статьи и методические разработки
статья на тему

Борзина Альбина Евгеньевна

Статьи посвящены инновационным процессам, которые происходят  в  образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

             

Из опыта работы  школы  с  одаренными  и талантливыми  обучающимися.

      Одной из задач,   которая стоит  перед современной школой – развитие  системы  поддержки талантливых детей. Анализ  работы  с  одаренными  и талантливыми  детьми  в нашей школе показал, что  работа  по  данному направлению ведется  недостаточно   продуктивно,  что отмечалось  не  раз и не  на одном  совещании.  

   В результате работы  в текущем году можно сделать следующие выводы:

1)  Учащиеся  школы приняли активное  участие  во всех этапах   всероссийской  олимпиады  школьников.  Призовые места:

Округ – 12  призовых  мест / 9 (обществознание, история,  география, физкультура, химия)

Город – 4  призовых места (физкультура, химия, обществознание)  /2

 Наблюдается  динамика  в сравнении с  результатами  прошлого учебного  года.  Хочется обратить внимание  на  тот факт,  что  отсутствуют результаты  у  педагогов   русского  языка, математики,  физики,  литературы, что свидетельствует  о  недостаточной  работе  предметных  МО  учителей филологов и  учителей математики с  одаренными  детьми.

2)  В  этом  учебном  году  школьники  приняли участие  в  конкурсах,   НПК,  викторинах  разного  уровня.  Хочется  привести  некоторые данные:

     В  конкурсах и викторинах -  112  учеников (Всероссийский конкурс «Экологический фольклор народов России», городской конкурс  сказок «Рождественская  сказка об Иркутске», окружной конкурс  по  теме «Знаток  ПДД» ( диплом 3 степени), Международный конкурс иностранного  языка по программе  обмена «ФЛЕКС».        

     В  НПК – 25  учеников  («Эврика» - 4,   «Доброе  исследование» - 4,  «Иннокентьевские  звездочки» -11,    «Мой  город» - 1,  «Юность. Творчество. Поиск» - 1, «Инициатива. Исследование. Результат» - 1,  «Тропами  Прибайкалья» - 1,   областная  конференция «Техническое творчество молодежи»  2) /4 .

Призовых мест - 9 призовых мест.  

3)  Учащиеся  также  активно принимают участие  в  иных мероприятиях  разного уровня («Детский  образовательный  форум – 2012).   Призовое место – диплом  3 степени.  Участие  13  учащихся.  Презентация  социального  проекта «Другая сторона»)

4)    Хочется  отдельно отметить  и участие  обучающихся  школы  и в реализации  Программы  развития. В  этом  году  на базе  школы  апробируется  социальный  проект  «Другая  сторона»,  которые  имеет несколько  направлений:  «Страницы родного  поселка»,  «Праздничная  мастерская»,  «Утомленные  мусором»,    «бездомные  животные:  помочь может каждый!».   В реализации  проекта  были  задействованы  6  классных  коллективов,  которые  провели ряд  акций  в рамках   реализации  проекта.   В целом  можно сделать вывод, что апробация  реализации  проекта  прошла  успешно.    В результате апробации  проекта  творческой  группой и классными руководителями  разработан  план  работы    на  следующий  учебный го.  Участие  классных  коллективов  в  реализации проекта  будет расширено.

5)   Хочется отдельно  отметить участие  школьников в  ряде  дистанционных олимпиад  (5).  Особенно   активно  принимают участие  обучающиеся  начальных классов  («Окружающий мир»  (12 – дипломы второй степени. 10 – третьей степени. Всего – 22 ученика),  «Я  живу  в  Сибири»,  «Муравейник,  

«Математике» Участники – 11 человек (2г, 4б)

Любимская Анна  (2г)– 1 место

Уйманова С. (4б) – 1 место

Павлов Иван (4б) – 1 место

Зырянова М. (4б) – 1 место

Бонько М. (4б) – 1 место

Дружинина Е. (4б) – 3 место    и т.д.) .  

   6)  В  школе  работает  школьное  научное общество  «НИИШк  - интеллект будущего».  В  октябре  2011  года  проведена установочная  сессия.  В  общество  было записано – 32  ученика  (5-9 классы).   В течение года  предметные  МО  уделяли  внимание     работе  с  одаренными  детьми.  

    Из всего  вышесказанного  можно   сделать  следующие выводы:

  1. Наблюдается  положительная  динамика  участие  школьников  в  конкурсах,  викторинах,  НПК  разного  уровня.
  2. Недостаточно  уделяется внимание  подготовке  школьников к  участию   в предметных  олимпиадах. Это  свидетельствует  о  слабой  работе  ШМО  с  одаренными детьми.   ШМО  не продумана  достаточно  продуктивная  работа  и  по подготовке  учащихся  к участию в предметных секциях  в  НПК  разного  уровня.
  3.     Педагогами-предметниками  не  достаточно  уделяется внимание  обучающимся   с  высокой мотивацией.  Работа  с  такими  обучающимися  ведется  не  в системе,  а    индивидуальна.  Педагогов – руководителей,  которые  сопровождают ученика  во время написания  им  исследовательской работ – 5,  педагогов,  которые уделяют  достаточное  внимание  подготовке  школьников  к  предметным олимпиадам – 3.
  4. Сегодня  в  школе  мало уделяется  внимания  предметным  мероприятиям.  ШМО  не  уделяют внимание  своим  предметам и не  мотивируют учащихся  на  их  изучение.

Причины:

  Проанализировав  сложившуюся  ситуацию  (анкетирование,  опросы,  диагностика),  мы  выделяем  следующие причины:

1)  Условия,  в  которых  мы работаем  в  этом учебном году (нехватка  кабинетов,  отсутствие  технической   базы,  несколько зданий,  где обучаются   школьники  и т.д.)

2)  Недостаточно  грамотно  спланирована  работа  ШМО. Не  уделяется  достаточное внимание  высокомотивированным  школьникам.

3)  Не  разработано  методическое сопровождение.

4) Отсутствует  система  в  работе  с  одаренными  и талантливыми  обучающимися.

Задачи:

  1. Разработать  методическое  сопровождение (спецкурсы,  факультативные  курсы  для  сопровождения  мотивированных  школьников).
  2. Скорректировать  деятельность  ШМО. В планировании  предметных  МО  уделить внимание  работе  с  одаренными  обучающимися.  
  3. Разработать программу  профессионального  проекта  «Обучаем и воспитываем  по-новому».

Результаты:

  В течение  учебного  года  большое внимание  уделялось вышеуказанной  проблеме.  В начале  учебного  года  мы  сформировали творческую группу,  перед  которой  была поставлена  задача, разработать  методическое  сопровождение мотивированных школьников.

     В итоге, нами разработана    программа  разновозрастного  сообщества  ЛСУ как  инновационного  средства  становления интеллектуальной   взрослости школьников,  которая  отвечает   задачам ФГОС общего образования  второго  поколения.  В  программе нами  заложены  следующие  принципы:

  1. Становление и развитие личности  в  ее  индивидуальности,  уникальности и  неповторимости.
  2. Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации  образовательного  процесса, взаимодействия  всех  его  участников.
  3. Организация интеллектуальных  и творческих  соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.  
  4. Выявление и развитие  способностей   обучающихся, их  профессиональных  склонностей  через систему клубов, центров, сообществ,  в том  числе  социальной практики.  
  5. Овладение  учащимися   универсальных учебных действий, что создает  возможность  самостоятельного  успешного усвоения  новых знаний, умений  и компетентностей, включая  организацию усвоения, т.е. умения учиться[1].

   Мы  считаем, что ребенку  в  школе  необходимо предоставить   свободный выбор сообщества  (центра,  клуба), в котором он смог бы в наиболее комфортной обстановке реализовать свои познавательные и коммуникативные потребности. Мы уверены, что разновозрастный принцип формирования таких сообществ, будет иметь максимальный эффект.  

     

   Разработка  проекта разновозрастного  сообщества ЛСУ  является одной  из  инноваций,  рассматриваемой   в качестве  механизма   реализации  Программы развития  школы.

   

     Личностный смысл процесса учения складывается из следующих моментов:

  1. В нашем случае это осознание ребенком объективной важности учения,  которое  определяется приоритетными ценностями «Человек. Природа. Общество» в соответствии  с  программой воспитания  школы;
  2. Понимание ребенком значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
  3. Осознание школьниками того, что  смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащегося, и является неотъемлемой  частью модели выпускника школы, которая  определена  в Программе развития.

     Таким образом,  «ЛСУ как инновационного средства в становлении интеллектуальной взрослости»  является своевременным и отвечает требованиям современного общества.

     

Структурными  компонентами  сообщества мы выделяем:  

  1. Клуб «Поиск» с введением книжек образовательных маршрутов (5-6 классы).
  2. Предметные лаборатории «Хочу все знать!» (7-8 классы).  В течение  года  ШМО планирует  школьные  предметные  мероприятия.  
  3. Центр учебных проектов  «Умный сов»  (9-11 классы), в рамках  которого нами разработан  факультативный курс  «Учимся проектировать!»
  4. НИИШк (научно-исследовательский институт школьника) «Интеллект будущего».
  5. Центр «Репетитор + » (9-11 классы). Апробация  работы  данного  центра  нами  запущена  с  января  2012  года.  


[1] Формирование универсальных учебных действий  в основной школе:  от  действия  к мысли. Система   заданий: пособие  для  учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская  и  др.; под ред.  А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011



Предварительный просмотр:

Комплексно-целевая программа

«НИИШК как средство для развития исследовательской компетентности школьников»

Автор-составитель: Борзина А.Е..,

Руководитель детского  научного общества.

Пояснительная записка.

       Одной из главных целей образования, обозначенной в национальной доктрине образования Российской Федерации, является подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту  и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий.

        Универсальные традиции в развитии образования – гуманитаризация, гуманизация, демократизация – находят своё отражение не только в изменении характера отношений внутри традиционных образовательных институтов, но в предоставлении человеку широких и разнообразных путей самообразования, в возможности выбора различных образовательных маршрутов.

         Поэтому на современном этапе проект «Ориентация на достижения» приобретает особое значение. Из философии известно, что к истине ведёт много дорог. Личность должна не только видеть многообразие вариантов достижений поставленной цели, но и уметь их использовать. Беда многих людей заключается в том, что они используют только один путь для реализации своих планов. Чаще всего этот единственный путь оказывается неправильным или на этом пути возникают непреодолимые преграды. И тогда человек духовно ломается, иногда это приводит к потере его веры в собственные силы, отказу от выбранной карьеры, разочарованию в жизни.

        Только в школе как важнейшем социальном институте ребёнок имеет возможность «прожить» за короткий период времени несколько ролей. И это «проживание» в дальнейшем поможет ему правильно выбрать жизненный путь и стать успешным.

         Общеизвестно, что ситуация успеха является важнейшим фактором целостного формирования личности ребёнка. Ситуация успеха концентрирует в себе несколько педагогических влияний, определяющих педагогическую эффективность работы с детьми. Успех порождает чувство удовлетворённости деятельностью и желанием её повторить. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребёнка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. В конце концов, успех становиться сильнейшим средством личностного развития человека.

         Идеи “педагогики успеха”, которые позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения её потребностей в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение, разрабатывались в зарубежной и отечественной педагогике многими учёными – исследователями и практиками (Р. Бернс, В. Франкл, С. Л. Франк, Э. Фромм, А. С. Макаренко, Н. Е. Щуркова, Е. П. Павлова, В. А. Караковский, Е. Н. Степанов, И. П. Волков и др.).

        Познавая окружающий мир, накапливая практический опыт, школьнику необходимо формировать и развивать духовные новообразования в процессе взаимодействия. Имея определённые достижения, необходимо в своём сознании устанавливать реальную связь с окружающей действительностью: с природой, обществом, с другими людьми. Преуспевание в чём-то не есть главная задача развития личности, это лишь средство личностного роста.

        Многочисленные публикации в печати практических материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся свидетельствуют о том, что целенаправленной систематической работы по формированию исследовательских умений не проводится. Поэтому возникла необходимость создания НИИШк «Интеллект будущего».

        НИИШк – это коллектив учителей и учащихся, объединённых общими целями, который рассматривается нами как динамическая система, жизнедеятельность которой обеспечивается постоянным регулированием и координированием как процессов, происходящих в ней, так и взаимодействий и взаимоотношений её подсистем.

        Научно-исследовательский институт школьников (НИИШк) – добровольное творческое объединение школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, изобретательской, опытно-экспериментальной работе.

       НИИШк мы рассматриваем как средство формирования                             исследовательской компетентности школьников.

       НИИШк-это не знакомое, привычное для всех научное общество, а это новая форма развития исследовательской компетентности школьников.

       Цель.

       Расширение поля возможностей для самореализации личности и повышение самооценки школьников.

       Гипотеза.  

       Проект “Ориентация на достижения”  будет являться  действенным средством расширения поля возможностей для самореализации личности, если будет создан НИИШк “Интеллект будущего” на принципиально новых основах включения школьников в исследовательскую деятельность.

       Задачи.

  1. Сформировать условия для повышения самооценки школьников.
  2. Формировать исследовательскую компетентность школьников.

       Новизна создания НИИШк.

  1. Подготовка команды тьюторов для развития собственной исследовательской компетентности через деятельность лабораторий.
  2. Развитие исследовательской компетентности тьюторской команды.

       

Ожидаемые результаты.[1]

                          

Показатели исследовательской компетентности школьника[2]

5 – 8 класс

Показатели

Уровни

минимальный

допустимый

продвинутый

Способность к самостоятельной работе с источниками информации

Ученик знает:

  1. Приёмы работы с текстом
  2. Понятие «Справочный аппарат книги».
  3. Виды справочной литературы
  4. Правила работы с библиотечным каталогом
  5. Виды технических средств массовой информации

Ученик умеет:

  1. Выделять главное в тексте учебника; реконструировать текст в процессе подготовки ответа, находить ключевые понятия в тексте.
  2. Пользоваться простым и сложным планом.
  3. Находить в книгах комментарии, использовать её справочный аппарат.
  4. Вести записи основного содержания в процессе чтения, прослушивания; объяснений учителя, сообщений учащихся.
  5. Пользоваться телевидением, учебным видео

Ученик самостоятельно:

  1. Пользуется справочной литературой
  2. Работает с периодическими изданиями для учащихся
  3. Пользуется каталогом
  4. Пользуется техническими средствами массовой информации (телевидение, учебное видео)

Способность к творческому, исследовательскому мышлению

Ученик знает:

  1. Понятие «познавательная задача», «объект», «процесс», «явление»
  2. Приёмы осуществления логических операций: описание, обобщение, классификация, сравнение
  3. Алгоритм анализа по логической схеме, опорному конспекту
  4. простейшие приемы проблемного анализа
  5. Понятия «проблемная ситуация», «проблема»

Ученик умеет:

  1. Решать познавательные задачи 2-3 способами доказывать выбор
  2. Применять приемы сравнения, классификации обобщения для осмысления и применения знаний
  3. Анализировать информацию познавательного характера в более широком объеме
  4. анализировать ответы (свои, одноклассников), рассказ учителя по логической схеме, опорному конспекту

Ученик самостоятельно:

  1. Осуществляет частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий, проводит элементарный анализ различной учебной информации, делает обобщающие выводы по теме
  2. Строит доказательство по аналогии
  3. Применяет приемы проблемного анализа информации
  4. Понимает предложенную проблемную ситуацию, дает ей оценку с помощью учителя; формулирует проблему аналогичную данной; выполняет проблемные задания сравнительно-обобщающего типа на несложном учебном материале
  5. Строит доказательство в связном рассуждении

Способность  к проведению учебно-исследовательских работ

Ученик знает:

  1. Понятие «наблюдение», «опыт»
  2. Понятие «УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ», «учебно-исследовательская работа»
  3. Этапы работы над проектом, над учебно-исследовательской работой

Ученик умеет:

  1. Проводить наблюдение за процессами и явлениями
  2. Проводить простейшие опыты
  3. Читать простейшие планы, графики, картины
  4. Составлять простейший план действий
  5. Выполнять учебный проект, учебно-исследовательскую работу под руководством учителя

Ученик самостоятельно:

  1. Выполняет учебный проект; учебно-исследовательскую работу

Способность к коммуникации

Ученик знает:

  1. Типы вопросов творческого характера
  2. Стили, типы, композиции речи
  3. Виды письменных работ: запись под диктовку, изложение, отзыв, заметка в газету, план
  4. Основные правила работы в творческой группе
  5. Понятие «тезис»; «реферат», требования к его написанию

Ученик умеет:

  1. Отвечать на вопросы творческого характера и формулировать подобные
  2. Вести диалог с целью закрепления изученной темы
  3. Строить сообщение на основе плана, связно излагать материал межпредметного характера, используя при ответе схемы, таблицы. Иллюстрации, простейшие ТСО
  4. Писать реферат под руководством учителя, правильно его оформлять

Ученик самостоятельно:

  1. Общается в группе, находит компромисс
  2. Связно излагает мысли в виде рассказа, сообщения, отсчёта при презентации проекта, защите рефераты с опорой на тезисы
  3. Высказывает своё мнение, суждение по поводу прочитанного, услышанного
  4. Составляет тезисы статьи, своего рассказа, сообщения, реферата
  5. Пишет реферат правильно, его оформляет

Способность к рефлексии

Ученик знает:

1.Критерии оценки проекта, учебно-исследовательской работы 

Ученик умеет:

1.Дать краткую характеристику своего проекта, учебно-исследовательской работы на основе плана

Ученик самостоятельно:

1.Дает самооценку своего проекта, учебно-исследовательской работы, выступления по критериям

2. Делает на основе плана краткий анализ проекта, учебно-исследовательской работы, выступления другого ученика

9 – 11 класс

Показатели

Уровни

минимальный

допустимый

продвинутый

Способность к самостоятельной работе с источниками информации

Ученик знает:

  1. Принципы работы сети Интернет
  2. Этику цитирования
  3. Правила оформления библиографических ссылок и оформления библиографического списка
  4. Понятие «Глоссарий»
  5. Информационные технологии
  6. Все виды источников информации

Ученик умеет:

  1. Находить необходимую информацию в сети Интернет
  2. Пользоваться и оформлять правильно цитаты
  3. Оформлять библиографический список

Ученик самостоятельно:

  1. составляет глоссарий по теме исследования
  2. Применяет информационные технологии в исследовательской деятельности
  3. Пользуется всеми источниками информации

Способность к творческому, исследовательскому мышлению

Ученик знает:

  1. Понятие «проблема исследования2, «актуальность исследования», «цель исследования2,»задачи исследования2
  2. Понятия «гипотеза», «метод», «объект исследования», «модель»
  3. Виды учебных исследований
  4. Классификацию исследовательских методов

Ученик умеет:

  1. Формулировать проблему исследования, находить оптимальные пути её решения
  2. Формулировать цель и задачи исследования
  3. Планировать этапы работы над исследованием
  4. планировать ожидаемый результат исследования

Ученик самостоятельно:

  1. Осуществляет поиск проблемной ситуации и формулировать проблему
  2. Выдвигает гипотезу исследования
  3. Умеет отбирать и применять исследовательские методы, адекватные теме исследования
  4. Прогнозирует результат

Способность к проведению учебно-исследовательских работ

Ученик знает:

  1. Правила пользования учебным оборудованием, приборами

Ученик умеет:

  1. Пользоваться учебным оборудованием, приборами
  2. Составлять план проведения эксперимента
  3. Проводить практическую часть исследования

Ученик самостоятельно:

  1. Пользуется учебным оборудованием, приборами
  2. Составляет план проведения эксперимента
  3. Проводит практическую часть исследования

Способность к коммуникации

Ученик знает:

  1. Способы представления исследовательской работы
  2. Приемы ораторского искусства в плане общения с аудиторией в процессе презентации исследования
  3. Понятие «Конспект», основные правила конспектирования
  4. Научную терминологию
  5. Понятия «Научная дискуссия», «научная полемика», «Научные дебаты»

6.        Понятие «Рецензия» и способ её написания

Ученик умеет:

  1. составляет план выступления
  2. Делать краткое сообщение по теме исследования перед аудиторией
  3. использовать приемы ораторского искусства
  4. Задавать уточняющие вопросы, вести диалог по проблеме исследования
  5. доказывать, аргументировать свою точку зрения
  6. Составлять конспект научной статьи
  7. Составлять компьютерную презентацию научно-исследовательской работы

Ученик самостоятельно:

  1. Владеет научной терминологией
  2. Участвует в дискуссии, дебатах
  3. выступает перед аудиторией с развернутым докладом по теме исследования
  4. Пишет рецензию на исследовательскую работу
  5. составляет компьютерную презентацию научно-исследовательской работы

Способность к рефлексии

Ученик знает:

  1. Критерии оценки научно-исследовательской работы

Ученик умеет:

1. Давать оценку и самооценку научно-исследовательской работы

2. Давать оценку научного и практического значения работы

Ученик самостоятельно:

  1. Дает оценку и самооценку научно – исследовательской работы
  2. Дает оценку научного и практического значения работы

   

Организация исследовательской деятельности

         Весной, в апреле проходит День Науки, в котором участвует вся школа, где работает каждый ученик и учитель. Главная задача УникУма – отобрать детей желающих заниматься, но пока не всё знающих и умеющих. Каждый школьник получает рекомендацию для дальнейшей исследовательской деятельности. Из них формируется центр развития, затем идёт диагностика и обучение по программе: «Школьные исследования». Таким образом, за год обучения готовится группа – тьюторов,  которые формируются в три лаборатории.

         Учебная лаборатория под руководством учителей занимается учёбой центра развития. Организационно-информационная лаборатория отслеживает участие школьников в конкурсах, олимпиадах, семинарах, викторинах ит. д.

         Диагностическая лаборатория проводит анализ выполненных работ.

Содержание курса “Школьные исследования”.

Тематическое планирование занятий

Содержание

Проведение занятий

Цели и задачи

Деятельность учащихся

Практические занятия

1. Новая дисциплина “Школьные исследования” (основы научных знаний)

1-2

Занятие №1-практическое занятие №Диагностика интеллектуальных умений учеников. Использование оценочных листов. Тестирование”.

Занятие №2-семинарное занятие “Диагностика интеллектуального потенциала учащихся”

  • Привить навыки правильного формулирования темы исследования.
  • Научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области.
  • Развить умение выделять в проблеме “объект исследования”.
  • Обучить находить отличительные признаки “предмета исследования”.

2. Работа над введением в школьные исследования. Проблема выбора темы. Формулировка цели и задач в работе. Структура работы. План работы.

3-7

Выбрать тему для исследования, обосновать актуальность. Определить цели работы и задачи. Подобрать эпиграф к теме, обосновать выбор.

Занятие №3-практическое занятие с элементами лабораторной работы. «Развитие умения доказательства и опровержения».

Занятие №4-лабораторно-практическое занятие с элементами групповой работы «Работа с эпиграфами, афоризмами. Понятия с парадоксальными определениями».

  • Пробудить интерес школьников к изучению проблемных исследовательских работ.
  • Научить учащихся приобретать опыт сотрудничества с различными организациями (библиотеками, музеями), работать с архивными публицистическими материалами, уметь аргументировать и рассуждать.

3. Работа над основной частью исследования, заключение. Составление индивидуального рабочего плана. Стиль изложения материала, формы изложения.

3-6

Домашнее задание (на выбор). Оформить раздел «Литература и сноски».

Занятие №5-лабораторно-практическое занятие «Языковые упражнения». Развитие правильной речи.

  • Научить постановке цели исследования и формулировке задач.
  • Дать представление об элементарных методах исследования и научить подбирать методы для проведения своей НИР.
  • Сформулировать начальные навыки в поиске и обработке информации.

4. Заключение. Требования к этой части работы.

2-3

Прочитать предложенный текст (на выбор педагога) и выполнить задания. Сделать вывод. Выделить основную мысль и т. д.

Занятия №6-семинарное занятие с текстом.

  • Сформулировать умение анализировать данные и делать выводы.
  • Сформулировать умения представлять свою исследовательскую работу на школьных, районных, городских мероприятиях в форме презентаций, сайтов и т. д.

5. Оформление научной работы. Защита. Тезисы. Презентация. Подготовка стенда, выставки.

3-4

Оформить титульный лист исследования, подготовить структуры исследования.

Занятия №7,8-лабораторные занятия на основе групповой работы «Речевые упражнения» (два варианта).

Занятие №9-урок-исследование «Тренинг личностного роста учащихся».

Всего

34


[1] «Школьный меридиан». Научное сообщество школьников / Сост. Н. Г. Субботина. - Иркутск, 2007.

[2] «Школьный меридиан». Научное сообщество школьников / Сост. Н. Г. Субботина. - Иркутск, 2007.



Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №34 города  Иркутска  представляет:

воспитательная система  развития новой личности.

 Воспитательная  система  школы – не застывший,

а постоянно развивающийся  феномен.

Т.А. Стефановская

Борзина А.Е., заместитель директора по НМР

  …Итак, о воспитании.  Воспитание многомерно. Оно  разнообразно не только по целям, условиям,  методам, но и  по содержанию, масштабам  воспитывающего воздействия.

     Сегодня и воспитатель, и воспитанник  находятся  в  ситуации выбора.  Но выбор идет не по пути простого, случайного  «тыка». Он  предполагает  достаточное количество   предметов выбора, разработку  нескольких вариантов,  мастерство  применения их   в конкретной   педагогической ситуации.

    К сожалению, есть немало  педагогов, идущих только «по накату», делающих  то, что хорошо получается, что, по их мнению,  проверено годами  работы.   Некоторые  сознательно  ограничивают себя некоторыми факторами,  аспектами, технологиями.

Есть и школы, специализирующиеся  из года  в  год  на  одних и тех же  видах  деятельности. Происходит сужение  воспитательного  пространства, что  сильно примитивизирует  воспитательный процесс.

     Есть и другая крайность – педагогическая  «всеядность».  Школа задыхается под  лавиной формотворчества  и  новаций.  Ретивые, амбициозные  управленцы  спешат  внести  в  жизнь  школы  все, что бы не появилось в образовании  других  общеобразовательных  учреждений.  Они не  подозревают, что нелинейная, неравновесная, саморазвивающаяся система  имеет  некоторые  ограничения   восприятия  новаций.  В это смысле  важную роль играет  категория меры, принцип педагогической  целесообразности, разумный баланс  инноваций  и  традиций.

    Так как  мы  говорим  о системе, то следует  разобраться, что мы понимаем  под  эти  термином.  Система в переводе  с греческого  языка  означает  целое, состоящее  из  взаимосвязанных  частей.

   Под воспитательной системой  школы  мы понимаем  целостность, единство компонентов   педагогического  процесса, находящихся  в определенных  отношениях  и связях друг с  другом,  а также  в  неразрывном единстве  с  окружающей средой, во взаимодействии  с  которой  воспитательная система  школы  проявляет  свою целостность.

    Это – система организации  целостного  педагогического процесса  (воспитание+обучение).

   Это – развивающийся во  времени  и пространстве  комплекс  взаимосвязанных компонентов.

  Это – баланс традиций и  новаций.  Традиции  - формы и установки   жизни, идеи, ценности, нормы поведения,  сохраняющиеся  в  группе, организации, коллективе  в течение  длительного  времени  разнообразных  инициатив  и творчества.  Инновации – актуально значимые  новообразования, возникающие  на  основе разнообразных  инициатив  и творчества.

   Цель   воспитательной системы  в нашей школе –  образование  и  развитие  новой личности.

 

Наиболее  существенными  и важными  компонентами  (элементами)   воспитательной  системы  школы  являются:

  1. Индивидно-групповой  компонент.
  2. Ценностно-ориентационный  компонент.
  3. Функционально-деятельностный  компонент.
  4. пространственно-временный  компонент.
  5. Управление, обеспечивающее  развитие  воспитательной системы школы.

 

Первый  компонент  индивидно-групповой.   

  • Модель ученика

Модель учителя

  • Родители.  

Принципы педагогического альянса школы и семьи

«Пять СО…»

Второй компонент  воспитательной системы – это ценностно-ориентационный, который  представляет совокупность  следующих элементов:

  1. Цели и задачи воспитания – моделирование и построение  воспитательной системы  школы, системы организации  целостного  педагогического процесса, составляющей которой  являются  обучение и воспитание.
  2. Ведущая  установка  жизнедеятельности  школы – «Мыслить глобально – действовать  локально».
  3. Принципы построения  воспитательной системы –
  • Целостность
  • Единство  компонентов педагогического процесса
  • Единство  с  окружающей средой.
  • Баланс  традиций  и  новаций

Принципы отражают   ценностные  ориентации  школьного  сообщества, регламентируют поведение  и деятельность  членов коллектива.

Третий  компонент воспитательной системы  школы – функционально-деятельностный,    который  складывается  из таких элементов:

  • Формы и методы организации   совместной деятельности  и общения.
  • Педагогическое обеспечение и самоуправление  жизнедеятельности   школьного  сообщества

Реализация   данного  компонента  в нашей школы  прослеживается через:

  1. Разработка и реализации  целевых программ  «Семья»,  «Информатизация  школьного  пространства», «Научно-исследовательский институт  школьника», «Артпедагогика».
  2. Реализация  образовательной программы  «Человек. Природа. Общество»
  3. Школьное  ученическое  самоуправление. Формы  организации  классного  самоуправления.

     4.  Ведущий вид деятельности  в профессиональном совершенствовании  учителей – научно-исследовательский.

  1. Разработка  и  внедрение  проектной деятельности:
  • Проект  «Путь в профессию»
  • Проект  «Эстетизация  школьного  рекреационного пространства».
  • Проект  «Академия  школьной символики».

         Четвертый  компонент  воспитательной системы школы – это пространственно-временный.   Состоит  из таких элементов:

  • Эмоционально-психологическая, нравственная  и предметно-материальная среда – программа  «Эстетизация   школьного  рекреационного пространства».
  • Связи и отношения  школы  с     другими  общностями

  • Социально-профессиональное  партнерство в  построении  воспитательной системы –
  1. Школы №3,4,6  г. Саянска.
  2. Школа №42 г. Иркутска.
  3. Школа  №14 г. Усть-Илимска
  4. Школа №6 г. Шелехов.

  • Продвижение продуктов  научно-исследовательской деятельности педагогов   по рынку образовательных услуг.

Пятый компонент воспитательной системы -  это  управление  ею.

   Управление  должно осуществляться:  

Во-первых, системой  как  целым;

Во-вторых, каждым  ее  компонентом  в   отдельности  с  учетом  его своеобразия   и  с  оглядкой   на систему  как целостность, его включающую.

В-третьих, как  управление  взаимодействием  компонентов, обеспечивающим  личностное  развитие  школьников.

    Управление  извне:

Управление  со стороны  органов  народного  образования.

Международная  академия наук  педагогического  образования, научный консультант, доктор педагогических наук, профессор  Стефановская   Т.А.

   Управление  изнутри:

Это, главным образом, организация совместной  деятельности   и  общения  детей.  

  1. Детская  организация  «Университет  Таинственных Явлений» (1-4 классы).
  2. Научно-исследовательский  институт  школьника  «Интеллект  будущего»  (5-11 классы).  Школа тьютерства.
  3. Индивидуальное лицо  классных коллективов:
  •   Я – среди людей.
  •   Я  в  мире  информации.
  •  Я – выбираю!

 В  таком  процессе  управления именно  через класс   формируются отношения, охватывающие  всех детей  и подростков  школы:  класс превращается  в связующее звено  между личностью  и школой  в целом.

  1. Детские  сообщества:
  • Экология  и виртуальная реальность.
  • Цифровые  аборигены.
  1. Традиции  школьного  уклада  жизни        (баланс традиции  и  новаций):
  • День знания!
  • День здоровья!
  • Цукановская  осень.
  • День  рождения  школы.
  • КВН.
  • Февральский ветер.
  • Зарница.
  • «Мы выбираем»
  • Последний звонок.

Управление изнутри – процесс  творческий, особенно  в его  технологическом аспекте.  Формы, приемы  и методы такого управления  нельзя механически переносить  из чужого опыта, из одной школы  в другую. В значительной  степени  их приходится  изобретать,  ориентируясь,  конечно, в какой-то степени на  опыт  других школ и прислушиваясь  к советам коллег.

     Для определения  уровня сформированности  воспитательной системы школы  используют  критерии  качества  системы и показатели.  Критерий  качества – модель выпускника.

     Непосредственными  показателями качества  воспитательной  системы выступают:

  • Доброжелательная обстановка  и взаимоподдержка; нормы поведения, комфортные для всех,  определяют  совместно школьники  и  учителя, поэтому нарушения сведены  к минимуму; высокая  творческая  активность учащихся.
  • Удовлетворенность выпускников собственным социокультурным и психическим  развитием, своей  социализацией.
  •   Низкий  уровень  детских правонарушений.
  • Удовлетворенность  запроса  на  дополнительное образование.
  • Профессиональные  знания и  педагогическая  культура  учителя.

 

Стадии  и этапы  создания  и  развития  воспитательной  системы  школы.

Воспитательная  система   образовательного  учреждения[1].

                                                                                                                3 стадия

                                                           2 стадия

1 стадия


[1] По Т.А. Стефановской



Предварительный просмотр:

Реализация  проекта  «Новые  образовательные технологии  как  фактор  высококачественного  образования».

БОРЗИНА А.Е., руководитель  проекта.

Новые педагогические технологии обучения и воспитания как фактор высококачественного образования в «Школе гармонии и вдохновения»

  1. Уважаемые коллеги!  Повышение качества образования  сегодня возможно  только через развитие образования, через инновационные процессы.  Концепция, положенная в основу ОЭР нашей школы, ориентирует на воспитание  нового, целостного видения мира и места человека в нем.  Достижение поставленных целей не означает, что мы должны отказаться от формирования у школьников системы знаний, умений и навыков. Речь идет о расширении образовательных функций школы, где процесс обучения   строится таким образом, чтобы учащиеся могли  получить разнообразный опыт.

       Педагогический коллектив нашей школы считает наиболее важным  в своей практике воспитание школьников в процессе обучения. Одной из составляющих профессиональной компетентности современного учителя является технологическая компетентность, которая характеризуется соответствующими знаниями: знания о технологиях и знания самих технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации.

Реализуя программу развития по моделированию и построению воспитательной системы школы в единстве обучения и воспитания, интеграции всех субъектов образовательного пространства школы по реализации педагогической концепции «Образование для всех», в рамках опытно-экспериментальной работы нами разработана программа локального эксперимента: «Новые педагогические технологии обучения и воспитания как фактор высококачественного образования».

Объектом исследования является качество образования в школе как совокупности существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить самих школьников, родителей, общество.

Предмет исследования – новые образовательные технологии обучения и воспитания как фактор высококачественного образования.

Цель исследования – разработка научно-методического обеспечения внедрения в УВП новых педагогических технологий, полноценное развитие личности в смысловом поле «Человек. Природа. Общество»

Гипотеза исследования:

Новые образовательные технологии обучения и воспитания будут действенным фактором высококачественного образования в «Школе гармонии и вдохновения», если:

  1. они будут способствовать созданию творческой атмосферы, психологического комфорта, росту личности учителя и ученика;
  2. технологии будут иметь диагностический результат, определяемый единой педагогической концепцией «Образование для всех»;
  3. технологии  будут иметь  комплексный эффект в обучении и воспитании школьников.

 Перед педагогами школы,  включившимися в работу данного проекта, стоит задача:  разработать модель внедрения в образовательное пространство школы  новых педагогических технологий;  критерии и диагностические методики эффективности реализации  данной модели, а также в ОЭР проверить результативность разработанной модели и ее диагностического сопровождения.

Проведенное в начале эксперимента исследование убедило нас в необходимости внедрения новых педагогических технологий, так как традиционная  форма обучения закрепляет авторитарный стиль  работы, а распространенные объяснительно- репродуктивные  технологии  не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся.  

 Актуальность данного эксперимента  определяется изменением образовательной парадигмы, где ведущими целями образования становится развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию, развитию  у них способности к самоорганизации и творческой деятельности.

Считая основным результатом педагогической деятельности  набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной  и других сферах, педагоги школы, включившись в инновационную деятельность, внедряют в УВП современные педагогические технологии. В 2006-2007 учебном году проводилась теоретическая подготовка.  С 2007-2008 учебного года в школе проводятся пилотные пробы по апробации новых педагогических технологий. 35% педагогов школы включились в исследовательскую  деятельность по внедрению новых технологий. Организована работа пяти ВТГ по освоению технологий:  «Мастерская» (8уч.), «Развитие критического мышления» (4уч.), «Ситуационное обучение» (кейс-стади) (3уч.), «Дебаты» (5уч.), »Студийное обучение» (3уч.), что позволит   определить возможности реализации технологий в разных учебных предметах, внеклассных мероприятиях, разработать  научно-методическое обеспечение внедрения новых технологий как фактора высококачественного образования. По результатам пилотного и продолжающегося основного этапов проведения  исследования по внедрению новых педагогических технологий выявлена положительная динамика по росту технологической компетентности педагогов, возросла исследовательская компетентность с 30% до 37 %;   учителя представляют свой опыт  на семинарах окружного, городского уровнях,  на  региональных научно-практических  конференциях.

Что привлекает учителей- исследователей, работающих по новым технологиям?

Прежде всего,  рост профессиональной культуры учителя. Выход практики обучения и воспитания на технологический уровень требует от педагога высокого профессионализма, а высокий профессионализм обеспечивает высокое качество обучения и воспитания. На 23% выросло число педагогов, занимающихся инновационной  исследовательской деятельностью, два учителя получили премию Президента в области образования, победу в конкурсе «Учитель года» одержала учитель русского языка и литературы Фролова Н.Н., завоевавшая второе место в районе и в городе,  растет число печатной продукции педагогов.

Наблюдаются положительные тенденции в развитии исследовательской деятельности школьников», меняется характер деятельности учителя и учащегося, осуществляется направленность на развитие субъектности ребенка,  повышается диагностичность педагогического процесса.

  Однако технологизация процесса обучения и воспитания требует диагностичности целей для каждого этапа обучения, а для этого следует соблюдать условия точного описания формируемого качества, свойства, умения, опыта, чтобы его можно было  отдифференцировать от других, иногда учитель испытывает  сложность это сделать,  тем самым нарушая технологичность процесса. Другой проблемой является то, что учитель не выполняет процесс обучения  от начала до конца; иногда внедряет «готовые» разработки, освобождающие от необходимости все делать самому.

В ходе эксперимента 11% педагогов после апробирования новых технологий отошли, мотивируя  необходимостью дополнительных и весьма больших по объему временных организационных затрат при подготовке к занятиям, а также трудностями в преодолении стереотипов при переходе на новые методы обучения.

 Сегодня перед нами стоит задача подготовки учителей - тьюторов по каждой внедряемой технологии с целью обучения  педагогов как нашей школы, так и  близлежащих.

Педагогическая технология не освобождает педагога от необходимости мыслить, ее нельзя свести до уровня ремесленничества,  лишив воздействие творческого характера, иначе она не выполнит своего назначения.

Дополнительный материал.

Технология – система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской деятельности и практической деятельности. В расширительном смысле – определенные образовательные системы. (Загвязинский В.И.)

Технология – структурированная и целеориентированная совокупность необходимых действий вместе с методами и средствами их осуществления, рассчитанная на многоразовое и длительное использование  в разных условиях и способная при полном усвоении и принятии пользователями ее идей и процедур  и обязательной разумной адаптации  к конкретным пользователям и условиям применения, обеспечить быстрое и качественное решение поставленных задач. (Моисеев А.М.)

Педагогическая технология – организация педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой. Организация педагогического процесса – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса. (Стефановская Т.А.)

Чем различаются понятия «методика»  и «технология»?

Методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.

Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса. П.Т. – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

П.Т. выступает как условие, обеспечивающее инструментарий, посредством которого осуществляется воздействие.

Использование технологий:

  1. Диагностически поставленная цель
  2. Алгоритм

Данные педагогические технологии отражают идеи глобального образования, которые лежат в основе программы развития нашей школы «Образование для всех», отражают аксиологический (присущ гуманистической педагогике, в котором человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития) подход,  системный (отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности), личностно-деятельностный подход (предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее  в различные виды деятельности),  средовой подход (рассмотрение процесса развития личности ребенка в зависимости от условий  окружающей его среды).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Misbehaving Students Punished with Mozart" с использованием материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com (для 9-11 классов ОУ)

Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире,  и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и...

Статья и методическая разработка урока

Данная  статья может быть использована на уроках русского языка ву 7 классе при изучении темы "Лексика"....

3.3 Опубликованные научные статьи и методические разработки

3.3 Опубликованные научные статьи и методические разработки...

3.3 Опубликованные научные статьи и методические разработки

3.3 Опубликованные научные статьи и методические разработки...