ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НПО И СПО
статья по теме

Кейс-метод представляет собой группу образовательных методов,технологий и приемов обучения,основанных на решении конкретных проблем и задач. Это приемы интерактивного обучения. Подробно описаны методы:инцидента,разбора деловой корреспонденции,ситуативного анализа.Рассмотрены примерные классные часы,беседы.Кейс-метод помогает развивать личность в студенте,умение слушать и грамотно анализировать ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Прием интерактивного обучения42.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НПО И СПО

                                                   КЕЙС-МЕТОД На современном этапе развития образования в НПО и СПО наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное воспитание. В контексте интерактивного обучения и воспитания разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании и в системе воспитания молодежи.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от педагога пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории,русского языка,литературы,а также на тематических классных часах по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем вопросам, где нет однозначного ответа, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный и воспитательный процесс относятся:

метод инцидента;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что студент сам находит информацию для принятия решения.Это учит его самостоятельности,развивает творческие способности.  Ребята получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации о происходящем в группе,в учебнои заведении. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому студент  должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, можно самостоятельно  дома подготовиться. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения правил внутреннего распорядка техникума можно предложить студентам  следующее сообщение: «Запрещено находиться в помещениях техникума в верхней одежде и головном уборе,курить,мусорить,громко говорить во время учебных занятий и после их окончания. Это тем более парадоксально, что, по этикету лицам женского пола можно не снимать в помещениях головные уборы». (Устав техникума)

Вопросы к тексту:

в чем заключается проблема?

как техникум ее решает?

какие способы решения проблемы вы можете предложить?

На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Студенты  получают от преподавателя или воспитателя  папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

 Например, на классном часе  по теме «Образование и обучение» на 1  курсе можно рассмотреть такой случай:«Андрей закончил 9 класс школы, поступил на 1 курс техникума по специальности1501901 на бюджетной основе, он решил поступить еще в другое учебное заведение на бюджетной основе по смежной специальности. В аттестате у юноши  много «троек» и “четверок”. Андрей  отказались принять в другое учебное заведение, ссылаясь на законодательство. Юноше  посоветовали изучить законы или проконсультироваться у юриста. Но родители Андрея  были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

Какой  закон  нарушен?

Кем нарушен?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для достижения поставленной цели?

Кто быть первокурснику в сложившейся ситуации?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный и интересный для студентов  метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ребятам  предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при беседе на тему «Курить или жить?.» студенты знакомятся с законом “ Против запрета курения в общественных местах” от 18.02.12 г. , с  “Антитабачным законом”,который вступит в силу с 1.07.13  г. На Кубани,с Уставом техникума,а также-с материалами подготовленными специально для беседы. Они узнают о том,что при выкуривании 1 пачки сигарет человек получает дозу радиации 7 раз превышающуюдопустимую.Смерть от курения каждые2-3 часа. Выкуренная сигарета отнимает 5 минут жизни.Заядлый курильщик отнимает у себя 8-9 лет жизни.Каждые 13 минут –отравление никотином! Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины побуждают людей к этой пагубной привычке?

Как вы можете объяснить необходимость принятия этих законов?

Освобождает ли незнание закона от обязательств его исполнять?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце беседы студенты представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Педагог  может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения и воспитания  переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Студенты  получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в группе.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

В  жизни студентам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение принимать быстрые ,но аргументированные решения.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности,творческой составляющей у  студентов.

Конечно, использование кейс технологий в обучении и воспитании  не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учебной группы. Наибольшего эффекта в вопросах обучения и воспитания  можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Стремительное развитие современного общества поставило человека перед выбором: либо приобрести навык быстрого реагирования на изменяющиеся события, либо остаться беспомощным перед многочисленными, требующими разрешения, проблемами. Умение ориентироваться в жизненных ситуациях предполагает наличие у каждого члена общества определенных качеств: способности находить наиболее рациональный выход из создавшегося положения за наименьшее количество времени; самостоятельности в выборе варианта решения возникающих проблем; умения общаться с другими людьми; стремления к постоянному самосовершенствованию.

. Но традиционное обучение, методы которого используются в подавляющем большинстве образовательных заведений, оказывается не в состоянии обеспечить личность всеми необходимыми в решении возникающих проблем знаниями. В связи с этим возникла необходимость включения в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Наиболее эффективными технологиями обучения и воспитания , на наш взгляд, являются личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие «развитие и саморазвитие личности студента». Студент имеет право выбора собственного понимания проблемы и путей ее решения, а педагог создает для этого все условия и моделирует ситуации, в которых каждый может проявить себя в познании, учебной деятельности и поведении..

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Преподаватель с помощью этих технологий стремится повысить  уровень образованности и воспитанности.

Эти  технологии помогают повысить интерес студентов к изучаемому, развивает у студентов такие качества, как социальная активность, коммуникативность, умение слушать размышления одногруппников  и грамотно излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современные педагогические технологии в процессе преподавания химии"

Образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, примене...

Технология воспитательного процесса

Для работы завучам необходимы различного рода информации. Здесь представлена технология воспитательного процесса. Можете воспользоваться ими в своей работе. Буду рада если это поможет вам....

Психолого - педагогическое сопровождение воспитательного процесса

Презентация к выступлению на методическом объединении педагогов - психологов по теме: "Психолого - педагогическое сопровождение воспитательного процесса"...

Новые технологии воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида

В данной статье представлен проект Новых технологий воспитательного процесса...

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

"СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА" автор Павлик Е.П.

Тема выступления: «Современные технологии воспитательного процесса».Автор выступления: воспитатель – Павлик Е.П. Слайд 1Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребнос...

Презентация "Современные технологии воспитательного процесса"

Жизнедеятельность человека напрямую связана с удовлетворением его потребностей, как основного источника человеческой активности. Поэтому выстраивая работу с учащимися, мы должны ориентироваться не тол...