Морской бой
методическая разработка (10 класс) на тему

Клен Татьяна Михайловна

Интелектуально-разивающая игра по математике "Морской бой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoy_boy.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агентство науки и профессионального образования

Администрации Красноярского края

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 57

Интеллектуальная игра

Разработала и провела:

преподаватель математики

Клён Татьяна Михайловна

Норильск 2007 г.

Содержание

  1. Цели игры                                                                                       3 стр.            
  2. Участники                                                                                       4 стр.                                        
  3. Оборудование                                                                                 5 стр.              
  4. Оформление                                                                                    6 стр.    
  5. Правила игры                                                                                  7 стр.        
  6. Ход игры                                                                                 8 – 17 стр.    
  7. Перечень вопросов                                                                 9 – 16 стр.                        
  8. Вопросы из области алгебры                                                        9 стр.          
  9. Задачи на смекалку                                                                      10 стр.                            
  10. Вопросы из области геометрии                                               11стр.          
  11. Вопросы из области чисел и числовых множеств                12 стр.
  12. Логические задачи                                                                   13 стр.
  13. Задачи на комбинаторику                                                       14 стр.
  14. Вопросы из области истории математики                             15 стр.
  15. Вопросы из биографии математиков                                     16 стр.                      
  16. Подведение итогов игры                                                         17 стр.                  
  17. Выводы                                                                                     18 стр.        
  18. Методические рекомендации                                                 19 стр.                                  
  19. Список используемой литературы                                         20 стр.                   

Цели игры

Образовательные:

Проверить умение учащихся применять свои знания при решении нестандартных задач.

Развивающие:

Развитие логики мышления;

Развитие познавательного интереса;

Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

Развить кругозор учащихся, повысить их интеллект, общую культуру, интерес к изучению математики.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей; воспитывать чувство сопереживания и формировать у учащихся «здоровое» соперничество; показать учащимся прикладной аспект математики и формировать интерес к этой науке.

Участники

Ведущий -  преподаватель математики.

Две команды  учащихся 1 курса, по пять человек из групп  № 11 (по специальности: повар, буфетчик) и № 12 (по специальности: повар, кондитер).

Группа № 11 –   1. Плетухина Елена - капитан

2. Поздняков Андрей

3. Кожокару Сергей

4. Климова Ольга

5. Мамедьяров Ришад

Группа № 12  –  1. Рохманенко Анна - капитан

2. Волкодав Любовь

3. Батраченко Андрей

4. Герасимова Ирина

5. Ермолаева Юлия

Оборудование

Столы для игроков двух команд и для членов жюри.

Название игры и разделов математики, написанные красиво и крупно на ватманах.

Таблички с номером для каждой команды ( 1 команда, 2 команда).

Таблички для жюри (ФИО членов жюри).

Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. координаты цели определяются именем столбца и строки.

Бланки для выставления баллов каждой команде (для членов жюри).

Музыкальный центр.

Небольшие корабли для каждой команды для накапливание «морских камушков» (очков). «Морские камушки» (очки за правильный ответ).

Игровое поле

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

С

А

А

А

2

С

////

С

А

////

////

////

А

3

С

////

С

А

А

А

К

4

Г

С

Ч

Ч

Ч

Ч

К

////

К

5

////

Г

Ч

////

////

////

////

Ч

К

6

Г

Ч

Ч

Ч

Ч

Л

7

И

И

И

Л

////

Л

8

И

////

////

////

И

М

М

Л

////

Л

9

И

И

И

М

////

////

М

Л

10

М

М

Оформление

Кабинет оформлен в морском стиле. На доске плакат с изображением корабля, красочно оформленное название игры, игровое поле.

В кабинете стоят: столы для  игроков двух команд с табличкой (номер команды), стол для представителей жюри.

Правила игры

Главная цель – «потопить» корабли противника путём прямого попадания в корабль.

Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. координаты цели определяются именем столбца и строки.

В морской бой играют две команды.

Игровое поле – одно для двух команд. Все 100 клеток игрового поля закрыты. На игровом поле размещены «корабли»: четырехпалубный, трехпалубные, двухпалубные и однопалубные. Количество кораблей – 8 штук.

Все клетки «кораблей» закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквами, соответствующими разделу математики или темы: «А» - алгебра; «С» - задачи на смекалку; «Ч» - все о числах; «К» - комбинаторика; «Г» - геометрия; «Л» - логические задачи; «И» - из истории математики; «М» - о математике. (Последние две темы связаны между собой).

Остальные клетки пустые. Участникам необходимо «завладеть» всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы (указывают координаты на игровом поле). Ведущий открывает указанный квадрат. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то команде сразу начисляется 1 очко и даётся право на следующий выстрел. Если произошло попадание в букву, то это значит, что рядом находится борт одного из кораблей. Команде задаётся соответствующий вопрос. На обдумывание ответа – 30 секунд. Если ответ правильный, команда так же получает 1 очко и право на следующий выстрел.

Игра завершается после того, как участники «потопят» все корабли.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте!

Мы очень рады видеть вас на нашей игре «Морской бой». Но игра не простая, а математическая.

«Морской бой» - излюбленная игра всех учащихся от самых маленьких и до больших.

Сейчас я вас познакомлю с правилами игры.

(Знакомство с правилами игры).

Представление команд:

1 команда: ШТУРВАЛ

1.  Плетухина Елена

2.  Поздняков Андрей

3.  Кожокару Сергей

4.  Климова Ольга

5.  Мамедьяров Ришад

2 команда: ЯКОРЬ

1.  Рохманенко Анна

2.  Волкодав Любовь

3.  Батраченко Андрей

4.  Герасимова Ирина

5.  Ермолаева Юлия

Ведущий: Итак, мы начинаем нашу игры «Морской бой».

Перечень вопросов

Вопросы из области алгебры:

  1. Д1. У мальчика сестер столько же, сколько и братьев, а у девочки братьев в три раза больше, чем сестер. Сколько в семье братьев и сколько сестер?

(3 брата и 2 сестры)

  1. Е1. В 12 часов дня часовая и минутная стрелки совпадают. Через сколько минут после этого они снова совпадут?

(Через  мин.)

  1. Ж1. Вычислите:    (792)

  1. Г2. Что больше:  или ?

(Решение:

  1. З2. Некто продаёт свою лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. за первый гвоздь он просит 1 руб., за второй – 2 руб., за третий – 4 руб., за четвертый – 8 руб. и за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Во сколько он ценит свою лошадь?

(Решение:

Ответ: 65535 руб.)

  1. Ж3. Если бы вчера был понедельник, то через 72 часа после сегодняшнего полудня был бы день недели, который на самом деле будет послезавтра. Из этого следует, что завтра будет …?

(Среда)

  1. Е3. Куплены тетради по 7 руб. и по 4 руб. за тетрадь, всего на сумму 53 руб. Сколько куплено тех и других тетрадей?

(7 тетрадей по 7 руб. и 1 тетрадь по 4 руб.) или (8 по 4 руб. и 3 по 7 руб.)

  1. Д3. Кирпич имеет массу 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

(3 кг.)

Задачи на смекалку:

  1. Б1. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. На хвосте у каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

(4 кошки)

  1. В2. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий?

(Перевернуть, будет 999)

  1. В3. Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя?

(Может, например, )

  1. Б4. Сколько ударов в сутки делают часы с боем?

(156 ударов)

  1. А3. К Айболиту пришли на приём животные: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, кошки; все, кроме двух, зайцы. Сколько всего животных?

(3)

  1. А2. Президент кондитерской компании спрашивает: «Чьё предложение принять, если первый дилер предлагает за продукцию тыс. руб., а второй - тыс. руб.?

(Первое, так как 216 > 28)

Вопросы из области геометрии:

  1. А4. Можно ли вычислить длину дуги, если известно только число градусов, содержащихся в этой дуге?

(Нельзя, нужно знать ещё длину радиуса)

  1. А6. Лист бумаги надо разрезать на 8 частей, ограниченных отрезками. Сколько разрезов нужно сделать?

(7 разрезов)

  1. Б5. Из одной точки окружности проведены 3 хорды. Сколько получилось сегментов?

(6 сегментов)

Вопросы из области чисел и числовых множеств:

  1. Г4. Что больше: 1020 или 2010?

(1020 > 2010, так как 1010 х 1010 > 1010 х 210)

  1. Д4. Тремя тройками, не употребляя знаков действий, записать возможно большее число.

(333)

  1. Е4. Полтрети – число 100. что это за число?  

(600)

  1. Ж4. Найдите последнюю цифру в записи числа 250.

(. Последняя цифра 4)

  1. З5. Какое натуральное число в 7 раз больше цифры его единиц?

(35)

  1. Ж6. Какое наибольшее число можно записать при помощи четырёх единиц?

(1111)

  1. Е6. В выражении  расставьте скобки так, чтобы в результате получилось 28.?

()

  1. Д6. Как изменится дробь, если числитель её увеличить на знаменатель?

(Увеличится на 1)

  1. Г6. Арбуз на кг тяжелее  этого арбуза. Сколько весит арбуз?

(3 кг)

  1. В5. Половина – треть числа. Какое это число?

(1,5)

Логические задачи:

  1. И6. Разложите термины в логической последовательности:                             а) геометрический образ; б) квадрат; в) плоская фигура; г) выпуклый многоугольник.

(а, в, г, б)

  1. К7. В доме 6 этажей. Во сколько раз путь по лестнице на 6 этаж длиннее, чем на 3, если лестницы имеют одинаковое количество ступенек?

(В 2 раза)

  1. К8. 5 землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 ч выкопают 100 м канавы?

(5)

  1. И9. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6?

(Запятую, получится 5,6)

  1. З8. Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.
  1. Вы только посмотрите, - воскликнул Белов, - у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.
  2. Ты прав, - ответил ему черноволосый мальчик.

Определите цвет волос каждого.

(Белов – рыжий, Чернов – белый, Рыжов – черный)

  1. З7. На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая - желтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит желтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры.

(Квадрат – желтый, круг – синий, треугольник – красный)

Задачи на комбинаторику:

  1. З4. Пять друзей, встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?

(10 рукопожатий, так как )

  1. И3. Из семи человек нужно выбрать трех делегатов на конференцию. Сколькими способами это можно сделать?

(35 способами, так как )

  1. И5. Сколькими способами могут быть расставлены 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках?

(40320 способами, так как )

  1. К4. Делится ли число 9! На 90?

(Да, так как 90 = , а в числе 9! Есть числа 2, 5 и 9)

Вопросы из области истории математики:

  1. А8. Кого из великих математиков называют победителем простых чисел?

(П. Л. Чебышев)

  1. Б7. Какую аксиому Н. И. Лобачевский положил в основу своей геометрии вместо пятого постулата Евклида?

(Через точку, взятую вне прямой на плоскости, можно провести более одной прямой, не пересекающей данную)

  1. Б9. Чью теорему называют «теоремой невесты»?

(Теорему Пифагора)

  1. Б7. Кто был создателем первой вычислительной машины?

(Б. Паскаль)

  1. В9. Кто автор знаменитого бинома?

(И. Ньютон)

  1. Г7. Какому математику поставлен в столице Норвегии памятник, где юноша переступает через двух чудовищ. Математики шутят, что эти чудовища изображают уравнения 5-й степени и эллиптические функции, покоренные юношей.

(Нильсу Генрику Абелю)

  1. Г9. Какой математический термин обозначался Radix или R, и что означает запись R212?

(Корень, )

  1. Д8. Кого называют математиком из Сиракуз?

(Архимед)

Вопросы из биографии математиков:

  1. Д9. Место рождения русского математика Н. И. Лобачевского.

(Нижний Новгород)

  1. Е8. Какую драму написала С. В. Ковалевская?

(«Борьба за счастье», которая ставилась в Москве в 1894г.)

  1. Е10. Во сколько лет Н. И. Лобачевский получил ученую степень магистра?

(В 19 лет)

  1. Ж8. Величайший математик XVIII в., родившийся в Швейцарии, считавший Россию второй родиной. С помощью его «изобретения» мы легко решаем логические задачи.

(Леонард Эйлер)

  1. Ж10. Ученый-геометр, внесший свой вклад в развитие математики ещё задолго до Евклида, уроженец города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря.

(Фалес)

  1. З9. Французский ученый, который изобрел метод координат.

(Р. Декарт)

Подведение итогов игры

Слово преподавателя для подведения итогов и награждения победителей и участников.

 Подсчитывается количество баллов каждой команды, таким образом, определяется победитель.

Команда – победитель награждается грамотами и ценными подарками. Другие команды также награждаются ценными подарками.

В игре победила команда «ШТУРВАЛ» учащиеся группы № 11.

Выводы

Игра – единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя и экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривает свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Данное внеклассное мероприятие помогает наладить дружественные отношения внутри группы. Помогает развить аналитическое мышление, внимание, память у учащихся, воспитывает у учащихся сознательную дисциплину, умение работать в группе, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей. Воспитывает чувство сопереживания и формируют у учащихся «здоровое» соперничество. Показывает учащимся прикладной аспект математики. Формирует интерес к этой науке. Развивает кругозор у учащихся. Развивает творческие способности у учащихся.

Методические рекомендации

Основные принципы работы  предполагают выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и реализация полученных знаний, умений и навыков во внеурочное время содействуют эффективному решению учебно-воспитательных задач.

Особой формой совместной творческой деятельности педагогического коллектива и учащихся являются предметные недели естественного цикла. Формы проведения предметных недель различны. Это и предметные олимпиады, и нестандартные уроки, и конкурсы газет, кроссвордов, придуманных учащимися, всевозможные внеклассные мероприятия.

Такое внеклассное мероприятие можно провести как на уроке, так и во внеурочное время. Эта игра - развлечение. И мне хотелось показать, как можно использовать такую игру в применении к учебному процессу.

Список используемой литературы

  1. Аксёнова М. Д.

Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика

М.: Аванта +, 2003г.

  1. Власова Т. Г.

Предметная неделя математики в школе

Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.

3.  Симонов В.М.

Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики.

Волгоград; Учитель; 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие МОРСКОЙ БОЙ

Внеклассное мероприятие по информатике для 9 классов...

"Морской бой" - урок-игра

Данная презентация предназначена для проведения игрового урока-повторения по теме "Человек и информация". Для игры делим класс на две команды, каждая из которых выбирает капитана. Игра ведется между ...

Морской бой

Внеклассное мероприятие  для учащихся 8 - 9 классов...

Внеклассное мероприятие для 6 класса «Морской бой»

При проведении игры ставятся цели:Обучающая (привить навыки решения задач повышенной трудности)Развивающая (развитие логического мышления и смекалки)Воспитательная (научить работе в коллективе, ...

урок в 6кл. "Морские границы России"

методическая разработка...

Морское дело

Рабочая программа по предмету "Морское дело" оборонно- спортивного профиля....

Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Морские узлы, применяемые на шлюпках"

Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки....