рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям.

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей.

        

Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Старшый возраст

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.

3. Стимулировать движения нижней челюсти.

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка.

7. Укреплять мышцы шеи.

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.

9. Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика.

Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

 Фонопедические упражнения.

1. Укреплять гортань.

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

Игра на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать чувство ритма.

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.

Коммуникативные игры и танцы.

1. Развивать динамическую сторону общения.

2. Развивать эмоциональность.

3. Развивать позитивное самоощущение.

 Упражнения на релаксацию.

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Перспективный план музыкально-логоритмических занятий

Старший возраст

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1 – 2


3


4

Диагностика


Чудесное яблоко


Зайка-огородник

Октябрь

1


2



3


4

Прогулка по осеннему лесу


История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом        


Про мурочку – мурысоньку


Петух да собака

Ноябрь

1


2


3


4

В гостях у лесных гномов


Как мышонок стал трудолюбивым


Машинка У Зайчонка день рожденья


Приближается зима

Декабрь

1


2


3


4

Как стать большим


Зимовье зверей


Проказы зимы


Как Мурочка деда мороза будила

Январь

3


4

Дед Мороз


Снегурочка

Февраль

1



2


3


4        

Про то, как рыжий кот у бабушки живет


В зимнем сказочном лесу


Коза - обманщица


Встречаем весну

Март

1


2


3


4

Мы квартиру прибирали


Праздник весны


Беляночка и Розочка


Дела много у зверей

Апрель

1


2


3


4

Прогулка в зоопарк


Космическое путешествие


Как стать большим


Два клена

Май

1


2


3 - 4

У бабушки в деревни


Времена года. Лето


Диагностика

                        

                         

                

 

                         

                 

 

                         

                 

                                                                

         

 

Требования к уровню подготовки воспитанников

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, её жанром.

1. Выразительно и ритмично двигается в соответствии с различным характером музыки.

2. Отражает особенности музыкальной речи в движении.

2. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.

3. Умеет двигаться под музыку легко, пластично.

3. Обладает пластичными движениями.

4. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений.

4. Поёт лёгким звуком, эмоционально передаёт характер мелодии.

5. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно.

5. Берёт дыхание перед началом фразы и между музыкальными фразами.

6. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением.

6. Поёт с музыкальным сопровождением и без него.

7. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами.


7. Исполняет простейшие мелодии и ритмические фигурации на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников

1. Вводная диагностика – сентябрь.

2. Итоговая диагностика – май.

Тесты для проведения диагностического обследования

Обследование музыкальных способностей.

1. Выявление качества певческих умений:

Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого.

Подготовительная группа – исполнить знакомую песню первый раз с помощью взрослого, затем без сопровождения. Исполнить песню коллективно.

2. Выявление качества музыкально-ритмических движений:

а) выполнение элементов танца:

Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).

Подготовительная группа – выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.

б) создание музыкально-игрового образа:

Старшая группа – передать в движении образ кошки.

Подготовительная группа – исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).

в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах:

Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.

Подготовительная группа – исполнить простую попевку в ансамбле.

3. Выявление уровня ритмического слуха:

Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).

Подготовительная группа – послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.

Обследование неречевых психических функций.

1. Обследование слухового восприятия:

- дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;

- определение направления звука;

- восприятие и воспроизведение ритма.

2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного мышления:

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка в схеме собственного тела.

Обследование состояния моторной сферы.

1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).

2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок).

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность.к переключению, замены):

- движения нижней челюсти;

- движения губ;

- движения языка.

Обследование состояния экспрессивной речи.

1. Состояние дыхательной и голосовой функций:

- объём дыхания;

- продолжительность речевого выдоха;

- сила голоса;

- модуляция голоса.

2. Особенности динамической стороны речи:

- темп;

- ритм;

- паузация;

- употребление основных видов интонации.

Используемая литература.

1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007

2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

5. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008

6. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008

7. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008

8. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика”

9. Лапшина А.Е. “Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации) ” - Красноярск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"

 Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями....

Рабочая тетрадь Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Данная рабочая тетрадь предназначена для детей 5-7 лет. Она является практическим приложением в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста (5-7 лет). Пособие направленно на развит...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения "Речевичок"

Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммун...

Физкультурно-профилактическо-оздоровительная программа «Здоровей-ка» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 -6 лет) за 2023-2024 учебный год

Данной программы состоит в том, что перспективный план составлен с учетом индивидуальной коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения, связанные с осанкой и плоскостопием и направленные...