Проектно-исследоватьльская деятельность учачихся 9а класса. "История торопецкого костюма" Руководитель: Имшевская Светлана Михайловна
творческая работа учащихся (9 класс) по теме

В данной работе ученики прослеживают историю возникновения и становения местного костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследоватьльская деятельность учачихся 9а класса МОУ СОШ №2 г.Торопца Тверской области

Тема : «История торопецког костюма»

Цель : исследовать историю торопецкого костюма, сравнить первоначальный костюм торопчанки и его современный вариант.

Задачи:

  1. развитие навыков самостоятельной работы
  2. 2. воспитание чувства патриотизма
  3. умение создавать  презентации на заданную тему
  4. воспитание чувства прекрасного.

Руковадитель: Имшевская Светлана Михайловна

Введение:

  1. Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей.
  2.     Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
  3.     На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производства. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
  4.     До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм  в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.

Особенности  женского костюма Торопчанки

  1. «Тут впервые довелось увидеть всю типичность этих одеяний», - писал поэт К. К. Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в 1885 г. в поездке по Торопецкому уезду, о колоритном местном костюме торопчанки.

 

  1. Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами.

  1. У женщин-торопчанок, в не каких бы то ни было собраний, словом в обыденное время, малый плат с его накрахмаленною подкладкою заменяется большою фатою, в старину ею закрывали лица; ныне сшитые нередко из шести обыкновенных платков, они ниспадают с головы на спину. Шугайчики меховые или на вате зимние, из парчи или шелковой материи обыкновенно носятся весьма коротенькие, талию не покрывают; края обшиты белой или лиловой лентой. В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжелыми жемчужными кокошниками.

  1. «Шишак»,  а вернее КИКА с шишками, был своего рода визитной карточкой Торопца. При финансовых затруднениях его можно было заложить или дать напрокат на время свадеб, что приносило семейству определенный доход. Свидетельство об этом сохранилось даже в местных песнях: 
  2. Вы, торопецкие девушки, Новгородские лебедушки ,В вас жемчужные кокошники, Позакладам много хаживали,  Много денег они нашивали, Когда рубль, когда два, Когда всех полтора...
  3.                Число шишек  (отсюда и название убора)  на лобной части головного убора доходило до 30.    По преданию, передаваемому из уст в уста, когда сваха надевала этот убор на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить ей с мужем в любви и согласии еще большее количество лет.

  1. О том, что торопецкий костюм был действительно богат и интересен, свидетельствует сам факт, что к настоящему времени на территории всего уезда не сохранилось ни одного образца не только самого костюма, но и отдельных его деталей. 
  2.             Куда делась вся эта жемчужная прелесть после революции - загадка, ведь ничего для торопчанки не было ценней. Есть подозрение, что “шишаки” купеческими женами были запрятаны надежные места. Жен, как собственно, и купцов не стало (кто-то сбежал, кого-то расстреляли) и теперь никто не может и предположить, где искать все это богатство.  

  1. Правда, красота, созданная народом, не умерла. Она получила новую жизнь. Все, что творили наши отдаленные предки, что было настоящим произведением искусства, стало достоянием музеев. Торопецкий старинный костюм во всем его блеске сегодня можно увидеть на портретах торопецких художников, в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова. Портреты, ведущие происхождение из Торопца, можно объединить в одну серию «Портрет неизвестного». Объясняется это тем, что до середины 19 века сохранялось поверье: кто разрешит снять с себя портрет, в тот же год и умрет. Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 г. (Абрам Клюквин. Портрет неизвестного). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность при изучении раздела "Лексика" в 6 классе. "История одного фразеологизма"

Целью проекта является изучение историй некоторых фразеологизмов,чтобы познакомить с ней одноклассников. Дети описали историю фразеологизма грамотно,аккуратно ,сумели интересно рассказать о своей рабо...

"Своя игра" как проектная деятельность учащихся (6 класс. История Средних веков. Итоговый урок)

В качестве итогового урока для 6 классов по курсу "История Сревних веков" проводится "Своя игра".Цель урока:актуализация, контроль знаний по пройденному курсу,воспитание ответствен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....

Анализ деятельности педагога дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Южный» Богомоловой Светланы Владимировны.

Анализ деятельности. Объединение "Дизайн-студия "Акварель" по итогам 2019-2020 учебного года....

Программа курса внеурочной деятельности для 7-8 классов «История в лицах»

Программа позволит обучающимся различать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как жителя планеты Земля, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, н...