народов Татарстана »

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Количество часов, в т.ч.

всего

теория

практка

1

Мой край богатый и красивый, мой Татарстан

Вводный урок-лекция. Компьютерная презентация.

1

1

2

Татарстан — многонациональная республика

Лекция.

Практическая работа

2

1

1

3

Государственные символы

Республики Татарстан

Беседа.

Компьютерная презентация.

2

1

1

4

О, Казань…
Красотою своей моё сердце не рань.

Экскурсия в город Казань

Работа с книгами.

Просмотр фильмов о городе Казани: «Тысячелетняя Казань», «Реальная сказка»

2

1

1

5

Чистополь - родной мой город.

Фото выставка. Просмотр    фильма: «Чистополь через 20 лет».

Проектная   работа.

3

2

1

6

Устное народное творчество. Татарский  фольклор. Творчество Н. Исанбета.

    Работа в библиотеке с книгами. Поисковая   работа

3

2

1

7

Народные праздники и народные традиции.

Компьютерная презентация.

Творческие работы.

Защита проектов.

3

1

2

8

Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар.

Татарская вышивка.

Презентация «Орнамент казанских   татар».         

Экскурсия в «Бабушкин

сундук».

2

1

1

9

Национальные костюмы народов Татарстана.

Обзорная лекция.

Презентация «Национальная одежда».

Игра «Наряжаем  куклы».

2

1

1

10

Татарская национальная  кухня: традиции и обычаи.

Компьютерная презентация

«Татарская кухня».

Поисковая   работа.

Защита проектов.

2

1

1

11

Приходите к нам на чай.

Чаепитие за дружным

столом.

1

1

12

Изобразительное искусство, музеи Татарстана.

Творчество Б.Урманче

Лекция.

 Компьютерная презентация, фото и видео  выставка.

3

1

1

13

Музыкальная культура Татарстана.

Татарская музыка.

Аудио и видео записи.

Изучение детских песен.

3

1

2

14

Театр – и зрелище, и школа для народа.

Казань- город театров

Фото выставка. Компьютерная презентация.

Поисковая   работа.

5

2

3

15

Концерт

Творчество   учащихся. Песни, стихи, театральная постановка.

1

1

Программное содержание

Тема 1. Мой край богатый и красивый, мой Татарстан.

Рассказ о первом и действующем президенте.

Краткая информация о  населении, о природных богатствах, о реках и о городах РТ.

Тема 2. Татарстан — многонациональная республика.  

Конституция Татарстана. Национальный состав. Представители более 108 национальностей, живущих в РТ

Тема 3. Государственные символы РТ

Государственные символы  – герб, флаг, гимн. История происхождения, авторы, их описание, значение.

Тема 4. О, Казань…
Красотою своей моё сердце не рань. Экскурсия в город Казань.

Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: «Тысячелетняя Казань», «Реальная сказка».

Тема 5. Чистополь - родной мой город.

Памятные и исторические места Чистополя. Экскурсия в будущее города Чистополя.  Просмотр фильма «Чистополь через 20 лет». Сочинение рассказа « Как мы представим наш город через 100 лет»

Тема 6. Устное народное творчество. Татарский фольклор.

Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки. Творчество Н. Исанбета.

Тема 7. Народные праздники и народные традиции.

Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.

Тема 8. Декоративно-прикладное искусство.

 Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.

Тема 9. Костюмы народов Татарстана.

Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.

Тема 10. Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.

Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.

Тема 11. Приходите к нам на чай

Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом. 

Тема 12. Изобразительное искусство, музеи Татарстана.

Национальный музей РТ. Государственный музей изобразительного искусства в Казани. Музеи, посвященные знаменитым людям Татарстана. Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .

 Тема 13. Музыкальная культура Татарстана.

Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари.

Тема 14. Театр – и зрелище, и школа для народа.

Рождение татарского театра «Сайяр». Казань- город театров. ( В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани).

Тема 15. Концерт

Песни и стихи. Театральная постановка.

Использованная литература:

1. Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”;

2. Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство «Заман» 2003.

3. М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань-2009;

4. Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО «Хэтер» нэшрияты, 2003;

5. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство «Магариф»2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения  ТРИ «Хэтер», 2007.

6. Ф. Хузин. «Средневековая Казань». Татарское книжное издательство, 2004;

7. Л.А.Харисова. «Культура народов Татарстана». Издательство «Магариф»,  2005;

8. Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”;

9. Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр «Титул» К 2002;

10.Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987;

11. Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002;

12. Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987;

13. Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987;

14. MP3 диск «Кайт,  карлыгач.» Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар;

15. Журналы «Соембикэ», «Ялкын», «Салават купере»;

16. Чистополь – город на Каме. ООО »Новая типография»;

17. Чистополь. ООО Компания «Форд-Римэкс» И.Г.Сулейманова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"

Авторская программа  регионального курса  «Этнография коренных народов Ханты-Ман­сийского автономного округа - Югры»   ...

Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"

Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....

Авторские таблицы к разделу "Искусство народов разных стран. Греция."

Материал размещён в виде презентации. Состоит из двух частей: наглядного материала и карточек - заданий по теме....

Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"

Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...